Сказка как проводник жизни
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) по теме

Павлова Татьяна Александровна

сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_provodnik.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как проводник жизни.

         

          Как ярка, насыщенна и непредсказуема наша жизнь. Огромное количество информации каждодневно обрушивается на нас. Что делать? Как поступить в данной ситуации? Сказать: «Да» или «Нет». На маленькую детскую психику возложены чудовищные задачи, которые он должен решать иногда незамедлительно. Поступать  правильно, всегда держаться определенной цели и идти к ней…

         Где та путеводная нить, которая укажет путь?  Где некие помощники взрослым  и детям? Как понять поступаем ли мы сами правильно?

          И тут нам на помощь приходит сказка. Обычная сказка из книжки на полке… Её мир  необыкновенен и прекрасен и помимо чтения в жизнь ребенка входят понятия о добре и зле, красоте и безобразности, помогающие в сложных вопросах. К примеру: «Колобок», которого мы знаем с детства при внимательном прочтении учит детей быть осторожными в общении с незнакомыми людьми. Русские народные сказки зачастую высмеивают глупость, лень, обычные человеческие поступки в которых предлагается определенная схема выхода из сложных ситуаций. Оригинальны в линейке детских произведений стихотворные тексты К.И Чуковского,  вызывающие воспоминания…                  

          Мама с книжкой и ты сам на уютном диване прижимаешься к ней и слушаешь об Айболите, который спешит на помощь; о бесстрашном Комаре, спасшем  Муху; о Медведе,  храбро сражающемся с кровожадным крокодилом. Все персонажи его сказок абсолютно приближены к людям, они не причесанно-красивые, они живые, с их  поступками, желаниями.  Герои  

пытаются примерить различные ситуации на себя и посмотреть, что из этого получиться. Но Корней Иванович четко задаёт тон во всем и постепенно выводит некоторые непреложные истины - нужно помогать другим, спешить на помощь нуждающимся, быть добрым, заниматься полезными делами.

           Волшебные сказки для детей старшего дошкольного возраста сложнее и привносят в сюжет не только национальный колорит, но и добавляют различные персонажи.

           Все как в жизни! Мир  общения детей увеличивается, различных ситуаций с каждым днем все более и решать задачи становиться всё сложнее.

           Тут на помощь приходят игрушки,  с помощью которых, воссоздавая и проигрывая множество раз, ребенок пытается найти нужную для себя комбинацию.

        Итак. Мир ребенка сформирован, ситуации проиграны, сказки прочитаны, и фильмы-сказки просмотрены…наш мир изменяется с каждым днём, и мы меняемся постепенно и незаметно. Лишь сказки, как добрые проводники в жизнь живут веками и постоянно раскрывают нам новые секреты и тайны … ведут и указывают нужный путь...

          Теперь вы являетесь проводником по судьбам ваших детей, и от вас зависит, какую из книжек купить, и какую прочитать. Выберите правильное решение и подарите детям добрый мир сказки…

        

Система работы по развитию мелкой моторики  у детей с Общим недоразвитием речи.

Несомненна роль мелкой моторики в развитии детской речи. Среди прочих двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание ЦНС, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребёнка . И наоборот отставание в моторном развитии ведёт к задержке речевого развития. Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей с ОНР препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипулятивную деятельность, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. При переходе детей в школу несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьёзным препятствием и в овладении желаемой профессией.

Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук ручной ловкости в целом у данной категории детей.  В связи с этим в системе работы по обучению и воспитанию детей с ОНР  в детском саду предусматриваются коррекционно - воспитательные мероприятия в данном направлении.  Необходимо  уделять как можно больше внимания формированию движений пальцев рук именно в группах для детей с общим недоразвитием речи. Он предлагает проводить работу по развитию мелкой моторики у детей  с ОНР систематически, уделяя ей время ежедневно.  С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Работа по развитию мелкой моторики рук осуществляется в два этапа. Выделяются подготовительный и основной этапы. Работу рекомендуется проводить по следующим направлениям:

  • формирование кинестетической основы движений руки (статическая координация)
  • формирование кинетической основы движений руки (динамическая координация)
  • развитие конструктивного праксиса
  • развитие графических навыков

Важными для развития мелкой моторики являются такие виды работы, как обучение завязывания узлов, использование самомассажа.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда можно достигнуть  наибольшего эффекта от упражнений. Начинать занятия пальцевой моторикой следует с простых упражнений, доступных большинству детей группы.

На подготовительном этапе Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина рекомендуют использовать следующие общекорригирующие упражнения:

  • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
  • разгибать и загибать поочередно пальца из кулака и в кулак;
  • отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь-ребро (одной и двумя руками);
  • поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по ,поверхности стола;
  • перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
  • отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;
  • тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
  • захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.
  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • махать в воздухе только пальцами
  • кистями рук делать фонарики
  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • хлопать в ладоши тихо, громко в разном темпе;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  • завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
  • закручивать шурупы, гайки;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывать матрешки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать ножницами;
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, фломастером, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем) и т.д;
  • играть с вкладышами;
  • рисовать в воздухе;
  • играть с песком, водой;
  • мять руками поролоновые шарики, губку;
  • шить, вязать на спицах;

Наряду с описанными упражнениями могут быть использованы и другие разнообразные упражнения без речевого сопровождения, которые могут проводиться одновременно с несколькими детьми. Сначала логопед показывает и объясняет с помощью игровых приемов выполнение того или иного упражнения, после чего дети его выполняют совместно с логопедом.

Основной этап работы

На этом этапе продолжается работа по развитию моторики у детей с ОНР, но задания усложняются и становятся более специфическими. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе, под счёт по 3-5 раз каждое. Необходимо следить за правильностью положения кисти руки, точностью переключения с одной позиции на другую, дифференцированностью движений пальцев рук, их синхронностью или последовательностью. При затруднениях можно помогать детям принимать необходимую позу, позволить поддерживать и направлять свободной рукой положение другой руки. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать их. По мере усвоения ребёнком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, лёгкостью, плавностью, ритмичностью выполняемых движений.  

  1. Формирование кинестетической основы движений руки

 В процессе развития кинестетического анализа и синтеза движений, кинестетической афферентации кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном). Лопатина Л. В.  предлагает следующие упражнения:

- наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой вытянут вверх;

- опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево;

- опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо;

- сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх;

- кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки;

- кисть правой (левой) руки сжать в кулак, кисть левой (правой) прислонить к ней вертикально;

- слегка согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив сверху отверстие;

- соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кисти;

- кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы правой и левой рук отведены от кистей и располагаются горизонтально;

- вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты;

- вытянуть одновременно (на правой и на левой руках) указательные пальцы и мизинцы, остальные пальцы сжаты;

- сложить пальцы правой (левой) руки в кольцо (это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соединении большого пальца с любым, остальные пальцы при этом вытянуты);

  • положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный (или наоборот);
  • положить перед собой сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный палец и средний палец, расставив их;
  • воспроизвести предложенную графическую схему с закрытыми глазами.
  1. Формирование кинетической основы движений руки

Детям предлагаются следующие задания, предполагающие последовательно организованные движения:

- поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе;

- выполнение аналогичного задания пальцами левой руки;

- выполнение двух предыдущих заданий одновременно двумя

руками в обычном и максимальном темпе;

- пальцы правой (левой) руки "здороваются" по очереди с  пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого);

-"пальчики здороваются" (поочередное, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук);

- поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого;

- поочерёдное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца;

- одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с большого пальца;

- согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с мизинца;

- положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т.д.;

  • скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

Для воспроизведения одновременно организованных движений детям рекомендуется предлагать следующие задания:

  • укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим  и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку);
  • взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расставления точек произвольный);
  • одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами);
  • одновременное выбрасывание вперед  кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – соединены кольцом;
  • пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги правильной формы, любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении;
  • отбивать (в удобном темпе) правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой руки (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.  
  • Развитие конструктивного праксиса

Самая разнообразная работа проводится и для развитяия конструктивного праксиса . Она включает в себя работу с пособием «Собери пирамидку», которое наряду с развитием мелкой моторики предназначается для формирования процессов внимания, целостности восприятия, для активизации самостоятельных речевых высказываний по поводу выполняемой работы. Ребятам предлагается из отдельных колечек сложить пирамидку по образцу, выполненному в чёрно-белом варианте, что усложняет задачу детей, так как исключает их ориентацию на цвет. Каждый раз образец усложняется так, что ребятам придется подбирать, переставлять колечки, чтобы пирамидка получилась в соответствии с образцом .

Много внимание следует уделять конструированию из палочек. Для этого могут использоваться палочки одинакового размера, использование палочек разного размера усложняет задачу. Конструирование из палочек может проводиться по образцу, по неполному образцу, по представлению, а так с опорой на воображение. Вместо палочек можно использовать спички или то и другое одновременно.

Для конструирования нужно использовать различные наборы кубиков, конструкторы различной модификации, пластилин, полоски, фигуры, вырезанные из разных сортов бумаги, природный материал. Отдельное место в работе можно отвести конструированию из бумаги (оригами).

  • Развитие  графических навыков

Как наиболее нарушенная функция требует длительной и систематической работы и специального обучения. Особую роль играет формирование графических навыков в подготовке детей с ОНР к школе. Важно, чтобы ребёнок освоил различные виды художественной техники: акварель, гуашь, фломастер, мелки. Следует поощрять его изобразительную деятельность, показывать родным его рисунки. Для развития графических навыков рекомендуется использовать упражнения по обводке и раскраске шаблонов, трафаретов, работу с альбомами- раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников, рисование «вальдорфских» форм.

Рекомендации основываются на факте того, что чем раньше начинается работа по развитию моторики,  тем лучших результатов можно добиться. Необходимо чтобы работа проводилась систематически, комплексно, с использованием разных видов упражнений, дидактического материала, при участии всех людей окружающих ребенка (родителей, логопеда, воспитателей, физкультурного работника). При соблюдении всех этих условий проявляется максимальная эффективность работы по развитию мелкой моторики, что дает благоприятный прогноз для овладения детьми письмом.

  Обобщено и систематизировано

Калюшинниковой Надеждой Викторовной

Учителем-логопедом ГБДОУ №87 Красногвардейского района

 г. Санкт-Петербурга

Основано на работах : Бернштейн Н. А., Бот О. С., Хомутовой Н. Ю., Дудьева В. П.,  Лопатиной Л. В., Ткаченко Т. А, Цвынтарного В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность"Сказка в нашей жизни"

Презентация проектной деятельности по теме: "Сказка в нашей жизни"....

Сказка "История из жизни капельки"

Сказка для детей подготовительной группы "Истоия из жизни капельки"....

Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребёнка

Данная статья может быть полезна для воспитателей разных возрастных групп, учителей начальных классов, родителей. Этот материал направлен на развитие интереса к истории русского народного фольклора и ...

Русская народная сказка как проводник культуры в сердце ребенка

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка...