Пальчиковая гимнастика
консультация (развитие речи, средняя группа) по теме

Никифорова Наталья Ивановна

Развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_paltsevoy_motoriki_u_detey_s_rechevoy_patoloiey.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пальцевой моторики у детей с речевой патологией

Выполнила: Шмелёва Е.В.

учитель-логопед МОУ «Гимназии №19»

г.о. САРАНСК

                                     

План.

Введение………………………………………………………………..2

Глава I  

 Влияние тонкой моторики рук на развитие речи……………...........3

Глава  II

Этапы формирования мелкой моторики ребёнка……………………4

II.1 Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.....4

II.2 Этапы развития тонкой моторики рук и зрительно-                  моторной координации…………………………………………...5

Глава III

Обследование уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков……………………………………………………..6

Глава IV

Занятия по формированию  сложнокоординированных движений  рук  ребёнка………………………………………………...……………8

Заключение………………………………………………………..…..20

Литература………………………………………………………..…...21

Введение.

В том человека украшенье

И честь,   живущая    века,

Что сердцем чувствует он

значенье

Того,  что    делает    рука.

Шиллер.

   Родной язык служит средством общения взрослых и детей друг с другом. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, научились говорить правильно и внятно. Если не уделять должного внимания воспитанию речи ребёнка в дошкольном возрасте, то к моменту поступления в школу, можно столкнуться с недоразвитием различных компонентов речевой системы, которое может послужить причиной его неуспеваемости в школе. Нарушения речи часто отражаются на характере  ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится замкнутым, молчаливым. Всего этого можно избежать, если как можно раньше начать работу  над воспитанием правильной речи ребёнка, в частности над формированием общей и мелкой моторики ребёнка, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развитие движений пальцев рук тесно взаимосвязаны с психологией, внутренним миром, состоянием человека. Это доказано учёными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». (В.А. Сухомлинский). «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». (В.М. Бехтерев).

 Как обычно дети с речевыми нарушениями, кроме недоразвития речи имеют отклонения в нервно – психологической сфере  (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Развивая мелкую моторику пальцев, мы влияем не только на речь, но и на внутренние органы человека. Большой палец руки воздействует на голову, указательный – желудок, средний – печень, безымянный – почки, мизинец – сердце. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребенка. В своей работе я хочу познакомить с  методами обследования и   коррекционно-развивающими упражнениями по развитию тонкой моторики рук детей, в частности младших школьников. Но прежде считаю необходимым ознакомить с влиянием сформированности тонкой моторики детей на их речевое развитие.

Глава  I.

Влияние тонкой моторики рук на развитие речи.

    У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию  предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующие значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт  должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие  речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки точных движений пальцев рук.

Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений Двигательная и речевая функции ребёнка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определённый период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребёнку социальное окружение.

Глава II.

Этапы формирования мелкой моторики ребёнка.

1) Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков*.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребёнка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребёнку полноценное развитие.

В возрасте от 0 до 1 мес.  формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свой указательные пальцы в ладони ребёнка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребёнок вскидывает ручки при оживлении.

С 3 месяцев появляются условно – рефлекторные движения. Ребёнок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

У четырехмесячного  малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает, вложенный в руку, предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 месяцев ребёнок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при том издаёт неопределённые звуки. Протягивает руки к матери, а также к близкому предмету.

В 6 – 7 месяцев. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными.

В 8 – 9 месяцев  крепко сжимает отбираемую игрушку. Берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10 – 11 мес. ребёнок накладывает один предмет на другой.    Характерно манипулирование двумя предметами.

--------------------

* По данным П.Я. Гальперина, Ф.И. Фрадкиной, Е.Ф.Архиповой.

 Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 месяцев держит чашку когда пьёт. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом - чаще круги.  Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведёрко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает  страницы книги. Развёртывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.  

2) Этапы  развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

        

Различают следующие возрастные особенности развития   тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации*:

В возрасте 1 – 2 лет  ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2 – 3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.

-----------------------

*По данным Е.М. Мастюковой.

Глава III

Обследование уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков*.

Для  наиболее  успешного проведения  коррекционно – развивающих занятий по развитию моторики ребёнка, педагог должен иметь представление об уровне сформированности его двигательных навыков.

Поэтому необходимо провести обследование  по выявлению уровня развития мелкой моторики рук ребёнка

Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом.

Задача  2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Тест №1

Манипуляции с предметом.

  1. Для детей 3 – 4 лет. Ребёнка просят поймать мяч (с близкого расстояния).
  2. Для детей 4 -6 лет. Те же действия, но с более далёкого расстояния.

Оценка в баллах:

3 балла – легко выполняет упражнение;

2 балла – выполняет не всегда, но движения правильные;

1 балл   -  движения не ловкие;

0 баллов – отказывается выполнять упражнение.

Тест №2

Манипуляции без предмета.

(для детей, начиная с 3,5 – 4 – летнего возраста).

