Коммуникация, Познание : Развитие речи. "Мороз, солнце и ветер"- экологическая сказка. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Вид НОД (непосредственно образовательная деятельность) - Коммуникация, Познание : Развитие речи. "Мороз, солнце и ветер"- экологическая сказка. Старшая группа. Задачи:

Воспитывать нравственно-этические чувства, любовь к природе.

Развитие речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания.

Формирование познавательных процессов, творческих способностей детей. Учить устанавливать взаимосвязи в природе и жизни людей.

Основная образовательная область: коммуникация

Интегрированные образовательные области: здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

Планируемые результаты: Имеет развитый фонематический слух, дикция достаточно чёткая. Устанавливает взаимосвязи в природе и жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroz_solntse_i_veter.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Вид НОД (непосредственно образовательная деятельность) – коммуникация, познание.

Тема: «Мороз, солнце и ветер»

Задачи:

Воспитывать нравственно-этические чувства, любовь к природе.

Развитие речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания.

Формирование познавательных процессов, творческих способностей детей. Учить устанавливать взаимосвязи в природе и жизни людей.

Основная образовательная область: коммуникация

Интегрированные образовательные области: здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

Планируемые результаты: Имеет развитый фонематический слух, дикция достаточно чёткая. Устанавливает взаимосвязи в природе и жизни людей.

Методы и приёмы:

наглядные (показ театра); словесные (пальчиковая и артикуляционная гимнастики, проговаривание чистоговорки,  упражнение на развитие дыхания, чтение сказки); игровые (коммуникативная игра, подвижная игра « Филин»); практические (нарисовать по точкам одно из явлений природы  по сказке и назвать его, создание иллюстраций по сказке).

Наглядные средства обучения:  плоскостной театр «Мороз, солнце и ветер»,  маска  филина, цветные карандаши.

Словарная работа: почитают, спор, на особицу, жить ладно, заносчивые.

Ход занятия

Воспитатель:    Сядем ребята, рядком

                            Посидим ладком

                            Посидим, друг на друга поглядим

                            Приготовили ушки

                            Будем сказку слушать.

Показ фигурок по тексту.

- Шёл мужик по дороге через лес. А в лесу гуляли разные звери.

Двигательные упражнения «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает,                                     Дети мягко шагают на носочках

Хвостом  дорогу заметает.

По снегу петляет зайка,                                     Прыгают на двух ногах   вправо и влево

Вправо  – скок и влево  - скок

Ты его лиса поймай – ка.

По сугробам мчится волк.                                 Бегут широким шагом

Серый волк - зубами щёлк.    

Вперевалку ходит мишка,                                 Шагают на внутреннем своде стопы

Косолапый наш топтыжка.

Белка скачет, белка скачет,                                Скачут

Словно серый мягкий мячик.

Воспитатель:    - На встречу мужику шли мороз, солнце и ветер, важные да заносчивые.

Логопедическая гимнастика

  1. «Мороз» (на развитие точности движений кончика языка внутри рта) Многократно побарабанить напряжённым кончиком языка по альвеолам с произнесением «д-д-д…». («дрожим от холода»)
  2. «Солнце» ( на развитие координации движений губ и выдоха)  Надуть обе щёки. Вытянуть губы вперёд трубочкой и постепенно выдыхать ( « отдуваемся от жары»)
  3. «Ветер» (на выработку плавной, длительной непрерывной воздушной струи,  идущей по середине языка)  Рот открыт в улыбке. Язык свёрнут трубочку и подуть  через неё.

Воспитатель:     - Увидел их мужик, поздоровался.

Коммуникативная игра «Здравствуй дружок!»

Здравствуй дружочек, здравствуй дружок!         Дети машут сначала одной рукой потом другой

Встанем  с тобой мы вместе в кружок                   Взялись за руки идут по кругу

Дружно по кругу с тобою пойдём

Здороваться вместе начнём:

Здравствуйте, здравствуйте ручки!                        Вытягивают вперёд руки  

-Хлоп, хлоп!                                                                   Хлопают

Здравствуйте, здравствуйте ножки!                      Выставляют на пятку ноги по очереди   

-Топ, топ!                                                                        Топает

Здравствуйте наши ладошки!                                  Поворачивают ладони

-Хлоп, хлоп!                                                                   Делают  «тарелочки»

Здравствуйте наши коленки!                                  Гладят колени ладошками 

-Шлёп, шлёп !                                                              Шлёпают по коленям

Лёгкие ножки по кругу идут                                   Двигаются по кругу

На месте стоят не дают

Здравствуй дружочек, здравствуй дружок!        Дети машут сначала одной рукой потом другой

