Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.
картотека по развитию речи по теме

Чернявская Наталия Николаевна

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик, образцов выполнения правил диалога.

Источники восприятия: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы.

Используя художественные средства, необходимо фокусировать внимание детей на диалоги героев: после чтения литературных текстов, показа кукольных спектаклей, мультфильмов в беседах с детьми при помощи вопросов, сообщений, побуждений обращать их внимание:

на функции инициативных реплик: «О чем хотел узнать волк у Красной Шапочки? Как он об этом спросил?»; «Зайчонок Листопадничек мечтал летать как птицы. Он поделился с мамой своей мечтой. Что он сказал?»; «Мороз считал, что мужичок именно ему поклонился. Вспомните, как он об этом говорил?»;

— и функции реплик-реакций: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?»; «А Ветер был согласен ли с Морозом? Как он выразил свое несогласие? Вежливо ли он это сказал?». 

Подборка разнообразного литературного материала по технологии О.А. Бизиковой: произведения для инсценирования, стихотворные мини-этюды, тексты для театрализации и др. является необходимым материалом для работы по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЧЕТАНИЕ ВСЕХ ВИДОВ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ

 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ

Уж и лягушка (Э. Шим)

  • Глупый уж, старый уж, давай в догонялки играть!
  • Удирай квакушка, пока цела.
  • А я не боюсь, я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь?
  • Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.
  • А я от тебя в воду — и была такова!

—        И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостом вильну, настигну.

  • А чего же тогда играть не хочешь?
  • Уже досыта наигрался. Две лягушки-хвастунишки в моем пузечке.

Игра в гостей (И. Фахилло)

  • Здрасьте, здрасьте, ждем гостей! - Мы промокли до костей.
  • Где ваш зонтик? — Потеряли.
  • Где калоши? — Кот унес!
  • А перчатки? — Скушал пес!
  • Это, гости, не беда, заезжайте в ворота, поднимайтесь на порог
    к нам на яблочный пирог.

Дома ль кум-воробей

(Русская народная потешка)

  • Дома ль кум-воробей? — Дома.
  • Что ты делаешь? — Болен, лежу.
  • Что у тебя болит? — Болят плечики.
  • Сходи в огород, сорви травку-гречку, попарь свои плечики.

—        Парил, ворон, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.
Прискакала к воробью сорока. (Диалог сороки и воробья тот же,

только сорока советует больные пяточки попарить травкой-мяточ-кой. Прилетевшая затем галка советует попарить заболевший животик травкой-репеек.)

Воробей. Парил, галка, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

  • Как же тебе помочь?
  • Не знаю, кумушка, не знаю, голубушка.
  • А я придумала. Кум-воробей, отгадай три загадки и будешь здоров. Согласен?
  • Согласен.
  • Слушай первую загадку: «Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится. Эту птицу мы зовем красногрудым ...»
  • Снегирем.
  • Правильно. Ну что, легче тебе?
  • Полегче, кумушка, полегче, голубушка.
  • Слушай вторую загадку: «Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Кто это?»
  • Это сорока. Сегодня ко мне приходила.
  • Правильно. Лучше тебе, кум-воробей?
  • Лучше, кумушка, лучше, голубушка.
  • Слушай третью загадку: «Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая».
  • Это кукушка.
  • Правильно, кум-воробей. Здоров ли?

—        Здоров, здоров. Спасибо тебе, кумушка, спасибо, голубушка.
Ведущий. И полетели воробей с галкой.

Как Дед Мороз парад принимал

(Игра-драматизация)

Ведущий. Пришел Дед Мороз в лес, сел на пенек и стал ждать, когда к нему звери придут на проверку. Вот подошел к нему медведь (ребенок, изображающий медведя, идет неуклюже, рычит).

Дед Мороз. Ты почему так тяжело ступаешь?

Медведь. Смилуйся, батюшка Мороз, мы ведь с роду косолапые, вот и ходим вразвалку.

Дед Мороз. Ну-ка покажи свою шубу. Хорошо ли к зиме подготовился?

Медведь. Хорошо, дедушка, меду, малины много съел за лето и берлогу выбрал теплую.

Дед Мороз. Ну ступай себе, да чтоб зимой я вас больше не видел. Спите до весны.

Медведь. До свидания, дедушка.

Ведущий. Появилась перед Дедом Морозом лиса, с танцами да ужимками, веселая да хитрая.

Лиса. Здравствуй, Дед Мороз!

Дед Мороз. Покажи хвост, Рыжая, достаточно ли он пушист?

Лиса. Да уж хвост чудо как хорош! Что пушистостью, что цветом. Не обижаюсь.

Дед Мороз. Да ты в лесу лишнего не натворишь? Хитра очень. Ступай себе, плясунья.

Ведущий. Прошел мимо Деда Мороза и колючий еж.

Дед Мороз. Хороша ли норка у тебя, еж?

Еж. Хороша, дедушка.

Дед Мороз. Ну беги, хлопотун-работяга, да спи до весны.

Ведущий. Тут белка спрыгнула с веточки, словно огонек, промелькнула.

Дед Мороз. Молодец, хозяйственная ты у меня.

Белка. А как же не хлопотать, у меня ведь детки, их надо кормить, поить.

Дед Мороз. Ну скачи. А где же зайчишка?

Заяц. Да вот я, дедушка.

Дед Мороз. Ах, заяц, тебя и не видно на белом снегу. Хороша шуба.

Заяц. Она меня и от холода, и от врагов спасает.

Дед Мороз. Молодец, тобой я тоже доволен. Вот и кончился парад. В лесу порядок, пора и вьюге завывать.

Мотылек (Л. Модзалевский)

  • Расскажи, мотылек,
    Чем живешь ты, дружок?
    Как тебе не устать
    День-деньской все порхать?
  • Я живу средь лугов,

                    В блеске летнего дня,

                   Ароматы цветов —

                    Вот пища моя!

