Авторская программа по развитию речевого мышления "Волшебная метафора"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

Разработка программы по развитию речевого мышления "Волшебная метафора", прежде всего, основывалась на принципах культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Основополагающими принципами  явились:

  1. принцип единства закономерностей развития нормального и аномального ребенка;
  2. опора на ведущий тип деятельности исследуемого контингента;
  3. учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  4. ориентировка на зоны ближайшего и актуального уровни развития детей 
  5. ориентировка на интересы и потребности самого ребенка;

Кроме того,опора шла на некоторые принципы теории формирования, П.Я.Гальперина, а именно: ориентировка на основные этапы в деятельности (мотивационный, материальный, внешне-речевой), варьирование задач,  принцип постижения  «от простого к сложному» и т.д.

Разработаннаю программу можно по праву считать развивающей на проектной основе, так как она содержит в себе комплекс задач, включающий самые разнообразные виды деятельности, опосредующие развитие не только речевого мышления, но и общее психическое развитие ребенка - развитие его познавательной деятельности в целом и эмоционально-личностной сферы.

Для программы характерно включение разнообразных и логически связанных между собой видов деятельности:

- Действенные/конструктивные задачи – аппликация, лепка, рисование.

- Речевые/языковые (элементы словесного творчества) – составление сказок, сочинение окончания начатого рассказа, работа с метафорой различного уровня сложности (сравнения, фразеологические обороты, пословицы) и т.д. Кроме того, важным условием в проведении занятий являлись - недирективная позиция взрослого и достаточно свободная форма общения участников курса друг с другом и с его руководителем, а методом работы: вовлечение детей в «живую» деятельность. 

Кроме того, включение различных форм работ при условии правильной их организации – индивидуальной, групповой, совместной деятельности - способствуют развитию произвольности, децентрации, рефлексии.

Стоит также сделать акцент на том, что при разработке своей развивающей программы, подборе материла, построении структуры занятий и их реализации я попыталась создать такой контекст деятельности, где дети могли бы выполнять поставленные перед ними задачи с заданным заранее смыслом, мотивом, целью. Именно создание таких условий заставит ребенка развиваться

 Важным является факт того, что в основу содержания предлагаемых заданий легли, прежде всего, речевые задачи.

Чтобы избежать известного педагогического натаскивания, учитывался принцип организации максимально естественной деятельности постижения языковых структур, которая предусматривает процесс «живого» общения, ориентировку на естественную «чувствительность» к языку посредством аналогии (которую в онтогенезе  обнаруживают уже дети  3-5 лет), достраивание и конструирование суждений «здесь и сейчас», максимальная материализация словесного материала и т.п.. Условно  вся программа разработанных задач разбита на 4 блока.

1 блок – задачи, в содержании которых центральным звеном явились действенные, творческие задания (лепка, аппликация, рисование), не требующие от детей прямой речевой активности, а скорее непроизвольной (в обсуждениях, беседах, и т.д.).

2 блок – центральным видом деятельности которых явились непосредственно речевые задачи, требующие от ребят не только активной речевой позиции, но и более глубоких мыслительных операций (обобщение, анализ, синтез), а не простых, поверхностных знаний, данные  занятия начинались с середины курса. Например, придумывание рассказов с заданными условиями, интерпретация простых сравнений, соотнесение предложенных фразеологизмов с иллюстрацией и  его объяснение.

3 блок – пара объемных задач, в которых акцент опять ставился на творческом аспекте деятельности.

4 блок – специальные задачи на децентрацию и рефлексию, представленные в виде задач-обсуждений по темам «Важность волшебных метафор, зачем они нужны», «Что больше всего понравилось из всех занятий и почему, что бы хотелось повторить». Заключительное занятие, позволяющее подвести итог и посмотреть возможность переноса и усвоения предложенного материала

Кроме того, в течение всей программы занятий шло планомерное усложнение языкового материала, а именно от сравнений к простым метафорическим суждениям к фразеологическим оборотам и к пословицам от простых  к сложным.

Как видно из всего вышеизложенного разработка программы предполагает наличие сложной деятельности, опосредующей развитие не только речевого мышления, но и других высших психических функций ребенка. Поэтому мы выделили основные линии посредством развития которых, дети смогут перейти на иной, более высокий уровень развития речевого мышления, что выразится в понимании метафорических суждений.

По данным линиям можно проанализировать изменения, происходящие в психическом развитии ребенка в ходе реализации программы.

