Каталог дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Павлова Гюзял Тахирзяновна

Каталог предназначен для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog.pptx675 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каталог дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

В каталог вошли дидактические игры Игры на дифференциацию звуков Игры на развитие слухового внимания Игры на развитие фонематического слуха Игры для выработки длительного выдоха Игры для развития речевого дыхания Игры на развитие мелкой моторики

Слайд 3

Игры для дифференциацию звуков № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 «Собери букет» Упражнять детей в различении заданного звука в словах Карты - вазы с кармашками, буквы, разноцветные цветы Педагог кладет в кармашки букву, ребенок ставит цветок такого оттенка, в названии которого есть звук 6, с. 52 2 «Найди пару» Научить детей определять сходно звучащие слова, развивать фонематический слух Диск с двумя стрелками разделённый на 2 части, предметные картинки Педагог напротив стрелки кладет предметную картинку, ребёнок находит предмет отличающийся на один звук и кладет напротив другой стрелки 6, с. 53 3 «Назови продукты» Упражнять детей в подборе слов, развивать фонематический слух Предметные картинки с изображением продуктов питания Педагог предлагает ребёнку найти продукт в названии которого есть определённый звук 2, с. 131 4 «Кто в домике живёт» Отрабатывать отчётливое произношение звуков, учить дифференцировать эти звуки Двухэтажный домик, картинки с изображениями животных Воспитатель предлагает детям поместить животных, в названиях которых есть определённый звук на первом этаже; животных , в названии которых есть другой звук на втором этаже 1, с. 140 5 «Разложи игрушки по местам» Закрепить понятие о дифференциации звуков Набор игрушек, картинок Дети раскладывают игрушки так, чтобы в названиях были заданные звуки 1, с. 144

Слайд 4

Игры на развитие слухового внимания № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 «Кто лучше слышит?» Научить детей различать звуки Сигнальные карточки Педагог называет слова , ребёнок поднимает руку когда услышит слово, в котором есть заданный звук. Дети проверяют и сигнализируют карточками 1 , с. 150 2 «Жмурки с голосом» Найти сверстника по голосу Повязки, бумажные салфетки Сверстник подает голос, водящий угадывает кто это 4, с. 28 3 «Ветер и птицы» Развитие слухового внимания, развитие координации движений Музыкальный инструмент, стулья (гнёзда) Дети делятся на две команды( ветер и птицы), При громком звучании музыкального инструмента та группа , которая изображает ветер - бегает, когда инструмент звучит тихо та команда, которая изображает птиц выбегает. Другая команда детей садится на стулья. 4, с. 29 4 «Кто лучше слышит?» Развитие слухового внимания. Педагог стоит в одном углу комнаты, дети - в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения. Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение. 6, с. 59 5 «Улитка». Развитие понимания речи, слухового внимания, умения выполнять действия по словесной инструкции Потешка Дети – улитки. Педагог проговаривает текст потешки , а дети выполняют действия по тексту: 4, с 22

Слайд 5

Игры на развитие фонематического слуха № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 «Найди ошибку и назови слово правильно» Развитие фонематического и речевого слуха. Стихи, Незнайка Педагог читает стихотворение в словах перепутан звук, ребёнок находит ошибку и исправляет называет правильно слово 3, с. 151 2 «Где звук?» Нахождение места звука в слове. Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок). Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. 4, с. 36 3 «Кто больше слов придумает?» Активизация словаря, автоматизация разных звуков, развитие фонематического слуха Мяч. Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук. Дети образуют круг. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. 4, с. 37 4 .«4-й лишний». Развитие фонематического и речевого слуха. Предметные картинки Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных 5, с. 5 «Похлопаем» Развитие фонематического слуха Повязка, бумажные салфетки Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами. 4, с. 39

Слайд 6

Игры для выработки длительного выдоха № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 «Чей пароход лучше гудит?» Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Игрушка – пароход, пузырьки Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе 4, с. 47 2 «Кто лучше надует игрушку?» Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания. Игрушки небольших размеров Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой 4, с. 48 3 ««Пузырь» Развитие длительного плавного выдоха, активация мышц губ Дети стоят тесным кругом, имитируя пузырь. Дети отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул», дети произносят звук с 4, с. 49 4 «Одуванчик» Отрабатывать с детьми длительный плавный выдох Макеты одуванчика Педагог предлагает дуть на одуванчик так, чтобы слетели пушинки 1, с . 44 5 «Дует ветер » Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Картинка с изображением ветра Дети идут по кругу . Изображая ветер с разной силой голоса 4. с. 58

Слайд 7

Игры для развития речевого дыхания № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 ««Вьюга» Развитие длительного озвученного выдоха. Сюжетная картинка «вьюга». По сигналу педагога «Вьюга началась» дети тихо гудят: «У-У-У». По сигналу «Сильная вьюга» дети гудят громко: «У-У-У». По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают громкость. По сигналу «Вьюга кончилась» дети замолкают 4, с. 57 2. «Насос» Развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе звука С Сюжетная картинка «насос» Педагог предлагает поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса 1, с. 86 3. «Волшебное зеркало» . Развитие ритмичной, выразительной речи, речевого дыхания Сюжетная картинка «Волшебное зеркало» Дети стоят в кругу. Водящий произносит фразу, сопровождая ее каким-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз. 4, с. 45 4. «Кто кого » Развитие речевого дыхания Флажок красного цвета Дети произносят гласные звуки а, у, о, и, э тихо и громко. Кто дольше тянет звук, тот победитель 4, с. 58 5. «Эхо» Развитие силы голоса, активация мышц губ Сюжетная картинка «Лес» Педагог распределяет детей на группы. Одна группа зовёт детей, другая окликается. Затем дети меняются ролями 4, с. 45

Слайд 8

Игры на развитие мелкой моторики № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 Пальчиковая гимнастика Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук 2, с. 56 - 67 2. «Прищепки» Развитие слухового внимания, мелкой моторики Не тугие п рищепки Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу 3, с. 58 3. «Заколдован - ные картинки» Закрепление знаний детей о сказочных героях и их характерных чертах; развитие памяти, мелкой моторики рук Иллюстрации сказок, произведения живописи, карточки с вырезанными окнами В игре могут принимать участие 2-4 человека. Ведущим может быть как, взрослый, так и ребёнок. Игру можно проводить сгруппировать иллюстрации отдельно только по сказкам или по картинам 2, с. 37 4. «Волшебный мешочек » Развитие мелкой моторики , речи, навыков абстрактного мышления Мешочек, предметы Ребёнок должен на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, назвать и описать его. 3, с. 51 5. «Живые тени» Развитие мелкой моторики, речи, памяти, умения осваивать роли Экран , фигуры темного цвета Педагог предлагает детям разыграть сказку с помощью теневого театра, озвучивая героев 2, с. 57

Слайд 9

Игры на развитие выразительности реч и : № Название игры Цель игры Оборудование Ход игры Лите - ратура 1 «Твоё настроение», Развитие умения описывать свое настроение Схемы Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении. 6, с. 62 2. ««Моя любимая игрушка» Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают. 3, с. 106 3. ««Позови ласково» Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, выразительность речи Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику, ласково назвав его по имени 5, с. 89 4. «Секрет» Развитие выразительности речи Сундучок, предметы Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из сундучка (кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. 4 , с . 51 5. «Назови себя» Учить представлять себя коллективу , развитие выразительности речи Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе 3, с. 55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...