Здравствуйте круглые щёчки!                                Гладят щёки       

-Пух, пух!                                                                       Ударяет по щекам ладошками           

Здравствуйте, ноготочки!                                       Сжимают пальцы в кулак и разжимают их   

- Стук, стук !                                                                  Стучат ноготками друг о друга

Здравствуй весёлый мой носик!                           Прикасаются пальцем по носу

- Шмыг, шмыг!                                                            Тянут за нос

Ножки пружинки привет!                                        Делают «пружинки»     

- Прыг, прыг!                                                                Прыгают     

 Здравствуй дружочек, здравствуй дружок!        Дети машут сначала одной рукой потом другой                 

Мы улыбнёмся друг другу с тобой.                        Качаю головой    

Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!              Протягивают руки вперёд

Солнцу, привет! Небу, привет!                                 Поднимают поочерёдно руки  

«Здравствуйте» - слышим в ответ                           Протягивают руки вперёд 

   Воспитатель:     Мужик не только поздоровался, но и  низко поклонился, и дальше пошёл. Заспорили солнце, мороз  и ветер кому мужик поклонился.

-Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало. Ведь я самое главное, я даю тепло земле – важно сказало солнце.

Чистоговорка «Л - ЛЬ»

Ало-ало-ало – солнце по небу гуляло                       Дети покачивают «фонарики»

Пло-пло-пло – на улице теперь тепло                      Сжимают и разжимают пальцы

Ли-ли-ли – мы гулять пошли                                        Хлопают ладонями по коленям

Пель-пель-пель – весело звенит капель                   Стучат указательным пальцем руки по ладони

Воспитатель:     - Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал, жары-то он не так боится, как холода.  Я если захочу, любого заморожу, напугаю. Как филина боятся мелкие зверьки, так и передо мной все трепещут.

Подвижная игра «Филин»

В стороне сидит ребёнок - «филин».

Дети:    Сидит филин на суку и кричит: «Угу – угу!»

             Нас попробуй ты поймать,  в наших норках отыскать!

«Филин» ловит детей. Они стараются убежать на место.

Воспитатель:     Не стерпел ветер и говорит:

 - Много вы понимаете! Это он мне поклон отвесил потому, что меня он больше всех почитает.  Я и мельницу кручу,  и кораблям паруса надуваю. Я самый сильный!

Упражнение на развитие дыхания «Ветер» по методу Б. Толкачёва

Дети на выдохе продолжительно тянут звук (у), делая круговые движения руками.

Ветер воет: «У-у-у…очень

Скучно одному-у-у…

Песню я пою-у-у…

И деревья гну-у-у…»

Воспитатель:  Долго спорили мороз, солнце и ветер и решили самого мужика спросить. Догнали его и говорят:  - Послушай приятель, реши ты наш спор, скажи: кому, это ты на особицу поклонился?

- Ветру -  говорит мужик. – Ведь мороз не мороз, коли  ветра,  нет.   А в жару ветер подует, сразу прохладно станет. Поняли приятели. Почему ветру почёта больше. Но ссориться не стали, а решили жить дружно, ладно.  Вот и сказке  конец, а кто слушал молодец!  

Вам понравилась сказка?

 О чём рассказывается в сказке? (В сказке рассказывается о том, как спорили мороз, солнце и ветер кто из них важнее для людей)

 Какие были мороз, солнце и ветер? ( важные, заносчивые, гордые )

 Как вы понимаете выражение «поклониться на особицу»?  (Поклониться особенно)

Почему ветру почёта больше? (Мороз не мороз, если  ветра  нет.   А в жару, ветер подует, сразу прохладно станет.)  

Чем, закончился спор? (  Решили жить дружно)

Давайте и мы с вами, будем жить дружно, и не ссорится.

Задание: нарисовать по точкам одно из явлений природы  по русской народной  сказке «Мороз, солнце и ветер» и назвать его.

Домашнее задание: совместно с родителями нарисовать иллюстрацию к сказке,  для создания книги.

                             .

   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по коммуникации (речевому развитию) на тему: «Защитники нашей Родины» для детей старшей группы

Воспитание у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Развитие чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов....

Методическая разработка по О.О. «Познание» Тема: «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»

ВведениеВ настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны» в старшей группе образовательная область «Коммуникация»

Цель : – расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей. ...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны» в старшей группе образовательная область «Коммуникация»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань   «Детский сад № 10 «Дубравушка»      К...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Все профессии важны» в старшей группе образовательная область «Коммуникация»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны»в старшей группеобразовательная область «Коммуникация»...

НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»

НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Как Солнце Весне помогало»...