Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
    конспект в подготовительной группе по художественной литературе

    Латышева Людмила Сергеевна

    конспект по художественной литературе в подготовительной группе "В мире басен"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_mire_basen.docx29.01 КБ

    Предварительный просмотр:


    В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

    Подготовила и провела: Воспитатель I категории, Латышева Людмила Сергеевна.

    Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками 

    Программное содержание.

    • Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
    • Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
    • Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
    • Развитие речи.
    • Обогащение и активизация словаря.

    Предварительная работа.

    • Чтение детям басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
    • Показ диафильмов “Басни И.А. Крылова”, “Дедушка Крылов” и др.
    • Прослушивание басен Крылова в грамзаписи.
    • Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.
    • Инсценирование басен С. Михалкова “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, И. Крылова “Лиса и Журавль”, “Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и др.
    • Оформление выставки книг Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.

    Оборудование.

    • Портрет И.А. Крылова, иллюстрации, мольберты.
    • Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.
    • Книги-раскраски “Басни Крылова”.
    • Диафильмы.
    • Пластинки и кассеты с записью басен И.А. Крылова.
    • Атрибуты для инсценирования басен: два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, гроздья винограда, корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья), стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья (ободок с усиками, сапожки), лисы (шапочка).

    Ход занятия

    Педагог. Дети, я много вам читаю,рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц,сказок. Мы заучиваем стихи, песни…

    Дети. Басни.

    Педагог. Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад;басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках.Считается, что он первым начал сочинять басни –открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.

    В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.

    В Европе прославились своими баснями француз Ж.Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А.Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. “Эзоповским языком” он владел мастерски. Через иносказания, пословицу,поговорку, намёк он говорил правду: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил”,“Услужливый дурак опаснее врага”…

    Что такое басни, вы уже знаете. Это…

    Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

    Дети. Стихотворение.

    Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи,растения. Но ведут они себя по-человечьи:разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

    Дети. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

    Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

    Дети. Сказки длинные, а басни короткие,их легко читать.

    Дети. В басне обязательно должно быть поучение,в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

    Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

    Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

    А какие вы знаете басни?

    Дети. “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”,“Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”,“Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”.

    Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились. Я вам их читала, сама инсценировала для вас, чтобы было интересно. А как ещё вы знакомились с баснями?

    Дети. Мы смотрели диафильмы, слушали пластинки и кассеты с записями басен.

    Педагог. С баснями Лафонтена я вас познакомила. Они похожи на…

    Дети. Сказки.

    Педагог. А почему?

    Дети. Они начинаются, как и сказки, со слов “жил-был” или “жили-были”.

    Педагог. Правильно. А как писал басни Лев Толстой?

    Дети. Как рассказы.

    Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.

    Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня “Два товарища”. Кто написал эту басню?

    Дети. Её написал Лев Толстой.

    Педагог. О чём говорится в этой басне?

    Дети. О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым.Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: “Ну что тебе медведь на ухо сказал?” -“А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают”.

    Педагог. Это поучение, вывод.Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.

    Дети.

    - Друг познаётся в беде.

    - Сам погибай, а друга выручай.

    - Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.

    Педагог. Кто написал басню “Сорочий язык”?

    Дети. Сергей Михалков.

    Педагог. О чём говорится в этой басне?

    Дети. В этой басне говорится оболтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни пить – ничего не может. И обратилась она к Журавлю. “Журавушка, вылечи мне язык!”, - с трудом прошипела она. – “Ты, говорят, травами лечишь.Помоги!” Отказал Журавль Сороке: “Нет у меня никаких трав! Не могу тебе помочь!” “Ах, так!”, -рассердилась Сорока. – “Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!” -и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и говорит: “Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе… и нам заодно!”

    Педагог. Кого высмеял С. Михалков в этой басне? За что?

    Дети. Сороку за болтовню, сплетни.

    Педагог. Кто автор басни “Муравей и Голубка”?

    Дети. Эту басню написал Лафонтен.

    Педагог. Правильно, дети! Но первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп.Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен,Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня“Муравей и Голубка”?

    Дети. В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду.Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей.

    Педагог. Какая басня похожа на эту по содержанию?

    Дети. “Лев и Мышь”.

    Педагог. Кто её написал?

    Дети.

    Эзоп.

    Лев Толстой.

    Иван Крылов.

    Лафонтен.

    Педагог. Все вы правы! Басня про льва и мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта басня?