Просят показать жестами:

  1. ряд символических действий, а именно: как хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют. рубят дрова. водят машину. посылают воздушный поцелуй;
  2. ряд описательных действий: какой формы яблоко, арбуз, мяч; какой формы огурец, палочка; как показать, что человек высокий, низкий, толстый, худой и пр.

Оценка в баллах: Оценивается так же, как и в предыдущем тесте.

Тест №3

Воспроизведение кистевых и пальцевых поз.

Даётся задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п., привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху, ко лбу («отдать честь»), воспроизвести позу «козы» ( вытянуть вперёд два пальца – указательный и средний).

У детей младшего школьного возраста  исследуем состояние ручной моторики (особенно пальцевой):

1. Определение ведущей руки, ноги, глаза.

2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо», «Левой рукой правое ухо», предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.

3. Оптико-кинестетическая организация движений

  - соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.

  - вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).

4. Динамическая организация движений пальцев.

- Перебор пальцев. Предлагается поочерёдное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5  пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.

- «Игра на рояле». Поочерёдное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1,2,3,4,5; 5,4,3,2,1), сначала правой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.

----------------------

* Автором методики является доктор психологических наук Т.Г.Визель.

Глава IV

Занятия по формированию  сложнокоординированных движений  рук  ребёнка.

У детей с плохо развитой ручной  моторикой возможности освоения мира оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных  сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие  ребёнка, на его самооценку. С течением времени  уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказываются недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу»  неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимости точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
  • Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого. Личностные отношения взрослого и ребёнка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребёнок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях.
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция. Она должна быть простой, короткой и точной.
  • Постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур.
  • Повторение инструкций,  а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

     С раннего возраста детям предлагают кубики и кольца пирамидки для перекладывания и конструирования. Постепенно материал становится более мелким: это пуговицы и бусины для сортировки и нанизыванья, карандаши, счетные палочки и спички, мозаика для раскладывания по кусочкам или составление узоров и фигур. Хорошо активизирует мышцы руки работа с пластилином и глиной.

Особое внимание следует уделять играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшими стихами. Одним из первых ребенку встречаются игры «Сорока-белобока»  и «Мальчик с пальчик». Ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Большое внимание развитию мелкой моторики необходимо уделять не только в дошкольный период, но и в школе. Так, выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений, что не только развивает речь, но и совершенствует процесс письма и рисования.

Я предлагаю использовать в логопедической работе с младшими школьниками следующие приёмы для развития мелкой моторики рук:

  1. Массаж пальцев рук.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, сократительную способность мышц.

Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении  всех систем и органов.

Необходимо проводить массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой её фаланги. Проводится разминание и поглаживание  ежедневно в течение 2 – 3 минут. (Сильно, сильно размять, чтобы рукам и пальчикам было горячо).

2.Речевая игрушка.

Это игрушка с вшитыми внутрь её пластмассовыми шариками, которые используются для массажа пальцев рук  при индивидуальной работе по исправлению звукопроизношения.

3. Катание шариков всеми пальцами.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем обоими одновременно.

4. Завязывание и развязывание узелков на шнурках.

5. Конструирование.

На занятии за правильные ответы выдаются фишки - конструктор, которые дети потом считают и составляют разные фигуры.

6. Разрезные картинки.

Для этого разрезаются открытки, обложки альбомов, тетрадей.

7. «Переложи игрушки».

Ребёнок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребёнок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребёнок действует левой рукой.

8. Перебираем крупу.

Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Кто быстрее? Работая двумя руками разложить в 2 коробочки.

9. Нанизывание бусин на шнурок.

10. Шнуровка.

Шнуровка производится в определённом  или в произвольном порядке. Кто быстрее и аккуратнее.

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) выполнить «обмётку через край»;

г) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

11. Шаловливый клубок.

 Заранее разматывается клубок ниток. Смотать  его сначала правой, потом левой рукой.

12. Разорви лист по линиям.

Лист произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

13.Шофер.

На расстоянии 5-7 сантиметров друг от друга разложить мелкие предметы

( фигурки животных, солдатики, кубики). Передвигая фишку (пуговичку или пластмассовый кружок) одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

14.Выгладим платочки.

Перед каждым ребёнком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками, лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем  сделать то же самое, пользуясь одной рукой.

15.Нитяные узоры.

Для работы нужны толстые тяжёлые нитки, либо тонкие верёвочки. Пользуясь карточками – образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек.

16.Составление  фигурок из счетных палочек.

Эти фигурки сопровождаются стихами. Выкладываем сначала по образцу, затем по памяти, и, наконец, самостоятельно  по представлению.

Квадрат

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил..

Кубик

У кубика много  равных

сторон.

Можно построить из

кубиков дом.

Треугольник.

У треугольника три

стороны,

И они могут быть

разной длины.

Звёздочка.

Звёзды нам с небес

сияют,

Ночью путь нам

освещают.

