Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям по лексическим темам
календарно-тематическое планирование (развитие речи) по теме

Баканина Евгения Викторовна

      Из методического комплекта к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7лет) Нищевой Н. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ezhenedelnye_zadaniya_logopeda_vospitatelyam.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ

 I КВАРТАЛ

СЕНТЯБРЬ. 4-я неделя

ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ

1.        Логопедические пятиминутки.

Игра с мячом «ПОЙМАЙ И РАЗДЕЛИ». Деление на слоги слов-названий деревьев: и-ва, то-поль, я-сень, со-сна, ель, клен, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-ре-за.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциация признаков осени от признаков других времен года. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений). Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помешает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых изображено одно время года, а на четвертой — друтое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например:

— Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках нарисована осень. И т. п.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ».

Ветер по лесу летал,

 Ветер листики считал:

 Вот дубовый,

 Вот кленовый,

 Вот рябиновый резной,

 Вот с березки — золотой,

 Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

Упражнение «ДОЖДИК». Координация речи с движением.

К нам на длинной тонкой ножке        (Прыжки на одной ноге по кругу.)

 Скачет дождик по дорожке.        

В лужице — смотри, смотри!             (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания)

 Он пускает пузыри.

 Стали мокрыми кусты,            (Руки вверх, потряхивания кистями)

Стали мокрыми цветы.           (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями)

Мокрый серый воробей            (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбомы «Круглый год», «Четыре времени года».

И. Левитан «Октябрь».

И. Бродская «Упавшие листья».

Ф. Васильев «Перед дождем».

B.        Серов «Октябрь».

C.        Куприянова«Осень»

С. Куприянова «Поздняя осень»

H.        Осенев «Осень».

К. Ушинский «Спор деревьев».

С. Воронин «Моя береза. Осенью».

ОКТЯБРЬ. 1-я неделя

ОВОЩИ. ОГОРОД

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие речевого слуха, чувства рифмы.                 У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут

 Что за зонтики растут?

 Наша внучка морщит лоб.

Это, милая, ... (укроп).

Сорвала я стручок,

 Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился... (горох).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

— Вылезай на свет, ... (морковка).

Круглолица, белолица,

 Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

 А зовут ее... (капуста).

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

 Как зеленый чурбачок

Под названьем... (кабачок).

А на этой грядке

 Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые... (огурцы).

Верите — не верите,

Мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры,

На грядке... (помидоры)

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Совершенствование навыка звукового анализа слов: лук, лист.

Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением Незнайки и с изображениями лука и листа и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребенок выкладывает схемы на наборном полотне, остальные — работают с раздаточным материалом за столами.

2.        Игры и упражнения.

Игра «КАПУСТА». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Давайте заготовим капусту на зиму:

Тук! Тук! Тук! Тук!                                                                            (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

 Мы капусту нарубили,                                                                    (Хватательные движения обеими руками)

Поперчили,                                                                                        (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

Посолили

И набили плотно в кадку.                                                                 (Удары обеими руками по столу.)

 Все теперь у нас в порядке.                                                             (Отряхивают руки)

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.        

   Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений», альбом «Все работы хороши».

   А. Пластов. «Костер в поле».

   Дж. Родари «Чиполлино».

ОКТЯБРЬ. 2-я неделя

ФРУКТЫ, САД

   1. Логопедические пятиминутки.

Скороговорка «ГРУША, ДЕВОЧКА МАЛА...» Развитие общих речевых навыков: четкости дикции, правильного звукопроизношения, правильного голосоведения.

Груша, девочка мала,

 Грушу-дерево трясла.

 С груши груши градом,

 Груша грушам рада.

                            С. Погореловский

      Упражнение «ВЕСЕЛЫЙ ПОВАР». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Воспитатель помещает на наборное полотно картинку, на которой изображен повар с подносом на вытянутой руке, а вокруг него — коробка с соком, вазочка с вареньем, банка с компотом, блюдо с плюшками и ватрушка.

С помощью магнита или липучек воспитатель закрепляет на подносе у веселого повара картинку с изображением фрукта и просит детей рассказать, какие сок, компот, варенье приготовил повар из этого фрукта, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испек. Дети отвечают:

— Веселый повар приготовил из яблок яблочный сок, яблочный компот, сварил яблочное варенье, испек ватрушку с яблочной начинкой и плюшки с яблочным повидлом и т. п.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «АПЕЛЬСИН».

Мы делили апельсин                                                     (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас, а он один.                                                (Показывают 10 пальцев, показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.        (По порядку загибают пальцы)

 Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.                                             (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда!!!                                      (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)                                                                                                                    Разбегайтесь, кто куда!                                                     («Бегут» пальцами по столу.)

      Упражнение «САДОВНИК». Расширение глагольного словаря, развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.

Мы вчера в саду гуляли,                                             (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)                

Мы смородину сажали.                                               (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы                                                       (Движение правой рукой вверх-вниз.)

 Известью, белилами.

 Починили мы забор,                                                    (Имитируют удары молотком.)

 Завели мы разговор:                                                    (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

        Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

        Дам в награду                                                       (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу.)

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных.

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Г. Сатир

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Растения».

М.Сарьян «Натюрморт. Виноград».

М. Сарьян «Натюрморт».

В. Ван Альст «Натюрморт с фруктами».

В. Сутеев «Мешок яблок».

К. Ушинский «История одной яблоньки».

Л.Толстой «Старик сажал яблони...»

ОКТЯБРЬ. 3-я неделя

НАСЕКОМЫЕ

    1. Логопедические пятиминутки.

Игра «ЖУКИ». Автоматизация звука [ж] в игре, воспитание слухового внимания.