- изменения общего направления в развитии речевого мышления - от наглядно-действенного к словесно-логическому, (развитие операций анализа, синтеза, обобщения, возможности абстрагирования), оперирование новыми образными понятиями

- развития речи - от ситуативной к контекстной; посредством включения в деятельность элементов словесного творчества (увеличение словарного запаса, развитие и расширение активного словаря, употребление в речи устойчивых словосочетаний) за счет введения в арсенал активной речи детей новых слов и словесных оборотов,

- изменения эмоционально-личностной сферы - развитие произвольности, развитие мотивации, развитие рефлексии и децентрации

- развитие совместной деятельности в направлении развития сотрудничества между участниками, ориентировки на партнера, учета его позиции

 При реализации прогараммы мною были использованы  две стратегии: констатирующая (срез) и формирующая (сама программа).

Констатирующая стратегия представляет собой проведение срезовой методики «Толкование фразеологических оборотов», которая была разработала самостоятельно. Данную методику можно назвать обучающей, потому что задания в ней построены по принципу постепенного усложнения и при интерпретации требуют от испытуемых включения различных умственных действий.

Кроме того, важным является тот факт, что данная методика проводится не как тестирование с жестко заданными условиями (ограничение во времени, акцент на количественной характеристике выполнения задания, нейтральная позиция экспериментатора), а скорее в духе клинической беседы, то есть направленность экспериментатора на сотрудничество с испытуемым, предложение помощи, ориентировка, главным образом на качественное выполнение задания.

Формирующая стратегия отразилась в разработанной мою программе занятий «Волшебная метафора», направленной, главным образом, на развитие речевого мышления, в котором были учтены основные этапы

Мотивационный этап реализовался за счет вовлечения детей в новые виды деятельности, игровой деятельности, совместной со взрослым, а затем сверстником

Этап материального и материализованного действия реализовывался через проигрывание материальное

Этап внешней речи - за счет обсуждения, проговаривания, выполнения устных и письменных речевых заданий, речевое сопровождение заданий  и т.д. В ходе всех занятий мы старались не отрывать речь от действия,

Переход на этап внутренней речи и умственного действия реализовывался за счет выполнения письменных заданий в группе, паре, индивидуально, также мы создавали такие условия, которые бы позволяли «посмотреть» возможности переноса сформированных представлений -  обыгрывание ситуации, возможность изображения переносного смысла метафоры на бумаге и т.д.

Соединение двух стратегий позволило решать одновременно две задачи: психодиагностическую и развивающую. Совершенно очевидно, что только таким образом возможно увидеть сущность происходящих внутренних психических изменений, о которых говорил Л.С. Выготский, призывая изучать психику в её становлении.

Программа состоит из 15 занятий, продолжительностью 25 минут каждое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура программы по развитию речевого мышления у детей старшего дошкольного возраста «Волшебная метафора»

Занятие № 1  Сказка колобок

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса) с помощью предложенных средств - отрыв от стандартных ситуаций, в процессе проговаривания, придание сказочным героям различных характером.

3 Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки

1 Мотивация.

Построена «волшебной школе сказочников» (рассказывается экспериментатором, что эта за школа, чему в ней учатся, после ее окончания ученики смогут составить свою собственную сказку, рассказать о различных ситуациях разными способами). В школу могут поступить все ребята, но для этого необходимо выполнить несколько заданий…..

2 Приветствие.

«Всем начинающим сказочникам нужно уметь приветствовать друг друга, но не просто так, а разными способами». Дети встают в круг, и, начиная с Э. (он показывает пример), по цепочке здороваются друг с другом

3 Отгадайте сказку. Незнайка так торопился в школу, что по дороге туда столкнулся с Торопыжкой и растерял все листочки со сказкой. Когда он их собрал, то выяснилось, что некоторые слова убежали, и сказку трудно узнать. Ребята давайте поможем Незнайке найти пропавшие слова и отгадать сказку.

На доску вешаются отдельные фрагменты с пропусками, после того, как дети отгадали «спрятанное» слово, кто-нибудь один выходит к доске и пишет его на листе на месте пропуска.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он …  КАТИЛСЯ

Был он весел, был он смел

И в пути он песню…   ПЕЛ

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый…  ВОЛК

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую …,   ЛИСУ

От нее уйти не смог.

Что за сказка? «…»   КОЛОБОК

4 Обсуждение

На одном из занятий Незнайке дали задание – описать главных героев сказки «Колобок», он думал-думал, думал-думал, но так и ничего не смог придумать. Ребята, а давайте поможем Незнайке и вспомним, кто являлся героями, и дадим им характеристику, какие они? (злой, добрый, хитрый, веселый, грустный, забавный, плохой, хороший, умный, неповоротливый, большой, маленький).

 Записывать предложенные детьми варианты на доске

5 Метафорическое сравнение

На кого похож колобок? – (на солнышко, на монетку и т.д.)

6 Почему так говорят:

Лисичка – сестричка

Зайка – попрыгайка

Мишка косолапый, Михаил Потапыч

Серый волк – зубами щелк.

7 Имитация животных.

