Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Нефедова Мария Владимировна

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Ивушка» с. Леонидово

Формирование нравственных качеств старших дошкольников

в процессе экологического воспитания

                                                                      Автор работы:

                                                               Нефедова Мария Владимировна

Воспитатель МБДОУ № 4 «Ивушка»

с. Леонидово

2016 г.

Содержание

Введение        3

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста        5

1.1 Содержание, методы нравственного воспитания        5

1.2 Условия, способствующие формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста        8

1.3. Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств        11

Глава II. Реализация программы экологического воспитания по формированию нравственных качеств у дошкольника        16

2.1 Характеристика группы испытуемых. Констатирующий этап.        16

2.2 Формирование нравственных качеств в процессе экологического воспитания        18

2.3 Интерпритация результатов исследования        19

Заключение        21

            Список использованной литературы……………………………………     22

            Приложение        24

Введение

Актуальность исследования. Проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать нравственные качества ребенка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.  

Формирование нравственных качеств неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственные качества в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как А.П. Букин,   И.Д. Зверев, Э. И. Залкинд, Л. П. Молодова, С. Н. Николаев, В. Л. Фокина, И.Ф. Харламов  и др.

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Поэтому проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Так, объект исследования дети старшей группы.

Предметом исследования являются нравственные качества дошкольника.

Цель данной работы заключается в определении роли экологического воспитания, как одного из средств формирования нравственных качеств старших дошкольников.

 Цель может быть достигнута при решении следующих задач исследования:

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств дошкольников и раскрыть понятия «нравственное воспитание», «нравственные качества», «экологическое воспитание».

2.Провести экспериментально-исследовательскую работу по формированию нравственных качеств старших дошкольников в процессе  экологического воспитания.

           3.Дать методические рекомендации.

В основу данного исследования была положена гипотеза о том, что эффективность формирования нравственных качеств дошкольника может быть обеспечена, если будут созданы соответствующие педагогические условия.

Новизна работы заключатся в том, что разработана и апробирована на практике система   образовательной   деятельности  по   формированию нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ивушка»              с. Леонидово Сахалинской области Поронайского район.

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Содержание, методы нравственного воспитания

Проблеме нравственного развития и воспитания посвящены многочисленные труды зарубежных и отечественных исследователей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.).

Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки, соответствующие нормам и интересам общества, и зарождение глубоких нравственных чувств, и накопление ребенком положительного опыта в поведении с окружающими, и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.) [6, с. 13].

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека [9, с. 36].

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. [20, с. 27]

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм.

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления  (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Воспитание личности, понимаемое как формирование определенных нравственных (моральных) качеств, - сложный процесс.

Нравственные качества – это комплексные образования, в которых в едином сплаве присутствуют и представления о нормах морали, и отношения к ним, и внутренняя потребность поступать в соответствии с ними [2, с. 41].

На формирование нравственных качеств большое значение оказывает то, какие методы мы используем - способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами общества.

 Рассматривая разные методы  нравственного воспитания, мы можем определить способы достижения цели, то есть способы формирования нравственных качеств дошкольников.

Метод - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, житейского характера.

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

Методика нравственного воспитания – совокупность методов и средств воспитания нравственных качеств, понятий и представлений, моральных суждений.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике) [23, с.  24].

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение [23, с. 103].

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Во время образовательной деятельности, в других режимных моментах главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения.

Зарождение высоконравственного поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать [5, с. 105].

Учет этих научно обоснованных принципов, в педагогической работе по формированию нравственных качеств, требует от педагога ещё и установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы среди родителей.

Таким образом, нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных качеств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности.            

1.2 Условия, способствующие формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Формирование нравственных качеств человека – сложный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные качества, представления, понятия и поведение гражданина общества [4, с. 15].

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Средствами формирования нравственных качеств являются:

1. Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

2. Природа (С.Н.Николаева).

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция воспитания нравственных качеств.

4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.

5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения [9, с. 59].

Условие воспитания нравственных качеств дошкольников:

- высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Воспитание таких достаточно высоких нравственных качеств, влияющих на формирование в дальнейшем сложных черт личности растущего человека, на формирование его истинных представлений о явлениях жизни, о событиях общественной значимости, о судьбах страны и людей, начинается с воспитания в раннем или младшем дошкольном возрасте простых нравственных привычек. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым [14, с. 69].