 Дети присели на корточки на ковер и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж.

По сигналу логопеда «жуки» летят на поляну и жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения.

У осы — не усы, не усищи, а усики.

Жутко жуку жить на суку.

Золотистый, как из бронзы,

 Жук кружится возле розы.

 И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!

 Очень с розами дружу!»

У овса — усы,

 Полосы — у осы.

 На усах — роса,

 У осы — краса.

2. Игры и упражнения.

Игра «МУХИ В ПАУТИНЕ». Автоматизация звука [ж], развитие ловкости.

Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.

Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА». Координация речи с движением.

Прилетела к нам вчера                                              (Машут ладошками.)

 Полосатая пчела.

 А за нею шмель-шмелек                                          (На каждое название насекомого загибают один пальчик)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                                                  (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,                                              (Машут ладошками.)

От усталости упали.                                                   (Роняют ладони на стол.)

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные».

И. Репин «Стрекоза».

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»

В. Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей»

                                                         ОКТЯБРЬ. 4-я неделя

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». «Печатание» слов — названий птиц: утка, аист.

Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением Незнайки и с изображениями птиц и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить названия птиц и «напечатать» их. Один ребенок «печатает» слово на доске, другие — в тетрадях.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Дифференциация перелетных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).

Воспитатель произносит названия трех перелетных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения:

— Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные птицы — перелетные.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ».

Эта птичка — соловей,                                                      (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)

 Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка —- коростель.

Эта птичка — злой орлан.                                                 (Машут сложенными накрест ладонями.)  

        Птички, птички, по домам.                                               (Машут обеими руками, как крыльями.)                                                   

      Подвижная игра «ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ». Развитие координации движений.

      Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук — выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные», альбом «Круглый год».

В. Бианки «Птичий год — осень»

Г. X. Андерсен «Дикие лебеди».

      В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

НОЯБРЬ. 1-я неделя

ЯГОДЫ И ГРИБЫ. ЛЕС ОСЕНЬЮ

1.        Логопедические пятиминутки.

Подвижная игра «ЗА ГРИБАМИ». Расширение глагольного словаря. Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

Все зверюшки на опушке                                               (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

 Белочки скакали,                                                            (В соответствии со зверями, срывают воображаемые грибы.)  

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,                                                        (Идут вразвалку, в конце строки топают ногой.)

 Мухомор раздавил.


Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие мышления. Развитие связной речи.

Красный бычо

На волоске привязан.

                                         (Клюква)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

 Вырос пестрый, как

Петрушка, Ядовитый... (мухомор).

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась — не ленилась,

Кружку с верхом набрала.

                               (Земляника)

                                        Е. Благинина

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

        Ножка есть, но нет ботинка.

 Шляпа есть, нет головы.

                               (Подосиновик)

 Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.

(Белый гриб)

              Л. Кузьмин

У девчонки-тонконожки

Ярко-красные сережки.

Под листочек загляни-ка,

Там краснеет... (земаяника).

Б. Ерухимович

2.        Игры и упражнения.

      Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ».

Топ-топ — пять шагов,

 В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

 Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб -сморчок,

 Бородатый старичок.

 Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

   (Дети «шагают» пальчиками по столу.)    

   (Переплели пальцы обеих рук — туесочек, большие пальцы-ручка)     

   (На каждое двустишие дети разгибают по одному пальцу, начиная с мизинца.)

      3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

В. Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний»

      В. Сутеев «Под грибом»

НОЯБРЬ. 2-я неделя

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

      1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «РАССТАВЬ ПО ЗАГОНАМ». Слоговой анализ слов — названий домашних животных. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных: кота, быка, козы, овцы, барана, свиньи, кролика, коровы, лошади — и трех загонов и объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, в названиях которых один слог, во второй

загон — два слога, в третий загон — три слога. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, четко произносят их названия по слогам и ставят в соответствующие загоны.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения.

Дядя Коля дочке Поле

 Подарил щеночка колли.

 Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

Три козы среди лозы

 Схоронились от грозы.

Вот и кончилась гроза.

Козы здесь. А где лоза?

2.        Игры и упражнения.

«ИГРА В СТАДО». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения и подражательности.

Мы вчера играли в стадо,                                                 (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р-р-р»                                                                  (Встали, сделали «коготки» из пальчиков.)

 И мычали: «Му!»                                                                      (Сделали «рожки».)

 По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»                                                (Встали на четвереньки.)

 Не слыхали замечаний Анны Николаевны.                           (Встали на четвереньки.)  

 А она сказала строго:                                                                (Останавливаются.)

  • Что за шум такой у вас?
  •  Я детей видала много —
  •  Таких вижу в первый раз.
  •  Мы сказали ей в ответ.

Никаких детей тут нет!                                                              (Поворачивают голову из стороны в строну.)                                                        

  • Мы не Пети и не Вовы —                                                    

 Мы собаки                                                                                  (Встали на четвереньки.)

 И коровы!                                                                                   ( Сделали «рожки».)

 А она в ответ:                                                                             (Встали.)

        Да что вы?

 Ладно, если вы коровы,

 Я тогда — пастух.

И прошу иметь в виду:                                                                

 Я коров домой веду.                                                                  (Дети идут по кругу друг за другом.)

А. Барто

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА».

Дай молочка, Буренушка,                                        (Дети показывают, как доят корову.)

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки,                                                            (Делают «мордочки» из пальчиков.)

 Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                                                    (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)  

 Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

 Молочка для кашки.

 Всем дает здоровье                                                             (Снова «доят».)

 Молоко коровье.

Чешская песенка

      3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные»

К. Паустовский «Кот-ворюга».