    Дети. О том, как маленькая Мышь спасла Льва и сказала: “Помнишь, ты смеялся, не думал,чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной”.

    Педагог. Чему учат эти басни?

    Дети. Иногда даже такие сильные, как Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как Мышь.

    Дети. За добро платят добром.

    Педагог. Какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”?

    Дети. Басня показывает, как плохо работать недружно.

    Она учит согласной и дружной работе.

    Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?

    Дети. “Ворона и Рак”.

    Педагог. Правильно! А на какую басню И.А. Крылова она похожа?

    Дети. “Ворона и Лисица”.

    Педагог. Какие истории приключились с Воронами в этих баснях?

    Дети. В басне “Ворона и Рак” - Ворона схватила Рака, а в басне “Ворона и Лисица” -Ворона нашла кусочек сыра.

    Педагог. И что же?

    Дети. Рак и Лиса льстили Воронам,называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак– свободы, а Вороны остались ни с чем.

    Педагог. Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака?

    Дети. Умные, хитрые, лживые.

    Педагог. А Ворону? – представьте её перед собой.

    Дети. Ворона большая, неуклюжая,тщеславная и глупая.

    Педагог. Чему учат эти басни?

    Дети. Не надо слушать лесть, льстивые слова.

    Педагог. Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

    Дети.

    - Верь своим очам, а не чужим речам.

    - На языке медок, а на сердце – ледок.

    - У лести нет чести.

    Дети. 

    Уж сколько раз твердили миру,
    Что лесть гнусна, вредна;
    Но только всё не впрок,
    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

    Педагог. Дети, вы говорили, что басня –это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится,мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и сейчас мы посмотрим сценку “Стрекоза и Муравей”. Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А.Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят герои басни.

    Дети читают отрывок из басни.

    Педагог. А Катя У. и Аня Д. подготовили сценку из басни “Ворона и Лисица”.

    Сценка.

    Педагог. Оля А. прочтёт басню “Лиса и виноград”. Ира Ш. и Саша П. подготовили басню Ж.Лафонтена “Лиса и Тетерев”. Рома П. и Лена А.покажут сценку “Волк и Журавль” Эзопа.

    Чтение басен. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

    Педагог. Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию.

    Все встают.

    Педагог. Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И.А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник?

    Дети подходят к мольберту. Педагог открывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову в Летнем саду.

    Дети. Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался.

    Педагог. Мы видим открытое лицо,добрые и проницательные глаза мудрого человека.На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

    Дети. Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России.Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова”всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что “выше злата”, и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности,бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.

    Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И.А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде.

    Памятник И.А. Крылову поставлен и в Москве, в сквере на берегу знаменитых Патриарших прудов.

    Дети идут к другому мольберту. Педагог показывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову на Патриарших прудах.

    Педагог. Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову.

    Дети свободно рассаживаются на ковре.

    Педагог. Может быть сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню.

    Звучит басня “Кукушка и Петух” в исполнении артиста А. Груздева.

    Педагог. Дети, на следующем занятии мы разберём эту басню и прочитаем её по ролям. А сейчас я предлагаю вам викторину по басням.

    Викторина по басням.

    Викторина “Закончи реплику”.

    Викторина по иллюстрациям к басням Эзопа, Ж.Лафонтена, И. Крылова.

    Педагог. Дети, вам понравилась экскурсия?

    Дети. Да!

    Педагог. Как видите, со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе пересказ рассказа В. Осеевой "Печенье"

    МБДОУ д/с «Хунчугеш» с.Кызыл-Даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»       Конспект занятияв старшей группепо художественной литературеПересказ рассказа...

    Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».

    Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе.Чтение русской народной сказки «  У страха глаза велики».Программное содержание:Познакомить детей с русской народной сказкой «...

    Перспективное планирование в подготовительной группе "Чтение художественной литературы"

    Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. ...

    Конспект занятия в средней группе по художественной литературе «Как коза избушку построила»

    С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений....

    Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и Жерновцы».

    Сказки – удивительное и уникальное явление во всей  русской культуре, которое несет в себе исключительную поучительность. Ведь именно с помощью народных сказок удается привить ребенку к соб...

    Конспект занятия по ознакомлению детей в подготовительной группе с художественной литературой по теме: «Петушок золотой гребешок и жерновцы».

    Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.Учить узнавать название сказки по короткому отрывку, отгадывать загадки....