У старших дошкольников сфера нравственности должна постоянно расширяться. Воспитывая начала настоящего гуманизма и формируя нравственность, педагоги и родители должны обращать особое внимание на постоянное развитие у детей этого возраста самых главных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости, любви к родине, дружбы, любви к близким, развитие трудолюбия. Не менее важным является воспитание в этом возрасте и таких чувств, как соучастие, сопереживание, сострадание, которые приведут к формированию: уважения к старшим, желания слушаться и выполнять их поручения, заботливого отношения к младшим детям, сверстникам и взрослым, справедливости, честности по отношению к окружающем. Следует также учить детей помнить о своих обязанностях, старательно их выполнять, охотно делиться знаниями, замыслами, игрушками, пособиями; правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Вовлекая детей в различные виды деятельности, надо учить их ставить цель и достигать определенных результатов, выполнять положенные требования, доводить начатое до конца и с готовностью преодолевать препятствия, если они возникают, проявляя при этом активность, инициативу.

Такие нравственные качества как чувства доброты, заботливости, участия, сопереживания, ощущения самой жизни как чуда, воспитываются с раннего возраста в основном в играх и жизненных ситуациях. Игровые интересы в ходе игры вызывают проявление перечисленных нравственных качеств и их последующее расширение. В детских играх дети не только налаживают контакты со сверстниками, приобретают организаторские способности, дружеские отношения и учатся коллективизму, что является важным для совместной деятельности и отношений в условиях детского дошкольного учреждения, но, играя в подобные сюжетно-ролевые игры, выполняя определенные роли, они обретают и сильные чувства, начинают понимать их значимость для себя лично. Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей [14, с. 87].

Формирование нравственных качеств (их развитие, изменение, совершенствование) – это серьезная работа, основанная не только на желаниях, определенных усилиях и заботе взрослых, это, прежде всего, педагогическая работа, требующая времени, знания научных принципов, различных форм и методов воздействия и, разумеется, педагогического мастерства.

1.3. Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития личности: «Мир, окружающий ребенка,  это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

«В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры: осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам  живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» - считает С. Николаева. Очень важно дать детям экологические знания о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, но еще важнее пробудить в маленьком человеке способность замечать прекрасное и наслаждаться таким открытием [18, с. 54].

М. Пришвин по этому поводу писал: «Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встрече с незабудкой, а спроси, сколько в ней лепестков – не скажу. Неужели вы пошлете меня изучать незабудку?» Как научить ребенка увидеть красоту природы проникновенно и светло, так, чтобы при этом заговорило чувство прекрасного, зазвенел колокольчик в душе ребенка, возвещающий о зародившемся чувстве красоты окружающего мира [15, с. 68].

По мнению ученых, взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально–чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому, именно в этом возрасте, известные педагоги считают необходимо проводить целенаправленную работу по экологическому образованию дошкольника (Виноградова Н.Ф., Николаева С.Н., Иванова А.Н., Рыжова Н.А., Степанова Г. Б.).

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству нравственного воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического воспитания, как составного нравственного воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; нравственного отношения к живому;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) [7, с. 35].

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения [10, с. 54].

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных качеств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Формирование нравственных качеств через экологическое воспитание возможно при соблюдении следующих позиций:

  • специально организованное обучение;
  • занятия: комплексные и игровые, экспериментальные;
  • беседы,
  • экскурсии,
  • рассказы воспитателя.

Основная функция организованной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте – это обобщение знаний, полученных детьми в совместной деятельности. Для детей главная цель НОД – передавать в увлекательной форме разнообразную информацию об отдельных представителях растительного и животного мира.

Очень важно, чтобы все игры, пособия, модели, книги и т. д., которые использовались в образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании. Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе [16, с. 78].

При знакомстве с природой главным является развитие нравственных качеств, таких, как гуманизм, справедливость. Они предполагают действенную позицию малыша в отношении природы: стремление помочь, позаботиться, сберечь.

Приемы, способствующие усвоению детьми нравственных норм:

  • Личный пример воспитателя;
  • Создание проблемной ситуации;
  • Использование игр и ситуаций, при которых возможны взаимопомощь и сотрудничество;
  • Посильный труд в природе.

Если одновременно с эстетическим и познавательным восприятием природы взрослый воспитывает правильное отношение к ней, то эстетические и нравственные переживания сливаются, образуя нравственно - эстетические нормы. Особо ценным, в этом отношении, выступает пример взрослого, когда он проявляет гуманизм, великодушие, сочувствие, сопереживание ко всему живому. Главное правило, которое должен усвоить ребенок: «Не навреди! Не сделай больно! Не причини зла! Помоги слабому!» [13, с. 112].

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту[11, с.  59].