      В. Сутеев «Капризная кошка»

     

НОЯБРЬ. 3-я неделя

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).

На магнитной доске — раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

—        Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложение со словами потому что.

Дети отвечают:

—        Это беличий хвост, потому что в ветвях спряталась белка. И т. п.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов лиса, волк, лось. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ».

У лисы в лесу глухом                      (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое двустишие.)

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

 Под кустами еж колючий

 Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

 Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

 До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом                  (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

                   В. Пальчинскайте

     Подвижная игра «НА ВОДОПОЙ». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения и подражательности.

Жарким днем лесной тропой                             (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

 Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,                     (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок,                    (Крадутся на носочках.)

 За мамой-ежихой катился ежонок,                   (Приседают,   медленно  двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок,           (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата,                  (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой — косые зайчата,               (Скачут на прямых ногах.)

 Волчица вела за собою волчат.                          (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.                      (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».)

 

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные», альбом «Живая природа. В мире животных».

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Е. Чарушин «Кабан-секач», «Рысь»

      И. Гурвич «Малька и Милька»

      В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

НОЯБРЬ. 4-я неделя

ОДЕЖДА- ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

1.        Логопедические пятиминутки.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Сшит колпак, связан колпак,

 Да не по-колпаковски.

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила —

Рукав не дошила.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

 Как в капюшоне он смешон!

Подарили Вареньке валенки,

Валеньке — варежки,

Саньке — санки,

А Сеньке — что и Саньке.

Шапка да шубка —

Вот и весь Мишутка.

Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие связной речи. Развитие мышления.

Пять чуланов,

Одна дверь.

                        {Перчатка)

Утром я встал,

На две дороги попал.

                              {Брюки)

Руки греет пара печек

Из колечек от овечек.

                               {Рукавички)

Что за братец?

 Вот загадка!

 У него за носом — пятка!

                                  {Ботинок)

Сижу верхом

 Не знаю на ком.

 Знакомца встречу,

 Соскочу — привечу.

                                   {Шапка)

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ».

 Всюду, всюду мы вдвоем                   (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

 Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,                            (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

 Будем там тихонько спать.                   (Укладывают ладони на стол.)

Упражнение «ПОМОЩНИКИ». Координация речи с движением.

Дружно помогаем маме,                          (Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо.)

 Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,                                              (Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.)

Наклонились.                                            (Снова «полощут».)

 Хорошо мы потрудились.                      (Вытирают руку о руку.)

                       В. Волина

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

В.Драгунский «Денискины рассказы».

Братья Гримм «Храбрый портной».

                         II КВАРТАЛ

ДЕКАБРЬ. 1-я неделя

ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие речевого слуха. Развитие чувства рифмы.

Ты с модницей этой,

 Конечно, знаком:

 Вертушке на месте

 Никак не сидится —

 Все хвастает

 Синим своим сюртуком

 И шапочкой синей

 Гордится... (синица).

                                Е. Ильин

         От простуд он не страдает,

         Не страшится злобных вьюг

         И к зиме не улетает

         На далекий знойный юг.

         Пусть покроют снега груды

         И пригорок, и пустырь —

 Раз красавец прилетел к нам,

 Житель севера... (снегирь).

                           Е. Ильин

Упражнение «У КОРМУШКИ». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

  • Снегирь летит К кормушке (предлог К).
  • Синица улетает ОТ кормушки (предлог ОТ).
  • Свиристель сидит НАД кормушкой (предлог НАД) и т. п.

2.        Игры и упражнения.

Подвижная игра «МЕДВЕДЬ». Координация речи с движением.

Как на горке — снег, снег,                      (Дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»;

                                                                       руки постепенно поднимаются вверх — вдох.)

И под горкой - снег, снег,                        (Приседают, опускают руки — выдох.)

        И на елке — снег, снег,                           (Опять встают и поднимают руки — вдох.)

И под елкой — снег, снег.                       (Приседают, опускают руки — выдох.)

А под снегом спит медведь.                    (На цыпочках бегут по кругу.)

        Тише, тише...                                             (На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.)

Не шуметь!                                          

                                  И. Токмакова

Подвижная игра «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

Мы бежим с тобой на лыжах,                          (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

 Снег холодный лыжи лижет.

 А потом — на коньках,                                      (Изображают бег на коньках.)

 Но упали мы. Ах!                                                («Падают».)

А потом снежки лепили,                                     (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили,                               (Катят воображаемый комок.)

 А потом без сил упали        («Падают».)

 И домой мы побежали.                               (Бегут по кругу.)

                             Н. Нищева

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Живая природа. В мире животных». А. Пластов «Первый снег». Г. Нисский «Над снегами».

A.        Саврасов «Зимний пейзаж».

Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

С. Одоевский «Мороз Иванович».

B.        Осеева «На катке».

C.        Воронин «Моя береза. Зимой».
Альбом «Четыре времени года».

ДЕКАБРЬ. 2-я неделя

МЕБЕЛЬ

     1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ОБСТАВИМ КВАРТИРУ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

      Игра проводится на наборном полотне с ковролином. Контурные изображения мебели снабжены липучками. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мебель, назвать ее, разделить слова на слоги. На наборное полотно помещаются изображения мебели, названия которой правильно разделены на слоги.

Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов.

Костя в комнату вошел

 И поставил сок... (НА стол).

 Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки... (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла... {СО стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика... {ИЗ шкафа).

Закатила барабан

       Наша Оля... {ПОД диван).

На портрете — Аня с бантом,

 А портрет тот... {НАД сервантом).

Книжку новую Ивана

       Я достал... {ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

 Он приляжет... {НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

 Посидит чуть-чуть... {НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы... {В кресле).

