Главные вкладки

    Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Садыкова Эльвира Магсумовна

    Статья описывающая  опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками 

    Садыкова Эльвира Магсумовна, воспитатель 

    «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

    Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
    Поэтому тему, над которой я работаю «Развитие творчества детей через сказку» считаю очень важной.

    Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
              Главным считаю в своей работе - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

    Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

               Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству. 

                      Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

                Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

          Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.
    «Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз наших занятий. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

    1. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
    2. К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
      медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
      было, как повели себя медведи?».

        Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».
            Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?

    1.  «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
    2. «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать
      игрушку».
    3. «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
    4. «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему
      вы так решили?»

    В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

                  Творческие речевые умения детей развивали и вне занятий. В целом я старалась создать развивающую предметную среду, творческую атмосферу в группе. Пополнили книжный уголок новыми иллюстрированными детскими книжками, сшили новые костюмы к играм - драматизациям, сделали куклы-марионетки в кукольном театре и др. Дети с увлечением стали играть в дидактические игры: "Кому что нужно?", "Узнай животное по части", "Кто летает, бегает, прыгает", "Летает - не летает", "Шкатулка со сказками", "Путешествие в сказку" (учить проявлять фантазию, творчество, находчивость, чувство юмора) и др. Дети начали обращать внимание на образные слова и выражения, придумывали сравнения, эпитеты. Основное требование к играм - упражнениям, я проводила как на занятиях, так и вне их, заключалось в том, что они должны были проводиться систематически и быть интересными. Они способствовали расширению активного словаря детей, углублению представлений о художественном слове, закреплением в памяти этих слов. Игры - упражнения занимали 4-5 минут. Они побуждали детей к подбору синонимов (холодный - вьюжный, метельный), антонимов (весёлый - грустный), придумывание эмоционально - оценочных слов (голова - головушка - головка). Упражнения помогли детям свободно находить сравнения в сказках, использовать сравнения в своих сочинениях.

              Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения -придумать конец сказки, рассказанной воспитателем.

              После того, как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, они перешли к придумыванию сказок, с сохранением содержания, но с заменой героев.

               После того, как дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои задумки, было предложено им сочинить сказку с самостоятельным выбором темы, персонажей, придумыванием сюжета. В сочинении собственных сказок дети использовали тот запас сказок, который имели. Они вставляли в своё сочинение элементы из других сказок. Старались придерживаться основного правила - добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями.

      Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

    Сказка о пуговице

           Мама подарила своей дочери красивую кофточку с необыкновенными пуговицами. Девочке очень понравилась кофточка. Она её сразу одела, но одна из необыкновенных пуговиц оторвалась и упала на пол и куда-то закатилась. Девочка поискала-поискала её, но не найдя ушла гулять так без неё.

              Пуговица полежала на полу, надоело ей так, лежать и она решила погулять. Покатилась пуговица по дорожке. Нашла её другая девочка. Понравилась ей необыкновенная пуговичка и пришила она её на свою кофточку. Пуговице не понравилось, что её пришили на чужую кофточку и сама отвязалась. И опять пуговица покатилась по дорожке. И попала она в лес.

             В темном лесу испугалась пуговица и быстрее покатилась по дорожке. И сама не заметила, как попала в кувшин, который потерял Алладин. А в кувшине жил Джин. Необыкновенная пуговичка попросила Джина, чтобы он её вернул домой. Джин исполнил желание.

             Утром, когда девочка проснулась, она нашла необыкновенную пуговицу и пришила на свою красивую кофточку.

    Сказку сочинили: Шуткина Александра, 5 лет,

                                    Петухова Полина, 5 лет

                                    и Лазарева Алла, 5 лет.

    Компьютер

             Один мальчик любил играть в компьютер. Он целыми днями играл, никогда не останавливался.

             И однажды случилось так, что он попал в компьютер, а в компьютере жил злой вирус. Вирус бегал за мальчиком – хотел его заколдовать и сделать таким же злым как он. Мальчик встретил антивируса и попросил у него помощи. Здесь прибежал вирус, и антивирус победил его. Мальчик поблагодарил антивируса и попросил его помочь вернуться домой. Антивирус подарил ему игрушечный самолёт. Мальчик благополучно вернулся домой и решил больше так долго не играть в компьютер, а играть лучше со своими игрушками.

    Сказку сочинил: Комаровский Данил, 5 лет.

    Сказка о пирожке

              Жили - были бабушка и дедушка. Однажды испекла бабушка  пирожок, да не простой, а с волшебной начинкой. Устал пирожок лежать и отправился гулять по лесу. По дороге он встретил Медведя.

    • Пирожок, я тебя съем.
    • Не ешь меня Мишенька,  я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.

    Испугался Медведь и убежал. Идёт дальше Пирожок по дорожке, а навстречу ему волк.

    • Пирожок, я тебя съем.
    • Не ешь меня Волк,  я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.

    Испугался Волк и убежал. Идёт дальше Пирожок по дорожке, а навстречу ему Заяц.

    • Пирожок, я тебя съем.
    • Не ешь меня Заяц, я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.

    Испугался Волк и убежал. Идёт дальше Пирожок по дорожке, а навстречу ему Лиса.

    • Пирожок, я тебя съем.
    • Не ешь меня Лиса, я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.

    Не поверила ему Лиса и съела его. И превратилась в лягушку.

    Сказку сочинили: Петухова Полина ,5 лет

    Лошадка и орёл

             Жила была лошадка. Она была очень красивая и веселая. У Лошадки был друг Орёл. Они были очень дружны и неразлучны. Друзья играли каждый день вместе в разные игры, но больше всего им нравилось бегать наперегонки.

             Весь день напролёт они играли, а поздним вечером возвращались домой. Лошадка к себе домой в лес, а Орёл – в горы. Однажды Лошадка встретила табун лошадей и попросилась с ними поиграть. Кони приняли лошадку в свою игру. День пролетел незаметно за игрой. Лошадка и не вспомнила за игрой о своём друге Орле.

              А Орёл искал, скучал, ждал Лошадку. Он очень любил с ней играть и от скуки заболел. Лошадка вернулась на их полянку, но не нашла там своего друга. Она поднялась на высокую гору и прокричала: «Иго-го!». Но никто ей не ответил.

              Орёл услышал зов Лошадки и полетел к ней навстречу. Ему трудно было лететь из-за болезни. Орёл начал было уже падать вниз от бессилия, но его поймала Лошадка. Она дала ему целебной травки и Орёл вылечился. И они снова стали играть каждый день.

             Лошадка познакомила Орла с другими лошадьми и они, увидев его, сказали: «Это наш друг!».

    Сказку сочинила: Авина Полина, 5,4 года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самоо...

    Развитие интереса к изобразительному творчеству у младших дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными изобразительными техниками

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сен...

    Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

    Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

    Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

    В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

    Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

    Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....