План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»
консультация по развитию речи на тему

Тетюшина Ирина Владимировна

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу»

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

 

Задачи:

1) Формировать умение отчётливо произносить скороговорку в разном темпе и с разной силой голос. («Речевое развитие»)

2) Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные). («Речевое развитие»)

3) Закрепить умение детей подбирать определения, наиболее соответствующее данному предмету, явлению, активизировать употребление в речи усвоенных ранее слов. («Развитие речи»)

4) Совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ). («Речевое развитие»)

5) Систематизировать знания детей о весне и её признаках. («Познавательное развитие»)

6) Упражнять в согласовании существительных с прилагательными со словом «весенний». («Речевое развитие»).

Методы и приемы: практические - двигательное игровое упражнение «Весна», словесные игры «Приметы весны», «Скажи со словом «весенний», разучивание скороговорки;

словесные - беседа, составление описательных рассказов по теме «Весна» словесные игры, вопросы.

Материалы и оборудование: конверт, «письмо от медведя Умки», сундучок, клубок, мяч, блокнот, ручка, мягкая игрушка «солнышко».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

 

                                                                                        Выполнила воспитатель

                                                                                          Тетюшина И.В.

Февраль 2017

«Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

 Функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением,  с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.  Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

   Развитие функции руки и речи в ходе эволюции человека шли параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение  двигательной проекции кисти  руки  в мозге человека. Таким образом, кисть стала не только исполнительницей воли, но и  созидательницей, воспитательницей мозга.  У современного человека  территория проекции кисти руки, а особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий имеет  почти такую же протяженность, как и все остальное тело и расположена очень близко от речевой моторной зоны.

   Но, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д.   Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.

  Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

 Таким образом, возможности освоения  мира   этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

 Вот поэтому необходимость развития тонких движений пальцев рук давно уже признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.

  Привычным набором для развития мелкой моторики принято называть плетение, лепку, нанизывание бусинок, колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона. При выполнении перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Ест ли ребенок, жестикулирует ли, рисует ли – работают большой, указательный и средний пальцы.  Два последних – безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны, хотя проекция каждого из пальцев руки в отдельности в  двигательной области коры головного мозга достаточно велика. И  оставляя эти два пальца вне поля  внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность своей работы.

  Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать следующим образом:

 1.Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:

 - сгибание пальцев в кулак и разгибание

 - пальцы врозь – вместе

 - вращательные движения кистью и каждым пальцем

 - растягивание мышц пальцев с помощью другой руки

 - расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями (раскачивание рук, встряхивание кистями)

 - упражнения на координацию движений пальцев рук (соединение  большого пальца с другими, сцепление пальцев и т.д.).

  Все упражнения этой группы следует выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочередно.

 2. Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола (игра «Пианист»).

 3. Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальчиков.

 4. Народные игры-забавы («Сорока-белобока», «Чет-нечет»).

 5. Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.

 6. Игры с пальчиками со стихотворным сопровождением.

К ним в своей практике обращаются многие логопеды, воспитатели  и психологи, работающие с малышами.    Также они необходимы детям старшего возраста, которые имеют нарушения чтения и письма. Специалисты отмечают, что для детей с дисграфией и дислексией  рекомендуется максимальное использование игровых методов обучения. Связано это с тем, что у таких детей поздно формируются  познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

  Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

   Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.  Дети, которые до школы с удовольствием лепили, рисовали, конструировали, зачастую успешно овладевают навыками письма. Поэтому работу по подготовке детей к письму рекомендую начинать задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

       К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся различные виды игр с бумагой, плетения из бумаги,  ткани, тесьмы. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. На первых этапах обычно делают поделки, основанные на разрывании бумаги (аппликационные работы и рваные поделки) и на сгибании (оригами).

   Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Работа с ножницами – это прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц.  Используются следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из открыток, аппликация.

   Знакомство с тетрадным листом в клеточку, ориентировка в точке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого и нижнего правого угла, середины клеточки); формирование умения обводить клеточку, соединять углы клеточки по диагонали – все это для ребенка не только очень сложная, но и достаточно нудная работа. Поэтому знакомить его со школьными видами деятельности лучше всего играя и постепенно. Очень удачной в этом отношении является методика Карельской Е.Г. Согласно этой методике вся работа по развитию графических навыков сопровождается забавными стихами, которые очень оживляют однообразную работу.  Выполняя тот или иной рисунок, ребенок не только совершает движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память.

  Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных движений. Полезны упражнения на координацию речи с движениями, которые не только способствуют активизации двигательной сферы ребенка, но и делают речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие.

   Развитию мелкой моторики очень способствует рисование, в процессе которого у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью и т.д., а также рисование пальчиками с использованием специальных так называемых пальчиковых красок.

  Большую пользу приносят игры, сопряженные с рисованием. Дети могут обводить квадраты, круги, а также  трафареты всевозможных геометрических фигур, животных, птиц. Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков. А если ребенок уже знаком с цифрами и умеет считать, ему можно предложить еще один интересный и не менее увлекательный способ развивать графические навыки.  Двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться какой-либо рисунок.

   Штриховка также является одним из видов подготовки дошкольника к письму. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем вводить центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.  При выполнении заданий, связанных со штриховкой необходимо выполнять следующие правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 мм).

     Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых детям необходимо проводить различные линии в определенном направлении, желательно не отрывая карандаша от бумаги. Хорошим упражнением для развития четкости линий является дорисовывание рисунков по клеточкам. Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить его самостоятельно.

 Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -  учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Занятия должны  приносить детям только положительные эмоции.  Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка  карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

   Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д.

 Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы.

«Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Выполнила

Тетюшина Ирина Владимировна

воспитатель

МБОУ гимназии «Перспектива»

г.о.Самара

                                                   

                                                       Самара, 2017г.

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1) Формировать умение отчётливо произносить скороговорку в разном темпе и с разной силой голос. («Речевое развитие»)

2) Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные). («Речевое развитие»)

3) Закрепить умение детей подбирать определения, наиболее соответствующее данному предмету, явлению, активизировать употребление в речи усвоенных ранее слов. («Развитие речи»)

4) Совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ). («Речевое развитие»)

5) Систематизировать знания детей о весне и её признаках. («Познавательное развитие»)

6) Упражнять в согласовании существительных с прилагательными со словом «весенний». («Речевое развитие»).

Методы и приемы: практические - двигательное игровое упражнение «Весна», словесные игры «Приметы весны», «Скажи со словом «весенний», разучивание скороговорки;

словесные - беседа, составление описательных рассказов по теме «Весна» словесные игры, вопросы.

Материалы и оборудование: конверт, «письмо от медведя Умки», сундучок, клубок, мяч, блокнот, ручка, мягкая игрушка «солнышко».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза.

Игровая

Игровые ситуация, словесные игры «Приметы весны», «Скажи со словом «весенний»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации 

Коммуникативная

Беседа, составление описательных рассказов по теме «Весна» словесные игры, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 Разучивание скороговорки.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель приглашает детей встать в круг, чётко произносит  скороговорку.

Дети, встав в круг, слушают, произносят слова «Весна да осень- на дню погод восемь»

Дети чётко произносят скороговорку громко и медленно, тихо и быстро.

2

Игровая ситуация.

Воспитатель показывает и читает письмо от белого медведя Умки.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, всё покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, уже наступила весна. А что такое  «весна», я не знаю. Очень прошу вас , ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

Дети сидят полукругом на стульчиках, слушают.

3

Воспитатель задаёт вопросы

Какое сейчас время года?

После какого времени года наступает весна?

Назовите весенние месяцы по порядку.

Дети индивидуально отвечают на вопросы воспитателя

Подбирают словесный материал для последующего составления рассказа.

Сейчас время года весна.

Весна наступает после зимы.

Весенние месяцы - март, апрель, май

4

Игра «Приметы весны»

Вот вам сундучок, в нём таинственный клубок. Кто клубок в руки возьмёт – тот примету весны назовёт!

Дети встают в круг берут в руки клубок, называют приметы весны. (по цепочке)

Дети называют приметы весны.

Тает снег.

Текут ручьи.

Солнце ярко светит.

Птицы прилетают.

Медведь просыпается.

5

Воспитатель предлагает придумать рассказ о весне.

«Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы отправим Умке, чтобы он смог узнать, что такое весна. Говорите не спеша, чтобы я успела записать».

Воспитатель записывает 2-3 рассказа.

Динамическая пауза «Весна»

Дети диктуют составленный рассказ о весне.

Дети встав в круг выполняют движения, произносят слова.

Солнышко- солнышко, золотое донышко  (руки понимаем вверх)

Побежал ручей в саду

(сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперёд по ломанной линии).

Прилетело сто грачей (имитируем движение руками (как

крылья у птиц))

А сугробы тают, тают (медленно приседаем)

А цветочки вырастают (медленно поднимаемся)

Составляют описательный рассказ.

6

7

Игра «Скажи со словом «весенний»

Воспитатель говорит слова:

день, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

Дети сидят на стульчиках, передают солнышко и говорят слова:

 

Дети верно согласовывают существительные с прилагательными со словом «весенний»:

весенний день, весенний дождь, весеннее настроение, весенняя гроза, весеннее солнце, весенние месяцы, весенний лес, весенняя трава, весеннее небо.

8

Заключительный этап занятия.

Вопросы к детям:

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Кому мы будем отправлять письмо?

Отвечают на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенняя сказка»

Конспект  непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возрастана тему: «Осенняя сказка»...