НОД "Старая сказка на новый лад"
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

Булатова Зоя Александровна

НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staraya_skazka_na_novyy_lad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект занятия в старшей группе

Старая сказка на новый лад

«Заюшкина избушка»

Составила и провела воспитатель

Булатова Зоя Александровна

Задачи:

  • учить детей составлять рассказ, объяснять смысл пословицы;

закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от                                    существительных;

  • развивать словесно – логическое мышление и умение рассуждать;
  • воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание делать добрые дела, умение выражать эмоциональное состояние героя сказки.

Обогащение и активизация словаря:

невелик, не велит, коварный, небосвод, медлительный, мудрый, зоркий.

Предварительная работа:

  • рассказывание сказок «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»;
  • чтение сказки «Цветик – семицветик», заучивание рефрена «Лети, лети, лепесток»;
  • обыгрывание ситуации «Что спрятано в ларце?»;
  • рисование «Заяц серый»;
  • аппликация «Зайчик под ёлкой»;
  • изготовление макета «Цветик – семицветик».

Оборудование:

  • муляж «Цветик – семицветик»,
  • домик – макет избушки,
  • элементы детского костюма зайца,
  • костюм лисы для взрослого,
  • свиток с заданиями,
  • ларчик,
  • схемы и символы признаков предметов,
  • мяч,
  • снежный комок,
  • картина «Зимний день»,
  • дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»,
  • технические средства (магнитофон, аудиозаписи музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов», песня Ю. Энтина «Дорога добр

Ход занятия:

(Дети и воспитатель стоят на ковре)

Воспитатель: Дети, какой у вас самый любимый праздник и почему?

Дети: Новый год, потому что весело и много подарков, приходят в гости Дед Мороз со Снегурочкой.

Воспитатель: Я тоже очень люблю Новый год. Он такой загадочный, радостный, весёлый, как сказка. Вот бы в сказку попасть…

Дети, а как можно оказаться в сказке?

Дети: Сказать волшебные слова, с помощью волшебной палочки, загадать желание и пр.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой прекрасный цветок появился у нас в группе. Давайте все вместе закроем глаза и скажем: «Лети, лети, лепесток…» (Дети закрывают и повторяют слова за взрослым)

(Звучит грамзапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов»)

Воспитатель: Открываем глазки! (Стоит избушка, в окошке видна лиса (взрослый в костюме), рядом  сидит ребёнок в костюме зайчика и «плачет») Дети, в какую сказку мы попали?

Дети: Лиса и заяц. Заюшкина избушка.

Воспитатель: Зайчик, а почему ты такой грустный?

Ребенок в костюме зайчика.- Как же мне не плакать? Меня Лиса из моей избушки выгнала.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему лиса ушла из своего прекрасного ледяного дома?

Дети: Лиса ушла, потому что в доме холодно, скользко, неуютно. В таком доме можно жить только до весны, нельзя топить печку.

Воспитатель: Как помочь зайчику?

Воспитатель: Как же нам её уговорить?

Дети: Можно Лису похвалить, задобрить и она уйдёт сама.

Воспитатель: Правильно, ребята. Надо попросить вежливо, назвать лису ласково.

Дети: Лисонька, Лисичка, красавица, Рыжуля, умница. Уходи, пожалуйста, будь так любезна.

Лиса: Хорошо, вы меня почти уговорили. Только вы должны помочь своему зайцу.

Воспитатель: Мы готовы сделать доброе дело. А как мы можем помочь зайчику?

Лиса: Я хочу пойти учиться в школу, а для этого мне надо выполнить задания.  Помогите мне в решении, и пусть заяц живет в своей избушке.

(Лиса передаёт свиток с заданиями воспитателю.  

Дети садятся на свои места.)

Воспитатель(читает со свитка): Посмотрите на фотографии и назовите, чей это хвост, чья это голова.

Дети: Лисий хвост – лисья голова,

медвежий хвост – медвежья голова,

 заячий хвост – заячья голова,

волчий хвост – волчья голова,

коровий хвост – коровья голова,

 кошачий хвост – кошачья голова,

собачий хвост – собачья голова            (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Ребята, как вы понимание смысл пословицы «Мороз не велик, а  стоять не велит». 

Дети: Мороз не большой, но, чтобы не замёрзнуть, надо двигаться.

Воспитатель: Следующее Лисичкино задание составить рассказ по картине

«Зимний день» (на доску вывешивается картина).

  • Почему картина называется «Зимний день»? (На картине время года зима, много снега, дети тепло одеты, катаются на санках.)
  • Что изображено на картине? (На картине изображены  двор, горка, песочница–грибок, снеговик)
  • Кого вы видите на картине? (На картине мы видим детей.)
  • Что делают дети? (Мальчик копает снег в песочнице. Большая девочка стоит с санками. Маленькая девочка смотрит на дом и ждёт кого-то.)
  • Что будет с этими детьми, если они не займутся делом? (Дети замёрзнут и заболеют.)

Воспитатель: Ребята, придумайте историю по этой картине.

