Главные вкладки

    План-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме:
    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в весенний лес"

    конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_s_podg.gr_._gnomiki_demnichenko_i.v.docx269.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственная образовательная деятельность

    в подготовительной группе «Гномики» «Путешествие в весенний лес»

    МБДОУ ЦРР –д/с № 9 муниципального образования город Горячий Ключ

    Программное содержание:

    -закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие;

    -учить правилам поведения в лесу;

    -расширять и активизировать словарь детей;

    -совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

    -закреплять умение употреблять существительные в единственном и множественном числе, находить ошибки в согласовании частей речи в предложении;

    -учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, формулировать развернутый и обоснованный ответ;

    -закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов;

    -совершенствовать фонематический слух;

    -отрабатывать интонационную выразительность речи;

    -развивать умение согласовывать части речи и упорядочивать слова в предложении, умение отгадывать предметы по существенным признакам, описанным в стихотворной форме;

    -развивать мелкую моторику, осуществлять подготовку руки к письму;

    -учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

    Материал: обручи, модули, карточки с изображением деревьев, с изображением деревьев и их плодов, ниточки, зашумленные рисунки листьев деревьев, фломастеры, карандаши, дорожка здоровья, мячик, экран, проектор, ноутбук, магнитофон.

    Предварительная работа: образовательная деятельность в течение недели по теме «Деревья, лес», наблюдения за деревьями, птицами, рассматривание картинок и иллюстраций по теме, разучивание игр, просмотр слайдов о лесе, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, беседы о природе и правилах поведения в лесу.

    Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

    Тает снежок,

    ожил лужок,

    День прибывает,

    Когда это бывает?

    Дети. Весной

    Воспитатель. А какое время года сейчас?

    Дети. Сейчас время года весна.

    Воспитатель. Сколько весенних месяцев вы знаете?

    Дети. Три.

    Воспитатель. Как они называются?

    Дети. Март, апрель, май.

    Воспитатель. Отгадайте загадки:

    Из старых листьев вылез шмель,

    Цветет подснежником….(апрель)

    Весна торопится на старт,

    В ручьях весенних месяц….(март)

    На луг буренку выгоняй,

    Пришел с травой зеленый…(май)

    Воспитатель. А какой месяц сейчас?

    Дети. Апрель

    Воспитатель. О чем эта загадка:

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает

    Дети. О лесе (слайд с видом леса- приложение 1)

    Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в весенний лес.

    Там сейчас так хорошо –

    Радостно, красиво и светло,

    Весенний воздух свеж и чист.

    И зеленеет первый лист.

    Видна в проталинах земля,

    Вокруг ручьи бегут звеня.

    Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

    Дети читают стихотворение «Лесные правила», на экране соответствующие картины.(приложение 2.)

    Если в лес пришел гулять,

    Свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй,

    Только, чур, не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь,

    Даже очень громко петь:

    Испугаются зверушки,

    Убегут с лесной опушки.

    Ветки дуба не ломай,

    Никогда не забывай

    Мусор с травки убирать,

    Зря цветы не надо рвать.

    Из рогатки не стрелять;

    Ты пришел не убивать!

    Бабочки пускай летают,

    Ну кому они мешают?

    Здесь не нужно всех ловить,

    Топать, хлопать, палкой бить.

    Ты в лесу всего лишь гость.

    Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги,

    Ведь они нам не враги!

    Воспитатель показывает пиктограмму «О правилах поведения в природе».

    Теперь вы точно скажите, друзья,

    Что же делать здесь нельзя?

    Обведите буквой «О»,

    Все, что быть здесь не должно (на картинке изображена лесная поляна после посещения туристами: дети обводят растоптанные грибы, консервные банки, разоренное гнездо, сорванные цветы…)

    Молодцы, пришло время отправляться в путь!

     

    Добрый лес, старый лес!

    Полон сказочных чудес!

    По тропинке мы пойдем,

    Тихо мы в него войдем.          Звучит музыка (аудиозапись «Голоса леса»)

    Какой мягкий мох! Идем по нему неслышно, на носочках. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять напряжение. Как звонко поют птицы! Каких птиц вы слышите?