  • Но короток твой век —
    Он не долее дня;
  • Будь же добр, человек,
    И не трогай меня!

Цыпленок (А. Благинина)

  • Не хочу один клевать я!
    Пусть скорей приходят братья!
  • Где ж они?
  • Под старой липой.
  • Как зовут их?
  • Цыпа-цыпа.

Солнышко на память (по М. Пляцковскому)

Козленок. Давай прощаться, цыпленок, я уезжаю.

Цыпленок. А куда ты уезжаешь?

Козленок. К бабушке в деревню. На все летние месяцы. Смотри не забывай меня. А эту книжку с картинками я дарю тебе на память, будешь читать, и время пролетит незаметно.

Цыпленок. Ладно, только я не знал, что ты уезжаешь, и никакого подарка тебе не приготовил. Что же тебе подарить, козленок? Я дарю тебе на память солнышко.

Козленок. Солнышко?!

Цыпленок. Солнышко, обыкновенное, ты посмотришь в деревне на солнышко и меня вспомнишь.

Урок дружбы (М. Пляцковский)

Дружили два воробья: Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но он об этом ни словечка не сказал своему приятелю и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал их в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

  • Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
  • Не надо... Зачем? - стал отмахиваться Чик. - Ты нашел – ты и ешь!
  • Но мы же с тобой друзья. А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
  • Ты, наверное, прав, - вздохнул Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:

—        Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок дружбы.

Длинная шея (по М. Пляцковскому)

Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.

Жираф. А зачем тебе моя шея?

Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.

Жираф. А еще зачем?

Поросенок. А еще яблоки на высоких деревьях доставать можно.

Жираф. Ну а еще?

Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.

Жираф. Э-э-э, нет. Такая замечательная шея мне самому нужна.

         



Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРНЫЕ МИНИ - ЭТЮДЫ

«Футбол»

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

-Ну, футбол...

А я ответил:

- Во, ФУТБОЛ!             (Г. Сапгир)     

                 

  1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
  2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
  3. Какой первый слог, какой второй слог?
  4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

«Сорока и мышка»

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же тогда ты боишься?

           - Да тихого шороха...                           (Н. Сладкое)

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ.

«Сорока и заяц»

- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Сорока, всё равно плохо...

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Э-Э, Сорока, невелико счастье!

- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

              Душа-то у меня всё равно заячья...                (Н. Сладков)

  1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
  2. Как ты понимаешь слово ДУША?
  3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о, и).

«Сорока и медведь»

- Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

- Я-то? Да ем.

- А днём?

- И днём ем.

- А утром?

- И утром.

- А вечером?

- И вечером.

- А когда же ты не ешь?

- Когда сыт бываю.

- А когда ты сытым бываешь?

           - А никогда.                                            (Н. Гладков.)

  1. В какое время суток медведь не ест?
  2. Утро, день, вечер - это СУТ - КИ
  3. Скажи по звукам слово СУТКИ. Расскажи о первом звуке этого слова.

«Яма»

          - Яму копал?

          - Копал.

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждёшь?

           - Жду.

- Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошёл домой.             (О. Григорьев)

  1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
  2. «Ловушка». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ.

«Козел Мефодий»

- Кто там ходит в огороде?

- Это я, козёл Мефодий.

- По каким таким делам?

- Помогаю сторожам.

             Я капусту охраняю

             Каждый лист оберегаю.

- Почему капусту вдруг,

             А не редьку и не лук?

             Ты забыл о них, выходит?

            - Ничего я не забыл,

             Но на всех не хватит сил.

             Лук стеречь я не умею,

             А от редьки я худею.

             А капуста - хороша,

             И нужны ей сторожа,

             Потому что самый вкусный,

             Самый вкусный лист капустный.              (А. Крылов)

  1. Какие овощи растут на огороде?
  2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА
  3. Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок) и т.

«В тихой речке»

В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была.

             Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушел хитрец, Сорвался!                       (Е. Череповецкий)

  1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
  2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

«Лиса и волк»

Серый волк, в глухом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего, идут дела, голова ещё цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

           - Жив ли, милый куманёк?

- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

- Что ты так устала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной!

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

  1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
  2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
  3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК.

«Кто кого»

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня.

-Вы же раньше так дружили!

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.                             (В. Орлов)

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

«Стук – стук»

- Стук-стук!

- Кто там?

- Мяу-мяу, мяу!

- Кошка ты?

- Мяу-мяу, мяу - Я!

- Кошка, хочешь молока?

- Стук-стук!

- Кто там?

- Ав-ав-ав! Это - Я!

- Я за косточкой пришла!

  1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
  1. Кто что ест?
  2. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
  3. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

«Мышка»

- Что ты тащишь, мышка?

- Сыр несу детишкам!

- Где взяла?

- Купила, крону заплатила!

- Что ты сдачу не взяла?

- А хозяйка ведь спала!                                  (С. Маршак)

  1. Чем ещё питается мышка?
  2. Где живёт мышка? (в норке)
  3. Кто у мышки детки? (мышата)
  4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

«Ежик, ежик»

   - Ёжик, ёжик,

     Почему такой колючий?

   -Это я на всякий случай!

    Знаешь, кто мои соседи?

    Лисы, волки и медведи!                          (Б. Заходер)

  1. Почему ёжик колючий?
  2. Чем питаются ежи?
  3. Кого боится ёжик?
  4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
  5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

«Два брата»

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

- Кто ленивый? Кто трудолюбивый?

Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

«Филя»

- Филя, есть хочешь?

- Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога,

             Горшок сметаны и решето калачей.

  1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
  2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА

«Медведь»

- Ты куда идёшь, медведь?

- В город, ёлку приглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.                       (Г. Виеру)

  1. В какое время года происходит эта история?
  2. Назови зимние месяцы.
  3. В каком месяце встречают Новый год?
  4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
  5. Как называется жильё медведя? (берлога)
  6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)

«Встреча»

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

  1. Кто что должен убрать?
  2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
  3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж – ежик- ежище - ежи - ежиха - ежовый).



