Главные вкладки

    Развитие речи детей младшего возраста
    статья по развитию речи (младшая группа) на тему

    Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличения активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучению построению предложений и фраз). 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие речи через малые фольклорные формы детей раннего возраста»

    Выполнила: воспитатель ГБДОУ №32 группы №3

    Олейникова Т.М.

    Санкт-Петербург

    2014

     «Развитие речи через малые фольклорные формы детей раннего возраста»

    Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей деятельности к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм.

    Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленного веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

    Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличения активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучению построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируется наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психитческая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.

    Известно, что ребенок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он хлопает в ладоши, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по воздействию: колыбельные успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.

    Знакомство детей с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

    Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находитсяв угнетенном состоянии. Потешка устанавливает первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить  в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку.

    Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе с различной интонацией. Все это позволяет ребенку сначала почувствовать, а затем осознать красоту русского языка, его лаконичность.

    Знакомство ребенка с малыми формами фольклора начинается с песенок- потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов ребенок:

    - легче просыпается  («Потягушки, потянись…»);

    - даст себя умыть («Водичка, водичка, умой мое личико…», если взрослый умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки,  ребенок начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки»);

    - охотнее будет есть (накормить ребенка поможет потешка «Травка-муравка»

    Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается  в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам.

    Потешки представляют собой народные стихи-песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, прогулки, игры с ребенком и др. Большинство потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту, отсюда их четкость, певучесть, краткость и выразительность.

    Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, целесообразно использовать пальчиковую гимнастику (например, «Божья коровка»).

    Большое значение для развития речи имеет специальная организация предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, книг-раскладушек, книг-погремушек, раскрасок, дисков, костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

    С целью повышения интереса и мотивации дошкольников на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа, Петрушки). Игровые персонажи создают общее настроение (ласковость, шутливость или грусть) в процессе прослушивания потешек, повышают активность детей и эмоциональную экспрессивность.

    На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам. Дети осваивают средства лексической и интонационной выразительности в процессе передачи характеров и эмоционального состояния героев, в ходе бесед и прослушивания фольклорных текстов.

    Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные потешки, песни, пестушки – все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем, с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня и речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

                                                                                                                       



    Предварительный просмотр:

    Развитие речи через театрализованные игры и сказки

    Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения с игрушками, сверстниками,  взрослыми. Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

    Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать дошкольное учреждение, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней занятия в первой младшей группе направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.

    Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и обработка артикуляции, и расширение активного словаря, и совершенствование связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления.

    На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.

    С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить при этом следует медленно, плавно, с добрым выражением лица, не подделываясь под детскую речь.

    Как известно для здоровья и развития ребенка большое значение имеет его бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно первые слова и игровые навыки появляются в моменты наибольшей заинтересованности ребенка чем-нибудь. Его привлекает все новое, движущееся, внезапно появляющееся, исчезающее и появляющееся вновь. На этом принципе строится ряд игр, которые следует предлагать детям в целях поднятия его эмоционального тонуса. Особенно нуждаются в них вялые, малоподвижные дети.

    Театрализованные игры создают благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций. Сказки, рассказы, потешки и т.д. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

    Маленькие дети очень любят слушать интересные сказки и рассказы. Это занятие приносит им большую пользу. Ритм народной сказки и ее образный язык развивает художественный вкус, новые слова и выражения обогащают речь, расширяют кругозор, интересное содержание способствует сосредоточению ребенка, развитию его мышления и памяти. Некоторые сюжеты радуют, веселят, другие вызывают сочувствие.

    Детям третьего года жизни сказки и рассказы следует не читать, а рассказывать, так как это обеспечивает более тесный контакт взрослого с ребенком. Рассказывая, взрослый видит ребенка, следит за выражением его лица, что позволяет донести текст в более простой и эмоциональной форме.

    Содержание воспринимается лучше, когда сам ребенок принимает непосредственное участие в рассказе. Можно в нужные моменты предложить ему похлопать в ладоши, потопать ногами, позвать кого-нибудь, ответить на вопрос персонажа. Сказка или рассказ обязательно должны прозвучать несколько раз — и для запоминания, и для того, чтобы ребенок мог ее воспроизвести.

    Форму народной сказки, ее язык, ее повторы нужно сохранять в неприкосновенности. Для того чтобы проверить, понятно ли ребенку содержание, и помочь его осмыслить, надо после рассказа задать несколько контрольных вопросов по содержанию и последовательности событий. Вопросы должны быть легкими и конкретными.

    Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в данный момент не видит - здесь требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи, как…?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т.п.).

    На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

    Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

    Дети с большим удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачей любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

    Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, при этом чувствуя себя раскованно, свободно.

    Театрализованные игры, используемые на занятиях по развитию речи, вызывают у детей большую радость. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, дети лучше понимают происходящее, обогащается и формируется словарь детей.

    В течение года мы знакомим детей с русскими народными сказками: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», и т.д.

    Рассказывая сказку детям, мы используем в работе разнообразные наглядные пособия:

    -показ фигурок настольного театра;

    -показ картинок на фланелеграфе;

    -пальчиковый театр;

    -театр Би-Ба-Бо;

    - театр варежек;

    - театр нагрудников.

    Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность.

    Каждый год у нас в группе проходит театрализованное представление, в котором принимают участие не только дети, но и их родители. В прошлом году мы ставили постановку по сказке: «Кто в домике живет?». С большим удовольствием следили малыши за движущимися куклами. Дети дружно отвечали на вопросы, имитировали движения цыплят в танце.

    В театрализованном представлении дети были не столько зрителями, сколько активные участники. Хорошо поставленные вопросы, побуждали детей думать, делать выводы.

    С умственным развитием тесно связано совершенствование речи.

    В процессе работы над театрализованным представлением, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Встреча с театрализованной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

      Работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты; совместная работа с родителями эмоционально насыщает жизнь ребенка и активизирует его речевое развитие.

    Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.


    Список использованной литературы:

    1. О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста» - М., 2007 г.
    2. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений» - М., 2001 г.
    3. О.С. Рудик «Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации» - М., 2009 г.
    4. М.Ю. Картушина «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет» - М., 2007 г.
    5. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 Статья «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности», 2001 г.
    6. Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» - М., 2004 г.
    7. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» - М., 1999 г.
    8. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» - М. «Просвещение», 1986 г.
    9. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» - М. 2003 г.
    10. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» - М. «Просвещение» 1991 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.

    Дидактические игры и упражнения  на тему "Овощи"...

    «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

    В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

    Развитие речи детей младшего возраста ( 2 – 4 года)

    Развитие речи детей в младшем возрасте.        Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи явл...

    Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

    Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

    Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

    В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

    Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

    Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...