РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_rol_zagadki_v_razvitii_rebenka.odt | 23.36 КБ |
did_igra_zagaday_zagadku.odt | 22 КБ |
did_igra_otgaday_zagadku_razgaday.odt | 18.33 КБ |
metodika_pridumyvaniya_zagadok.odt | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:
«РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»
ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского фольклора.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Еще с глубокой древности человек придумывал загадки.Загадка развивала наблюдательность,учила воспринимать мир многогранно,помогала совершенствовать человеческую мысль.В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей,а также в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека,окружающую его действительность:растительный и животный мир,явления природы,предметы труда,быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.Средствами загадок возможно формирование любви к народному творчеству,родному языку,живому,образному и точному слову.С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления,что послужит эффективным средством в воспитании патриотических чувств.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой,мобилизирующей и тренирующей его умственные способности.Чтобы разгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь,припоминать увиденное,сравнивать,сопоставлять явления,мысленно их расчленять,выделять каждый раз нужные стороны,объединять,синтезировать найденное..Отгадывание загадок развивает у детей находчивость,сообразительность,быстроту реакции,умственную активность,самостоятельность,привычку более глубоко и разносторонне осмысливать жизнь.Также разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей,закреплению знаний о признаках предметов,о существующих,в окружающем мире,связях между явлениями.Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей,приучаем их к четкой логике,к рассуждению,доказательству,обобщению,формируем умение самостоятельно делать выводы.Мы видим,как загадки вызывают интерес к миру вещей и явлений.Загадка ставит перед ребенком вопросы:''Что?'',''Откуда?'',''Что из чего делается?'',''Что откуда берется?''Она ставит предмет перед ребенком то одной,то другой стороной,то останавливает внимание на внешнем виде,тол указывает на сущность предмета,на его назначение.
План работы на год.
раздел | сроки | Содержание работы | Практические выводы |
Изучение методической литературы | сентябрь-май | Аникин В.П.,''Русские народные пословицы,поговорки,детский фольклор''М.:Учпедгиз, 1957г 2.Илларионова Ю.Г.''Учите детей разгадвать загадки''М.:Просвещение, 1985г 3.Кудрявцева ''Исполльзование загадок в дидактических играх''//Дошкольное воспитание-1986,№9 4.Хмелюк М,''Использование загадок в работе с детьми//Дошкольное воспи тание-1993 №7 | |
Работа с детьми | сентябрь | Загадки об овощах и фруктах | Дидактическая игра ''Отгадай загадку и объясни отгадку'' |
октябрь | Загадки о животных | Вечер развлечений: ''Загадки лесовичка'' | |
ноябрь | Загадки о растениях | Выставка работ детского творчества | |
январь | Загадки об игрушках и сказочных героях | Конкурс загадок ''В гостях у Угадайки'' | |
февраль | Загадки о природе и природных явлениях | Составление альбома загадок ''Природа вокруг нас'' | |
май | Придумывание загадок детьми | Коллективное оформление книги | |
апрель | Загадки о транспорте | Дидактическая игра ''Отгадай загадку и объясни отгадку'' | |
май | Непосредственно образовательная деятельность на тему:''Отгадай загадку''ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:развивать ассоциативное мышление,любознательность,наблюдательность,воображение.Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок .Учить рассматривать иллюстрации к загадкам .Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков-работ воспитанников с изображением отгадок | |
Взаимодействие с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей ''Загадка и ее роль в развитии ребенка'' | |
октябрь | Папка-передвижка ''Загадки из детства'' | ||
март-май | Придумывание загадок родителями и детьми | Конкурс на лучшую загадку,придуманную с детьми |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ЦЕЛЬ:определить умение понимать отношения между объектами на основе отгадывания описательных,с отрицанием,простых метафорических загадок;умение объяснить,почему именно такой ответ.
ВОПРОСЫ:
*почему ты так думаешь?
*как ты догадался?
УРОВНИ РАЗВИТИЯ.
Высокий:внимательно слушают загадку,правильно находят ответ,могут объяснить его на основе признаков предмета,озвученных в загадке или путем постепенного и сключения отрицательных сравнений.
Средний:внимательно слушают загадку,отгадывают ее,но затрудняются объяснить свой ответ.
Низкий:слушают загадку,не могут дать правильный ответ,потому что не объединяют признаки предмета в единое целое.
ПРИМЕРЫ ЗАГАДОК,
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ:
Комочек пуха, На полянке,возле ёлок,
Длинное ухо, Дом построен из иголок,
Прыгает ловко, За травой не виден он
Любит морковку. А жильцов в нем миллион.
(заяц,кролик) (муравейник)
С ОТРИЦАНИЕМ.
Круглая,да не мяч, С бородой,а не старик,
Желтая,да не масло, С рогами,а не бык,
Сладкая,да не сахар, Не конь,а брыкается,
С хвостом,а не мышь.(репа) Доят,а не корова.(коза)
МЕТАФОРЫ.
Падают с ветки золотые монетки(листья)
В темном небе светляки,не дотянешь к ним руки.(звезды)
Сидит дед,во сто шуб одет,кто его раздевает,тот слезы проливает.(лук)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЗАГАДАЙ ЗАГАДКУ»
ЦЕЛЬ:определить умение придумать загадку на основе описательного рассказа.
Вопрос:
*почему на твою загадку получилось так много отгадок?
ВЫСОКИЙ:придумывают описательную загадку,перечисляя существенные признаки предмета,свободно используют в речи простые распространенные однородные члены предложения,согласовывают слова в предложении в роде, числе,и падеже(допустимы редкие грамматические ошибки)
СРЕДНИЙ:придумывают описательную загадку,перечисляя существенные и несущественные признаки предмета,имспользует в речи простые распространенные предложения,допускают в речи ошибки в согласовании слов в предложении,в роде,в числеи в падеже.
НИЗКИЙ :1)придумывают описательную загадку,перечисляя несущественные признаки предмета,затрудняются в использовании простых распространенных предложений ,не согласовывают слова в предложениив роде,в числе и падеже.
2)затрудняются с придумыванием описательной загадки даже с использованием схемы описательного рассказа.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРИДУМЫВАНИЯ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ.
При обучении детей придумыванию загадок воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к познанию окружающего мира, расширение активного и пассивного словаря, развить воображение и любовь к народному фольклору.
Для обучения детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы:
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
-наблюдение
-показ картин и игрушек
рассматривание картин и игрушек
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:
-беседы в рамках изучаемой лексической темы
-высказывание детей из личного опыта
-чтение журналов, статей, художественной литературы
-проблемные ситуации
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
-дидактическая игра
-игра-драматизация
-инсценировка
-подвижная игра
-моделирование
-проблемно-поисковая деятельность.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ.
Воспитатель может воспользоваться любым режимным моментом, в ходе которых возможно осуществлять наблюдение
-совместная деятельность (игры, вечера вопросов и ответов, развлечения с привлечением родителей, педагогов доп.образования)
Мы можем предлагать детям загадки вначале занятий. В данном случае загадка вызовет интерес и даст повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении, внесет «изюминку»в занятие, заставит по-новому взглянуть на предметы. В завершении занятия, например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходства и различия между ними ,дети приходят к выводам и выражают их словом.
Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить признаки предмета в сознании детей.
А так же обучение отгадыванию или составлению загадок может быть основной целью занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотре...
Самообразование воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.3. Кудрявцева Е. Испол...
Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...
Презентация "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Презентация "Роль загадки в воспитании дошкольника"...
Роль загадки в воспитании дошкольника
Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. ...