Предварительный просмотр:

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Оля, Поля и Ладушка

Цели. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута; показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.

Материал. 3 матрешки разной величины, кукла.

Показ.

У одной девочки жили три говорящие матрешки: Оля, Поля и Ладушка. Стоят они на полочке, хозяйку поджидают. Как девочку увидят, радуются.

Оля говорит:

  • Здравствуй!
    Поля говорит:
  • Здравствуй, Танюшенька!

Ладушка, самая старшая, самая приветливая из сестер, говорит:

  • Здравствуй Танюшенька, мы так рады видеть тебя.
  • Поиграй с нами, пожалуйста, — просит маленькая Оля.
  • Пожалуйста, Танюшенька, поиграй с нами, - просит Поля.

—        Поиграй, Танюшенька, с нами. Пожалуйста. Нам было скучно без тебя, и мы тебя долго и терпеливо ждали.

Поиграет девочка с матрешками, они ее благодарят.

  • Спасибо, - говорит Оля.
  • Спасибо, Танюшенька, нам было так хорошо с тобой, так весело! - говорит Ладушка.

Девочка уходит, а матрешки прощаются с ней:

  • До свидания, — говорит маленькая Оля.
  • До свидания, Танюшенька, — говорит Поля.

—        До свидания, Танюшенька, до завтра. Мы будем тебя ждать, будем скучать без тебя, — говорит старшая матрешка, очаровательная Ладушка.

Капитан

Цели. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.

Материал. Плоскостные изображения кораблей и капитана.

Показ.

В одной гавани стояли маленький катер, большой пароход и огромный корабль. Они стояли и мечтали выйти в море.

Однажды на пирсе появился настоящий капитан, катер ему прокричал:

  • Здравия желаю!
    Пароход прогудел:
  • Здравия желаю, товарищ капитан!
    А огромный корабль проревел:
  • Здравия желаю, товарищ капитан, мы очень рады видеть вас!
    Капитан поприветствовал корабли, а катер ему прокричал:
  • Выведи меня в море, пожалуйста.
    И пароход прогудел:
  • И меня, капитан, выведи в море, пожалуйста.

—        Капитан! Сил нет стоять на месте, выведи и меня в море, пожалуйста! — проревел огромный корабль.

Капитан послал куда-то матроса, и вскоре на берегу появились еще два капитана.

Когда катер, пароходик и огромный корабль отплывали, на берегу стоял мальчик, будущий капитан, и желал им счастливого плавания.

  • Счастливо оставаться, — отвечал ему катер.
  • Счастливо оставаться, наш друг! — гудел в ответ пароход.

—        Счастливо оставаться, дружок, жди и встречай нас! — ревел огромный корабль.

Тим и Том

Цель. Показать на конкретных примерах привлекательность использования тона и мимики при вежливом обращении. Материал. 2 медвежонка, мама-медведица, белый медведь.

Показ.

Жили-были два брата медвежонка: Тим и Том. Том был вечно чем-то недоволен, часто хмурился и разговаривал сердито. А Тим всегда улыбался и был приветлив со всеми. По утрам медвежат будила мама.

  • Доброе утро, мамочка, я так по тебе соскучился, — говорил Тим, он сиял и светился от счастья, когда мама подходила поцеловать его.
  • Доброе утро, — бурчал Том, — почему ты так долго не приходила.
  • А я разную кашу для своих детей варила, — отвечала мама. —
    Для ласковых да приветливых — с молоком и малиновым вареньем, а для хмурых и ворчунов - без сладкого.

Вот однажды пошли медвежата за мороженым к Белому Медведю.

—        Здравствуйте, — пробурчал Том. — Одну порцию шоколадного пломбира, пожалуйста.

Белый Медведь посмотрел на медвежонка и сказал: «Доброе слово, да иначе бы молвить!». Тут подбежал Тим:

  • Здравствуйте, дядюшка Белый Медведь, как вы поживаете? — И он так хорошо, так приветливо улыбнулся, что Белый Медведь заурчал от удовольствия. — Нам мама денег дала на шоколадное мороженое. Оно сегодня есть в продаже?
  • Есть, как не быть! Но приветливым и вежливым медвежатам
    я сегодня даю его за улыбку, а ворчунам и неулыбам — за деньги.

Однажды медвежата были в гостях. Их там медом кормили, книжку читали, фломастеры подарили.

  • До свидания! Нам было хорошо и весело у вас. Большое спасибо! - благодарил хозяев приветливый Тим.
  • До свидания, малыш. Приходи еще, мы будем рады тебе.

—        И я приду, — проворчал, как всегда, Том.
Но хозяева почему-то промолчали...


Утешение

Цель. Показать значение и привлекательность ласковой интонации.

Материал. Игрушки (зайчик, ежик, белочка).

Показ.

Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.

  • Чего, косой, ревешь?
  • Да вот, лапу подвернул.
  • Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.
    А зайка сидит плачет — не унимается.

Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.

  • Здравствуй, Заинька! Что с тобой?
  • Да вот, лапу подвернул, больно мне.

Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:

—        Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.
Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало

так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.

Вопросы:

  1. Почему плакал Зайка?
  2. Что и как сказал ему Еж?
  3. Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?

        



Предварительный просмотр:

Блок «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Русские народные потешки и прибаутки

***

- Ты что делаешь? - Ничего.

А ты зачем? - Тебе помогать пришел.

- Ты пирог съел? - Нет, не я!

- А еще хочешь? — Хочу.

- Ты пирог съел? — Нет, не я!

- А вкусный был? — Очень.

***

- Где ты, брат Иван? — В горнице. –

 А что делаешь? — Помогаю Петру.

- А Петр что делает? — Да на печи лежит.

***

- Здравствуй, Филя!

- Здравствуй, Уля!

- Что мама прислала?