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Глава II. Реализация программы экологического воспитания по формированию нравственных качеств у дошкольника

2.1 Характеристика группы испытуемых. Констатирующий этап

Исследовательская работа по изучению особенностей формирования нравственных   качеств детей    дошкольного  возраста в         процессе экологического воспитания проходила на базе МБДОУ №4 «Ивушка» с. Леонидово Поронайского района Сахалинской области.

В педагогическом эксперименте принимали участие  дети старшей группы «Капелька»  10 человек.

В группе 21 ребенок (7 девочек и 14 мальчиков), группа смешанная возрастной диапазон детей от 5 до 7 лет. Все дети имеют вторую группу здоровья. Дети посещают группу с начала учебного года. Состав детей постоянный  у детей проведших вместе несколько лет, сформировалось достаточно сплоченное детское общество. Группа занимается по программе под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  «От рождения до школы».

Наблюдения показали, что дети имеют различный уровень сформированности нравственных качеств.

В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. Дети выделяют личностные особенности сверстника («хороший», «очень добрый и честный» и т.д.).

Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе.  

Таким образом, дети старшей группы под влиянием взрослых усваивают моральные нормы, учатся подчинять свои поступки этическим эталонам. У детей формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности, происходит интенсивное становление личности, воли. У детей формируются  нравственные качества, формы поведения,  интерес к познанию окружающего мира (Приложение 1, 2).

С целью определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка.    

Анализ результатов указывает на то, что на формирование нравственных качеств, всегда обращает внимание 50% родителей; 30 % - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования нравственных качеств осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на это.

Опираясь на принципы контроля и анализа работы с дошкольниками, было принято решение провести экспериментально-исследовательскую работу.

Эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий этап;

2) формирующий этап;

3) контрольный этап.

Разработана система оценки уровней развития нравственных качеств у старших дошкольников (Приложение 3).

Были получены следующие результаты:

- высокий уровень развития нравственных качеств у детей составил 20%, средний уровень- 50%, низкий уровень – 30% таблица 1(Приложение 4).

Таким образом, данные, полученные на констатирующем этапе, показали, что не все дошкольники правильно объясняют поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), что и обусловило проведение формирующего эксперимента.          

2.2 Формирование нравственных качеств в процессе экологического воспитания

Формирующий этап экспериментально-исследовательской работы был направлен на формирование нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания. (Приложение 5).  

Перспективный план включает в себя цикл организованной образовательной деятельности, беседы, обыгрывание ситуаций по сказкам, дидактические игры, практическая деятельность детей по экологическому воспитанию, направленных на формирование нравственных качеств (эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы) побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, растеньями, птицами, животными. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Поэтому были организованы прогулки, экскурсии.

Образовательная деятельность проводилась в форме наблюдений, беседы, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, труда в уголке природы и на участке детского сада, строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Таким образом, были проведен цикл образовательной деятельности, направленный на формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания (знания о растительном мире; о мире животных; знания о неживой природе) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Была организованна выставка художественной литературы  и  поделок из природного материала сделанных совместно родителями с детьми: «Войди в природу другом». Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребенка, лучше узнать собственных детей.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных качеств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого были частые беседы: «Добро творить — себя веселить», «Что значит быть добрым?»,  «Без дружбы жить нельзя». В ходе таких бесед  дети рассказывали о своих любимых героях и о том, чем они им нравятся  о своих домашних питомцах, растениях. Рассуждали о своих добрых поступках и о поступках своих друзей и родных об их хороших качествах характера. При проведении таких бесед у детей сформировался прочный фундамент конкретных знаний о природе нравственных нормах взаимодействия с ней, умения взаимодействовать друг с другом.

Особое внимание при формировании нравственных качеств у детей уделялось прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей.

Самое большое значение при закреплении нравственного опыта у детей придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (театрализация, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). «Что такое хорошо и что такое плохо», «Благородные поступки», «Мешок плохих поступков», «Цветок добрых дел», « Как я дома помогаю?» в ходе таких игр дети отличали хорошее поведение от плохого вызвало  в детях желание совершать добрые поступки. Способствовало пониманию того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради живого. Такие игры способствовали развитию чувства взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

2.3 Интерпретация результатов исследования

На заключительном этапе эксперимента  была осуществлена проверка эффективности проведенной работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания. Использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе.

Полученные результаты представлены в таблице 1,2 (Приложение 4).