               Н. Нищева

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «НАША КВАРТИРА».

(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.)

В нашей комнате — столовой —                    

Есть отличный СТОЛ дубовый,        

СТУЛЬЯ — спинки все резные,        

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

Упражнение «БУДЬ ВНИMATEJIЬНЫМ». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие слухового внимания.

...Если б мыло Приходило

По утрам ко мне В КРОВАТЬ

 И само меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Б. Заходер «Петя мечтает»

Он тогда залез НА СТУЛ.

Притворился, что уснул.

Скатерть СО СТОЛА стянул

 И в окошко улизнул.

                                                                                 Б. Заходер «Вредный кот»

Кто, например, залез В БУФЕТ,

 Конфеты там нашел?

 И все бумажки от конфет

 Кто побросал ПОД СТОЛ?

                     Б. Заходер «Никто»

Молоко блестит в стаканах,

Вишни стынут в киселе,

С тонкой корочкой румяной

Хлеб пшеничный НА СТОЛЕ.

                                    В.Донникова «Все готово для ребят»

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

Я на цыпочки встаю,

Я залез НА ТАБУРЕТ.

Говорю, что папы нет.

                                 С. Баруздин «Телефон»

Алеша плохо держит ложку,

Все учат ЗА СТОЛОМ Алешку.

                                А. Кардашова «За ужином»

Сидя, книги брал СО ШКАПА.

И не раз ему в кино

Говорили: «Сядьте на пол,

Вам, товарищ, все равно».

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал С ДИВАНА.

                                 С. Михалков «Дядя Степа»

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

С. Маршак «Кошкин дом».

ДЕКАБРЬ. 3-я неделя

ПОСУДА

1.        Логопедические пятиминутки.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Выпил Яшка чаю чашку,

Мало чашки чая Яшке.

                              Ю. Чичев

Старик Скороговоров

 Купил скороварку,

Разбил сковородку,

Забыл скороговорку.

                              И. Тополева

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне тарелку Валерка

На подносе принес.

                        А. Левшин

Упражнение «У БЕЛОЧКИ В ГОСТЯХ». Развитие связной речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображения белочки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол, и просит детей запомнить, что белочка поставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель — поменять местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Например:

  • Белочка поменяла местами сахарницу и масленку.
  • Вместо чайника белочка поставила на стол кофейник.

2.        Игры и упражнения.

      Пальчиковая гимнастика «МАШИНА КАША».

Маша каши наварила,                                       (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

 Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,                                            (Загибают по одному пальчику на левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                           (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                                    (Сдувают «крошку» с ладошки.)  

                                         Н. Нищева

      Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением.

Вот большой стеклянный чайник                   (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.) 

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,                                      (Присели, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                                    (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,                                        (Потянулись, руки сомкнули над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.                               (Легли на ковер, вытянулись.)  

Он посуду нам принес.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме «Посуда».

И. Машков «Натюрморт с самоваром».

Рассказ М. Матвеевой «Синяя чашка».

        

                                     ДЕКАБРЬ. 4-я неделя

                       НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

      1.Логопедические пятиминутки.

       Игра    «ПОДСКАЖИ   СЛОВЕЧКО». Развитие речевого слуха, чувства рифмы.

      Что случилось в Новый год

В Новый год случится

Сказочное что-то,

Тихо постучится

В наши двери кто-то.

-Тук-тук!

-Кто там?

Поглядите только!

-Зеленая, пушистая,

Смолистая, душистая... {елка).

                                               В. Данько

       Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие связной речи. Развитие мышления.

Я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшенья.

Но на мою, поверьте,

Великую беду,

Наряд мне надевают

Всего лишь раз в году.

                           {Новогодняя елка)

                                               И. Демьянов

На Новый год

Ей каждый рад,

Хоть и колюч

Ее наряд.

                         {Елка)

       2.Игры и упражнения.

       Пальчиковая гимнастика «ПОДАРКИ».

Дед Мороз принес подарки:                           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,                              (На каждое произнесенное название подарка загибают пальцы.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

       3.Иллюстративный материал и художественная литература.

        Предметные картинки по теме.

        Русская народная сказка «Снегурочка».

        Братья Гримм «Госпожа Метелица».

        В. Сутеев «Елка»

                                    ЯНВАРЬ. 2-я неделя

                      ТРАНСПОРТ

        1. Логопедические пятиминутки.

  Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Вез корабль карамель,

 Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

                                            И. Демьянов

Мчатся бешено машины —

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот — шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

 «Я спешу, спешу, спешу!»

                                             К. Разумовский

Краб карабкается на корабль,

А каракатица с корабля катится.

                                             С. Дорохов

Трамвай травмировал троллейбус.

Об коряги корабль все борта поцарапал!

М. Шварц

  Лото «ТРАНСПОРТ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

  Каждый ребенок получает карточку, разделенную на четыре части. У воспитателя — стопка картинок с изображениями транспорта. Воспитатель показывает картинку детям, дети рассматривают ее. Картинку получает тот, кто первым разделит название картинки на слоги. Победителем считается тот, кто первым получит четыре картинки.

  Предметные картинки для игры: автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, метро, велосипед, самолет, вертолет, пароход, катер, лодка, поезд, электричка, такси, грузовик, самосвал.

  2.        Игры и упражнения.

  Подвижная игра «НА ШОССЕ». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков — автоматизация шипящих звуков.

По шоссе спешат машины.                   (Дети бегут по кругу, держат в руках

— Ш-ш-ш! — шуршат спокойно шины.                                                    воображаемый руль.)

 И шипят со злом уже:                                               (Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.)