- Оладушки.

- Где они?

- Я их под лавку положил.

- Ах ты, Филя, чудак.

-А ты бы, Уля, как?

- Я бы их в печку положила, ты бы пришел, я бы тебя накормила.

Ладно, в следующий раз так и сделаю.

***

Ножки, ножки, где вы были?

за грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали и смотрели, все пенечки оглядели.

Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? — Еду сено косить.

На что тебе сено? - Коровок кормить.

На что тебе коровки? — Молоко доить.

А зачем молоко? — Ребяток кормить.

Кисонька-мурысонька

- Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.

- Где кони? — За ворота ушли.

- Где ворота? — Огонь сжег.

- Где огонь? — Вода залила.

- Где вода? — Быки выпили.

- Где быки? - За гору ушли.

- Где гора? — Черви источили.

- Где черви? — Утки склевали.

Кисонька

  • Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.
  • Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.

-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

  • Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
  • Не ешь одна, не ешь одна.

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

  • Лизавета, здравствуй!
  • Как дела, Зубастый?
  • Ничего идут дела, голова еще цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке...

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Жив ли, милый куманек?

- Еле ноги уволок.

- Как твои, лиса, дела?

- На базаре я была.

- Что ты там видала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной.

- Гдe же эти утки?

- У меня в желудке.
Воробей, чего ты ждешь? (А. Тараскин)

  • Воробей, чего ты ждешь?
    Крошек хлебных не клюешь?
  • Я давно заметил крошки,
    Да боюсь сердитой кошки.

Сапожник (в обработке Б. Заходера) (Польская песенка)

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

Кошка (Г. Сапгир)

- Кошка, как тебя зовут? — Мяу.

- Стережешь ты мышку тут? - Мяу.

- Мяу, хочешь молока? — Мяу. –

 А в приятели — щенка? — Фрр!

Пирожок

- Мы с тобой шли? - Шли. - Пирожок нашли? — Нашли.

- Я тебе его дал? — Дал.

- Ты его взял? — Взял.

- А где же он? — Кто?

- Пирожок. - Какой еще пирожок?

Хозяйка и кот (В. Левановский)

  • Почему ты черен, кот?
  • Лазил ночью в дымоход.
  • Почему сейчас ты бел?
  • Из горшка сметану съел.
  • Почему ты серым стал?
  • Меня пес в пыли валял.
  • Так какого же ты цвета?
  • Я и сам не знаю это.

Еж (В. Фетисов)

  • Ты скажи мне, милый еж,
    Чем ежиный мех хорош?
  • Тем он, лисонька, хорош,
    Что зубами не возьмешь.

Заяц (Г. Сапгир)

- Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. - А чему ты, заяц, рад? - Рад, что зубы не болят.

Здравствуй, киса (Настя Емельяненко)

  • Здравствуй, киса! Как дела?
    Что же ты от нас ушла?
  • Не могу я с вами жить,
    Хвостик негде положить.
    Ходите, зеваете...

На хвостик наступаете.

Зачем?

(Шутка)

- Для чего нужны нам уши?

- Для того, чтоб сказки слушать.

- А глаза?

- Смотреть картинки.

- Руки?

- Надевать ботинки.

- Ноги?

- Чтоб в футбол играть.

- А язык?

- Чтоб не болтать.

Который час (перевод с фр. Н. Гернет и С. Гиппиус)

- Который час? - Двенадцать бьет.

- Кто нам сказал? — Знакомый кот.

- А мышка где? - В своем гнезде.

- Чем занята? — Штанишки шьет.

- Кому? - Супругу своему.

- А кто ее супруг? — Барон Кукарекук.
Яма (О. Григорьев)

  • Яму копал? — Копал.
  • В яму упал? — Упал.

- В яме сидишь? — Сижу.

- Лестницу ждешь? — Жду.

- Яма сыра? — Сыра.

- Как голова? — Цела.

- Значит, живой? — Живой.

- Ну я пошел домой.

                      Английская песенка (в обработке С. Маршака)

  • Маленькая девочка, скажи, где ты была?
  • Была у старой бабушки на том конце села.
  • Что ты пила у бабушки?
  • Пила с вареньем чай.
  • Что ты сказала бабушке?
  • «Спасибо» и «прощай».

Лягушкины покупки (В. Орлов)

  • Откуда идешь ты,
    Лягушка-квакушка?
  • С базара домой,
    Дорогая подружка.
  • А что ты купила?
  • Всего понемножку:
    Купила ква-пусту,
    Ква-соль и ква-ртошку.

Обновка

Кто купил в горошек ситец? — Папа — вот кто.

Сшила что за мастерица? — Мама - вот кто.

Кто и обновку нарядился? - Маша - вот кто.

Медведь (Г. Виеру)

  • Ты куда идешь, медведь?
  • В город елку присмотреть.
  • А зачем тебе она?
  • Новый год встречать пора.
  • Где поставишь ты ее?
  • В дом возьму к себе, в жилье.
  • Что ж не вырубил в лесу?
  • Жалко, лучше принесу.

Муравей (А. Тараскин)

  • Муравей, постой, постой.
    Почему спешишь домой?
  • Что ж не видишь, стрекоза,
    Надвигается гроза.

Если я спешу домой, Будет дождик проливной.

Снегирек (Ю. Капотов)

  • Ты откуда, снегирек, прилетел в наш лесок?
  • С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.

Юч- юч-юч, чу-чу-чу, звонко песенку пою.

- У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться?

- Я не буду их бояться, пусть метут и злятся.

 - Для  зимы я приберег теплый красный кожушок.

Весна (О. Высотская)

Ну, весна, как дела? У меня уборка.

  • Для чего тебе метла?
  • Снег смести с пригорка.
  • Для чего тебе ручьи?
  • Мусор смыть с дорожек.
  • Для чего тебе лучи?
  • Для уборки тоже.
    Все немного просушу —
    Вас на праздник приглашу.