Результаты двух этапов исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

 Уровень сформированности нравственных качеств дошкольников на  двух этапах исследования

Уровень

Этап

1 этап

       2 этап

В

20%

60%

С

50%

40%

Н

30%

-

По данным таблицы 1 построим  диаграмму

Рис. Уровень  сформированности нравственных качеств дошкольников на  двух этапах исследования

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников: высокий уровень развития нравственных качеств у детей составил 60%, средний уровень- 40%, низкий уровень – 0% таблица 2(Приложение 4).

Данные показывают, что в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников значительно улучшились.        

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст.

Экологическое воспитание является своеобразным материальным этапом, прежде всего, как воспитание нравственных качеств, ибо в основе отношений человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

  Проведённая экспериментально-исследовательская работа по повышению уровня сформированности нравственных качеств в процессе экологического воспитания старших дошкольников показала свою эффективность: уровень развития нравственных качеств и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников повысился. Сформулированная в начале работы гипотеза подтвердилась.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ:

1. систематическое и последовательное использование различных мероприятий экологического содержания в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни  способствует формированию нравственных качеств дошкольников;

2. правильное  организованное общение  детей друг с другом чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности поощрение даже самые незначительные стремления к проявлению гуманных чувств, доброжелательности.  

3. целенаправленно проводить работу по развитию нравственных  и эстетических  чувств, воспитывать бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так, же воспитывает чувство ответственности.

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. М., 2001.246 с.
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2000. 244 с.                
  3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика.  2-е изд. М.: Академия, 2005. 130 с.      
  4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СпБ.:       Питер, 2008.  398 с.                  
  5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп.  М.: Академический Проект; Культура, 2005.  240 с.      
  6. Буре Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников.  Методическое пособие.  М.: Мозаика - Синтез, 2012.  80 с.    
  7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. М., 2010. с.170    
  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001.  512 с.
  9. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств.  М.: 2000.  276 с.  
  10. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по  экологическому воспитанию (средняя, старшая, подготовительная группы). М.: Вако, 2010. 240 с.    
  11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 2010, № 1. 71 с.                
  12. Жукова Р.А. Трудовое воспитание.  Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. 96с.        
  13. Залкинд Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. И. Залкинд // Дошкольное воспитание.  2010. №1. 110 – 114 с.        
  14. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей. СПб.: Питер, 2007. 224 с.        
  15. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой.  СПб.: Детство-пресс, 2003.  319 с.        
  16. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, изд. 2-е. М., 2001. 349 с.        
  17. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. 31-38 с.
  18. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр "Академия", 2002. 336 с.        
  19. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика - Синтез, 2002. 119 с.
  20. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов. Архангельск, 1996. 322с.        
  21. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 336 с.
  22. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в      старшей  группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 96 с.
  23. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.  384 с.      

Приложение 1

План наблюдения

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Цель:         изучение уровня сформированности нравственных качеств.

Время: октябрь 2014 г.

Продолжительность:  неделя.

Предполагаемый результат: проводимое наблюдение позволит нам выявить  уровень сформированности нравственных качеств.

Программа наблюдения:

1.Выражает в речи нормы поведения;

2. называет нравственные качества;

3. проявляет заботу о других детях;

4. умеет оказывать помощь и сопереживать;

5. бережное отношение к объектам живой природы.          

Высокий уровень - охотно выполняет поручения, ответственен. Проявляет активность при общении со взрослым и сверстниками, доброжелателен, спокоен в игре (делится игрушками). Добрый, отзывчивый, веселый охотно помогает другим. Вежливое обращение к взрослым и ровесникам.

Средний уровень – неохотно выполняет поручения. Выполняет правила поведения при условии требовательности и контроля. Ребенок не всегда умеет радоваться чужим успехам и огорчаться из-за чужих переживаний, не всегда  оказывают помощь сверстникам. Взаимоотношения избирательные,  не всегда доброжелателен, спокоен, добр со сверстниками в игре, иногда проявляют содействие в процессе деятельности. Прост и скромен в присутствии старших.

Низкий уровень - уклоняется от поручений, безответственен, недоброжелателен. Не осуществляют самоконтроль в процессе общения, не  выражает готовность помочь сверстникам. Не  умеет радоваться чужим успехам и огорчаться из-за чужих переживаний. Часто нарушает дисциплину.

Способ фиксации: протокол.

Приложение 2

Протокол наблюдения

ФИ ребенка

Выражает в речи нормы поведения

Называет нравственные качества

Проявляет заботу о других детях

Умеет оказывать помощь и сопереживать

Бережное отношение к объектам живой природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для родителей

Цель. Определения отношения  родителей к формированию нравственных  качеств у дошкольников.

Материал. Стандартизированная анкета, включающая 6 вопросов, адресованных родителям.

1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?

  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.

2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?

________________________________________________________________

3) Объясняете ли вы своему ребенку, какой он должен быть хороший человек?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4)Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

  • да;
  • отчасти;
  • нет.

5)Как Вы считаете, кто несёт ответственность за нравственное воспитание детей  педагоги   или         родители? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема нравственности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


Приложение 4

Таблица 1

Обобщающий лист

(констатирующий эксперимент)

ФИ ребенка

Выражает в речи нормы поведения

Называет нравственные качества

Проявляет заботу о других детях

Умеет оказывать помощь и сопереживать

Бережное отношение к объектам живой природы

Итого

баллов

1.

А.Б.

Н3

Н3

С4

В5

С4

С19

2.

В. М.

В5

С4

В5

В5

Н3

В22

3.

Д. З.

С4

Н3

Н3

С4

Н3

Н17

4.

К. М.

С4

Н3

С4

С4

Н3

С18

5.

К. К.

В5

С4

С4

В5

С4

С22

6.

В.О.

В5

С4

В5

В5

С4

В23

7.

П.  Л.

С4

С4

Н3

В5

С4

С20

8.

С. В.

С4

Н3

Н3

С4

Н3

Н17

9.

И. Х.

Н3

Н3

С4

Н3

С4

Н17

10.

И. Ш.

С4

Н3

Н3

С4

С4

С18

                                        Рис. 1. Диаграмма показателей уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица 2

Обобщающий лист

(контрольный эксперимент)

ФИ ребенка

Выражает в речи нормы поведения

Называет нравственные качества

Проявляет заботу о других детях

Умеет оказывать помощь и сопереживать

Бережное отношение к объектам живой природы

Итого

баллов

1.

А.Б.

С4

С4

С4

В5

 С4

С21

2.

В. М.

В5

С4

В5

В5

В5

В24

3.

Д. З.

В5

С4

С4

С4

В5

С22

4.

К. М.

В5

В5

С4

С4

В5

В23

5.

К. К.

В5

С4

С4

В5

В5

В23

6.

В.О.

В5

В5

В5

В5

С4

В24

7.

П.  Л.

В5

С4

С4

В5

В5

В23

8.

С. В.

С4

В5

С4

С4

С4

С21

9.

И. Х.

С4

С4

В5

С4

В5

С22

10.

И. Ш.

В5

С4

С4

В5

В5

В23

Рис.2. Диаграмма показателей уровня сформированности нравственных

 качеств у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Приложение 5

Перспективный план   работы по формированию нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания

Форма работы

Программное содержание

НОД «Наши друзья - растения»

Воспитывать экологической культуры, стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.  Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними. Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

НОД «Красная шапочка и добрый волк»

Продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

НОД «В гости к птицам»

акция по развешиванию кормушек на территории ДОУ.

Закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах. О необходимости подкармливать птиц зимой. Замечать особенности передвижения птиц на снегу.

Обогатить знания детей о том, как ель приносит пользу птицам в лесу" Повторить зимующих и перелетных птиц, их особенности. Воспитать любовь и уважение к птицам, стремиться делать добро. Воспитывать у детей добрые чувства, бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

Вовлечение родителей воспитанников. Испытывать радость от сделанного.

Беседы: «Добро и зло»,  «Добро творить — себя веселить», «Что значит быть добрым?», «Без дружбы жить нельзя».

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные. Воспитывать умение справедливо разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей.

Экскурсии прогулки в лес.

Знакомить с сезонными изменениями

 в жизни животных, растений. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду, различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач. Развивать способности детей правильно вести себя  в природе.

Выставка художественной литературы и  поделок из природного материала сделанных совместно родителями с детьми: «Войди в природу другом».

Объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребенка.

Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии.

Труд в уголке природы

Совершенствовать трудовые умения по уходу за животными и растениями; сформировать осознанное отношение к уходу за живыми объектами; воспитать желание совершать добрые поступки по  отношению ко  всему         живому.

Обыгрывание ситуаций по сказкам:

«Теремок», «Два жадных медвежонка».

Развить умение действовать в той или иной ситуации по-доброму. Формировать умение справедливо разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей. Воспитывать нравственные качества: вежливость, справедливость, общительность и т.д.

Дидактические игры:

1) «Что такое хорошо, что такое плохо?» 2) «Благородные поступки» 3) «Мешок плохих поступков». 4) «Как я помогаю животным». 5)«Цветок добрых дел» 6) « Как я дома помогаю?» 

 

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради живого. Воспитывать в детях желание совершать добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"

Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...