Развитие речи младших дошкольников
консультация по развитию речи (младшая группа)

Белокурова Лидия Юрьевна

полезная информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon логоритмика27.5 КБ
Microsoft Office document icon logoritmika.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речи младших дошкольников

Постоянный словесный поток из маминых уст. Все называть, все объяснять даже там, где не просят, все комментировать.

***

Читать много стихов и стараться дать ему самому закончить строчку («Наша Таня громко… Уронила в речку…). Довольно эффективно в нашем случае. Тут только важно искать те звуки, которые ребенку сейчас легко даются. Поначалу это будет совсем мало похоже на исходное, но все равно надо очень хвалить и поощрять. И вообще в деле говорения поощрение — великая вещь

***

У нас много игр есть, в которых требуется говорить. Т.е. не просто бросаем друг другу мячик, а «Петя, лови» «Мама, лови» (такого я, правда, еще не слышала, но «-ви» бывает)… или катим машинку, я говорю: «следующая остановка…», а он называет, где будет остановка — мама, Петя, папа, стол и др. И все время тупо на картинках спрашивать — а это что? а это что? Ну и всякие ритуальные игры со словами в этом роде…

***

Развивать мелкую моторику (центр речевой в мозгу находится близко к центру, отвечающему за мелкую моторику пальцев рук, или это один и тот же центр?). Перебирать руками крупы, вылавливать из воды мелкие предметы при купании. У нас стихийная тренировка как раз во время купания — юноша весьма брезглив, при этом, когда купается, теряет волосы и начинает их тут же с себя снимать. Можно смешать   горох  например с фасолью (или с гречкой, но это труднее) и разбирать по разным мисочкам. Много лепить из пластилина и соленого теста и др.

***

Конечно, огромное значение имеет широкий круг общения — как только засядем на пару недель дома, тут же стоп — нет новых слов, а то и забываться некоторые начинают. Но нам очень помогло появление новой няни — мы-то его все понимаем, а она не все понимает, ради нее пришлось-таки пару новых слов произнести. Есть такая точка зрения, согласно которой родители должны делать вид, что не понимают и тогда ребенок начнет произносить нормально. Вот я до практического изучения этого вопроса тоже так думала. А на деле поняла, что это все же большое легкомыслие по отношению к ребенку в данном случае.

 Дело в том, что в этом возрасте они ведь еще и порядком страдают от того, что не могут объяснить то, что им хочется. Очевидно, что понимают они уже довольно сложные построения, а сказать могут всего ничего. И добавлять к этому страданию еще и непонимание со стороны родителей — в корне неверно. Такие «шутки» имеет смысл играть с детьми, которые уже говорят как следует и могут сказать собака, но по привычке говорят «ав-ав», да и то — надо ли?

 Важно смотреть, есть прогресс или нет. Если есть, пусть даже он медленный, пусть даже это одно новое слово в месяц — это все равно прогресс, а не стояние на месте, и значит — все в порядке с ребенком, просто нужно много-много терпения и поддержки ему.

***

И последнее — все время невольно сравниваешь своего ребенка и других. Вон у друзей мальчик на 4 месяца младше нас, а выдает тексты на полстраницы. Я знаю, очень-очень обидно бывает и хочется наконец услышать хоть что-то подобное от ребенка. Но сравнивать — последнее дело. Ну и что — зато тот мальчик книжки читать не хочет вообще, а моего не оторвать. Вот такие два разных человека, и вырастут, будут разные. Потому что двух одинаковых людей не бывает на свете — все разные.



Предварительный просмотр:

                                                ЛОГОРИТМИКА

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

**

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

**

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

**

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

**

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

**

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

**

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

**

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

**

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»)

**

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» по комнате)

**Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)

Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)

**

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

**

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

**

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

**

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

**

Я гуляю по дорожке (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)

**

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)

**Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

**

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....