Часы.

Часы я на руку надел,

На время изредка смотреть.

Лопатка.

Лопаткой я песок

копаю,

Песком машину

нагружаю

Телевизор.

Без телевизора

скучно, друзья,

А долго смотреть

телевизор нельзя.

Лодка с парусом.

Лодка с парусом плывёт,

Путешествовать зовёт.

Флажок.

В руки я флажок возьму

И на праздник с ним пойду.

                   

Очки.

Очки помогают книгу

читать,

Писать, рисовать,  готовить,

вязать.

17.Веселый человечек.

 У логопеда- набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребёнка – палочки и маленький кружок.

18.Из палочек сложить колодец.

У кого будет выше и простоит дольше.

19. «По кочкам через болото».

На столе рассыпаются мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1,3,5 пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был  только один палец. «Кочки»  можно нарисовать и на бумаге.

20.Играем на балалайке.

Между указательным и средним пальцем натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

21.Автограф.

Из палочек сложить свое имя. Кто быстрее и качественнее.

22.Работа в тетрадях.

Использую как образец альбом по развитию графических навыков. При выполнении  заданий используется принцип - нарастания сложности. Применяются такие виды работ, как:

- рисование по заданному контуру;

- обводка шаблонов, трафаретов, лекал;

- штриховка и раскрашивание картинок.

- обводка по контуру печатных букв и их штриховка.

23. Графический диктант.

Этот вид работы применяется  для развития зрительной памяти и внимания, пространственной  ориентировки на листе бумаги.

Графический диктант — это узор, который выполняется на клеточном поле. Сначала дети отыскивают точку, из которой нужно начинать рисовать узор. Мы называем ее «домом жука». После того как «дом» обозначен, «жук» начинает путешествие под управлением взрослого, который диктует: «Одну клеточку направо, одну клеточку вверх, три клеточки направо, одну клеточку вниз» и т. д., при этом в тетрадях получаются различные узоры или замкнутые фигуры — слон, собачка, и т. д.

24.Оригами.

Занятия оригами для младших школьников – эффективное средство развития памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, речи. Уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка. Это идеальная дидактическая  игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление.

25.При помощи пальцев инсценировать чистоговорки, потешки.

 В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальцевые игры могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физминуток.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то педагог или родители помогают ребёнку удерживать остальные пальчики от произвольных движений. В выполнение каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой. так и левой рукой. Когда ребёнок  освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота)

Очень хорошую тренировку движений пальцев дают народные игры – потешки.

Например:

«Пальчики».

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и весёлых,

Быстрых чудо – мальчиков.

Будут – будут наши пальчики

трудиться,

Не пристало чудо – пальчикам лениться!

(Сжимать в кулаки и разжимать пальцы двух рук.)

«Кулачок»

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираем все опять.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца).

«Как дела?»

- Как живешь?

- Вот так!                           Показать большие пальцы. 

- А бежишь?

- Вот так!                          Имитация бега.

- Как плывешь?

- Вот так!                          Имитация плавания

- Вдаль глядишь?

- Вот так!                          Приставить к глазам пальцы «биноклем»

- Ждешь обед?

- Вот так!                              Подпереть щёку кулачком.

- Машешь вслед?

- Вот так!                              Помахать руками.

- Утром спишь?

- Вот так!                              Обе руки -  под щёку.

- А шалишь?  

-                                         Хлопнуть по надутым щекам.

На уроках используются те  упражнения, которые удобно выполнять сидя за партой.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом ( от указательного пальца к мизинцу) и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1.  Кулак- ребро- ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом- левой, затем- двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

 

  1. Лезгинка. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить положение 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений рук.

  1. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.
  2. Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.
  3. Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Упражнения для стимулирования и развития

 абстрактно-логического  мышления.

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

1. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти. Начать с                 открытыми глазами, затем продолжить с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.

2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, в течение 1 минуты.

4. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Заключение.

       Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординироанных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказываются недостаточным для освоения письма, фомирует школьные трудности. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Занятия по развитию моторики ребёнка не только совершенствуют её, но и укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими  тем самым происходит и развитие речи ребёнка.

Для решения этих задач педагог опирается на психические основы познания, так как продуктивное воображение, произвольное внимание, образная память и конкретно – действенное мышление способствует творчески – осознанному действию пальцев рук и формирует у ребёнка способность адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением.

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М., Изд-во АСТ «Астрель», 2006 г.
  2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». М., Изд-во «Сфера», 2006 г.
  3. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. «Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников»  ж. «Логопед» № 3, 2005 г., с. 84
  4. Комаишко С.В. «Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников».  ж. «Логопед» №1, 2007 г., с. 57
  5. Краузе Е.Н. «Логопедический массаж». СПб., Изд-во «Корона принт», 2005 г.
  6. Цвынтарный В.В «Играем пальчиками и развиваем речь». СПб,  Изд-во «Лань», 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...