Конспект НОД "Уроки бабушки Федоры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие речевой активности детей по лексической теме "Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_babushki_fedory.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема недели: «Посуда».

        Тема НОД: «Уроки бабушки Федоры».

        Разработчик: Соколец Ирина Алексеевна.

        Цель: учить классифицировать посуду по назначению — кухонная, столовая, чайная (ОО «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Творчество»).

        Задачи:

1.Учить детей группировать и объединять предметы по сходным признакам (ОО «Познание»).

2.Развивать речевые умения детей в рамках лексической темы «Посуда» (ОО «Коммуникация»).

3.Развивать эстетическое мышление, художественный вкус (ОО «Творчество»).

4.Воспитывать бережное отношение к посуде, понимание необходимости содержать посуду в чистоте (ОО «Социализация»).

5.Формировать навыки само- и взаимоконтроля (ОО «Социализация»).

        Организация образовательной среды.

        Для мотивации к НОД: появление сказочного персонажа — бабушки Федоры.

        Для проведения НОД:

1.Взрослый в роли сказочного персонажа.

2.Коробка с предметами настоящей посуды.

3.Конверты с разрезанными частями предметов посуды из картона.

4.Силуэты предметов посуды из бумаги для росписи.        

 5.Акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, палитры.

 6.Детская пластмассовая посуда.

 7.Мольберт.

 8.Подносы.

        Предварительная работа:

        педагога: посещение занятий логопеда по данной лексической теме, подбор методической литературы, изготовление пособий;

        с детьми: экскурсия на кухню детского сада, групповые и индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда, дидактические игры, чтение детям произведения К.Чуковского «Федорино горе»;

        с родителями: совместная с ребенком роспись предмета посуды из бумаги по выбору, участие мамы ребенка в роли Федоры.

        Формы организации совместной деятельности: беседа, ролевая игра, дидактическая игра, конструирование, изготовление продуктов творчества.

        

        Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

1.Закрепление знаний о видах и назначении посуды во время приемов пищи.

2.Наблюдение за трудом помощника воспитателя и дежурных по столовой.

3.Экскурсия на кухню детского сада.

4.Самостоятельная образовательная деятельность детей по конструированию и росписи посуды в утреннее и вечернее время.

5.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».

        Взаимодействие с родителями:

1.Закрепление знаний о посуде, полученных в ходе НОД в группе.

2.Домашнее задание по расписи предметов посуды из бумаги.

3.Театрализованное взаимодействие с мамой, играющей роль Федоры.

        Используемая литература:

1.Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М.,2005г.

2.К.Чуковский «Федорино горе».

3.Интернет-сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье».

Проведение НОД.

        Мотивация.

        (Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, как вдруг появляется Федора и громко причитает.)

  • Ой, горе мне, горе, что же мне делать, где же мои тарелки и т.д...

        Воспитатель.

  • Что случилось? Дети, кто это, вы узнали?

        (Ответы детей.)

        Воспитатель.

  • Да, конечно, это Федора, та самая, из сказки. Ребята, поможем Федоре вернуть ее посуду?

        (Ответы детей.)

        Федора.

        - Помогите, ребята! И чашки ушли, и стаканы,

                            Остались одни тараканы.

        Воспитатель.

  • Ты, Федора, иди домой, выводи своих тараканов, а мы пойдем искать

твою посуду. (Федора уходит.) Давайте начнем с группы. (Не находят.)

        Смотрите, здесь за дверью какая-то коробка. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель несет коробку к столу, предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом.) Здесь какая-то посуда. (Вынимает кастрюлю.)

Что это?

        Ребенок. - Это кастрюля.

        В. - Какая?

        Р. - Большая, белая, металлическая.

        В. - Что есть у кастрюли?

        Р. - Ручки, крышка.

(Воспитатель вынимает из коробки разные виды посуды, уточняет с детьми их внешний вид, назначение.)

        В. - Как же мы можем назвать все это одним словом?

        Дети. - Посуда.

        В. - Конечно, это посуда. Но посмотрите внимательно: вся посуда разная. Вот, например, кастрюля. Из нее можно пить чай?

        Р. - Нет.

        В. - Для чего мы можем использовать эту посуду?

        Р. - Для приготовления супа.

        В. - А эта посуда для чего нам нужна? (Показывает детям глубокую тарелку.)

        Р. - Чтобы есть суп.

        В. - А как мы пользуемся этой посудой? (Показывает детям бокал.)

        Р. - Чтобы пить.

        В.- Вот у меня здесь три подноса.Давайте расставим всю посуду правильно.

(Воспитатель вынимает из коробки, подает ребенку разные предметы посуды, ребенок сам ставит посуду на нужный поднос. Приготовить заранее: кухонная посуда — кастрюля, сковорода, половник; столовая — глубокая тарелка, мелкая тарелка, ложка; чайная — чашка с блюдцем, бокал, ложечка.)