Дети встают в круг. Поочередное имитирование всех героев из сказки «Колобок» с движениями, жестами, звуковым подражанием

8 Могла ли сказка закончиться по-другому? Как? Давайте вместе с вами пофантазируем, ведь все настоящие сказочники должны уметь это делать…

(Обсудить с детьми возможные варианты)

9 Домашнее задание

Изобразить героев сказки.

В заключении, обсуждение того, что делали на занятии, что больше всего понравилось, а что не очень, что запомнилось. Пожелания – какие бы еще сказки хотели услышать, поиграть.

10 Ритуал – совместное прощание – ребята встают в круг и кладут свои ладошки в центр – одну на другую, и говорят, что им больше всего понравилось и не понравилось.

Также каждому ученику необходимо высказать свое мнение по поводу характера своей работы на уроке, работы каждого из одноклассников и относительно всей совместной деятельности в целом по 10-бальной шкале, с обязательным объяснением


Занятие №2.  Колобок (продолжение)

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса) с помощью предложенных средств - отрыв от стандартных ситуаций, в процессе проговаривания, придание сказочным героям различных характером.

3 Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки

1 Приветствие

Инструкция: «Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Только приветствие будет необычное, а с каким-нибудь движением, например, топнуть ногой или хлопнуть в ладошки. Всем понятно?, итак, начнем »

2 Обсуждение прошлого занятия (чем занимались, что больше всего понравилось) и разбор домашнего задания  (у кого что нарисовано, какой сюжет – описание того, что делают герои, проба составить свою собственную сказку по картинке, дать название и т.п.)

3 Беседа с попыткой переориентирования, изменения сложившихся установок в описании героев сказки.

Примерные вопросы: можно ли героям сказки «колобка» изменить характер, чтобы волк, например, стал добрым, а колобок злым?! И что из этого получится? Что бы герои сделали тогда?

4 Составление сказки «Другой колобок» с помощью придания героям других характеров, перемены ролей. По предложению от каждого ученика.

Инструкция: «Ребята, а давайте побудем с вами настоящими сказочными волшебниками и сочиним свою сказку! Только она будет тоже необычная – сказка наоборот. По очереди каждому из вас нужно будет  придумать предложение и у нас с вами получится совместная сказка. То есть каждый примет участие в ее сочинении…». На доске Э. пишет слова-подсказки, для того, чтобы каждый из учеников смог пользоваться ими при сочинении предложения. При возникновении сложностей экспериментатором задаются наводящие вопросы.  

Основные понятия, предложенные экспериментатором: молодой дед, трусливая лиса, испуганный мишка, веселый волк, злой колобок, хитрый заяц

5 Домашнее задание – повторить времена года, отличительные особенности друг от друга, основные характеристики

6 Ритуал прощания

Занятие №3 Времена года

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса) с помощью предложенных средств - отрыв от стандартных ситуаций, в процессе проговаривания, придание сказочным героям различных характером.

3 Развитие рефлексии

1 Приветствие

«Инструкция»: Ребята, вы помните, что мы с вами поступили в школу сказочников. А настоящий сказочник должен хорошо уметь говорить разными голосами, чтобы всем ребятам было интересно слушать его истории. А давайте с вами тоже попробуем и поздороваемся друг с другом сказочными голосами. Каждому из вас нужно придумать себе какого-нибудь героя и поприветствовать всех его голосом. А все ребята должны будут угадать, что это за герой. Повторяться нельзя. Начнем?   Экспериментатор первый показывает пример…

2 Беседа

Вопросы: какие времена года вы знаете?, какое сейчас время года? Сколько месяцев длится? Характерные признаки, отличающие разные времена года друг от друга?

Что означают данные выражения, и в какое время года так бывает? Могут ли так люди делать? и т. д…(солнышко смеется, поют метели, спит лес, бегут ручьи   (имитация звуков – журчание, храп, посапывание, смех.)

3 Угадай время года.

Э. читает стихотворения с характерными особенностями различных времен года, задача ребят угадать, какое именно время года описано в стихотворении и почему.

Весна

Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зеленый дым, одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет;

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Зима

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Лето

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк…

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

4 Аппликация

Э. заранее готовит вырезки «Осень», «Зима» -  голубой и оранжевый фон  (листы А3), вырезки - листья, деревья, тучи, дождь, снег, сугробы и т.д. Делит ребят на 2 команды. Дает материал и предлагает угадать по фону, какое время года мы будем составлять, а также выбрать каждой команде краски «своего» времени года и объяснить почему. Задача – составление композиции.

5 Найди ошибку

Инструкция: «Ребята, один сказочный герой - Незнайка очень плохо учился в школе, и однажды ему задали составить небольшой рассказ про зиму и про лето. Давайте прочитаем его рассказы и проверим все ли в них правильно?»

