Статья. Мнемотехника - с чего начать
статья (развитие речи) по теме

Сургаева Елена Федоровна

В современном обществе произошла замена живого общения на общение вертуальное (зависимостью от компьютера). Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. На протяжении всего дошшкольного детства у ребенка происходит изменения в образах памяти. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядые модели, схемы, таблицы и т. д.). Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в котрую заложена определенная инфориация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika_-_s_chego_nachat.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Цель-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи, а так же развитие творческого познания. Как любая работа строится от простого к сложному. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Начинать работу с детьми раннего возраста следует с применением мнемоквадратов. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал, носом чувствуем запах, ушами слышим звуки, речь. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Далее шло крокирование слов-предметов. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте. Например, показывая карточку с изображением дедушки или бабушки, дети рассказывают, что дедушка старенький, с усами, бородой, бабушка в платочке.

В младшем возрасте идет формирование сенсорных навыков, и дальнейшая работа была продолжена по составлению мнемодорожки. При рассказывании сказки, небольшого рассказа, а так же при составлении описательного рассказа по временам года, вводила модели- заместители, что вызвало большой интерес у детей и желание самостоятельно рассказывать о каком-нибудь сюжете или герое. От отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связных высказываний.

В старшем возрасте дети учатся устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов переходим к работе по мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить ее так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Используя при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, песен. Сначала вместе с детьми нужно побеседовать по тексту, выбирать или совместно зарисовывать нужные элементы модели, затем последовательно располажить их в единую модельную цепь, которая необходима при воспроизведении текста, над которым идет работа.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Хочу подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая часть дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Батут – уникальное изобретение человека. С чего начать?

Цели использованиея вестибюлярного тренажера батут для детей старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений на начальных этапах обучения прыжкам на батуте....

Как научить ребенка собирать пазлы: с чего начать и как именно начать.

В этот раз я расскажу вам, как научить ребенка собирать пазлы, а именно: в каком возрасте какие пазлы лучше собирать с ребенком, как обучать ребенка собиранию пазлов, какие действия делать в опр...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Статья на тему: «Физическое развитие ребенка: с чего начать?».

Статья на тему: «Физическое развитие ребенка: с чего начать?»....

Статья «Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к школе: с чего начать?».

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок тянется все потрогать, постучать, покрутить, так он учится различать твердость и мягкос...

Статья.C чего начать занятия по лепке из пластилина? Как и что лепить из пластилина с малышом .

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязате...

«С чего начать?» (организационные моменты для начала занятий)

Организационные моменты для начала занятий...