    Ответы детей

    Воспитатель. Д.И. «Кто как подает голос»

    Воробей - чирикает,

    ворона – каркает,

    голубь – воркует,

    сорока – стрекочет,

    ласточка – щебечет,

    соловей – заливается, свистит,

    журавль – курлычет,

    жаворонок – звенит.

     

    Воспитатель. Давайте назовем птиц ласково. Д.И. «Назови ласково»

    Воробей – воробышек, воробышки,

    ворона – вороненок, воронята,

    кукушка – кукушонок, кукушата,

    журавль – журавленок, журавлята,

    скворец – скворчонок, скворчата,

    стриж – стрижонок, стрижата,

    аист – аистенок, аистята,

    лебедь – лебеденок, лебедята

    Воспитатель.  А теперь, я задам вам хитрые вопросы. Д.И. «Хитрые вопросы»

    Чего больше – крыльев или птиц?

    Чего больше – крыльев или лап?

    Кто старше – птица или птенец?

    Посмотрите, впереди непролазная чаща. Пойдем по узкой тропинке, не отставайте, ступайте точно друг за другом.

    МП.И. «След в след»

    Что вы видите в лесу? Какие деревья вам попадаются?

    Д.И. «Какое слово самое короткое?»:

    -береза, сосна, дуб, липа

    -каштан, ель, ясень, осина

    -ива, клен, тополь, рябина

    Д.И. «Сосчитай до пяти»:

    1. Один могучий дуб, два могучих дуба, три…..
    2. Одна плакучая ива, две….
    3. Одна стройная береза, две….
    4. Один молодой клен, два…
    5. Одна высокая сосна, две….

    Ребята, назовите, каких деревьев много в лесу?

    Д.И. «Один – много»:

    1. Одна ольха – много ольх.
    2. Одна ель – много елей.
    3. Один клен – много кленов.
    4. Одна липа – много лип.
    5. Одна лиственница – много лиственниц.

    Воспитатель. После сильного ветра повалились деревья. Нам придется через них перелезть. Мы попали с вами в лес, где растут одни ели.

    Д.И. «Измени по образцу» сопровождается показом соответствующих слайдов (приложение 3):

    1. Ели – ельник (еловый лес).
    2. Дубы – дубрава (дубовый лес).
    3. Сосны – сосняк (сосновый бор).
    4. Осины – осинник (осиновая роща)

    Воспитатель. Мы сейчас с вами превратимся в деревья.

    Упражнение «Расскажи стихи руками». Дети имитируют движения.

    Станем мы деревьями

    Сильными, большими

    Ноги на ширине плеч, руки на поясе

    Ноги – это корни,

    Их расставим шире

    Раздвигают ноги шире

    Чтоб держали дерево,

    Падать не давали

    Сжатый кулак ставим над другим кулаком

    Из глубин далеких

    Воду доставали

    Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются

    Тело наше – ствол могучий,

    Раскрывают ладони, проводят вдоль тела сверху вниз

    Он чуть – чуть качается

    Покачиваются из стороны в сторону

    И своей верхушкой острой

    Складывают ладошки шалашиком, острым концом вверх

    В небо упирается

    Поднимают соединенные руки вверх

    Наши руки – это ветви

    Разжимают пальцы рук вверх, в сторону

    Крону вместе образуют

    Смыкают пальцы над головой

    В кроне им совсем не страшно

    Качают головой

    Когда ветры сильно дуют

    качают поднятыми руками

    Пальцы веточками будут

    Шевелят пальцами обеих рук

    Листья закрывают их

    Прикрывают одну ладонь другой

    Как придет за летом осень

    Разлетятся листья вмиг

    Поднимают вверх руки по очереди и разводят в стороны

    Воспитатель. Ребята, а как называют лес, в котором растут деревья разных пород?

    Дети. смешанный лес. (дети берут карточки с изображениями разных деревьев- приложение 4)

    Д.И. «Где растет дерево?». У детей карточки с изображением разных деревьев. По сигналу воспитателя они объединяются в хвойный, лиственный, смешанный лес.

    Воспитатель. Слушайте внимательно и скажите, что не так? Д.И. «Что не так»:

    1. Под елью дети собирали…желуди (шишки). Как можно сказать по – другому?
    2. Осенью на деревьях появляются почки (весной)
    3. Деревья закачались, и подул ветер (ответы детей)

    Молодцы! А теперь я вам задам умные задачки.

    Д.И. «Умные задачки»:

    1. Каштан выше рябины, рябина выше осины. Какое дерево выше всех? (каштан)
    2. Сосна ниже ели, но выше клена. Какое дерево выше всех? (ель)

    А еще я вам загадаю загадки. После правильного ответа на экране появляется изображение названного дерева.

    Весной зеленела,

    летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы. (рябина)

     

    С моего цветка берет

    Пчелка саамы вкусный мёд.

    А меня все обижают,

    Шкурку тонкую сдирают (липа)

    Кудри в речку опустила,

    И о чём то загрустила.

    А о чем она грустит-

    Никому не говорит. (ива)

    Лишь пурга окрест завоет,

    И морозы станут злей,

    Я столовую открою

    Для клестов и глухарей. (сосна)

    По весне в лесу высоком,

    На опушках и в глуши,

    Всех я вкусным сладким соком

    Угощаю от души. (береза)

    Хоть неплохо я одета,

    Бьет меня озноб всегда.

    И весной, и жарким летом,

    Вся дрожу, как в холода. (осина)

    Воспитатель. Какие вы умнички. Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат волшебные веревочки (нитки, проволока). Выложите из них контур своего любимого дерева.

    Дети из ниточек выкладывают контуры деревьев. Звучит музыка.

    Воспитатель. Какое у тебя дерево? Теперь возьмите волшебные листы бумаги. Что вы видите на них?

    Дети. Листья.

    Воспитатель. Какие листья вы видите?

    Д.И. «Измени по образцу»:

    1. Лист березы – березовый.
    2. Лист дуба – дубовый.
    3. Лист рябины – рябиновый.
    4. Лист осины – осиновый.
    5. Лист клена – кленовый
    6. Лист тополя – тополиный.

    Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики.

    Ветер по лесу летал

    Ветер листики считал

    Плавные волнообразные движения ладонями

    Вот дубовый,

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березы золотой

    Загибают по одному пальчику на обеих руках

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку

    Спокойно укладывают ладони на стол

    Воспитатель. Возьмите фломастеры, обведите кленовый лист  - красным, березовый – желтым, дубовый – зеленым цветом.

    Дети обводят листья по заданию воспитателя.

    Воспитатель. А теперь мы с вами поиграем в игру (приложение 6.)

    Д.И. «С чьей ветки детки». Перед детьми на столах листочки  с изображением деревьев и их плодов. Дети стрелочками соединяют соответствующие друг другу деревья и их плоды.

    Воспитатель. Слушайте внимательно, сейчас мы поиграем в игру «Собери предложение». Я называю слова, а вы из них составляете предложение:

    1. Озеро, около, дуб, старый, растет. Сколько слов в предложении?
    2. Прячутся, кроне, в, птицы, клена. Сколько слов в предложении?
    3. Сидит, дятел, стволе, березы, на. Сколько слов в предложении?
    4. Весной, деревьях, распускаются, на, почки. Сколько слов в предложении?

    Аутотренинг под музыку («Голоса леса»)

    Воспитатель. Ребята, располагайтесь поудобнее на ковре, закройте глаза и расслабьтесь.

    Ярко светит солнце,

    Дует легкий ветерок,

    Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

    Колышутся деревья, поют птицы.

    Мне хорошо и приятно.

    Я хочу жить в гармонии с природой.

    Я открываю глаза и у меня хорошее настроение.

    Я весел и полон сил.

    Вот мы и вернулись из весеннего леса.

    Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие в весенний лес?

    Ответы детей.

    Воспитатель

    Демниченко Ирина Викторовна


    Приложение 6.

            

                 липа                       береза                                    дуб                                   клен                         ель                     сосна

             

            

                 липа                       береза                                    дуб                                   клен                         ель                     сосна

             


    Приложение 7.

    Дети читают стихотворение «Лесные правила»:

    Если в лес пришел гулять,

    Свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй,

    Только, чур, не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь,

    Даже очень громко петь:

    Испугаются зверушки,

    Убегут с лесной опушки.

    Ветки дуба не ломай,

    Никогда не забывай

    Мусор с травки убирать,

    Зря цветы не надо рвать.

    Из рогатки не стрелять;

    Ты пришел не убивать!

    Бабочки пускай летают,

    Ну кому они мешают?

    Здесь не нужно всех ловить,

    Топать, хлопать, палкой бить.

    Ты в лесу всего лишь гость.

    Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги,

    Ведь они нам не враги!

    Воспитатель показывает пиктограмму «О правилах поведения в природе».

    Теперь вы точно скажите, друзья,

    Что же делать здесь нельзя?

    Обведите буквой «О»,

    Все, что быть здесь не должно (на картинке изображена лесная поляна после посещения туристами: дети обводят растоптанные грибы, консервные банки, разоренное гнездо, сорванные цветы…)

    в молодцы, пришло время отправляться в путь!

     

    Добрый лес, старый лес!

    Полон сказочных чудес!

    По тропинке мы пойдем,

    Тихо мы в него войдем.          

    Звучит музыка (аудиозапись «Голоса леса», слайд)

    Д.И. Упражнение «Расскажи стихи руками». Дети имитируют движения.

    Станем мы деревьями

    Сильными, большими

    Ноги на ширине плеч, руки на поясе

    Ноги – это корни,

    Их расставим шире

    Раздвигают ноги шире

    Чтоб держали дерево,

    Падать не давали

    Сжатый кулак ставим над другим кулаком

    Из глубин далеких

    Воду доставали

    Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются

    Тело наше – ствол могучий,

    Раскрывают ладони, проводят вдоль тела сверху вниз

    Он чуть – чуть качается

    Покачиваются из стороны в сторону

    И своей верхушкой острой

    Складывают ладошки шалашиком, острым концом вверх

    В небо упирается

    Поднимают соединенные руки вверх

    Наши руки – это ветви

    Разжимают пальцы рук вверх, в сторону

    Крону вместе образуют

    Смыкают пальцы над головой

    В кроне им совсем не страшно

    Качают головой

    Когда ветры сильно дуют

    качают поднятыми руками

    Пальцы веточками будут

    Шевелят пальцами обеих рук

    Листья закрывают их

    Прикрывают одну ладонь другой

    Как придет за летом осень

    Разлетятся листья вмиг

    Поднимают вверх руки по очереди и разводят в стороны

    Д.И. «Кто как подает голос»

    Воробей - чирикает,

    ворона – каркает,

    голубь – воркует,

    сорока – стрекочет,

    ласточка – щебечет,

    соловей – заливается, свистит,

    журавль – курлычет,

    жаворонок – звенит.

    Д.И. «Назови ласково»

    Воробей – воробышек, воробышки,

    ворона – вороненок, воронята,

    кукушка – кукушонок, кукушата,

    журавль – журавленок, журавлята,

    скворец – скворчонок, скворчата,

    стриж – стрижонок, стрижата,

    аист – аистенок, аистята,

    лебедь – лебеденок, лебедята

    Д.И. «Хитрые вопросы»

    Чего больше – крыльев или птиц?

    Чего больше – крыльев или лап?

    Кто старше – птица или птенец?

    Д.И. «Какое слово самое короткое?»

    -береза, сосна, дуб, липа

    -каштан, ель, ясень, осина

    -ива, клен, тополь, рябина

    Д.И. «Сосчитай до пяти»

    1. Один могучий дуб, два могучих дуба, три…..
    2. Одна плакучая ива, две….
    3. Одна стройная береза, две….
    4. Один молодой клен, два…
    5. Одна высокая сосна, две….

    Д.И. «Один – много»

    1. Одна ольха – много ольх.
    2. Одна ель – много елей.
    3. Один клен – много кленов.
    4. Одна липа – много лип.
    5. Одна лиственница – много лиственниц.

    Д.И. «Измени по образцу»

    1. Ели – ельник (еловый лес).
    2. Дубы – дубрава (дубовый лес).
    3. Сосны – сосняк (сосновый бор).
    4. Осины – осинник (осиновая роща)

    Д.И. «Что не так»

    1. Под елью дети собирали…желуди. (шишки)
    2. Осенью на деревьях появляются почки. (весной)
    3. Деревья закачались и подул ветер. (ответы детей)

    Д.И. «Умные задачки»

    1. Каштан выше рябины, рябина выше осины. Какое дерево выше всех? (каштан)
    2. Сосна ниже ели, но выше клена. Какое дерево выше всех? (ель)

    Д.И. «Измени по образцу»

    1. Лист березы – березовый.
    2. Лист дуба – дубовый.
    3. Лист рябины – рябиновый.
    4. Лист осины – осиновый.
    5. Лист клена – кленовый
    6. Лист тополя – тополиный.

    Д.И.  «Собери предложение».

    Я называю слова, а вы из них составляете предложение:

    1. Озеро, около, дуб, старый, растет. Сколько слов в предложении?
    2. Прячутся, кроне, в, птицы, клена. Сколько слов в предложении?
    3. Сидит, дятел, стволе, березы, на. Сколько слов в предложении?
    4. Весной, деревьях, распускаются, на, почки. Сколько слов в предложении?

    Аутотренинг

    Ярко светит солнце,

    Дует легкий ветерок,

    Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

    Колышутся деревья, поют птицы.

    Мне хорошо и приятно.

    Я хочу жить в гармонии с природой.

    Я открываю глаза и у меня хорошее настроение.

    Я весел и полон сил.

    Вот мы и вернулись из весеннего леса.

    Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики.

    Ветер по лесу летал

    Ветер листики считал

    Плавные волнообразные движения ладонями

    Вот дубовый,

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березы золотой

    Загибают по одному пальчику на обеих руках

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку

    Спокойно укладывают ладони на стол

    Загадки про деревья:

    Весной зеленела,

    летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы. (рябина)

     

    С моего цветка берет

    Пчелка саамы вкусный мёд.

    А меня все обижают,

    Шкурку тонкую сдирают (липа)

    Кудри в речку опустила,

    И о чём то загрустила.

    А о чем она грустит-

    Никому не говорит. (ива)

    Лишь пурга окрест завоет,

    И морозы станут злей,

    Я столовую открою

    Для клестов и глухарей. (сосна)

    По весне в лесу высоком,

    На опушках и в глуши,

    Всех я вкусным сладким соком

    Угощаю от души. (береза)

    Хоть неплохо я одета,

    Бьет меня озноб всегда.

    И весной, и жарким летом,

                  Вся дрожу, как в холода (осина)

    Загадки о весне и весенних месяцах.

    Тает снежок,

    ожил лужок,

    День прибывает,

    Когда это бывает? (весной)

    Из старых листьев вылез шмель,

    Цветет подснежником….(апрель)

    Весна торопится на старт,

    В ручьях весенних месяц….(март)

    На луг буренку выгоняй,

    Пришел с травой зеленый…(май)

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает (лес)

    Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в весенний лес.

    Там сейчас так хорошо –

    Радостно, красиво и светло,

    Весенний воздух свеж и чист.

    И зеленеет первый лист.

    Видна в проталинах земля,

    Вокруг ручьи бегут звеня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема занятия: «Заколдованный лес»

    Цель: Развитие речи у детей через знакомство с русским фольклором. Задачи:1.     познакомить детей с одним из разделов русского фольклора: «пословицы, поговорки».2....

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у кота Ерофея»

    Сказка любима детьми . В своей разработке постаралась воспитывать у детей интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Упражнять в умении отгадывать название сказки и зага...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя сказка"

    Закреплять представления о временах года. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение к друг другу....

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: рассказ по картине «Ежи в лесу"

    Создать условия для  закрепления знаний  детей  о  ежах (внешний вид, образ жизни, питание,  повадки). Воспитывать  бережное   отношение к живому миру, природе....

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В деревне Простоквашино»

    Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним жив...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Ежик в лесу».

    формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с цифрами 3 и 8; обратить внимание на конфигурацию этих цифр; учить сравнивать их начертания, устанавлив...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя прогулка"

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя прогулка"...