 Зима

Реки закованы в толстый слой льда. Деревья стоят в золотых нарядах. На землю падают пушистые снежинки. Небо очень хмурое и часто идут дожди. Лес одет в белое одеяло.

Лето

На деревьях набухают почки. Дни знойные и жаркие. Деревья одеты в зеленые шубы. Начинают плакать сосульки.

(разобрать прямой и переносный смысл выделенных метафор).

6 Слушание мелодий «живой природы»

Дети сидят в кругу. Э. включает музыку дождя различного характера (дождь в тропиках, дождь в городе, гроза, дождь в лесу). Задача – охарактеризовать звуки дождя, найти различия и сходства, попробовать дать названия, объяснить.

Инструкция: «Ребята, давайте побудем немного музыкантами. В школу музыки пришло необычное письмо – кассета с перемешанными мелодиями без названий. Вам, как настоящим музыкантам необходимо определить, что это за мелодии, описать их и дать название».

7 Заключение – ритуал прощания, домашнее задание


Занятие№4

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Проследить возможности метафорического мышления с помощью знакомства с «новым» и более сложным материалом – пословицами.

3 Развитие рефлексии

1 Приветствие «Кто на кого похож». Руководитель предлагает ребятам поздороваться друг с другом и сравнить своего соседа с каким-нибудь животным и объяснить почему. Начинают с руководителя, который приводит пример

2 Разбор домашнего задания и прошлого занятия с целью актуализации прошлого опыта. Примерные вопросы - что делали, что больше всего понравилось, а что нет, что запомнилось и хотелось бы повторить

3 Игра. Дети делятся на 2 команды – весна и лето.  Задача – необходимо дать как можно больше характеристик (написать на листе) данных времен года (на написание дается определенное время). По очереди называют, какая команда назовет больше характеристик, тот и победил.

4 Пословицы. Беседа – объяснение данного понятия, выявление уровня актуальных знаний по данной тематике, характер ориентировки ребят и т.п. Чтение руководителем мини-рассказов и в итоге, пословиц к ним. Задача – ученикам необходимо выбрать подходящую по смыслу пословицу и объяснить, почему они так считают.

Заболела эта книжка

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею!

Пословицы

1 Один ломает, а другой починяет.

2 Сделанного не воротишь

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил обеих.

Пословицы

1 Ссора до добра не доводит

2 Дают – бери, а бьют – беги

5 Домашнее задание (на каникулы) – повторить, разобрать пословицы, поговорки – руководитель дает подготовленный список каждому учащемуся.

  1. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит;
  2. Умный молчит, а дурак ворчит;
  3. Один ум хорошо, а два лучше;
  4. Два сапога – пара;
  5. Зло не ведет в добро;
  6. Старый друг лучше новых двух;
  7. Книга – лучший друг;
  8. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
  9. Кончил дело – гуляй смело

6 Ритуал прощания


Занятие №5

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие эмоционального компонента личности

3 Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки.

1 Приветствие – вспоминаем все способы приветствия, которые использовали ранее и определяем какой понравился больше всего.

2 Разбор домашнего задания и актуализация всех предыдущих занятий после небольшого (12дней – каникулы) перерыва.

3 Эмоции – какие бывают и т д

Ребята с помощью руководителя курса описывают различное настроение графически изображенного сказочного героя

4 Мини игра «Радуга эмоций». Экспериментатор называет различные эмоциональные состояния (список составлен заранее), задача ребят отнести их к категории «хорошее»/»плохое», «положительное»/отрицательное» - записать на доске в 2 столбика. Список слов, приготовленных экспериментатором – грусть, надежда, тоска, счастье, удивление, восторг, любовь, доброта, злость, радость, жадность, хитрость, страх, равнодушие, гордость, печаль, обида, дружелюбие, горе, ненависть. Последующее обсуждение.

5 Незаконченные предложения, направленные на отображение собственных эмоциональных состояниях в различных жизненных ситуациях, их соотнесение, на ориентировку ребят в собственном состоянии с последующим обсуждением.

 

Примеры

Когда мне дарят подарки на день рождения, я

Когда я иду один по улице поздно вечером, я  

Когда мне ставят двойку, я исправляюсь (В),

Когда на улице хорошая погода, я

Когда меня обидят, я

Когда со мной много друзей,

Когда я получаю пять, я

Я радуюсь, когда

Я грущу, когда

Я горжусь, когда

Я боюсь, когда

Я люблю, когда

Я чувствую себя виноватым, когда

6 Ритуал прощания 


Занятие №6,№7

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности.

2 Актуализация и закрепление ранее пройденного материала

3 Развитие эмоционального компонента личности, посредством включения участников курса в такой продуктивный вид деятельности – как рисование (пальцами)

4 Развитие речевого мышления посредством «решения» речевых задач

5 Развитие рефлексии, децентрации, адекватной самооценки

1 Приветствие. Осуществляется с помощью мяча.

