Тема Самообразования «Сказка как источник творчества» Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кузнецова Оксана Сергеевна

                         Учебный план

 

 

 

              Тема

 

количество

«Курочка ряба» русская народная сказка

 

1

«Три медведя» в обработке Л.Н. Толстого

 

1

«Колобок» Русская народная сказка

 

1

 Русская народная шутка «Игра»

 

1

«Зимний вечер» по стихотворению

А.С. Пушкина

 

1

«Воробей» по рассказу И.С. Тургенева

 

1

«Гуси- лебеди»  русская народная сказка

 

1

«Допиши сказку» творческое занятие

 

1

«Сочиняем сказку» творческое занятие

 

1

Всего:

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы:

1. Коллективные:

- Дидактические игры

- беседы

- занятия

-чтение художественной литературы

2. Индивидуальные:

- беседы

- дидактические игры

- поручения

- дидактические упражнения

Формы работы:

1.     Коллективные:

- беседы

- занятия

- игры драматизации

- театрализованные игры

2. Индивидуальные:

- беседы

- продуктивная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Перспективный план

 

№ п\п

Месяц

                 Тема

 Методика проведения

1.

сентябрь

«Курочка ряба» русская народная сказка

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать

сказку, учить детей разрешать проблемные вопросы; уточнить и закрепить особенности жанра; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, воспитывать добрые чувства.

 

.

Нравственный урок: не в золоте счастье.

1. Нравственный урок: не в золоте счастье.

2. Воспитание добрых чувств:

3. Сказка и математика:

4. Речевая зарядка:

5. Сказка и экология:

6. Развитие мышления и воображения

7. Сказка развивает руки:

2.

октябрь

«Три медведя» в обработке Л.Н. Толстого

1. Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать

сказку, учить детей разрешать проблемные вопросы; уточнить и закрепить особенности жанра; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, воспитывать добрые чувства

 

1. Нравственный урок:

2. Воспитание добрых чувств:

3. Сказка и математика:

4. Речевая зарядка:

5. Сказка и экология:

6. Развитие мышления и воображения

7. Сказка развивает руки:

 

3.

ноябрь

«Колобок» Русская народная сказка

Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, развивать воображение, воспитывать чувство сопереживания.

 

.

1. Нравственный урок:

2. Воспитание добрых чувств:

3. Сказка и математика:

4. Речевая зарядка:

5. Сказка и экология:

6. Развитие мышления и воображения

7. Сказка развивает руки

 

 

 

 

4.

декабрь

 Русская народная шутка «Игра»

Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, воспитывать уверенность в собственных силах.

 

1. Нравственный урок:

2. Воспитание добрых чувств:

3. Сказка и математика:

4. Речевая зарядка:

5. Сказка и экология:

6. Развитие мышления и воображения

7. Сказка развивает руки

5.

январь

«Зимний вечер» по стихотворению  А.С. Пушкина

Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений

 

1. Нравственный урок:

2. Воспитание добрых чувств:

3. Сказка и математика:

4. Речевая зарядка:

5. Сказка и экология:

6. Развитие мышления и воображения

7. Сказка развивает руки

6.

февраль

«Воробей» по рассказу И.С. Тургенева

Цель: развивать мышление и воображение, используя приём «Что бы было, если изменить размер героев», объяснение устойчивых слов и выражений.

 

1. Нравственный урок:

2. Воспитание добрых чувств:

3. Сказка и математика:

4. Речевая зарядка:

5. Сказка и экология:

6. Развитие мышления и воображения

7. Сказка развивает руки

 

7.

март

«Гуси- лебеди»  русская народная сказка

Цель: познакомить детей с особенностями русской волшебной сказки с помощью простейшего анализа текста.

1.     Чтение сказки.

2.     Анализ сказки.

 

8.

апрель

«Допиши сказку» творческое занятие

Цель: развивать творческий потенциал детей; выяснить возможности детей, как создателей сказки с целью дальнейшего их развития и совершенствования.

 

1.Чтение начала сказки.

2.Вопросы:

3.Придумай продолжение сказки.

 

 

 

9.

май

«Сочиняем сказку» творческое занятие

Цель: учить детей при создании собственных сказок правильно употреблять элементы сказочной поэтики.

 

 

 

     Этапы работы со сказкой.

1.     Подумайте над темой сказки: о чём она?  Стараюсь ненавязчиво подсказать детям темы из их детской жизни. Чем известнее тема, тем легче сочинять, тем меньше аналогий и повторов содержания известных народных сказок.

2.     Выбор действующих лиц. Вспоминаем с детьми о том, что герои в сказке контрастны: одни добрые, благородные, самоотверженные, другие – злые, жестокие и т. д.

3.     Предлагаю детям сочинить волшебную сказку. С этой разновидностью жанра они более знакомы. Если это условие принять, определяем характер волшебства: в сказке действуют волшебные помощники, или происходят волшебные превращения, или существуют волшебные предметы.

4.     Вспомнить, как начинаются сказки. Соблюдать этапы развития действия, следить за логикой повествования. У каждого ребёнка в сказку взять хотя бы одну строчку, чтобы каждый почувствовал себя участником творческого процесса.

        

 

Список литературы

1.           Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте:[текст], 2 т. / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 2002.

2.           Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.

3.           Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей старшего дошкольного возраста.[текст],//Вопросы психологии.-1993.-№10.

4.                                      «Детская психология в вопросах и ответах» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова)

 

5.           Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /  Т.Г. Казакова. [текст].- М.: Просвещение,2003.

6.           Казакова,Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г.  Казакова. [текст].–М.: Педагогика,1996.

7.           Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей, [текст].- // Дошкольное воспитания.-1972.-№2.

8.           Лазерь,Т. Развитие познавательной и творческой деятельности у дошкольников по рисованию, [текст]. // Дошкольное воспитание.-1984.-№10.

9.           Махнева, М.И. Ищем новые формы развития творчества дошкольников, [текст].// Дошкольное воспитания.-1997.-№7.

10.       «Сказка, как источник творчества детей» (М. М. Безруких)

  12.      «Секретный мир детей» (М. В. Осорина)

13. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.

 

 

 

14.Ушакова,О.С .Развитие речи и творчества дошкольников
[текст]. Издательство Творческий центр «Сфера» Год: 2004.

15.Ушакова, О.С. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [текст]. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.

16.                                 Ушакова, О.С.Теория и практика развития речи дошкольника [текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2008, 240 стр

17.      Ушинский, К.Д. История воображения: В 8т. Т.8 / К.Д. Ушинский. [текст].  – М.,1990.

18.      Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой Для работы с детьми дошкольного возраста [текст]. - Харьков: Фолио, 1996. - 462 с.

19.      Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

20.      Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной [текст]. - М.: Педагогика, 2002.

21.      Чуковский, К.И.   От двух до пяти // Собр. соч.: / в 6т.- Т.1. [текст]. – М., 1965.

22.      Яшина, В.И. Алексеева, М.М. « Методика развития речи и обучения родному  языку дошкольников» [текст]. Издательский центр

«Академия»,1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками

Статья описывающая  опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками....

Сказка _ как источник развития речевого творчества детей старшего школьного возраста.

Сказка-как источник развития речевого творчествадетей старшего школьного возраста....

План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...