Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи – рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используется как для индивидуальных занятий, так и подгрупповых.
Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звуковой культуры речи детей
старшего дошкольного возраста
Методическое пособие для воспитателей ДОУ
Методическое пособие для воспитателей ДОУ/ Авт. – составитель М.В. Рожкова воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»
Методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи – рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используется как для индивидуальных занятий, так и подгрупповых.
Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
© Рожкова М.В., 2013
Содержание пособия
Пояснительная записка_________________________________________________ 4
Особенности развития речи детей _______________________________________6
Рекомендации по организации занятий____________________________________7
Дыхательная гимнастика_____________________________________________8
Артикуляционная гимнастика__________________________________________19
Пальчиковая гимнастика ______________________________________________27
Упражнения для развития фонематического слуха_________________________33
Упражнения на развитие речевого внимании и памяти______________________36
Заключение__________________________________________________________40
Литература___________________________________________________________41
Пояснительная записка
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач развития, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный для её решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общения. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физической, физиологической, лингвистической. Изучение разных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования, её у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причём нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.
Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребёнок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15% - 20% детей уходил в школу из детских садов с плохим произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Специфика психолого-педагогической помощи детям с проблемой развития звуковой культуры речи, заключается в комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учётом психологического развития ребёнка, рекомендаций педагога.
Предлагаемый собранный материал поможет педагогам в работе по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.
Данное пособие разработано для работы по формированию звуковой культуры речи детей 5–6 лет. В него вошли элементы работ авторов: Конева А,Н., Новотворцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И.
Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей.
Цель пособия: создание содержательных и методических условий для формирования звуковой культуры речи; развития личности детей 5 – 6 лет.
Основные задачи:
- формирование правильного произношения звуков, внятное и чёткое произношение слов и их словосочетаний (дикции);
- формирование правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса;
- воспитание выразительности речи, культуры речевого общения;
- развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Планируемые результаты:
В результате реализации данного методического пособия дети будут готовы:
- Правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка;
- Различать на слух и отчётливо произносить часть смешиваемых звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р и т.д;
- Уметь внятно и четко произносить слова, фразы, пользоваться ударением, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.
Принципы организационной работы:
- работа по формированию звуковой культуры речи должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
- работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка;
- при организации развивающей работы должны учитываться индивидуальные особенности ребёнка (темперамент, способности).
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребёнка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков. Каковы речевые навыки у детей 5 – 6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. К пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.
Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами. В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений. Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения, а также обозначения оттенков цветов. Заметно возрастает число глаголов, причём дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской. В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи.
В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребёнка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчленённые на предложения высказывания.
К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребёнок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечёткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата.
Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Рекомендации по организации занятий
Правильно организованная деятельность – залог успеха. Поэтому, вам предлагается структура построения занятия по формированию звуковой культуры речи, но при этом необходимо соблюдать последовательность формирования звуков и структуру построения занятия.
Данная последовательность формирования звуков определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения:
1. Свистящие С, З, Ц, С’, З’
2. Шипящий Ш
3. Сонор Л
4. Шипящий Ж
5. Соноры Р, Р’
6. Шипящие Ч, Щ
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Структура построения занятия позволит вам выстроить ход занятия таким образом, что ваш ребенок будет поддерживать интерес на протяжении всего занятия и не будет испытывать переутомления.
Занятие
1. Тема.
2. Программное содержание.
3. Материал.
4. Упражнение для речевого дыхания.
5. Упражнение для артикуляционного аппарата.
6. Упражнение для развития мелкой моторики.
7. Упражнение для развития фонематического слуха.
8. Упражнения на развитие речевого внимания и памяти.
Дыхательная гимнастика
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым в логопедической практике имеет важное значение.
Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, диафрагмальное).
Рекомендации педагогам
по формированию диафрагмального типа дыхания у детей дошкольного возраста
Перед началом обучения диафрагмальному дыханию необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультироваться у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки.
Основные требования к выполнению дыхательной гимнастики
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно
прижимать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как в положении лежа, сидя, так и стоя.
- Длительность выполнения игр и упражнений около 5 минут.
- Упражнения выполняются в естественной позе, не напрягаясь.
Правила обучения дыханию (для детей 5 - 6 лет)
Покажите ребёнку и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет, на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.
Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение вдоха и выдоха 1:3.
Упражнения на формирование правильного дыхания проводите в игровой форме.
Условия проведения дыхательной гимнастики
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия: не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа) Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащённость дыхания, укороченность выдоха; неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха, неправильная осанка.
Основные требования к формированию речевого дыхания
Осваивать технику дыхательных упражнении в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходить в выдох. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много «добрать». Выход естественный, экономный, без усилий.
Вдох должен быть легким и коротким, а выдох - длительным и экономным.
При вдохе выпячивается живот, и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опаляет; а ребра занимают исходное положение. Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе. Плечи должны быть совершенно неподвижны.
Выдыхаемый воздух расходовать в основной на гласные звуки (в первую очередь на ударные). На одном выдохе произносить, не больше 4 - 5 слов, слова произносить слитно, не отделяя одного от другого.
В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха. Следить, за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе - не опускались необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой, которая представлена в виде игр и упражнений, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произведения различных по длине речевых высказываний.
Первый этап - формирование длительного выдоха у детей старшего
дошкольного возраста
- Игра «Султанчик»
Задача: побуждать ребенка к произвольному ротовому выдоху.
Оборудование: яркие цветные султанчики изготовленные из яркой фольги или новогодней мишуры, привязанные к карандашу.
Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра «Шарик»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: шарик для пинг-понга, тазик с водой.
Описание: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик , который находится в тазике с водой.
3. Игра «Перышко»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: несколько пёрышек, ватные шарики.
Описание: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра «Занавесочка»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Оборудование: цветные лоскутки лёгкой ткани, нанизанные на длинную нить и прикреплённую к деревянной рейке.
Описание: ребенок дует на лоскутки ткани.
5. Игра «Кулиска».
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за «Кулисами».
Описание: взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за «кулисами», провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
6. Игра «Ветерок»
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: цветок одуванчика, веточка с листочками или листочки, вырезанные из папиросной бумаги.
Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть на цветочки или листочки «как ветерок», сопровождая действия стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок.
7. Игра «Бабочка, лети»
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: бабочка, вырезанная из цветной бумаги, закреплённая по центру ниткой.
Описание: взрослый «сажает» ребенку бабочку на руку, предлагает подуть на нее, «чтобы бабочка полетела» . Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится -
Бабочка садится.
8. Игра «Горячий чай»
Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.
Оборудование: чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки.
Описание: ребенок дует на «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».
9. Игра «Кораблик»
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Оборудование: бумажный или пластмассовый кораблик, тазик с водой.
Описание: взрослый предлагает ребёнку подуть на кораблик, который находится в тазике с водой.
10. Игра «Загони мяч в ворота»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик».
Описание: ребенок и взрослый попеременно дуют на мячик, перекатывая его по столу.
11. Игра «Задуй свечу»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Описание: взрослый предлагает ребёнку дунуть на свечу, чтобы она погасла.
12. Игра «Волейбол»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Описание: взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
13. Игра «Чей паровоз громче гудит»
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Оборудование: несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под духов.
Описание: взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку — подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.
14. Игра «Погреем руки»
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Описание: взрослый предлагает ребенку «погреть свои, мамины ручки». Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков « А, У, О ».
#1048;гра «Зайка»
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Описание: взрослый читает стихотворный текст:
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку также подуть.
16. Игра «Ароматные коробочки» (детям с 3-х лет)
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: набор коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).
Описание: взрослый предлагает ребенку понюхать каждую коробочку из набора и спросить: «Чем пахнет?», затем рассмотреть её содержимое.
17. Игра «Отгадай по запаху»
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
Описание: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Усложнение: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, ребёнок нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности.
18. Игра «Мотыльки»
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины).
Описание: взрослый читает стихотворный текст, предлагая ребёнку подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
Красный мотылек взлетел ...и т.п.
19. Игра «Воздушные шары»
Задача: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Оборудование: воздушный шарик, мягкие игрушки.
Описание: ребенку предлагается подуть на шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.
20. Игра «Мой сад»
Задача: учить контролировать силу воздушной струи.
Оборудование: «цветочное поле» ( в зелёный картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками).
Описание: взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок». От воздушной струи цветы качаются.
Второй этап - формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с 5 лет, так как именно к этому возрасту организм «созрел» для саморегуляции и самоконтроля
1. Игра «Покачай игрушку»
Задача: формировать диафрагмальное дыхание.
Оборудование: лёгкая мягкая игрушка.
Описание: положить ребенка на спину, поставить ему на живот игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
#1048;гра«Надуй живот как шарик»
Задача: формировать диафрагмальное дыхание.
Описание: ребенок сидит (желательно на стуле, чтобы спина была прямая) или стоит. Делая вдох носом, живот выпячивается вперед «похож на шарик». Выдох через рот, живот втягивается - «шарик сдувается».
3. Игра «Пузырьки»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается).
Оборудование: стакан , до половины наполненный водой; соломинки для коктейля. Описание: взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
4. Игра«Трубочка»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается).
Оборудование: трубочка, свёрнутая из плотной бумаги; соломинка для коктейля, ватка (пёрышко).
Описание: ребенок дует через трубочку, из бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
5. Игра на музыкальном инструменте "Дудочка"
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается).
Оборудование: дудочка.
Описание: проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.
6. Игра «Мыльные пузыри»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом- живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается).
Оборудование: игрушка «Мыльные пузыри».
Описание: взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой , побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
7. Игра «Капелька»
Задача: закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом - живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается).
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги. Описание: взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
8. Игра «Огонечек пляшет»
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
Оборудование: зажжённая свеча (свечка для украшения торта).
Описание: взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечей), затем побуждает ребенка сделать так же.
9. Игра «Мячик в корзине»
Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой). Взрослый даст образец длительного несильного ротового выдоха.
Оборудование: мячик сделан из ваты или пищевой фольги; корзина изготовлена из 1/2 части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля.
Описание: ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.
Третий этап — формирование речевого дыхания
1. Игра«Отгадай, кто позвал ?»
Задача: формирование длительного фонационного выдоха.
Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки).
Описание: взрослый заранее обговаривает с детьми, какие звуки издают эти животные. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит соответствующий звук, а остальные дети отгадывают, кто из животных их «позвал».
2. Игра «У кого длиннее звук (слог)?»
Задача: формирование речевого выдоха.
Описание: Дети произносят на одном выдохе звук (слог).
3. Игра «Назови картинки»
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 5 предметных картинок.
Описание: взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Усложнение: а) взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе; б) взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
4. Игра«Повтори предложение»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Описание: взрослый произносит предложение, ребенок на одном выдохе повторяет.
5. Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Оборудование: резиновый мяч.
Описание: ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.
Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.
У большинства детей пяти лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста недостаточно хорошо функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Движения нижней челюсти. Чтобы речь была четкой челюсть должна быть подвижна. Ее движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука а.
Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков с, з, ц необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, уточняя и закрепляя произношение звуков и, э.
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ требует небольшого выдвижения губ вперед. Этому помогает уточнение и закрепление произношения звуков о, у.
Для четкой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствует работа по уточнению и закреплению звуков м, п, б.
Для правильного произношения звуков с, з, ц, л, р ребенку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать ее вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков ф, в.
Движения языка. Благодаря дифференцированным точным движениям различных частей языка человек правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков с, з, ц необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и скреплению звуков и, э.
В старшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слyxa на звуках а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 4 - 5 -летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 5 - 6 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
- В 6 - 7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.
; Улыбка»
Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! #1057;ледите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. #1045;сли ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.
;Хоботок» («Трубочка»)
Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! #1057;ледите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами бантик или чистый платочек (свёрнутый конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
- «Домик открывается»
Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Обратите внимание! 1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов. 2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.
- « Любопытный язычок»
Цель. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание. Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Обратите внимание! 1. Упражнение выполняется в спокойном темпе. 2. Двигается только язык.
;Лягушка»
Цель. Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание. Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
Обратите внимание! 1. Двигается только нижняя губа. 2. Верхнюю губу, если она двигается, следует придерживать пальцем. 3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.
;Зайчик»
Цель. Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание. Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Обратите внимание! 1. Двигается только верхняя губа. 2. Если двигается нижняя губа, то её слегка можно придерживать пальцем. 3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом верхняя губа поднимается и открываются верхние зубы.
;Язык здоровается с подбородком»
Цель. Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
;Обезьянка»
Цель. Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
Обратите внимание! Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо «спрятать» язык.
;Бульдог»
Цель. Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.