Инструкция: «Ребята, давайте вспомним с вами самые разные чувства и эмоции, какие вы, например, знаете? Каждый из вас должен кинуть друг другу вот этот волшебный мячик и назвать к-н чувство, повторяться нельзя». Совместное отнесение названных чувств к категориям «положительные», «отрицательные»

2 Запись на доске названных эмоций, разделение их по группам аналогично предыдущему занятию с целью актуализации.

3 Основная часть состоит из нескольких этапов

  • Незавершенный рассказ «Волшебная страна красок».

В одной сказочной стране жили-были два брата волшебника. Они были очень добрыми, веселыми. А их волшебство заключалось в том, что они владели всеми красками мира и могли раскрашивать его в самые разные цвета. Ребята, давайте подумаем, раз волшебники были добрыми и веселыми, какие цвета они могли использовать? Но однажды один из волшебников начал завидовать своему брату, он думал, что у брата краски гораздо лучше и поэтому темной ночью украл их и смешал со своими. Ребята, что случилось потом, как вы думаете?

  • Совместное рисование пальцами (с помощью красок и большого куска обоев)  по сюжету рассказа страны грусти и печали, ее описание с помощью выписанных на доске эмоциональных состояний.
  • Обсуждение версий ребят продолжения рассказа, что могло случиться, чтобы мир снова стал ярким и красочным. (как дом. задание – переход к 7 занятию)
  • Совместное рисование пальцами страны радости и веселья

В итоге, ребятам необходимо дать названия своим нарисованным произведениям, описать их совместно, придумать окончание рассказа.

4 Повесть о настоящем цвете. Э-р читает ребятам рассказ, по ходу обсуждая основные моменты, совместно вставляя пропуски слов. Цель задания – соотнести цвета с различными эмоциональными состояниями, показать символику, например, белый цвет – чистота, красный – огонь, пламя, любовь.

Повесть о настоящем цвете.

Давным-давно в сказочной стране Акварелия жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пурпурные дворцы разрезали золотое небо над бескрайними зелеными лугами. Созданный древним Художником-Творцом, мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый ее житель стремился приносить другим наслаждение. Тюбики занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания.
Искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивали турнир красок, на котором Художник-Творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал самым лучшим и самым красивым, а главное — нужным. «Меня выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли», - хвалился Зеленый. «А я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, и главное — солнечную теплоту», — вставлял свое меткое слово - Желтый.
Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинствами. Бледно-Голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее белого цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-Голубой мог еще как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестких насмешек в самые отдаленные уголки Акварелии. Так было и на этот раз.

Заслушавшись спором красок, Бледно-Голубой забыл о всякой осторожности, и поэтому, когда краски вышли из себя от злости, пытаясь переспорить друг друга, он попался под горячую руку. Град злых насмешек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-Голубого. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и много падал. Но, конец, преследователи отстали, и он, отдышавшись, спрятался в темном углу. «Полежу здесь, пока турнир не закончится», — решил Бледно-Голубой и принялся разглядывать из своего убежища, как шли приготовления к празднику.

Сон застал его именно за этим занятиям. Утром, когда Бледно-Голубой проснулся, он сразу понял: что-то не так. Праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали что-то непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-Голубой набрался смелости и, остановив пробегающего тюбика, спросил: в чем дело? Оказалось, ночью Черный, решив помешать выиграть остальным, окрасил собою кисти, и Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кистью к холсту, турнир будет сорван!

Бледно-Голубой бросился на Центральную площадь. На площади хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение, никто не знал, что делать. Краски были очень расстроены.
И тогда наш герой принял очень смелое решение — он сорвал свою крышку и выплеснул свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, что силы покидают его, но все равно продолжал окрашивать кисти в свой бледный цвет, пока не потерял сознание.
В этот момент рука Художника коснулась толстой кисти, и он сделал первый мазок: краски замерли в ожидании. Казалось, вся смотрела сейчас на холст Творца.
«Хм, замечательный цвет, — произнес Художник. Он-то мне был нужен — река выйдет превосходно!»

Очнулся Бледно-Голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал, что спас всю страну и самого Творца от мрака… Знал он лишь одно, что в следующий раз гордо скажет: «Я нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»

5 Ритуал прощания


 Занятие №8

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса), посредством включения детей в продуктивный вид деятельности – лепку с «театрализованными элементами» - возможности звукового и поведенческого подражания

3 Развитие рефлексии

1 Приветствие. Все ребята стоят в кругу. Инструкция: «Ребята, сегодня у нас вновь необычное приветствие. Каждый из нас называет свое имя и повторяет движение, которое сначала покажу я, а потом, если захотите, можете придумывать вы. Нужно делать все очень быстро и не сбиваться. Кто выполнит не вовремя - выходит из игры! Начнем!». Движения по кругу могут усложняться, например, сначала просто 2 хлопка в ладоши, затем 2 хлопка и притоп, затем 2 хлопка притоп, хлопок.

