Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Фёдорова Надежда Борисовна

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.

Игровая технология, применяемая в работе с детьми в ДОУ, предполагает нетрадиционный подход в речевом развитии детей.

Развивающие игры развивают активность детей и самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в развивающих играх формируется познавательная деятельность, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания, развивается произвольное умение сосредоточиться на поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_v_razvitii_slov_tvorch_u_detey.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.

Игровая технология, применяемая в работе с детьми в ДОУ, предполагает нетрадиционный подход в речевом развитии детей.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, не только воспринимать данное, но творчески преобразовывать, вводить непредвиденные ситуации, придумывать свое, воображать и фантазировать.

Интеграция образовательных задач с развивающими играми В.В. Воскобовича:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
  • дает дошкольнику возможность выбора собственной позиции;
  • учит задавать вопросы, так как, по мнению отечественных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют формированию устной речи

Элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка устно сочинять.

Ещё недавно считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор, представления детей об окружающем мире.

Важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности подчеркивал ещё Л.С. Выготский. Вполне понятно, что «любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление».

Развитие мышления и воображения помогает дошкольнику различать реальную жизнь и фантазии. Воображение делает жизнь дошкольника индивидуально-творческой, нестандартной, неповторимой. Через игру, дошкольнику предлагается отойти от привычного и изобрести новую сказку, загадку, составить маленький рассказ. Возникает обратная связь: ребёнок сам творит, фантазирует, развивает собственное воображение.

Интегративное содержание совместной игровой деятельности содержит в себе сразу несколько направлений развития:

  1. экология – математика – творчество (развивающие игры);
  2. развитие речи – математика – творчество;
  3. петербурговедение – развитие речи – творчество;
  4. устное народное творчество – развитие речи – творчество и т.д.

Игры способствуют получению математических знаний, формированию экологической культуры, знакомству с окружающим миром, развитию мелкой моторики, развитию речи. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю»

Формы работы – это партнерские отношения, игровой сюжет, которые подразумевают совместную игровую деятельность и праздники, где дошкольник не только закрепляет свои знания, но и узнает новое.

Используются разнообразные приемы на включение детей в деятельность и поддержание эмоционального настроя:

  • постановка проблемы, завязка игровой проблемы (что делать?), интриги (хотите?).
  • активизация мыслительных процессов и освоение содержания (загадки, вопросы, цифровые, буквенные, цветные загадки). Совершение открытий, предположение, проверка истины.
  • на организацию речи. Активизация, технология ТРИЗ (толкование названий).
  • на включение детей в творческую деятельность (социальное «радование», сон, подарок).

Сказки, рассказы и загадки сочиняются от:

  1. сконструированного предмета из элементов развивающих игр В.В. Воскобовича и придуманного самими детьми;
  2. сюжетной картинки, составленной из элементов развивающих игр (индивидуально или подгруппой детей);
  3. персонажей Фиолетового леса (по их просьбе или заданию);
  4. начала знакомой сказки (придумай конец сказки и составь картинку);
  5. фразеологизма или пословицы (дети конструируют из элементов игр по выбору свое понимание значения услышанного).
  6. составленного альбома из обведенных, ранее составленных картинок из элементов выбранных игр).
  7. составленного слова из сконструированных букв;
  8. смешанных сюжетов (объединяются составленные предметы или сюжеты нескольких детей по какой-либо выбранной ими сказке – в результате сочиняется новая сказка или рассказ);
  9. измененных слов, полученных за счет смены слогов местами;
  10. одного слова;
  11. превращений;
  12. от имени ребёнка.

Развивающие игры способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания), отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы (с просьбой рассказать), ребенок осваивает монологическую речь.

Развивающие игры развивают активность детей и самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в развивающих играх формируется познавательная деятельность, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания, развивается произвольное умение сосредоточиться на поставленной цели.

Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка – реализуется зона ближайшего развития.

Комбинация игр предопределяет интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.

Интересны игры для использования их в викторинах, интеллектуальных соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...

Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...