Дети: (один из вариантов рассказа) Наступила зима. Выпало много снега. Был выходной день. Девочка Аня взяла санки и пошла играть во двор. Там она познакомилась с девочкой Машей и мальчиком Сашей. Они стали играть вместе: кататься с горки, лепить снеговика, катать друг друга на санках. когда дети нагулялись, Аня предложила: «Саша, Маша, пойдёмте ко мне пить чай. Моя бабушка испекла вкусное печенье.»

Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на ковёр и  поиграем.           (Дети выходят и образуют круг, за руки не держатся. Воспитатель передаёт рядом стоящему ребёнку морковку с вопросом. Далее ребёнок передаёт морковку соседу по цепочке, а взрослый аналогично задаёт вопрос каждому.)

Хитрый как кто?                          Хитрый как лиса.

Трусливый как кто?                         Трусливый как заяц.

Косолапый как кто?                         Косолапый как медведь.

Голодный как кто?                         Голодный как волк.

Запасливый как кто?                Запасливый как белка.

Зоркий как кто?                        Зоркий как орёл?

Горластый как кто?                         Горластый как петух.

Мудрый как кто?                        Мудрый как сова.

Трудолюбивый как кто?                Трудолюбивый как пчела.

Холодный как кто?                        Холодный как лягушка.

Упрямый, как кто?                    Упрямый, как осел.

Чумазый, как кто?              Чумазый, как поросенок.

(Дети садятся на свои места, Лиса вносит ларец.)

Лиса: Дорогие ребята, в свой ларец я что-то спрятала. Что там может быть?

Дети: Конфета, матрёшка, кубик, ключи, яблоко и др.

Лиса: А вот и не угадали. Эти символы помогут вам определить, что это за предмет (Лиса вывешивает на доску символы).

Вы можете меня спрашивать какой он по форме, какой по цвету, какой на ощупь, какой по температуре, какой по вкусу.

Дети: Этот предмет круглый?

Лиса: Да, он круглый.

Дети: Этот предмет красный?

Лиса: Нет, он не красный.

Дети: Этот предмет белый?

Лиса: Да, он белый.

Дети: Этот предмет твёрдый?

Лиса: Да, он твёрдый.

Дети: Этот предмет холодный?

Лиса: Да, он холодный.

Дети: - перечисляют вкус: солёный, сладкий, горький, кислый и приходят к выводу, что предмет не имеет вкуса. Он безвкусный.

Лиса: Итак, этот предмет круглый, белый, твёрдый, холодный, безвкусный. Что это?

Дети: Это снег, снежный комок.

Лиса: Правильно, молодцы. (Лиса открывает ларец и достаёт комок.)

Воспитатель: Предлагаю согреть ладошки. (проводится пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять.»)

Раз, два, три, четыре, пять.                загибаем пальцы обеих рук от большого

Мы во двор пошли гулять.                указательный и средний «шагают» по столу

Бабу снежную лепили,                        обеими руками «лепим» комок

Птичек крошками кормили,                имитируют движение

С горки мы потом катались,                волнообразные движения обеих рук

        сверху вниз

А ещё в снегу валялись.                        повороты ладоней вверх-вниз

Все в снегу домой пришли.                имитация отряхивания снега с головы и рук

Съели суп и спать легли.                        имитация движений

Воспитатель: Подумайте и закончите предложения.

Мы не пошли гулять почему?   (…потому что на улице мороз)

Люди скользят и падают почему?   (…потому что гололед)

Я люблю зиму почему?   (…потому что зимой Новый год, можно кататься на лыжах и санках, можно лепить снеговика и валяться в снегу)

Лиса: Вы молодцы! Со всеми заданиями справились. А я ухожу. Бедная я, несчастная, замерзну, наверное.

Воспитатель: Дети, а давайте придумаем новый конец к этой сказке.

Дети: Построим для Лисы другой дом или дворец. Подарим Лисе шубу. Пусть Лиса и Заяц живут вместе.

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец. Нам пора возвращаться. Давайте все вместе закроем глаза и скажем: «Лети, лети, лепесток…»    (Дети закрывают и повторяют слова за взрослым)

Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, а ведь у нас ещё осталось шесть лепестков. Какие добрые дела мы ещё можем сделать с их помощью?

Дети: Мы можем попасть в разные сказки опять кому-нибудь помочь.

(Звучит грамзапись песни Ю. Энтина “Дорога добра».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Развлечение про ПДД. Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)

Сказка «Теремок»(старая сказка на новый лад для примерных дошколят) Цель: пропаганда здорового образа жизни.  Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения...

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад)

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад) с  детьми группы компенсирующей направленности «Почемучки»Действующие лица: хоровод:  Репка,  Дед,  Бабка, Жучка,...

«Зайка ищет новый дом» сказка на новый лад

создание условий для развития у детей интереса к музыкальным произведениям по средствам драматизации...

Сказка на новый лад " Новые приключения Колобка."

Развлечения по ОБЖ с детьми среднего  и младшего возраста...