Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Колесникова Екатерина Сергеевна

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по развитию   диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

1. Рассматривание сухого песка.

Описание и вопросы: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Пример построения диалога: Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко) Как можно назвать песок? (Сыпучий).

2. Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»

Пример построения диалога: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?

Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами. Называют, что красиво в каждом растении.

3. Наблюдение. Что такое воздух.

Пример построения диалога: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?

4. Наблюдение за насекомыми осенью.

Пример построения диалога: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они  засыпают).

5. Наблюдение за росой.

Пример построения диалога: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).

6. Наблюдение. Осмотр участка детского сада (игра «Разведчики»)

Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.

Пример построения диалога: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.)  И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.

7. Наблюдение за погодой.

Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Пример построения диалога: воспитатель предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.

8. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц

В диалоговой форме обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Примеры построения диалога: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге). Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).

9. Наблюдение за туманом.

Пример построения диалога: Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в  воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)

10. Наблюдение «Соберем семена садовых цветов».

Пример построения диалога: Как можно определить, что семена созрели? Для чего нужно собирать семена? Что будет с теми семенами, которые мы не успели собрать? Вырастут ли из этих семян цветы? Какие? Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание на то, что цветок один, а семян много. Значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

11. Наблюдение за погодой  приемом сравнения – помогает овладеть знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.

Пример построения диалога: «Вы помните, какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Определите, есть ли ветер и сравните со вчерашней погодой. Тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так же, как вчера или иначе. В заключение дает общее определение погоды.

12. Наблюдение за листопадом - в диалоговой форме показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Пример построения диалога: Что означает слово «листопад»?  Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?

13. Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием - подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.

Вопросы и описание: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и  где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?

 Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?

14. Наблюдение за березой – в диалоговой форме обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.

Пример построения диалога: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета  листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?

15. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Пример построения диалога: Нужно ли собирать семена дикорастущих растений? Как вы думаете, почему они растут, хотя за ними никто не ухаживает? Семена этих растений кто-нибудь сажает? Каким образом они попадают в почву? Для чего можно собирать такие семена?  

Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

        16. Наблюдение за ветром.

Пример построения диалога: Как вы думаете, откуда появляется ветер? (Ветер – это воздух, который приходит в движение. Теплый воздух стремится вверх, а холодный стелется понизу. Значит теплый воздух легче холодного). Что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать, шелестеть листьями, завывать, унести шапку). Каким бывает ветер? (сильный, слабый, тихий, колючий, приятный, ласковый, прохладный, теплый, освежающий, нежный, быстрый, незаметный, жаркий). Почему ветер называют «капризным»? (Теплый ветер может смениться на холодный) Почему ветер называют «вольным)? (он может летать повсюду, его трудно удержать) Какие из ветров вам нравятся больше всего и почему? С какими ветрами вы встречались, а с какими нет?

Игра – импровизация: воспитатель: «На улице тихо – тихо, ветра нет, светит солнышко, летают бабочки. Деревья стоят ровно, листики у них не колышутся».

Дети стоят спокойно, подняв руки – ветки.

Воспитатель – и вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу–шу -шу» Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья.

17. Наблюдение. Труд дворника.

Пример построения диалога: Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву? Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?

18. Наблюдение. Первые заморозки.

Пример построения диалога: Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим  интеллектуальной активности детей, является пр...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

                «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах."   Плутарх.  Основная цель ДОУ в развитии р...

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...