10. «Хомяк»
Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
Описание. Язык поочерёдно упирается в левую и правую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Обратите внимание! 1. Рот закрыт. 2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно: а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку; б) контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.
11. Чередование «Толстячки – худышки»
Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.
Описание. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Обратите внимание! Губы сомкнуты.
12. «Шарики»
Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.
13. «Самовар» («Паровозик»)
Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк.
Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»). 2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.
Обратите внимание! Следите, чтобы щеки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.
14. «Покусаем язык»
Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения нервной проводимости.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов помогает ребёнку в выполнении упражнения.
Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке.
15. «Чистим зубы снаружи»
Цель. Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Обратите внимание! 1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны.
16. «Лопаточка»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
17. «Горка» («Мостик»)
Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» - и язык примет нужное для «горки» положение.
18. «Вкусное варенье»
Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание! 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки.
19. «Чашечка»
Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
20. «Маляр»
Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Обратите внимание! 1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
21. «Лошадка»
Цель. Отрабатываем подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка.
Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем в быстром. 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Пальчиковая гимнастика
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона..». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У ребёнка развивается воображение и фантазия. Он сможет «рассказать руками» целые истории.
- В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
В этом разделе вы найдете стихотворения различной тематической направленности , а так же описания движений связанных с текстом.
При показе ребенку упражнений обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу с смыслу произносимых стихов. Тогда текст и действия воспринимаются малышом как единое целое, а упражнения вызовут наибольший интерес.
;Фонарики»
Исходное положение: расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Выполнение: сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами:
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)
Фонарики погасли! (пальцы сжать)
Усложнение : поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз – два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнить на счёт, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
;Флажки»
Исходное положение: расположить ладони перед собой.
Выполнение: одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Усложнение: поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз – два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука – опущена вниз, правая рука – поднята вверх.
;Шарик»
Исходное положение: пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.
Выполнение: «надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
;Ёжик»
Исходное положение: поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
Выполнение: шевелить прямыми пальчиками.
Маленький колючий ёж.
До чего же он хорош!
;Лодочка»
Исходное положение: обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.
Выполнение: волнистые, плавные движения обеими ладонями.
Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
;Пароход»
Исходное положение: обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба»
Выполнение: движения обеими ладонями вперёд.
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
;Речка и рыбка»
Исходное положение: выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону от себя.
Выполнение: поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.
Рыбка-малютка по речке плывёт,
Рыбка-малютка хвостиком бьёт.
- «Деревья»
Исходное положение: расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.
Выполнение: покачивать руками из стороны в сторону, затем вниз – вверх, не сгибая пальцы. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
- «Птичка пьёт водичку»
Исходное положение: пальцы сложить «щепотью» - это «клюв».
Выполнение: не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: «захватить воду», «поднять голову», «пощёлкать клювом».
Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.
- «Птенчики в гнезде»
Исходное положение: пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо.
Выполнение: попеременно чередовать положение рук.
Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.
- «Цветок»
Исходное положение: ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.
Выполнение: «цветок распускается»: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
- «Кошечка»
Исходное положение: две ладошки сжаты в кулачки и поставлены на стол.
Выполнение: две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложнение: при выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз – два». «Раз»: левая рука – кулачок, правая рука – ладошка. «Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок. Повторить несколько раз.
- «Труба»
Исходное положение: руки сжаты в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри.
Выполнение: ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».
Дом стоит с большой трубой.
В нём мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.
- «Стул»
Исходное положение: левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх– это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».
Выполнение: менять положения рук попеременно на счёт «раз – два». «Раз»: левая рука – «спинка», правая рука – «сиденье». «Два»: правая рука – «спинка», левая рука – «сиденье».
Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
- «Стол»
Исходное положение: левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.
Выполнение: на счёт «раз» - «два» поочерёдно менять положение рук.
Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик. Время идёт…
Вместе с ладошкой и стол подрастёт..
16. «Собака»
Исходное положение: правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе.
Выполнение: мизинец попеременно опускается и поднимается.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
;Ножницы»
Исходное положение: большой, безымянный палец и мизинец прижаты к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуты вперёд.
Выполнение: они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
18. «Очки»
Исходное положение: сделать двумя руками колечки.
Выполнение: поднести к глазам, имитируя очки.
Вот колечки – посмотри!
Превращаются в очки!
19. «Зайка и ушки»
Исходное положение: пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы.
Выполнение: ими шевелить в стороны и вперёд.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат!