        В. - Как ты думаешь, Миша, правильно мы все расставили? Руслан, Федора будет довольна? (Полные ответы детей.)Дети, здесь в коробке еще что-то лежит, давайте посмотрим. (Воспитатель вынимает осколки посуды.) Как вы думаете, что это?

        Р. - Это разбитая посуда.

        В. - Почему же она оказалась разбитой?

        Р. - Потому что, когда посуда бежала от Федоры, она разбилась но неровной дороге.

        В. - Да, я тоже так думаю. Давайте соберем всю разбитую посуду и склеим ее. Только сначала давайте представим, как посуда бежала, а для этого вспомним сказку про нашу Федору.

(Воспитатель приглашает детей выйти в круг и проводит физминутку.)

        Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

        (Дети друг за другом делают поскоки.)

        Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.

        (Дети бегут в другую сторону, издают звук «дз...».)

        Утюги бегут, покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают.

        (Дети бегут на месте, издают звук «кря-кря», прыгают в середину круга.)

        А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля —

        Вдоль по улице несутся — дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!

        (Дети имитируют бег на месте, бегут по кругу, проговаривают эти слова.)

        На стаканы — дзынь — натыкаются, и стаканы — дзынь — разбиваются.

        (Бегут врассыпную, натыкаясь друг на друга, затем приседают.)

        Эх! (Встают, машут с сожалением рукой.)

        В. - А теперь я приглашаю вас за столы. В конвертах тоже лежат осколки посуды. Хотите ее собрать? На каждом столе лежит один конверт, значит, как вы будете собирать ? (Подсказать детям, что в парах). Помогайте друг другу.

(Дети выкладывают в парах предметы посуды из картона.Воспитатель спрашивает, что у них получилось и для чего предназначена эта посуда. Ожидаемые ответы детей: - У нас получился чайник, это чайная посуда и т.п.)

        В. - Дети, я думаю, что Федора уже убралась в своем доме и скоро придет к нам. Посуду ее мы нашли и правильно расставили, а чем же еще нам ее порадовать? Вот, посмотрите, узнаете? Да, это вы украшали посуду дома со своими родителями, знаете, как это делается. А давайте теперь украсим посуду для Федоры! (Дети соглашаются.) Выбирайте, кто какую посуду хочет украсить, проходите за столы и приступайте к делу.

(Дети разрисовывают предметы посуды акварельными красками. Воспитатель предлагает тем детям, кто закончил раньше, помочь тем детям, кто отстал.)

        В. - Пока наши работы подсохнут, давайте с вами поиграем. Я буду ставить на этот поднос разную посуду, а вы будете говорить мне,

 что здесь лишнее. Игра так и называется «Убери лишнее».

        Кастрюля, сковорода, чашка.

        Тарелка глубокая, тарелка мелкая, сковорода.

        Ложка, тарелка, кастрюля т.д.

        В. - А теперь поиграем в другую игру. Она называется «Скажи наоборот». Например, я вам говорю: « ложка чистая», а вы мне говорите «ложка грязная».

        Тарелка глубокая — тарелка мелкая.

        Чашка большая — чашка маленькая.

        Сковорода тяжелая — сковорода легкая.

        Нож старый — нож новый.

        Тарелка металлическая — тарелка пластмассовая (стеклянная).

        В. - Ну, что же, ребята, мы с вами хорошо поиграли, а вот и наша Федора.

 (Вновь появляется Федора.) Проходи, проходи, Федора Егоровна. Дети, что мы скажем Федоре? Нашли мы ее посуду?

        Дети.- Да, нашли. (Воспитатель направляет ответы детей.) И не только нашли, а  правильно расставили, собрали разбитую и украсили узором! Вот, получай!

(Дети отдают Федоре свои работы.)

        Федора. - Ой, спасибо, ребята! Уж не буду, уж не буду

                                           Я посуду обижать!

                                           Буду, буду я посуду

                                           И любить, и уважать!

        Дети (хором). - Кушай, кушай, Федора Егоровна!

        Федора. - Я вам, ребята, пирогов напеку. Пойду тесто ставить!

        Дети. - Спасибо, Федора, будем ждать твои пироги!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 365 городского округа Самара

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

на тему «Уроки бабушки Федоры»

                                                                                        Подготовила                                                                                         воспитатель                                                                                         Соколец И.А.

Самара 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"

В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие    включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...

Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ

 Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и физкультуре «Поможем бабушке Федоре»

Конспект комплексного занятия по  развитию речи и физкультуре...

Конспект "поможем бабушке Федоре"

Данный материал может быть использован для привития трудовой деятельности детям средней группы...