Трус (Е. Чарушин, Е. Шумская)

Зайку спрашивает еж:

  • Что ты, заинька, ревешь?
  • Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался,

Он зеленый, пучеглазый,

Не видал таких ни разу.

Ты скажи мне, реченька... (В. Орлова)

  • Ты скажи мне,
    Реченька лесная,
    Отчего ты
    Звонкая такая?
  • Утром надо мной
    Поет синичка -
    Оттого и звонкая
    Водичка!
  • Ты скажи мне,
    Реченька лесная,
    Отчего ты чистая
    Такая?
  • Чистым голоском
    Поет синичка —

Оттого и чистая Водичка!

  • Ты скажи мне,
    Реченька лесная,
    Отчего ты
    Синяя такая?
  • В родничке
    Купается синичка
    Оттого и синяя
    Водичка!

Разговор лягушек (в переводе С. Маршака) (Чешская народная песенка)

Кума, ты к нам?

К нам, к вам, К нам, к нам!

К воде скачу, ловит хочу.

- Кого-кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно, дам!

Бычок-новичок (В. Викторова)

Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок.

-        Здравствуйте, я бычок,
На лугу я новичок.

Вы покажите скорей,

Где здесь травка повкусней.

—        Ме-е, — скажу я тебе в ответ, —
Травки невкусной нет.

Травка всегда хороша, Если жевать не спеша.

Уши (Э. Мошковская)

-        Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

 Или пореже?

 Отвечает доктор:

-        ЕЖЕ..!

Отвечает доктор гневно:

-        ЕЖЕ... ЕЖЕ... ЕЖЕДНЕВНО!

Почемучки (А. Власов)

-Почему колючий еж так на елочку похож?

-Потому, что еж иголки одолжил у нашей елки.

-Почему за белкой хвост растянулся во весь рост?

-Для того, чтоб белка эта полетела, как ракета.

  • Почему повсюду крот роет свой подземный ход?
  • Знать, на свете для крота всего милее темнота.
  • Почему же у бобров нет ни пил, ни топоров?

-Не нужны им топоры, зубы у бобров остры.

  • Почему лишь носорог на носу растит свой рог?
  • Чтобы, нос украсив рогом, называться носорогом.

Лис и мышонок (В. Бианки)

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? — Землю копал.

- Для чего копал? — Норку делал.

- Для чего норку делал? - От тебя, лис, прятаться. - Мышонок, я тебя подстерегу. — А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь, вылезешь. - У меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, я Ведь твою норку разорю. - А я от тебя в отнорочек — и был таков.

Сорока и медведь (по Н. Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (играющий ребенок встает сo своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.

Сорока легко слетает с дерева (играющий ребенок спрыгивает со свое-го стульчика), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову набок). Ау, Медведь, ты утром что дела-ешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то ?(Остановился, задумался.) Да ем!

Сорока (удивленно моргнув). А днем?

Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером? Медведь (махнув лапой). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью? Медведь.  И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь? Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока  (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь? Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)

Блок «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ»

Русские народные потешки и прибаутки

 ***

  • Уж как сладки гусиные лапки!
  • А ты едал?
  • Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

***

  • Я медведя поймал! — Так веди сюда.
  • Не идет. — Так сам иди.
  • Да он меня не пускает.

— Я девица-девица,

Не пойду по водицу,

Я волка боюсь,

Я лисицы боюсь,

Я медведя боюсь.

-Волк на работе.

Лиса на болоте

Платьице мыла,

Валек опустила,

Над пугливыми смеется,

Хохолок трясется.

Ква-ква-ква! (по Г. Демыкиной)

- Речка, мошки и трава,
Теплый дождик!
Ква-ква-ква!

-Хочешь ты сказать, лягушка,
Здесь приятно?

- Ква-ква-ква!

53

Неладно скроен, да крепко сшит (К. Ушинский)

Беленький, гладенький зайчик ежу:

  • Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
  • Правда, — отвечает еж, — но мои колючки спасают меня от зубов
    собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Разговор зайца и лисы

  • Надо мне, косой, побеседовать с тобой!
  • Не могу, лиса, прости, надо мне себя спасти.

  • От кого себя спасать? Здесь, в лесу густом, мы с тобой стоим вдвоем!
  • От твоих, лиса, зубов, от твоих, лиса, усов, от хвоста и лисьих глаз. Веры нет к лисе у нас.

Сорока и заяц (Н. Сладкое)

Сорока. Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо..

. Сорока. Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги!

Заяц. Э-э, Сорока, невелико счастье...

Сорока. Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа у меня все равно заячья...

Кто пасется на лугу? (Ю. Черных)

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

  • Кони?
  • Нет, не кони!

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

-Козы?

-        Нет, не козы!

Далеко, далеко на лугу пасутся ко...

-Коровы?

                  -  Правильно, коровы.

                  Пейте, дети, молоко

                  — Будете здоровы.

Лягушонок (А. Берлова)

Лягушонок чуть не плачет

За советом к маме скачет

—        Я в воде, как рыбка, плыл,
Головастиком я был,

А теперь нигде в пруду

        Я свой хвостик не найду.

        Рассмеялась тут Квакушка, говорит:

—        Ты стал лягушкой,
Поменял ты хвост на лапы,
Можешь прыгать вместе с папой.

Полянка

Лисичка.      Над полянкой, над лесной

                       Дует ветер озорной.

                       Этот ветер очень мил:

                       Он мне шерстку распушил!

Бабочка.      Светит солнышко с небес,

                       Разговаривает лес,

                       И приятная жара

                       Начинается с утра!

Зайчик. Веселая полянка,

               Душистые цветы!

               Зеленая полянка,

               Понравилась мне ты!

Лягушка.     День хорош? Какая чушь!

                       Отвратительная сушь!

                       Очень скверная погода:

                       Нет ни сырости, ни луж! Ква!