20. «Цепочка»
Исходное положение: Большой и указательный пальцы левой руки в кольцо.
Выполнение: Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
Колечко с колечком соединяем,
Цепочку из пальчиков мы получаем.
21. «Краб»
Исходное положение: Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе.
Выполнение: Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Краб ползёт по дну,
Выставив свою клешню.
Упражнения для развития фонематического слуха
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки с и з, ж и ш , другие имеют более резкие акустические различия. Очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Данные упражнения выбираются с учетом речевого дефекта ребенка.
При выполнении задания педагог сначала произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем все предложение.
Упражнения на автоматизацию звука Ш
#1059; кошки ушки на макушке.
2.Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
#1053;аша кошка на окошке.
#1059; Катюшки на подушке вышита кукушка.
#1043;отовит Наташа пшённую кашу.
6. На кухне кошка готовит лепёшки.
Упражнения на автоматизацию звука Ж
1. Лежебока Васька- кот отлежал себе живот.
2. Медвежонок неуклюжий – живёт не тужит.
3. Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
4. У ёжика живот болит, ему поможет Айболит.
5. Два жука летят, жужжат: «Нужен дождик для ужат».
6. Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Упражнения на автоматизацию звука Щ
1. Мы купили овощей, и для супа и для щей.
2. Щучий хвост спугнул леща, лещ уплыл хвостом плеща.
3. Петя леща поймать обещал.
4. Щуку я тащу, тащу, да боюсь, что выпущу.
Упражнения на автоматизацию звука Ч
#1044;ан котёнку язычок, чтобы чистить свой бочок.
2. Есть у Леночки очки. Ей в очках видны жучки.
3. Удовольствие для чаек, когда волны их качают.
Упражнения на автоматизацию звука Ц
1.Цветут акации цветы, и к солнцу тянутся они.
#1053;е поётся птице, когда она в темнице.
3. Утёнок не боится окунуться в водицу.
4. Из соседнего колодца, целый день водица льётся.
Упражнения на автоматизацию звука С
1. Спит сова на ели – все в лесу ей надоели.
#1059; Сони коса до самого пояса.
3. У маленькой Сани, санки едут сами.
4. Маленькую Люсю напугали гуси.
Упражнениея на автоматизацию звука З
1. Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
2. Зоиного зайку зовут зазнайка.
#1044;аёт хозяйка капусту зайке.
4. Две козы и два бизона, потоптали все газоны.
Упражнения на дифференциацию звуков С-З
1. Составляет зайка забавную мозаику.
#1042;оздух лесной пахнет сосной.
3. Сеня вёз воз сена.
4. Дети на скамейку сели, песню звонкую запели.
5. Бежит лиса по мосточку, лизни, лиса, песочку.
Упражнения на дифференциацию звуков С-З-Ц
1. Весной в оконце светит солнце.
#1055;озвали зайцев белки, весной на посиделки.
Упражнения на дифференциацию звуков С-Ш
1. На лесной опушке стоит избушка.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
3. Совушка, совушка, большая головушка.
4. Шишки на сосне, шашки на столе.
5. Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
Упражнения на дифференциацию звуков З-Ж
1. Дождик, капель не жалей, землю-матушку полей.
2. Оса летит, оса жужжит, Саша от неё бежит.
3. Испугались не на шутку зайки, ёжики, мишутки.
Упражнение на дифференциацию звуков Ч-Т
1. Чем тучи темнее, тем ливень сильнее.
Упражнение на дифференциацию звуков Ч-С-З
1. Сеня буквы изучал, Сима азбуку читал.
Упражнения на автоматизацию звука Л
#1057;идел Николка в жёлтой футболке.
2. Клоун Милу удивил, он за хвост слона водил.
3. Этим летом я в лесу, видел белку и лису.
4. Около кола – колокола.
5. Искала белка дуб с дуплом. Дупло у белки– это дом.
Упражнения на дифференциацию звуков Л-Ль
#1052;олоко лакали кошки из большой зелёной плошки.
2. Мила яблоко слепила, куклу Мила угостила.
3. В уголок Алёнка села, у Алёнки много дела.
4. Олени и лани гуляют на поляне.
Упражнения на автоматизацию звука Р
- Хорош пирожок – внутри творожок.
- Карл у Клары украл кораллы.
