Что значат наши имена.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шмидт Татьяна Ивановна

У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на  протяжении всей жизни  остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали людям различные исторические периоды , каково значение того или иного имени вы узнаете ,если про чтете мое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других;

 Дать знания о том, как на Руси давали имена, и что они означали;

 Объяснить ,что к человеку можно обращаться по имени, имени отчеству и фамилии;

 Воспитывать желание вежливо обращаться к людям.

 

Воспитатель:  Дети садитесь поудобнее. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся.

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, у нас есть сходство, как например строение тела, все мы люди, но у нас есть и отличия: среди вас есть мальчики и есть девочки, у вас разного цвета волосы и глаза, и у вас разные имена.  

        Вот об именах мы сегодня и поговорим.

Воспитатель:  Скажите ,что такое имя?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, имя- это слова, но особые. Нет ни одного  человека, у которого не было бы имени. Имя это то, что нельзя увидеть, то, что отличает людей друг от друга.

        Как вы думаете, в древние времена у людей были имена?

Дети: Да.

Воспитатель: А они отличались от современных имен или были такими же?

Ответы детей.

Воспитатель:  Сейчас я расскажу вам интересную историю, и вы увидите, правы вы были или нет. Я расскажу вам, как на Руси давали имена.

        Наши предки внимательно относились к выбору имени своих детей. Им хотелось , чтобы они росли сильными, крепкими, добрыми, милы-ми. Вот и имена они давали такие, как например, Добрыня т.е. делающий добро, Любомир  т. е. человек который…..

Воспитатель: Ребята скажите как можно расшифровать это имя.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, любящий мир, людей.  А что вкладывали наши предки в имя Людмила?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, милая людям. Наши предки придумали очень много красивых имен. Это и Надежда, Вера и Любовь- все это древнерусские имена.  

Воспитатель: Оля, скажи как называются эти имена?

Оля: Древнерусские.

Воспитатель: Давайте скажем все вместе.

Воспитатель: А что можно сказать о человеке по его имени?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, по имени можно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой и даже  предположить в какой стране он живет. У человека есть еще отчество и фамилия.

 Воспитатель: Назовите полное имя своих родителей( бабушки, дедушки, брата, сестры).

 Воспитатель:  А как будут звать вас, когда вы вырастите?

 Ответы детей.

Воспитатель: Дети ,а что было бы, если у нас не было имен?  Мы смогли бы общаться друг с другом?

Ответы детей.

Воспитатель: Да ,люди бы общались, но это было бы не очень удобно. А как бы мы обращались  друг к другу?

Дети: Говорили «эй, ты, или жестами».

Воспитатель: Но это некрасиво и не очень приятно.  Поэтому все люди имеют имена и вежливо обращаются друг к другу.

Воспитатель:  К какому человеку можно обращаться по имени?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, если это ваш друг или хороший знакомый.

        А кого называют по имени и отчеству ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ,старших людей .Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

        В нашей группе много детей и у каждого есть свое имя. А вы знаете, что одно и тоже имя можно произнести  по- разному?  

        Как можно обратится к нашей Лене?

Ответы детей: Лена- Леночка- Аленушка).

Воспитатель:  А как можно назвать Таню? И т.д.

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас , давайте поиграем в игру .

        Игра «Обратись по имени».

Воспитатель: Молодцы дети, вы умеете вежливо, ласково обращаться друг к другу. Садитесь на стульчики. А сейчас, я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите хорошо ли поступил Незнайка.(воспитатель читает отрывок, в котором говориться о том как Незнайка стал поэтом).

Воспитатель: У героев этой книги очень интересные имена, назовите их.

        Как вы думаете почему их так называли?

Ответы детей:  Знайка, Цветик, Пилюлькин и т.д.

Воспитатель: Вам понравились стихи , которые сочинил Незнайка про своих друзей? Почему не понравились? А вы бы хотели бы, чтобы про вас сочиняли дразнилки?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, дразнилки слышать неприятно и обидно. Я думаю, что вы никогда не будете придумывать такие дразнилки с именами детей. А будете обращаться друг к другу только ласково и по имени.

Воспитатель:  Надеюсь , что знания, полученные на сегодняшнем занятии , помогут вам в общении со своими друзьями и старшими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что значат наши имена"

"Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке"- писал Дейл Карнеги. Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. Каждый год мы отмечаем дни рождения, многие отмечают именины. Родители,...

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной группе на тему «Что значат наши имена?».

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении».   Дать знания детям о происхождении имен, их смысловой значемости для челове...

Что значат наши имена

Конспект занятия по формированию основ правового сознания у детей старшей группы....

Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"

цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....

Что значат наши имена

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других;Объяснить ,что к человеку можно обращаться по имени, имени отчеству и фамилии;Воспитывать желание вежливо обращат...

ООД "Что значат наши имена"

Создание социальной ситуации развития для формирования у детей представления о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей....