конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Голышева (Жилина) Мария Ивановна

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gotov.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)

Цели:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

 Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

 Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

 Обогащение: фольклор

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, бубен, дерево с яблоками, листочки.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия.

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию) .

Воспитатель: Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?

Дети: Тульская область (Показать на карте России).

Воспитатель: О Тульской области, о Туле знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.

Воспитатель: Чем же знаменита Тула? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?

(Ответы детей: Знаменита самоварами, пряниками, оружием.)

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Основная часть:

Воспитатель:

 Как у нас в Туле уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).

Здравствуйте, дорогие внучата!

Я очень скучаю и жду вас в гости.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».

Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)

Воспитатель: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше познакомимся с нашим фольклором.

Наш путь не лёгкий и не близкий.

(Воспитатель смотрит на карту).

Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего путешествия!

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то вопрос, загадку.

Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?

Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?

Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)

Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок». Разомнем наши язычки!

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки?

Проговорите их.

Три вороны на воротах.

• У Ёлки иголки колки

• За – за, прилетела стрекоза.

• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.

На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны листочки)

Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки?

Воспитатель: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

Щи да каша (еда наша)

• Что на уме (то и на языке)

• Хорошо в гостях, (а дома лучше)

• Старый друг (лучше новых двух)

• Без труда не (появится еда)

• Ученье – свет (а неученье - тьма)

• Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь)

Яйцо не учит… (курицу)

• Всякому мила (своя сторона)

Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше.

На стульчике сидит Петрушка. Воспитатель обращает внимание на него.

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:

 Я Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Физминутка

В круг петрушки дружно встали, (имитируют действия)

Будут весело играть.

Погремушки в руки взяли,

Стали весело плясать.

Динь-дон, динь- дон- (кивают головами)

Так они играют.

Динь-дон, динь-дон-

Головками кивают.

Приседают и встают, (приседают)

И совсем не устают.

А устанут ножки - (садятся на пол)

Сядем дружно, отдохнём.

Посидим совсем немножко. (Встают, танцуют)

И опять плясать начнём.

Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?

Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.

Потешки:

Та-та-та, та-та-та!

Вышла кошка за кота,

За кота-котовича, за Петра Петровича.

Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку?

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

Починить можно?

Да иглы нет!

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?

(Дети рассказывают свои любимые потешки «Сорока», «Расти коса», «Ладушки»).

Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а Петрушка что-то загрустил. Почему ты грустишь?

Петрушка: Мне с вами так весело! А один я вновь скучать начну.

Воспитатель: Может возьмём с собой Петрушку в дорогу, чтоб он не грустил?

Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают дерево).

Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».

Дерево с яблоками.

Ребята, а из какой сказки это дерево?

«Съешь моего наливного яблочка…».

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».

Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!

(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).

Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки

В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)

• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

 («Лисичка со скалочкой»)

• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье»)

• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок»)

• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)

• В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством. («Морозко»)

• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери». («Бычок – смоляной бочок»)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

У нас в старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем.

Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?

«Цынцы-брынцы балалайка,

Цынцы-брынцы заиргай-ка».-

«Цынцы-брынцы не хочу,

Цынцы-брынцы спать хочу».-

«Цынцы-брынцы куда едешь?»-

«Цынцы-брынцы в городок».-

Цынцы-брынцы чего купишь?»-

Цынцы-брынцы сухарек».

Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» ударит в бубен, тот назначается водящим.

Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.

(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).

Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.

Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.

Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!

Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, пословицы, загадки.

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей речевой группе "Страна вежливости"

Обучать культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....

Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"

Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"...

Конспект занятия для старшей группы "В стране Рисовандии"

Конспектнепосредственно образовательной деятельности для старшей группыОбразовательная область«Художественное творчество»Тема:«В стране Рисовандии»...

Конспект занятия в старшей группе «В стране Здоровья»

Цель: - Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»

Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»...

Конспект занятия в старшей группе «В стране знаний»

Задачи:Дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности;Помочь детям получить новый положительный опыт;Развивать у дете...