 — Не спеш-ш-ши на вираже.

Еж с мешком и посошком                                        (Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину,  

По шоссе идет пешком.                                                     в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.)

Над ежом кружится стриж:                                      (Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.)

  • Ты куда же, еж, спешишь?

Прямо в город, по шоссе                                          (Опять идут, изображая ежика.)

  • Тороплюсь я, как и все.
  • Будь, дружок, настороже,                                   (Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.)
  • Не спеши на вираже!

Р. Бородулин

  Упражнение «САМОЛЕТ». Координация речи с движением.

Руки в стороны — в полет        (Дети бегут на носочках по кругу, расста-

Отправляем самолет.        вив руки в стороны.)

Правое крыло вперед,        (Поворот через правое плечо.)

Левое крыло вперед,        (Поворот через левое плечо.)

Полетел наш самолет.        (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

В. Волина        

  3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

  Предметные картинки по теме «Транспорт».

  A.        Гайдар «Чук и Гек».

ЯНВАРЬ. 3-я неделя

ПРОФЕССИИ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов кок, врач. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Составление и анализ предложений о профессиях (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений.

2.        Игры и упражнения.

     Пальчиковая гимнастика «ПОВАР».

Повар готовил обед,                             (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет                                  (По очереди загибают пальцы.)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

 В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                              (Разводят руками.)

     О. Григорьев

     Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением.

Маляры известку носят,        (Дети идут по кругу друг за другом, дер-

жат в руках воображаемые ведра.)

Стены кистью купоросят.        (Повернулись лицом в круг, движения

воображаемой кистью вверх-вниз.)

Не спеша разводят мел.        (Наклонились, мешают кистью в вообра-

жаемом ведре.)

Я бы тоже так сумел.        («Красят».)

В. Степанов

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Кем быть?», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников».

  1. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

ЯНВАРЬ. 4-я неделя

ТРУД НА СЕЛЕ ЗИМОЙ

1.        Логопедические пятиминутки.

Лото «ПРОФЕССИИ». Деление на слоги слов — названий профессий. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции, правильного звукопроизношения.

Стоит воз овса,

Возле воза — овца.

Л. Ульяницкая

В сени сено

Сеня носит. Е. Ерухимович

2.        Игры и упражнения.

Упражнение «КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ». Координация речи с движением.

Стало жарко, будто в печке,                           (Дети идут в хороводе.)

 Замолчали птицы.

Мы телят погнали к речке —                         (Идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой.)

        Надо им напиться.

Саргис, пестрый                                               (Встают на четвереньки.)

Пес дворовый,

Как навстречу бросится!                                 (Прыжок в круг.)

Разогнал телят пугливых,                               (Бегут по кругу на четвереньках.)

Скачет, лает, носится...

Уж ходили мы, бродили                                 (Идут в хороводе.)  

По полям за стадом.

Уж мы Саргиса бранили,                                (Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем.)

Так что был не рад он.

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле.                                                (Идут по кругу на четвереньках.)

У бедняги даже уши                                        (Встают, ладошками изображают висящие уши.)

От стыда висели.

К. Кубилинскас

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Сюжетные картинки по теме, альбом «Все работы хороши».

А. Жабский «Контрольная дойка».

Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

ФЕВРАЛЬ. 1-я неделя

                ОРУДИЯ ТРУДА- ИНСТРУМЕНТЫ

        1. Логопедические пятиминутки.

  Слоговое лото «ИНСТРУМЕНТЫ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

  Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов пила, игла.

  2.        Игры и упражнения.

  Подвижная игра «СТАРЫЙ КЛЕН». Координация речи с движением.

На поляне перезвон —                          (Дети встают парами, изображают работу пилой.)

 Это пилят старый клен.

Поперечная пила                                    (Руки вверх, медленно наклоняются.)

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.                      (Ложатся, вытягиваются.)

                                                                        С. Маршак

  3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок».


ФЕВРАЛЬ. 2-я неделя

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

       1. Логопедические пятиминутки.

 Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ» Звуковой анализ слов слон, тигр, львы. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

 Упражнение «КТО СПРЯТАЛСЯ В ДЖУНГЛЯХ?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

 

На игровом поле — джунгли. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля изображения животных жарких стран и задает детям вопросы:

  • Кто спрятался в зарослях бамбука? Почему вы так думаете?
  • Кто спрятался в реке? Почему вы так считаете? И т. п.

Дети отвечают:

  • В зарослях бамбука спрятался тигр, потому что мы видим тигриный хвост.
  • В реке спрятался крокодил, потому что мы видим крокодилью пасть. И т. п.

 2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?».

- Где обедал, воробей?                       (Дети машут перекрещенными ладошками.)

- В зоопарке у зверей.        (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва        (На каждое название животного загибают по одному пальчику.)

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил                         (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)

Чуть меня не проглотил.

С. Маршак

Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧИ». Развитие слухового внимания.

Принесла слону обезьяна два банана.

Вот обрадовала подарком Великана.

Был один банан у него — посмотрите.

Теперь сколько стало всего — подскажите!

На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются.

(Сколько всего зверей?)

              Семь мартышек, семь соседок,

              Со своих сбежали веток.

              Все повисли на одной

              На хвостах вниз головой.

              Раскричались, раскачались,

              Меж собою передрались.

              Больше всех досталось в драке

              Самой главной забияке.

              С ветки сбросили ее.

              Сколько будет без нее?

Слон, слониха, два слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу два тигренка

С водопоя шли домой.

          Сосчитайте поскорей,

          Сколько встретилось зверей?

 3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

 Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные». «Зоологическое      лото».

 Л.Толстой «Слон».

 Б.Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра».

 Е.Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев».

ФЕВРАЛЬ. 3-я неделя

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

       1. Логопедические пятиминутки.

 Игра-соревнование «ПОДБЕРИ СЛОВА». Подбор названий комнатных растений на заданный звук.

Воспитатель предлагает детям подбирать названия комнатных растений на заданные звуки:

[А]        [К]        [Р]        [ф']

азалия        кактус        розан        фикус

амариллис        колеус        фиалка

аспарагус        камнеломка

алоэ

За каждое слово ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки слов. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее, составляют сложноподчиненное предложение.

Цепочки слов: кактус, ромашка, аспарагус, камнеломка.

Одуванчик, фикус, амариллис, розан.

Толстянка, фиалка, колокольчик, хлорофитум. И т. п.

 2.        Игры и упражнения.

Упражнение «НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ». Координация речи с движением.

На окне в горшочках                  (Дети сидят на корточках лицом

Поднялись цветочки.        в круг, медленно встают.)

К солнцу потянулись,                  (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.)

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки                         (Ладони развернуть вверх.)

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,                         (Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.)

В солнышке утонут.

                                Н. Нищева

 3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Наш детский сад».

ФЕВРАЛЬ. 4-я неделя

АКВАРИУМНЫЕ И РЕЧНЫЕ РЫБЫ. ЖИВОТНЫЙ МИР ОКЕАНА

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОКАЖИ НА СВЕТОФОРЕ». Развитие навыков фонематического анализа. Определение места звука [к] в названиях рыб и морских животных: акула, камбала, кальмар, скат, щука, пескарь.

У детей — полоски картона, разделенные на три части, и фишки. Ребенок кладет фишку на первую, вторую или третью часть полоски в зависимости от того, в начале, середине или конце слова находится звук [к].

Составление и анализ предложений о морских животных (с опорой на сюжетные картинки). Развитие связной речи.

2.        Игры и упражнения.

Подвижная игра «ЛЕТУЧАЯ РЫБА».  Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

      Я летучая, прыгучая,                               (Дети двигаются подскоками по кругу.)

      Улетела бы за тучу я.                               (Двигаются,   взмахивая   руками,   как крыльями.)

      Да соскучилась бы вскоре —                  (Двигаются по кругу, изображая плавание.)  

      До того люблю я море.

                             И.Демьянов

Пальчиковая гимнастика «АКУЛА».

       Приплывали две севрюги,         (Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)  

       У них спины словно дуги.         (Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

       Налетали с двух сторон.            (Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)

       Ты, акула, выйди вон.                (Делают толчок ладонями от груди.)

       В. Волина

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные и сюжетные картинки по теме, альбом «Мир природы. Животные».

      С. Сахарнов «Морские сказки».

С. Воронин «Добрая раковина».

МАРТ. 1-я неделя

РАННЯЯ ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» Развитие слухового внимания.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На сугробах ломкие

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

               (Весной)

                        Е. Трутнева          

Толкование и заучивание пословиц о ранней весне.

В марте щука хвостом лед разбивает.

В марте курочка под порожком воды напьется.

Март с водою, апрель с травою.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ДРОЗД-ДРОЗДОК».

      Дружок ты мой, дрозд,                       (Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.)

        В крапинку хвост,                               (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.)              

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,                           (Снова машут сложенными накрест ладонями.)

Зимой забываются.

        Молдавская песенка

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные и сюжетные картинки по теме.

К. Юон «Мартовское солнце».

A.        Грицай «Половодье».

H.        Ромадин «Март».
В. Сухомлинский «Весенний ветер».

Альбом «Четыре времени года».

        МАРТ. 2-я неделя

НАША РОДИНА - РОССИЯ

1.        Логопедические пятиминутки.

Толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине. Развитие связной речи, мышления, памяти.

                   Всякому мила своя сторона.

Человек без родины — соловей без песни.

Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Для родины своей ни сна, ни жизни не жалей.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Слоговой анализ од но коренных слов: родина, родник, род, родители, родной. Работа с раздаточным материалом. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

2.        Игры и упражнения.

Чистоговорка «ЖУРА-ЖУРА-ЖУРАВЕЛЬ!» Развитие общих речевых навыков, автоматизация и дифференциация сонорных звуков.

Жура-Жура-Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

 «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

                                                                              П. Воронько

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Книга «Моя Родина».

МАРТ. 3-я неделя

МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИИ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ». Развитие слухового внимания.

Цепочки слов: Москва, Москва-река, Большой театр, Красная площадь, Спасская башня, Кремль, Третьяковская галерея, царь-колокол и т. п.

Составление и анализ предложений о Москве (с опорой на картинки). Развитие связной речи.

2.        Игры и упражнения

Заучивание и рассказывание считалки о Москве. Развитие общих речевых навыков.

Раз, два — Москва.

Три, четыре — мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вылезать в Москве опять.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты пойди-ка, поводи!

В. Волина

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбомы и наборы открыток о Москве.

Е. И. Осетров «Моя Москва».

МАРТ. 4-я неделя

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОКАЖИ НА СВЕТОФОРЕ». Определение места звука [а] в словах Нева, Мойка, Эрмитаж, Исаакий. Совершенствование навыков фонематического анализа.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» (виды Санкт-Петербурга и Москвы). Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ЛЮБЛЮ ПО ГОРОДУ ГУЛЯТЬ».

Люблю по городу гулять,                    (Дети «шагают» пальчиками обеих рук по

Люблю смотреть, люблю считать,                                                                          столу.)

Невский — раз, Зимний — два,                  (На каждое название загибают по одному

Три — красавица Нева,                                                                           пальцу.)

А четыре — мост Дворцовый,

Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Н. Нищева

Упражнение «СЛУЧАЙ В ПЕТЕРБУРГЕ». Развитие слухового внимания.

Отряд улан взошел на мост,

То было в воскресенье.

Но, раскачавшись, рухнул мост,

Упал от сотрясенья!

Никто из них не утонул:

Один поплыл, другой нырнул,

Шестерка крепких остальных

Повисла на цепях стальных.

...Дополни нам картину ту:

Так сколько шло их по мосту?

В. Волина

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбомы и наборы открыток по теме.

АПРЕЛЬ. 1-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. С. Я. МАРШАК

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.

А потом

Ты покатился

И назад... (не воротился).

(«Мяч»)

Ни перинки,

Ни простынки,

Ни подушки

Не видать,

А усатый,

Полосатый

Перебрался... (под кровать).

(«Усатый-полосат ый»)

Эй, не стойте слишком близко —

Я тигренок, а... (не киска).

(«Тигренок»)

А зубастый крокодил

Чуть меня... (не проглотил).

(«Где обедал воробей?»)

         Стала петь мышонку щука —  

         Не услышал он ни звука:

         Разевает щука рот,

         А не слышно... (что поет).

(«Сказка о глупом мышонке»)

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.

1. В каком стихотворении Маршака мы встречаем льва, лисицу, слона, журавля, носорога, кенгуру, мохнатого медведя, зубастого крокодила?

                                                        («Где обедал, воробей?»)

2.Название какого животного пропущено?

                                                                       (Моржа)

3.В каком стихотворении Маршака к главному герою приходили по очереди: утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, собака, кошка?

                                                                      («Сказка о глупом мышонке»)

4.Какое из перечисленных животных лишнее?

                                                                      (Собака)

5.В каком стихотворении Маршака перечисляются: диван, чемодан, картина, саквояж, картонка, корзина?

                                                                       («Багаж»)

6.Что не названо?
                                                                     
(Маленькая собачонка)

7.В каком стихотворении Маршака перечисляются: кусочек мыла, мочалка, водица в чайной чашке?

                                                                     ( «Усатый-полосатый»)

8.Герой какого стихотворения Маршака сел в отцепленный вагон?

                                                                      («Вот какой рассеянный»)

9.Из каких стихотворений Маршака эти строчки?

Мой веселый

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой.

(«Мяч»)

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?».

- Где обедал, воробей?                       (Дети машут перекрещенными ладошками.)

- В зоопарке у зверей.        (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)

Пообедал я сперва        (На каждое название животного загибают по одному пальчику.)

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил                         (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)

Чуть меня не проглотил.

С. Маршак

Упражнение «СТАРЫЙ КЛЕН». Координация речи с движением.

На поляне перезвон —                          (Дети встают парами, изображают работу пилой.)

 Это пилят старый клен.

Поперечная пила                                    (Руки вверх, медленно наклоняются.)

Отхватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.                      (Ложатся, вытягиваются.)

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

С. Маршак «Разноцветная книга».

В. Лебедев «Десять книжек для детей» (иллюстрации к произведениям С. Маршака).

АПРЕЛЬ. 2-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. К. И. ЧУКОВСКИЙ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.

И рыщут по дороге

Слоны и носороги

И говорят сердито:

«Что ж нету... (Айболита)!»

      («Айболит»)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает... (головой).

(«Мойдодыр»)

Загляни-ка ты в кадушку —

И увидишь там... (лягушку).

(«Федорино горе»)

Ехали медведи

На... (велосипеде).

(«Тараканище»)

Прибегали два курчонка,

Поливали... (из бочонка).

(«Путаница»)

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.

Из каких сказок К. И. Чуковского эти строки?

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти.

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи.

                                                              («Айболит»)

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

(«Федорино горе»)

И сидят и дрожат

Под кусточками,

За болотными прячутся

Кочками.

                                             (« Тараканище»)

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

                              («Краденое солнце»)

  Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Курочки закрякали: Кря, кря, кря!

                       («Путаница»)

2.        Игры и упражнения.

Викторина по произведениям К. И. Чуковского.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

К. Чуковский «Сказки».

АПРЕЛЬ. 3-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. С. В. МИХАЛКОВ

      1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.

       В коридоре смех и топот,

       В коридоре гул речей.

       В кабинете — дядя Степа

       На осмотре... (у врачей).

                                             («Дядя Степа»)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята —

Их по счету ровно... (пять).

(«Котята»)

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Никто не плывет

По опасной... (реке).

(«Фома»)

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим... (одного).

(«Трезор»)

        Мы едем, едем, едем

        В далекие края,

        Хорошие соседи,

        Счастливые... (друзья).

(«Песенка друзей»)

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.

Из каких стихотворений эти строчки?

 Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

(«Песенка друзей»)

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

(«Трезор»)

        Трусы и рубашка

        Лежат на песке.

        Упрямец плывет

        По опасной реке.

(«Фома»)

Хороши у нас котята —

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(«Котята»)

2.        Игры и упражнения.

Литературное лото по произведениям С. В. Михалкова. Проводится в форме вечернего досуга. У каждого из детей — игровое поле, разделенное на четыре части, у воспитателя — стопка карточек с иллюстрациями к произведениям С. Михалкова. Воспитатель показывает иллюстрацию, дети называют произведение, к которому она сделана. Побеждает тот, кто закроет игровое поле первым.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

С. Михалков «От трех до десяти».

АПРЕЛЬ. 4-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. А. Л. БАРТО

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.

С большим серебряным

Мешком

Стоит,

Осыпанный... (снежком).

(«В защиту Деда Мороза»)

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все... (благодарил).

(«Снегирь»)

Расту и в дождик,

И в мороз.

Уже я маму... (перерос).

        («Я расту»)

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра... (помогу).

(«Помощница»)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку... (на бочок).

(«Слон»)

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.

Из каких стихотворений эти строчки?

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

                           («Помощница»)

Ярко-розовая грудка,

Два блестящие крыла.

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекта.           

                («Снегирь»)

Уложили Таню спать,

Плачет ревушка опять:

        Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье.

                  («Девочка-ревушка»)

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

        («Девочка чумазая»)

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится кошки.

                                    («Машенька»)

И вдруг я вижу — Входит дед,

Он с бородой,

В тулуп одет.

Тулуп до самых пят.

Он говорит:

  • А елка где?
  • А дети разве спят?

     («В защиту Деда Мороза»)

2.        Игры и упражнения.

Литературное лото по произведениям А. Л. Барто. Проводится в форме вечернего досуга. У каждого из детей — игровое поле, разделенное на четыре части, у воспитателя — стопка карточек с иллюстрациями к произведениям А. Барто. Воспитатель показывает иллюстрацию, дети называют произведение, к которому она сделана. Побеждает тот, кто закроет игровое поле первым.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

А. Барто «За цветами в зимний лес».

МАИ. 1-я неделя

ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы.

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг

И станет летом вдруг.

Ты знаешь, кто она?

Красавица... (весна).

Ю. Чичев

Упражнение «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» Развитие слухового внимания.

Старый тополь у крылечка.

Ищет грач свое местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод,

Света полный небосвод.

Муравьи, едва подсохли,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких

Починяют купола.

(Весной)

      А. Екимцев

2.        Игры и упражнения.

      Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА».

Иди, весна, иди, красна,                    (Дети пальчиками «идут» по столу.)  

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,                                (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)  

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

И. Бродская «Апрель».

А. Грицай «Первые дни мая».

С. Воронин «Моя береза. Весной».

МАИ. 2-я неделя

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Слоговой анализ слов — названий перелетных птиц. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Составление и анализ предложений о перелетных птицах (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений.

2.        Игры и упражнения.

Упражнение «ВЕСНЯНКА». Координация речи с движением.

А уж ясно солнышко                   (Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.)        

Припекло, припекло.

 И повсюду золото                      (Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.)  

Разлило, разлило.

Ручейки по улице                        (Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.)  

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают                   (Идут по кругу, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.)

И летят, летят.

Упражнение «ЗИМА ПРОШЛА». Координация речи с движением.

Воробей с березы                            (Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам.)

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке                       (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки —                        (Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против.)

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки —

Чик-чирик.

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные и сюжетные картинки по теме.

А. Н. Толстой «Желтухин».

      Л. Черский «Спасибо».

      С. Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей».

МАИ. 3-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. А. С. ПУШКИН

1.        Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.

Из каких сказок Пушкина эти строчки?

В синем небе звезды блещут.

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

                                                    («Сказка о царе Салтане...»)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

                                                   («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

                                                  («Сказка о мертвой царевне...»)

Вот пошел он к синему морю;

Видит — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку...

                                   («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

                                 («Сказка о золотом петушке»)

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.

Его за руку взяла

И в шатер свой... (увела).

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул... (со спицы).

                         («Сказка о золотом петушке»)

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение... (волкам).

В руки яблочко взяла,

К алым губкам... (поднесла).

                                 («Сказка о мертвой царевне...»)

Остров на море лежит,

Град на острове... (стоит).

           Ель растет перед дворцом,

          А под ней хрустальный... (дом).

                                («Сказка о царе Салтане...»)

         С первого щелка

         Прыгнул поп... (до потолка).

                                       («Сказка о попе и работнике его Балде»)

2.        Игры и упражнения.

Викторина по произведениям А. С. Пушкина.

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

А. Пушкин «Сказки».

МАИ. 4-я неделя

ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

1.        Логопедические пятиминутки.

Отгадывание и толкование загадок о школе и школьных принадлежностях. Развитие связной речи, мышления, слухового внимания.

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

                          (Учитель)

                                    Н. Новоторцева

        Зимою в школу он бежит

А летом в комнате лежит.

Как только осень настает,

Меня он за руку берет.

                           (Портфель)

                                         В. Берестов

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СИГНАЛЫ». Дифференциация звуков [р] — [р'] в словах — названиях школьных принадлежностей. Совершенствование навыков фонематического анализа.

Слова: рюкзак, ранец, ручка, карандаш, портфель, резинка, краски, фломастер, парта, букварь, тетрадь.

2.        Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «В ШКОЛУ».

 В школу осенью пойду.        (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,        (Загибают по одному пальчику на обеих

Быстро, правильно считать.        руках.)

Я таким ученым буду!        (Грозят указательным пальчиком правой

Но свой садик не забуду.        руки.)

Н. Нищева

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

                                      Но нельзя, я школьный... (ранец).

3.        Иллюстративный материал и художественная литература.

В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано».

Л. Пантелеев «Буква ТЫ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме - "Профессии на транспорте"

Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме "Профессии на транспорте"....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями по лексическим темам

Данный материал поможет организовать понедельную работу воспитателей  с детьми по заданию логопеда в старшей группе (тетрадь взаимосвязи)....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме: «Овощи» в старшей группе «Сказка» для детей с ОНР

Итогом тематической недели "Овощи" стало интегрированное занятие учителя-логопеда Кисловаой Е.К. и воспитателя Поповой Е.В. "Заготовки овощей на зиму" Удивить ребёнка легко, тем са...