- На горе Арарат зреет крупный виноград.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Упражнения на развитие речевого внимания и памяти
Данный материал предлагается для заучивании всей группой детей. Стихи выбираются с учётом звука, который автоматизируется или дифференцируются на данном занятии.
1.Шагают по опушке мышки,
Подмышками у мышек книжки.
2.Шумит на опушке Шишки на макушке
Мишка Топтыжка У бедного мишки.
3.Шубу, шапку и калоши Вот такие шутки
Мы найти никак не можем У нашего мишутки.
#1053;е для шитья нужны ежам Ежи живут – не тужат там,
Надёжные иголки. Где обитают волки.
#1053;еуклюжий медвежонок Ведь на ужин медвежонок
Ежедневно ужин ждёт Пьёт охотно жидкий мёд.
#1050;аждый жук жужжит о том, Каждый может обижать.
Как же жутко быть жуком - Как об этом не жужжать?
7. Жадная жаба на свете живёт, Даже жутко – не одна
Жадность той жабе спать не даёт. Такая жадина она!
8. Щётка в ящике лежит, Он ищет её тщательно
Щенок к ящику бежит. И стащит обязательно.
9. Пёс тащит щётку, Ведь для щенка
Щенок тащит щепку. Пока и щепка велика.
10. Танечка чётко Ни у кого чечётка
Отбивает чечётку, Не звучит так чётко.
11. Ванечка водичкой Моет пальчики, бочок,
Моет плечи, личико, Как бы вымыть язычок?
12. У цапли птенцы такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей целый день!
#1050;онёнок Цап кусается, Обоим от хозяйки
Цыплёнок Цып клюётся, За это достаётся.
14. Сам сказать сумей-ка: На скамейке сидит кот,
В саду стоит скамейка, Он нам песенки поёт.
15. Днём сонные совы Когда все уснут –
На соснах сидят, На охоту летят.
16. Знает Зоя: иногда Звездопад тех удивит,
Падает с небес звезда, Кто, когда темно, не спит.
17. Сосульке сегодня совсем не до сна
Знает она: наступает весна.
18. Знает зайка сотню сказок, Созывает всех весной
Сто загадок, сто затей. Он в свой домик под сосной.
19. Солнце засияло, Веселятся птицы –
Весело всем стало. Зяблики, синицы.
20. Забавной обезьяне Весь день та обезьяна
На месте не сидится, Поёт и веселится.
21. Соня и Саня весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
22. Зелёная жаба Забыли к зиме
С забавным жуком Подыскать себе дом.
23. У Кати бычок - Вздумал обучать
Глупый чудачок Катю мычать.
24. Гусь гогочет и гогочет - Я хочу чистой водички,
Не пойму чего он хочет? Семечек и чечевички.
25. Мила вымыла ладони, Маме помогала Мила
Мила сделала салат. Мама Милу похвалила.
26. Плыла на лодке Лайка, Долго пела Лайка мне
У Лайки была балалайка О погоде, о луне.
27. Заяц белый, заяц белый, Заяц белый отвечал:
Ты куда за лыком бегал? - Я не бегал, я скакал.
28. – Дождик, дождик, лей, лей! Дождик, дождик, ты нам нужен!
Капель не жалей! Лей! Пели жабы, лёжа в луже.
29. В цветнике две овцы У крыльца без конца
Целый день пасутся, Киска ест из блюдца.
Заключение
Таким образом, целенаправленная работа по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает ребенку готовность к усвоению грамоты и способствует получению широких возможностей общения друг с другом. Хорошее владение речью играет весьма значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих всегда производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения.
Хорошее владение родным языком, речью – в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От овладения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. – логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2000
- Дурова Н.В. – Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие – М.: Мозаика – Синтез, 2000
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Серия «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков» М.: «ГНОМ и Д» 2006
- Корнев А.Н., Старосельская Н. Е. – Как научить ребенка говорить, читать и думать. Спб. Издательство дом «МиМ», «Паритет», 1999
- Косинова Е.М. – Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО» 2004
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. – Логопедические упражнения. Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2005
- Лопухина И.С. – Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 1997
- Новоторцева Н.В. – Логопедическая тетрадь по развитию речи. Ярославль: Академия развития, 1996
- Руденко В.И. – Логопедия: практическое пособие. Издательство Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
- Савина Л.П. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель – АСТ, 2001
- Цвынтарный В.В. – Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ.: Лань, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет
методическое пособие...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»
Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...