Егорушка (М. Пляцковский)

—        Егорушка-Егор
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
Висит — голосит:

-        Снимите с забора
Бедного Егора.

Мышь и крыса (С. Михалков)

Мышь.        Соседка! Слышала ль ты добрую молву?

Ведь Кошка, говорят, попалась в когти льву!

Вот отдохнуть и нам пора настала!

Крыса.         Не радуйся, мой свет,

                           И не надейся по-пустому,

                          Коль до когтей у них дойдет,

    То, верно, Льву не быть живому:

    Сильнее Кошки зверя нет!         

Перчатки

(Английская песенка в переводе Л. Родина)

Ведущий.     Шалунишки-котятки потеряли перчатки

                       И не смеют взойти на порог.

    —        Мама, мама, прости! Мы не можем найти,
  Куда подевались перчатки!

   -        Не найдете перчатки, так и знайте, котятки,
  Я не стану готовить пирог!

    Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,

   Я не стану готовить пирог!

Ведущий.     Испугались котятки, отыскали перчатки

                       И к маме бегут со всех ног.

— Мама, мама, открой и пусти нас домой! 56

Мы нашли на дороге перчатки!

—        Отыскали перчатки? Золотые котятки!
Получайте за это пирог!

Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,

Получайте за это пирог!

Ведущий.     Натянули котятки на лапки перчатки И съели до крошки пирог.

  • Ай, мамочка, ай! Ты нас не ругай,
    Но грязными стали перчатки!
  • Грязнульки-котятки! Снимайте перчатки!
    Я вас посажу под замок!

Мяу-мяу, под замок, мяу-мяу, под замок,

Я вас посажу под замок!

Стирают котятки в корыте перчатки.

Ах, как это трудно — стирать!

Все три, три и три... — Ой, мама, смотри!

Уже отстирались перчатки!

—        Отмыли перчатки? За это, котятки,
Я вас отпущу погулять!

Мяу-мяу, погулять, мяу-мяу, погулять,

Опять отпущу погулять!

Тетерев и лисица

(Русская народная сказка)

  • Терентий, Терентий, я в городе была.
  • Бу-бу-бу, бу-бу-бу, была, так была.
  • Терентий, Терентий, я указ добыла.
  • Бу-бу-бу, бу-бу-бу, добыла, так добыла.
  • Чтобы вам тетеревам не сидеть по деревам.

Ворона

(По мотивам стихотворения В. Орлова)

—        Кар-кар-кар! Какая кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
        

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

  • Стой, ворона, не кричи.
    Не кричи, а помолчи,
    Жить не можешь без обмана:
    У тебя же нет кармана.
  • Как?! Что ж раньше не сказали.
    Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

Котенок (С. Городецкий)

—        Ты зачем, шалун-котенок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребенок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала

В детской куколку свою,

А тебе и горя мало!

Слышишь, что я говорю?

— Я, конечно, виноватый,

Но поверь, что я не плут.

Кукле в детской скучновато,

Я играл с ней там и тут.

 Кукла, глазки закрывая,

Все мяукала со мной,

Думал я: она живая,

Прибежит сама домой!

Я знаю, что надо придумать (А. Барто)

  • Я знаю, что надо придумать,
    Чтоб не было больше зимы,
    Чтоб вместо высоких сугробов
    Вокруг зеленели холмы.
  • Так что же надо придумать,
    Чтоб не было больше зимы?
    И как же вместо сугробов

Появятся с травкой холмы?

— Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима Превращается в лето!

Знакомство

Заяц.          Разрешите познакомиться,

Я зверек лесной,

Стою, как столбик, под сосной

И стою среди травы

— Уши больше головы.

Крот.        Очень приятно, я — Крот.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю.

Бобры.        Мы — бобры, мы — лесорубы

                    В серебристо-бурых шубах.

                    Из деревьев, веток, глины

                    Строим прочные плотины.

Еж.        Я — еж. Недотрогой, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой, Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не ходят звери.

Комар.        Разрешите представиться:

                    Я — не зверь, не птица,

                    Носок, как спица.

                    Лечу — кричу,

                   Сяду — молчу!

Божья коровка.

Я - пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

Стрекоза.     На луговой клеверок

                      Опущусь, как вертолет.

                      Золотистые глаза!

                      Отгадайте, кто же я?

Земляника.   Я — капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки,

Кто любит меня -

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица.

Гриб.        Под сосною у дорожки

Я стою среди травы.

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть — нет головы.

Одуванчик.   Белым шариком пушистым

                        Я красуюсь в поле чистом.

                        Дунул легкий ветерок

                        — И остался стебелек.

        

Иван-чай.

Я - хорошая трава, красная голова,

И медку подарю, и чайку заварю.

Мороз (Е. Благинина)

— Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду!

  • Тревожно за Жучку. В ее конуре
    Такой же морозище, как на дворе.
  • Но больше всего беспокойно за птиц —
    За наших воробышков, галок, синиц.
  • У нас приготовлено все для зимы:
    Рогожей укутаем яблоньки мы.
  • Побольше сенца в конуру принесем,
    Беднягу дворнягу от стужи спасем.
  • Но птицы! Как холодно в воздухе им!
    Поможем ли мы беззащитным таким?
  • Поможем! Их надо кормить, и тогда
    Им будет легко пережить холода.

Хочу быть слоненком (Г. Остер)

Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.

  • Я, — сказала мартышка, — могу быть акробатом в цирке.
  • А я, — похвастался попугай, — могу магнитофоном.
  • А я могу канатом на корабле, — сказал удав.
  • А ты кем можешь? — спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил:
  • Я могу слоненком.
  • Подумаешь! — стали все смеяться. — Ты и так слоненок. Это неинтересно.
  • А вот и интересно, — обиделся слоненок.

Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите — сходите, посмотрите.

Божья коровка (К. Ушинский)

  • Посмотри, папа, какого я хорошенького, кругленького жучка поймал. Головка у него черненькая, крылья красненькие, а на крыльях пятнышки. Да жив ли он? Что-то не шевелится.
  • Жив, а только прикинулся мертвым. Это божья коровка, очень полезный жучок. Она, а еще больше ее гусеница истребляют множество вредной тли.
  • Посмотри, папа, жучок очнулся и влез мне на палец. Куда-то он полезет дальше.
  • А вот увидишь. Смотри, как он раздвигает свои твердые надкрылья и распускает из-под них настоящие крылышки – легкие и прозрачные.
  • Вот и улетел. Какой же он хитрый жучок!

Спор животных (К. Ушинский)

Лошадь. Хозяин меня больше любит. Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу, сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.        

Корова. Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю.

Собака. А я его добро стерегу.

Хозяин. Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Бабушкин садик (С. Георгиев)

                

Вообще-то свой детский сад Санька всегда любил. Но вот однажды вечером он ни с того ни с сего заявил:

  • Я в садик больше ходить не стану! Никогда-никогда!
  • Это почему же ты так решил? — удивилась бабушка.

- Да надоело, — просто объяснил Санька. — Потому что я уже вырос.

—        Замечательно! – неожиданно очень обрадовалась бабушка. – Вот и правильно, вот и не ходи! Это ты хорошо придумал, Санюшка!

Бабушка тут же позвала Санькиных маму и папу.

  • С завтрашнего дня, — сказала она им, — я на работу не хожу!
  • Мы с бабушкой дома играть будем, - подсказал Санька.
  • Нет! – покачала бабушка в воздухе пальцем. – Дома я не останусь! Я на свою прежнюю работу не пойду, а буду работать в детском садике ребенком вместо нашего Саньки! Запишусь в среднюю группу!

—        Вот как? — почесал в затылке Санькин папа. — Завидую… от всей души завидую…

  • А Санька? — ничего не поняла мама.
  • Санька у нас уже вырос, что ему в садике делать, - нетерпеливо махнула рукой бабушка и вытащила свой рабочий красный блокнот. — Значит, так… С самого утра я вдоволь наиграюсь в прятки с Костиком, Наташей и Леночкой!
  • Бабушка, а я? — напомнил о себе Санька.
  • Ты, Санька, заберешь меня вечером из садика, - подняла глаза
    от блокнота бабушка.
  • Приготовишь ужин, — напомнил папа.
  • Поможешь Жене выучить уроки, — добавила мама.
  • Так, а у меня, — продолжала бабушка, — катание с горки, игра
    в снежки… Затем с Игорьком лепим снеговика! Нет, двух снеговиков! Потом раскрашиваем картинки, это уже после прогулки…Затем…
  • Бабушка, — Санька робко тронул ее за локоть. — Бабуля!
  • Но это еще не все! — Бабушка радостно сверкнула глазами. —
    Впереди самое главное!

—        Бабушка, я боюсь, тебе не справиться… — грустно вздохнул Санька. — Ты знаешь, как это трудно — слепить снеговика…
Тем более двух…

  • Что же делать? — задумалась бабушка.
  • Я знаю, — сказал Санька. — Я тебе помогу немного… Только
    в самом трудном… Ладно уж, я вместо тебя пойду в садик.

По воскресеньям, когда они всей семьей по дороге в парк проходят мимо знакомого заборчика, Санька всегда с гордостью говорит:

—        Знаете, это ведь бабушкин садик. Да! А я сюда хожу только так,
бабушке помогаю.

Блок «ПОБУЖДЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА ПОБУЖДЕНИЕ»

Русский народный фольклор

***

  • Тит, иди молотить! — Брюхо болит.
  • Тит, иди кисель есть! — Где моя большая ложка?

***

  • Лень, отвори дверь, сгоришь!
  • Хоть сгорю, да не отворю.

***

  • Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
  • Отчего не поскакать? Поскачу!
  • Лапкой, зайка, постучи-постучи!
  • Отчего не постучать? Постучу!
  • Ты на травку упади-упади!
  • Отчего же не упасть — упаду.
  • Полежи и отдохни-отдохни!
  • Если надо отдохнуть — отдохну.

***

  • Егор, Егор, укажи свой двор!
  • А вот мой двор, голубой забор.

Зайка (Ф. Бобылев)

  • Зайка, заинька, дружок,
    Посиди со мной часок.
  • Ни минутки не могу -
    В гости к ежику бегу.
    Он вчера меня встречал,
    Есть морошку приглашал.

        

                       Утро

—                Просыпайся! — Просыпаюсь!

—               Поднимайся! — Поднимаюсь!

—              Умывайся! — Умываюсь!

—               Обливайся! — Обливаюсь!

—               Вытирайся! — Вытираюсь!

—              Одевайся! — Собираюсь!

—               И прощайся! — И прощаюсь!

Кузнец (С. Маршак)

—              Эй, кузнец-молодец!

                  Захромал мой жеребец.

                  Ты подкуй его опять.

—               Отчего не подковать?

                   Вот гвоздь, вот подкова.

                   Раз, два! И готово!

Английская народная песенка (в обработке С. Маршака)

—   Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку.

 Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

— Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

 Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

Гуля - Голубок

(Удмуртская народная песенка)

— Гуля, сизый голубок!

Сядь на ветку, на дубок!

— Я бы сел, да Совушка,

Нечесаная головушка,

Там глазками — луп-луп!

А ножками — туп-туп!

 На дубок я не хочу,

Я за речку полечу —

Во зеленую долину,

На веселую рябину.

Подарок (И. Шевчук)

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

- Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный ... БАХ!!!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Рыжий кот и старушка - говорушка

—  Рыжий кот, вернись к старушке, одинокой говорушке!

— Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь: по утрам и вечерам в твоем доме тарарам!

—    Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор? У старушки-говорушки рыжий кот — одна подружка!

—   Я вернусь, но - чур-чур-чур! - не ругать за «мур-мур-мур»! У старушки-говорушки будет котик-говорушка.

