Образно-языковая картина мира ребёнка.
статья по развитию речи по теме
Человек устроен так, что его знания неотделимы от его языка и поэтому, приобретая представления о внешнем мире, совершенствуя и обогащая, детализируя и развивая своё видение мира, человек овладевает языком,развивает свою языковую способность.Без языка познание мира невозможно,так как язык взаимосвязан с мышлением. На начальной стадии познания мира мы познаём предметный мир.Поэтому культурологическое ядро языка - это его лексика. Лексический состав языка ребёнка отражает восприятия ребёнком окружающей действительности. Окружающая среда имеет важную ,определяющую роль в обогащении лексики ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Образно – языковая картина мира ребёнка.
Мир вокруг нас чрезвычайно многолик и многообразен . И с первых же дней человек начинает познавать его. Он ещё не умеет говорить, а уже различает отдельные предметы, понимает определённые отношения между ними. На начальной стадии познания мира он познаёт прежде всего предметный мир. Воспринимая окружающий мир, человек отображает его в сознании. Уже тогда в сознании его формируется модель мира, другими словами картина мира. Сначала это картина мира его непосредственного окружения, с развитием ребёнка она усложняется, детализируется, отражая множество логических связей между её составляющим, отражая совокупность предметов и явлений окружающей действительности. Языковая модель мира отличается наличием конкретных, материально выраженных предметов . Она динамична и развивается до абстрактных понятий и закономерностей мироздания.
Картина мира ребёнка - это детское восприятие мира ( не в значении «наивное» , а именно « детское» . Картина мира ребёнка носит ярко выраженный образный характер. Образная картина мира присуща младенческому возрасту. Элементы образно - языковой картины мира ребёнка получают словесное выражение несколько позднее , с развитием языка ребёнка. Так мы можем уже говорить об образно – языковой картине мира ребёнка. Таким образом, развивающая среда имеет важную ,определяющую роль в развитии лексического состава языка ребёнка.
В последнее время появилась новая наука онтолингвистика, она изучает язык детей. В этой области лингвистики работают В.Б.Касевич, М.В.Стенлинг. Изучение образно –языковой картины мира ребёнка очень актуально в свете антропологической(раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого мышления на основе её отражения в соответствующей эволюции языка ,прежде всего его лексики) и когнитивной лингвистики(направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания) . Изучая картину мира ребёнка , мы наблюдаем направление развития не только языка , но и сознания. Чтобы понять закономерности возникновения и развития языковой картины, нужно изучать её у самых истоков, то есть с детского возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-381441-1390826520.jpg)
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-578671-1589445704.jpg)
Мастер - класс «Формирование образных языковых средств»
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. Обра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-781051-1461099060.jpg)
Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника
Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-982065-1512410418.jpg)
Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).
Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели: Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-1247853-1597566702.jpg)
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.
Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1370969-1639584547.jpg)
Статья "Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника".
Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/13/picture-1393658-1660397646.jpg)
Предметно-развивающая среда как средство формирования целостной картины мира, поддержания детской инициативы и взаимодействия с семьёй ребёнка
quot;Предметно-развивающая среда как средство формирования целостной картины мира, поддержания детской инициативы и взаимодействия с семьёй ребёнка"(Вторая младшая группа)Эффективным средством в...