2 Разминка. На подобии самого 1-го занятия курса. Ребятам необходимо вставить пропущенное слово в рифму в известной сказке. Части стихотворения с пропусками вывешиваются руководителем на доске, слова сначала вставляются устно совместно со всеми детьми, а затем кто-то один из учеников по очереди вписывает это слово вместо пропуска маркером.

РУКВИЧКА

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под … (КУСТОМ)

Рада мышка-поскребушка

И зеленая…. (ЛЯГУШКА)

Раз и побегайчик –

Длинноухий…..(ЗАЙЧИК)

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко –

И кабан туда попал,

И лиса, и… (МИШКА)

Всем хватило места в нем –

Вот какой чудесный… (ДОМ)

Дзин-ля-ля – поет синичка:

Это сказка «……» (РУКАВИЧКА)

Вопросы : на какую другую сказку похожа эта сказка?, что в них общего и чем они отличаются?

3 Совместный разбор сказки «Теремок». Вспоминание главных героев, их имитация (звуковая и двигательная), распределение кто кого будет лепить

4 Лепка

5 Презентация героев – каждый из ребят выходит и описывает своего героя. Экспериментатор играет роль Незнайки, который пришел в гости к ученикам и ему очень любопытно, чем они занимаются. Он ничего не знает и по характеристике, которую дает ученик своему герою сказки, должен угадать кто это.

6 Ритуал прощания


 Занятие №9 

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса), посредством включения детей в продуктивный вид деятельности – лепку с «театрализованными элементами» - возможности звукового и поведенческого подражания

3 Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки

1 Приветствие Форму приветствия ребята должны придумать самостоятельно.

2 Проигрывание сказки пластилиновыми героями. Каждый из учеников должен вспомнить, кого он лепил и в соответствии с этим распределить роли.

3 Стихотворная разминка. Каждому из ребят дается напечатанная часть стихотворения с пропущенным словом, которое необходимо вставить в соответствии с рифмой. Затем из отдельных частей собирается одно стихотворение и обсуждается совместно со всеми учащимися, что в итоге получилось. Правильно или нет и в чем были затруднения.

Стихотворение «Гости»

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе…(ПОЗВАЛ)

Купил муки, купил творог,

Испек рассыпчатый…(ПИРОГ)

Стаканы, ложки, вилки тут.

Но что-то гости… (НЕ ИДУТ)

Я ждал пока хватило сил,

Потом кусочек…(ОТКУСИЛ)

Когда же гости подошли,

То даже… (КРОШКИ НЕ НАШЛИ)

4 Знакомство с устойчивыми сравнениями. Объяснение на примере графических изображений, иллюстраций рисунков, конкретных ситуаций. Составление предложений.

Колючий как ёж

Неуклюжий как слон

Сильный как бык

Извиваться как змея

Надутый как индюк

Как наседка с цыплятами

Хитрый как лиса

Знать как свои 5 пальцев

Лазать как обезьяна

Молчать как рыба

Точный как часы

Яркий как солнышко

5 Ритуал прощания


Занятие №10

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса) с помощью предложенных средств - отрыв от стандартных ситуаций, в процессе проговаривания, придание сказочным героям различных характером.

3 Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки

1 Приветствие. Форму приветствия ребята должны придумать самостоятельно.

2 Стихотворная разминка – актуализация и закрепление материала, пройденного на прошлом занятии. Каждому из ребят дается напечатанная часть стихотворения с пропущенным словом, которое необходимо вставить в соответствии с рифмой. Затем из отдельных частей собирается одно стихотворение и обсуждается совместно со всеми учащимися, что в итоге получилось. Правильно или нет, и в чем были затруднения.

Стихотворение «Кто я?»

Мать говорит:

На кого ты похож?

Волосы дыбом,

Не мальчик, а… !(ЕЖ)

Спать я сегодня

Не сразу пошел, -

Дед рассердился:

- Упрямый…! (ОСЕЛ)

Стоило локтем

Сестренку задеть –

Крикнул отец:

 - Неуклюжий…! (МЕДВЕДЬ)

Взял и запел я.

Тут бабушка вдруг:

 - Да замолчишь ты.

Горластый…! (ПЕТУХ)

К стене отвернулся,

И дуюсь молчком:

Того и гляди

Обзовут…! (ИНДЮКОМ)

Всех птиц и зверей

Принялся вспоминать,

Кем буду я завтра,

Хотел бы я знать!  