Усатый-полосатый

(Отрывок из стихотворения С. Маршака)

Стала девочка учить котенка говорить:

—              Котик, скажи: мя-чик. А он говорит: «Мяу!».

—               Скажи: ло-шадь.

А он говорит: «Мяу!».

— Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: «Мяу-мяу!». Все «мяу» да «мяу».

Котауси и Мауси (в обработке К. Чуковского)

Воспитатель. Побежала Котауси к Мауси

       И замахала хвостауси:

    Котауси.      Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

                   Я спою тебе песенку, Мауси,

                      Чудесную песенку, Мауси.

Воспитатель. Но ответила умная Мауси:

Мауси.        Ты меня же обманешь, Котауси!

Все дети.      Так ответила умная Мауси — И скорее бегом от Котауси.

Зимний разговор через форточку (Б. Брехт)

—        Я — маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите... Я летом всегда подавал сигнал, Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите!

—        Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!

—        Я — дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети, спасите...

Все лето я клювом стволы долбил, Тьму вредных букашек поистребил. Пожалуйста, помогите!

—        Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

—        Я — иволга. Иволга я.
Я гибну, дети, спасите...

Ведь это я в прошедшем году —

 Чуть сумерки — пела в ближнем саду.

Пожалуйста, помогите!

—        Сюда, певунья, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!

Бычок-новичок (по мотивам стихотворения В. Викторова)

—        С добрым утром, я бычок,
На лугу я новичок.
Покажите мне скорей,

Где трава здесь повкусней!

—        Ме-е, — хочу сказать в ответ, —
Невкусной травки вовсе нет,
Травка всюду хороша,

Если жевать ее не спеша.

Лиса и рак

(Русская народная сказка)

  Лиса встретила рака и говорит ему:

  • Давай с тобой перегоняться!
  • Ну что ж, лиса, давай.
    Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост. Добежала лиса до места, а рак не отцепляется. Обернулась лиса посмотреть, далеко ли рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

—        А я тебя давно тут жду.

Как поросенок говорить научился (Л. Пантелеев)

Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить. Поросенок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка, как ни старалась, ничего у нее не выходило. Она ему, я помню, говорит:

  • Поросеночек, скажи: мама!
    А он ей в ответ:
  • Хрю-хрю!
    Она ему:
  • Поросеночек, скажи: папа!
    А он ей:
  • Хрю-хрю!
    Она:
  • Скажи: дерево!
    А он:
  • Хрю-хрю!
  • Скажи: цветочек!
    А он:
  • Хрю-хрю!
  • Скажи: здравствуйте!
    А он:
  • Хрю-хрю!
  • Скажи: до свидания!
    А он:
  • Хрю-хрю!

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросенка, и девочку. Я говорю:

—        Знаешь что, голубушка, ты бы ему все-таки что-нибудь полегче
велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова
произносить.

Она говорит:

—        А что же полегче? Какое слово?

  • Ну попроси его, например, сказать: хрю-хрю.
    Девочка немножко подумала и говорит:
  • Поросеночек, скажи, пожалуйста: хрю-хрю!
    Поросенок на нее посмотрел и говорит:
  • Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

—        Ну вот, - говорит, - наконец-то! Научился!

Три бабочки

(Немецкая народная сказка)

Жили-были три бабочки — белая, красная и желтая. Все дни напролет порхали бабочки с цветка на цветок. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.

Добрались бабочки до белой лилии и говорят:

  • Укрой нас, лилия, позволь от дождя спрятаться.
  • Так и быть, — отвечает лилия, — белую бабочку от дождя спрячу,
    она на меня похожа. А красная и желтая бабочки пусть себе другое
    место ищут.

Тут белая бабочка ей говорит:

—        Раз моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду!
Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше. А дождь все льет и льет. Подлетели бабочки к красному тюльпану и говорят:

—        Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:

—        Ладно, красную бабочку спрячу, она на меня похожа. А белая
и желтая бабочки пусть себе другое место ищут.

Тут красная бабочка говорит:

—        Раз ты моих сестер принять не хочешь, то и я к тебе не пойду.
Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

Добрались бабочки до желтой розы и говорят:

—        Укрой нас, позволь от дождя укрыться, мы насквозь промокли.
. Роза им в ответ:

—        Ладно, желтую бабочку спрячу, она на меня похожа. А белая
и красная бабочки пусть себе другое место ищут.

Желтая бабочка ей говорит:

—        Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду,
лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

Услыхало солнце слова бабочек, обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило солнышко бабочкам помочь.

Выкатилось солнышко из-за туч, прогнало дождь и засияло снова, бабочкам крылышки высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к лилии, тюльпану и розе больше не подлетают.



Предварительный просмотр:

ПОСЛОВИЦЫ

  • Доброму слову — добрый ответ.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Ласковым словом многого добьешься.
  • Малое слово большую обиду творит.
  • От вежливых слов язык не отсохнет.
  • Добрые слова лучше мятного пирога.
  • Где слова привета, там и улыбка для ответа.
  • Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
  • Гневное слово пороги не держит.
  • Ласковое слово и приветливый вид и свирепого зверя
    усмиряют.
  • Недоброе слово больше огня жжет.
  • Худое слово доведет до дела злого.
  • От худого слова да навек ссора.
  • Не беда — ошибиться, беда — не исправиться.
  • Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Хорошее слово всегда к месту.
  • Доброму слову — добрый ответ.
  • Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
  • Кто ругается, грубит — с тем никто не говорит.
  • Не торопись говорить — торопись слушать.
  • Уважай слова другого — и твое слово услышат.
  • Выслушать — все равно, что вылечить.
  • Если кто говорит — ты молчи да на него смотри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке,  используются в непосредственно образовательно...

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...

ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»

Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....

Фото отчет по проекту: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Обоснование  актуальности  проекта. Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношения...

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, ...