Конспект "Составление рассказа «Весна идёт»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Пайтян Ирина Владимировна

 

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники. На занятии дети учатся составлять рассказ о временах года (весне), учатся соотносить знаковые символы с образами.

Помимо обучающих и развивающих задач, в конспекте отражены следующие воспитательные задачи :

 

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
  • воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

В конспекте представлен наглядный материал, используемый в данной совместной деятельности, также представлена предварительная работа и дидактические игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники.

Составление рассказа «Весна идёт»

Обучающие задачи:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме: «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
  • формировать понятие причинно – следственной связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи :

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
  • воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка – пингвинёнок, мяч.

Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;
  • чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождении её на карте и на глобусе;
  • чтение потешек, стихов, рассказов , сказок о весне;
  • рассматривание иллюстраций, альбомов по теме «Весна»;
  •  рисование по теме «Весна»;
  • Разучивание стихотворений с одним из детей;
  • Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, птицах;
  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку.

Ребёнок:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Ктот это время года знает?

Дети: Это время года – весна.

Воспитатель: Правильно, это весна.  Мы сегодня с вами поговорим о весне.  А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко, ветка..., ручей… (Дети называют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.)

Воспитатель вносит в группу мягкую игрушку – пингвина.  Дальше воспитатель говорит и за Пингвинёнка.

Воспитатель: Ребятки, к нам в гости пришёл необыкновенный гость. Вот он! Кто это?

Дети: Это пингвин.

Воспитатель: Этого маленького пингвинёнка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?

Дети: Пингвины живут в Антарктиде.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снег.  Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Воспитатель: Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему - какая бывает весна?

Дети: Весна бывает солнечная, тёплая, дождливая, цйветущая, звонкая, красивая.

Воспитатель: А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Дети: Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы. Весной птицы прилетают с юга. Весной люди одевают лёгкую одежду.

Пингвинёнок: Молодцы, ребятки! Много придумали красивых предложений.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например,: день - весенний день, погода – весенняя погода, солнце -..., настроение - ..,проталины - .., гроза - .., месяц - .., лучи - .., дерево - .., цветы - … (дети называют словосочетания.)

Пингвинёнок: Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.

Воспитатель: Ребятки, почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? потому что весной греет солнышко и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки. А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?

Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.

Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю составить вам рассказ о весне, чтобы Пингвинёнок запомнил его и рассказал своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы. Подойдите и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

Пример рассказа по мнемотаблице.

   Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зелёные листочки. Из далёких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы.

  Пингвинёнок: Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

Воспитатель: А сейчас сядьте спокойно, руки положите на колени, закройте глазки и слушайте…Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох -  выдох. (Дети выполняют движения три раза). Зимой природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнём ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы свами медленно поднимаем руки вверх, встаём и потянемся…((*Дети потягиваются). Опустите ручки, сядьте. Молодцы!

    А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы овесне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

   Что нового и интересного вы узнали?

   Дети рассказывают.

Воспитатель: Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

Дети: Это явление называется капель.

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился и почему?

   Дети рассказывают.

Воспитатель: Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Консультация для родителей "Весна идёт, весне дорогу!!!"

Вашему вниманию предлагается подбор игр на открытом воздухе для детей дошкольного возраста....

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Составление рассказа "Весна идёт"

Составление рассказа "Весна идёт" (по мнемотаблицам).На основе интеграции образовательных областей речевого развития, познавательного развития, социально-коммуникативного развития.Используем...

«ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ» «ВЕСНА – МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ»

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ» «ВЕСНА – МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ».Наступила весна, побеседуйте с ребенком об этом времени года. Вспомните весенние месяцы: ...

Проектная карта по теме "Весна". Тема проекта: «Весна идёт, весне дорогу»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30391760","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...