2 Ввод понятия «фразеологизмы», что это такое, в каких случаях их употребляют. Выявление уровня актуального знания – способность привести какие-нибудь примеры и объяснить их. Разбор примеров с руководителем с помощью объяснения и иллюстраций.

Примерный список фразеологических оборотов, с которыми ребятам необходимо познакомиться.

Плакать в три ручья         

Как 2 капли воды

Вбить в голову

Водой не разольешь

За тридевять земель

На лбу написано

Волосы дыбом встали

Проглотить язык

3 Изображение фразеологических оборотов. Каждому учащемуся  (руководителем или по желанию) дается какой-нибудь оборот, который необходимо будет зарисовать с предварительным обсуждением того, кто и что может изобразить и почему.

4 Ритуал прощания.

На дом дается список пройденных и еще дополнительных фразеологических оборотов с просьбой повторить их дома, а также разобрать новые.

1 Набрать в рот воды

2 Плакать в три ручья

3 Волосы дыбом встали

4 Как 2 капли воды

5 Вбить в голову

6 На лбу написано

7 Проглотить язык

8 За тридевять земель

9 Лопнуть от смеха

10 Водой не разольешь

11 На всех парусах    

12 Рукой подать


Занятие №11

Задачи

1 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса) с помощью предложенных средств - отрыв от стандартных ситуаций, в процессе проговаривания, придание сказочным героям различных характером.

2 Актуализация полученных знаний

3 Создание условий и предложение участникам средств, с помощью которых можно было бы «посмотреть» возможность и специфику практического применения, использования в речи детьми метафоры.

4 Развитие рефлексии, децентрации

1 Приветствие Форму приветствия ребята должны придумать самостоятельно.

2 Упражнение-разминка. С целью актуализации и закрепления пройденного материала. Экспериментатор зачитывает шуточные стихотворения с включенными туда фразеологическими оборотами. Задача ребят проинтерпретировать образное выражение, подободрать синонимичное слово или словосочетание.

Бедный Саша сбился с ног:

Ускользнул змеей ремень,

Не видать фуражки

Умываться каждый день

Надоело Сашке

…Налетели на него ребята

Саша плачет в три ручья:

- Няня виновата

Весь год он дурака валял,

Не ведая забот.

И на экзамене стоял,

Воды набравши в рот

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят -

Водой не разольешь

3 Составление предложений с помощью фразеологических оборотов и предложенной в соответствии с этим картинки; выполняется индивидуально каждым учеником, если необходимо, предлагается помощь психолога

4 Обсуждение проведенной работы

5 Загадки

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Рот и зубы)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расческа – гребешок)

 

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну

(Игла)

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо, цыпленок)

5 Ритуал прощания


Занятие №12

Задачи

1 Обобщение всего пройденного, актуализация полученных знаний

2 Создание условий и предложение участникам средств, с помощью которых можно было бы «посмотреть» возможность и специфику практического применения, использования в речи детьми метафоры.

3 Развитие рефлексии, децентрации

1 Приветствие Форму приветствия ребята должны придумать самостоятельно.

2 Упражнение «Пропуск фразеологизмов».

Инструкция: «Ребята, сейчас я на доске буду вывешивать предложения, но они не простые, в них чего-то не хватает. (давайте подумаем вместе, чего?). Вам необходимо подобрать смыслу и вставить в предложение нужный фразеологизм. Вы можете использовать список фразеологических оборотов, которые мы проходили на прошлых занятиях. Итак, давайте я вместе с вами разберу первый пример…»

От страха ……… у Вовы на голове

Елена Прекрасная жила очень далеко

Про таких друзей говорят –

Петя стоял у доски ……..  потому что не выучил урока

Он убегал от погони

Катя жила от Ромы очень близко -  

При этих ребят всегда говорили: «…..», потому что их невозможно было отличить друг от друга.

3 Упражнение «Найди ошибку»

На улице был яркий, жаркий день и солнышко грустило на небе

Подул легкий, теплый ветерок, и закричали листья на деревьях

Перед грозой все небо закрылось веселыми тучами

Зимой все деревья одеты в пышные теплые платья

Наступила осень, ветер сорвал все листья с деревьев, и они стали одетыми  

        

Инструкция: «Это предложения Незнайки. Ему задали домой сочинить рассказ про времена года, но он как обычно все перепутал и еще допустил много ошибок. Давайте сначала вместе попробуем найти эти ошибки, а потом каждый из вас будет делать это самостоятельно. Итак, первый пример…»

Выполнение упражнения предполагает совместный разбор одного примера, остальное ребята делают самостоятельно. При возникновении затруднений, экспериментатор предлагает свою помощь, помощь более сильного одноклассника или совместное решение предлагаемой задачи.

