Роль загадки в воспитании дошкольника
статья (младшая группа) на тему

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие.                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zagadki_v_vospitanii_doshkolnika.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль загадки в воспитании дошкольника»

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие.                                                                                                    Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развить у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность, умение рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное. Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.                                                                                        Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Само разгадывание загадок - увлекательнейшее занятие, рассчитанное на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, и если смотреть на мир внимательными, зоркими глазами,  замечая всю красоту и богатство, то всякий мудрый вопрос, любое иносказание в загадках будет разгаданы.                                                                                                           Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Загадка состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность; отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена метафорой. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, заставить идти по ложному пути, посмеяться над его недогадливостью. Как правило, если загадывается неодушевленный предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевленный предмет, и наоборот. Одушевлять неодушевленные предметы - излюбленный прием загадок. Если внимательно присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие- то детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают ее разгадать. Об одном предмете можно загадывать несколько различных загадок, используя разные свойства и качества предмета:  материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его количественные отношения. Читая загадки, над одним из них вы  весело посмеетесь, над другими задумаетесь, а третьи, может быть, и не сумеете разгадать. Тогда вам поможет подсказка- отгадка. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.                              Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка, но и развивает его мыслительные способности.

  С первых дней жизни ребенка необходимо воспитывать в нем чувства восприятия красоты, постигать мир, учиться видеть, чувствовать ,понимать. Опыт подсказывает, что дети намного лучше усваивают знания и приобретают навыки, когда задания преподносят в виде игры. С целью усиления внимания детей используются разные способы, которые активизируют их умственную деятельность, развивают умение сосредотачиваться на выполнении задания. Использование загадок на занятиях стимулирует интерес ребенка к обучению. Ведь именно интерес является связующим звеном между обучением, развитием и воспитанием. Загадки не только оживят занятия с детьми, но и помогут их сделать более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, способность формирования образной речи и поэтического взгляда на мир. Загадки помогут детям самим ответить на многие вопросы из жизни человека и природы, пополнить свой арсенал новой информацией о животных и растениях.                                                                                                                     Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.                                                                                                                      Хочется пожелать, чтобы каждое занятие стало для наших детей праздником, чтобы они узнавали как можно больше нового и интересного. И помните, что загадок для детей никогда не бывает много!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ...

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотре...

Самообразование воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...

Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.3. Кудрявцева Е. Испол...

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Презентация "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Презентация "Роль загадки в воспитании дошкольника"...