РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

АЗИМОВА ИНДИРА АБДУРАЗАКОВНА

РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:                                            

                                «РОЛЬ  ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»

   ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского фольклора.

                     АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

    Еще с глубокой древности человек придумывал загадки.Загадка развивала наблюдательность,учила воспринимать мир многогранно,помогала совершенствовать человеческую мысль.В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей,а также в организации их досуга.

   Содержание загадок отражает жизнь человека,окружающую его действительность:растительный и животный мир,явления природы,предметы труда,быта и др.

   Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.Средствами загадок возможно формирование любви к народному творчеству,родному языку,живому,образному и точному слову.С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления,что послужит эффективным средством в воспитании патриотических чувств.

   Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой,мобилизирующей и тренирующей его умственные способности.Чтобы разгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь,припоминать увиденное,сравнивать,сопоставлять явления,мысленно их расчленять,выделять каждый раз нужные стороны,объединять,синтезировать найденное..Отгадывание загадок развивает у детей находчивость,сообразительность,быстроту реакции,умственную активность,самостоятельность,привычку  более глубоко и разносторонне осмысливать жизнь.Также разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей,закреплению знаний о признаках предметов,о существующих,в окружающем мире,связях между явлениями.Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей,приучаем их к четкой логике,к рассуждению,доказательству,обобщению,формируем умение самостоятельно делать выводы.Мы видим,как загадки вызывают интерес к миру вещей и явлений.Загадка ставит перед ребенком вопросы:''Что?'',''Откуда?'',''Что из чего делается?'',''Что откуда берется?''Она ставит предмет перед ребенком то одной,то другой стороной,то останавливает внимание на внешнем виде,тол указывает на сущность предмета,на его назначение.    

                     План работы на год.

раздел

сроки

Содержание работы

Практические выводы

Изучение методической литературы

сентябрь-май

Аникин В.П.,''Русские народные пословицы,поговорки,детский фольклор''М.:Учпедгиз, 1957г

2.Илларионова Ю.Г.''Учите детей разгадвать загадки''М.:Просвещение, 1985г

3.Кудрявцева ''Исполльзование загадок в дидактических играх''//Дошкольное воспитание-1986,№9

4.Хмелюк М,''Использование загадок в работе с детьми//Дошкольное воспи тание-1993 №7

Работа с детьми

сентябрь

Загадки об овощах и фруктах

Дидактическая игра ''Отгадай загадку и объясни отгадку''

октябрь

Загадки о животных

Вечер развлечений:   ''Загадки         лесовичка''

ноябрь

Загадки о растениях

Выставка работ детского творчества

январь

Загадки об игрушках и сказочных героях

Конкурс загадок ''В гостях у Угадайки''

февраль

Загадки о природе и природных явлениях

Составление альбома загадок ''Природа вокруг нас''

май

Придумывание загадок детьми

Коллективное оформление книги

апрель

Загадки о транспорте

Дидактическая игра ''Отгадай загадку и объясни отгадку''

май

Непосредственно образовательная деятельность на тему:''Отгадай загадку''ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:развивать ассоциативное мышление,любознательность,наблюдательность,воображение.Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок .Учить рассматривать иллюстрации к загадкам .Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Выставка рисунков-работ воспитанников с изображением отгадок

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей ''Загадка и ее роль в развитии ребенка''

октябрь

Папка-передвижка ''Загадки из детства''

март-май

Придумывание загадок родителями и детьми

Конкурс на лучшую загадку,придуманную с детьми



Предварительный просмотр:

       ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ЦЕЛЬ:определить умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания  описательных,с отрицанием,простых метафорических загадок;умение объяснить,почему именно такой ответ.

ВОПРОСЫ:

*почему ты так думаешь?

*как ты догадался?

УРОВНИ РАЗВИТИЯ.

Высокий:внимательно слушают загадку,правильно находят ответ,могут объяснить его на основе признаков предмета,озвученных в загадке или путем постепенного  и сключения отрицательных сравнений.

Средний:внимательно слушают загадку,отгадывают ее,но  затрудняются объяснить свой ответ.

Низкий:слушают загадку,не могут дать правильный ответ,потому что не объединяют признаки предмета в единое целое.

ПРИМЕРЫ ЗАГАДОК,

                             ОПИСАТЕЛЬНЫЕ:

Комочек пуха,                         На полянке,возле ёлок,

Длинное ухо,                          Дом построен из иголок,

Прыгает ловко,                       За травой не виден он

Любит морковку.                   А жильцов в нем миллион.

(заяц,кролик)                                  (муравейник)

                               С ОТРИЦАНИЕМ.

Круглая,да не мяч,                   С бородой,а не старик,

Желтая,да не масло,                 С рогами,а не бык,

Сладкая,да не сахар,                Не конь,а брыкается,

С хвостом,а не мышь.(репа)    Доят,а не корова.(коза)

                        МЕТАФОРЫ.

Падают с ветки золотые монетки(листья)

В темном небе светляки,не дотянешь к ним руки.(звезды)

Сидит дед,во сто шуб одет,кто его раздевает,тот слезы проливает.(лук)



Предварительный просмотр:

            ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА                                                                                                                              

                «ЗАГАДАЙ ЗАГАДКУ»

      ЦЕЛЬ:определить умение придумать загадку на основе описательного рассказа.

Вопрос:

*почему на твою загадку получилось так много отгадок?

       ВЫСОКИЙ:придумывают описательную загадку,перечисляя существенные признаки предмета,свободно используют в речи простые распространенные однородные члены предложения,согласовывают слова в предложении  в роде, числе,и падеже(допустимы редкие грамматические ошибки)

     СРЕДНИЙ:придумывают описательную загадку,перечисляя существенные и несущественные признаки предмета,имспользует в речи простые распространенные предложения,допускают в речи ошибки в согласовании слов в предложении,в роде,в числеи в падеже.

     НИЗКИЙ :1)придумывают описательную загадку,перечисляя несущественные признаки предмета,затрудняются в использовании простых распространенных предложений ,не согласовывают слова в предложениив роде,в числе и падеже.

2)затрудняются  с придумыванием описательной загадки даже с использованием схемы описательного рассказа.         



Предварительный просмотр:

                МЕТОДИКА ПРИДУМЫВАНИЯ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ.

          При обучении детей придумыванию загадок воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к познанию окружающего мира, расширение активного и пассивного словаря, развить воображение и любовь к народному фольклору.

          Для обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы:

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

-наблюдение

-показ картин и игрушек

рассматривание картин и игрушек

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:

-беседы в рамках изучаемой лексической темы

-высказывание детей из личного опыта

-чтение журналов, статей, художественной литературы

-проблемные ситуации

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

-дидактическая игра

-игра-драматизация

-инсценировка

-подвижная игра

-моделирование

-проблемно-поисковая деятельность.

                      ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ.

         Воспитатель может воспользоваться любым режимным моментом, в ходе которых возможно осуществлять наблюдение

-совместная деятельность (игры, вечера вопросов и ответов, развлечения с привлечением родителей, педагогов доп.образования)

        Мы можем предлагать детям загадки вначале занятий. В данном случае загадка вызовет интерес и даст повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении, внесет «изюминку»в занятие, заставит по-новому взглянуть на предметы. В завершении занятия, например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходства и различия между ними ,дети приходят к выводам и выражают их словом.

          Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить признаки предмета в сознании детей.

         А так же обучение отгадыванию или составлению загадок может быть основной целью занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотре...

Самообразование воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...

Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.3. Кудрявцева Е. Испол...

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Презентация "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Презентация "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Роль загадки в воспитании дошкольника

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие.   ...