4 Упражнение, где ребятам необходимо самим вспомнить, назвать пройденные метафорические выражения, составить с ними предложения – каждому самостоятельно, затем совместное обсуждение полученных результатов

5 Ритуал прощания


Занятие №13

Задачи

1 Построение эмоционального контакта, обеспечение мотивации, включение в новую форму деятельности

2 Развитие деятельности, операций мышления (абстрагирование, анализ, синтез, возможности переноса) с помощью предложенных средств - отрыв от стандартных ситуаций, в процессе проговаривания, придание сказочным героям различных характером.

3 Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки

1 Приветствие Форму приветствия ребята должны придумать самостоятельно.

2 Упражнение «Мечты».

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о ваших мечтах, давайте сядем в круг и по очереди каждый скажет, о чем он мечтает. Это может быть все что угодно, даже самое невероятное – не бойтесь проявлять свою фантазию и воображение. Итак, начнем…

3 Творческая работа «Волшебный человеку»

Ребятам на доске предлагается совместно нарисовать большого человека – основные качествами которого должны быть – доброта, чувство юмора, смелость, в общем только положительные черты характера. Каждому ребенку нужно выходить к доске и рисовать только одну часть тела человека, а затем одежду, после всего дать ему имя и объяснить свой выбор.

Далее из этого доброго человека ребятам нужно сделать злого. Сначала экспериментатору необходимо выслушать все возможные варианты «переделки», а потом приступать к работе.

В конце задания – обсуждение, того что делали и зачем, может ли быть человек одновременно добрым и злым и как это проявляется.

4 Ритуал прощания


Занятие №15

Задачи

1 Создание и поддержка эмоционально-доверительной обстановки

2 Обобщение всего пройденного, актуализация полученных знаний, подведение итогов

3 Создание условий и предложение участникам средств, с помощью которых можно было бы «посмотреть» возможность и специфику практического применения, использования в речи детьми метафоры.

4 Развитие операций мышления (анализ, синтез, обобщение)

5 Развитие рефлексии, децентрации, формирование адекватной самооценки

1 Приветствие. Необходимо поприветствовать всех своих одноклассников и рассказать в каком настроении они пришли в школу и почему.

2 Упражнение «Снежный ком».  Задача: один ребенок называет 1 метафорическое суждение, объясняет, как его понимает, приводит пример (если не может, все остальные помогают), следующий участник повторяет предыдущее суждение и называет свое (объясняя) и так по цепочке.

3 Упражнение «Сравни». На доске вывешиваются сравнения с пропусками слов. Ребятам нужно их заполнить.. Задание выполняется коллективно, у доски без помощи психолога.  Есть возможность советоваться, помогать друг другу.

Молчаливый как…

Прыгает как..

Кричит как…

Упрямый как…

Легкий как…  и т.д.

Затем происходит дальнейшее обсуждения полученных результатов, анализ ошибок, дополнения совместно с психологом

4 Упражнение «Проигрывание ситуаций». Ребятам предлагается разбиться на пары, затем, каждая из пар вытаскивает из волшебной коробочки записку с заранее приготовленным фразеологичеким оборотом, но другим не говорят. Задача пары (если понадобиться с помощью экспериментатора) придумать мини-сценку и разыграть ситуацию, отражающую тот ФО, который им попался. Задача остальных отгадать, какая метафора может подходить.

ФО - Воды в рот набрать, считать ворон, сквозь землю провалиться, сесть в лужу, как капля в море, сделать из мухи слона, буря в стакане воды.

 

5 Рисование «Волшебной страны метафоры». Ребята садятся в круг, перед ними расстилается ватман и ставится задача изобразить метафорическое суждение (которое каждому дается индивидуально), а вернее его понимание, которое сначала обсуждается.

6 Подведение итогов. Своеобразная обратная связь. Вспоминание того, чем занимались на протяжении всего курса занятий. Что понравилось больше всего, а что не очень. Что хотелось бы повторить или добавить. Что нового и полезного узнали ребята для себя, чему научились.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по развитию патриотического самосознания старших дошкольников "Юный патриот"

Данная программа направлена на организацию педагогической деятельнос­ти по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Цель развивающей программы - формирование основ патриотическог...

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

Авторская программа по познавательно-речевому развитию для детей 3-4 лет "Цветная логика"

Программа "Цветная логика" состоит из занятий, в ходе изучения которых дети получают сведения о свойствах и отношениях объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Авторская Программа по развитию математических представлений у детей 5- 6 года жизни в процессе ознакомления с произведениями народного прикладного искусства

Предложенная авторская программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в воспитательно-образовательном процессе, в работе по педагогическому просвещению родителей....

Методическая разработка. Авторская игра для развития речевых навыков детей с ОВЗ.

Игра «Найди слова»Цель: развивать речевые навыки детей в интересной игровой форме.Задачи:Образовательные: учить детей подбирать слова с заданным звуком. Учить определять место звука в слов...