"ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Смирнова Ольга Ивановна

Занятие предназначено для воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_znakomstvo_s_mordovskim_kostyumom.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида» МБДОУ

«Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

ЗНАКОМСТВО

 С МОРДОВСКИМ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

 КОСТЮМОМ

 

  Подготовила и провела:
воспитатель логопедической группы

 Смирнова  Ольга      Ивановна.

Цель:  Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.

Задачами:

1)  Учить правильно называть новые слова(панар ,пулай, панга);   совершенствовать диалогическую речь.

2) Развивать умение  говорить правильно, формировать словарный  запас,  умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности,а также развивать образное мышление и творческие способности дошкольников.

3) Способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления.

4) Закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки.

5) Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Ход занятия.

Дети заходят в зал.

Воспитатель: Ребята,давайте поздороваемся с нашими гостями.

Беседа с детьми:

Воспитатель: Ребята, скажите вы любите путешествовать (ответы), и я люблю.А после путешествия куда мы возвращаемся  (Ответы: возвращаемся домой), к себе на родину.

Воспитатель: А что такое родина? (Ответы, предположения детей)

Воспитатель: У каждого человека есть своя родина- это место где мы родились, провели свое детство. А как называется место, где мы живем? (Россия) Молодцы.

Воспитатель: В России есть небольшая Республика наша малая родина. Как она называется, ребята? (Ответы детей: Республика Мордовия)

Мордовия!

Пусть цветет твое имя,

Словно разбуженный май.

Край мой Мордовский любимый

Солнечный, радостный край!

Люблю тебя, моя Мордовия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

Воспитатель: Здесь дружно проживают люди разных национальностей. Прославляют своим талантом нашу могучую страну сыны и дочери земли мордовской. Как все начиналось, как зародился мордовский народ? (ДАВАЙТЕ СЯДЕМ НА СТУЛЬЧИКИ, Дети рассаживаются)Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду.

Легенда о рождении мордовского народа. (Слайды)

… Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А этим временем на Руси славились своей силушкой и мудростью богатыри русские. В борьбе с врагом, не раз посягавшим на землю родимую, объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава. Стеной стояла рать за землю родимую. Русь процветала, приумножала богатства свои, Мордовия гордилась народом своим, сыгравшим огромную роль в развитии Руси.

И поныне живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.

Воспитатель: У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы.

И сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: Давайте рассмотрим мордовский национальный костюм.

Мордовский костюм:

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. (Слайды)

Что является главным украшением панара?(Вышивка)

А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле) (Слайды))

Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (пАНГА). (Дети повторяют новые слова)

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Саша прочитай нам его

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след. освежает цвет

(Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.)

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест… .)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки». (Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения) .

Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.

Давайте и мы с вами немного отдохнем (Физминутка)

Снова нет ручьям покоя,

день и ночь журчат в кустах        (Шаг на носочках по кругу)

Ходит солнце золотое        (Ходят на месте)

в чистых-чистых небесах

Льет лучи на лес и луг                   (Приседают)

И на все цветы вокруг                   (Руки над головой)

Воспитатель:Ребята, пока мы с вами отдыхали, нам принесли письмо.(или видео с Алдуней, или (Дети читают письмо)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алдуня,у меня произошла беда. Куда то пропала вся вышивка с моего наряда. Помогите мне пожалуйста, вернуть красоту моему наряду

Воспитатель: Поможем Алдуне? Садитесь за столы. Посмотрите у каждого из вас есть рубаха

(как она называется ?)(ПАНАР).

Давайте украсим их вышивкой.(какие элементы вы будете использовать в своей вышивке?

Дети отвечают

Воспитатель: А теперь приступаем к работе

(включается музыка для фона)Во время работы задаются вопросы:

Алина что ты сейчас делаешь?(Ответ)

Баграт какой элемент ты вырезаешь? (Ответ)

Вика как называется рубаха которую ты украшаешь? (Ответ)

Саша где ты будешь располагать вышивку?(Ответ)

(Дети украшают рубахи аппликацией)

Воспитатель: Ребята посмотрите какие красивые панары у вас получились.

Какие элементы мы с вами использовали в наших работах?(ответы детей)

Правильно.Ромб,крест.

Заходит Алдуня в мордовском костюме.

Алдуня: ребята спасибо большое, за Вашу помощь. Посмотрите какой красивый стал мой наряд. За это я хочу угостить Вас .

Спасибо Алдуня, мы рады что помогли Вам.

Итог

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей: о мордовском народе, о Мордовии, о мордовской вышивке, о мордовском костюме) .

- Что мы с вами делали? (Ответы детей: украшали мордовскую рубаху)

- Понравилось вам занятие? (Ответы детей: Да)

Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.

Земли мордовские широки, необъятны,

Каждый день и хорош, и пригож,

Поезжай за моря-океаны,

Все: Лучше Мордовии ты не найдешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

занятие и презентация на мордовском языке. мордовские сказки. фольклор

Мероприятие на мордовском языке Фольклор "Мокшэрзянь народнай ёфксне". Мордовские сказки. Занятие с детьми по мордовскому фольклору. Изучение мордовских сказок....

Методические разработки коррекционно-развивающего комплекса мордовских подвижных игр, направленного на ознакомление дошкольников с культурой мордовского края.

Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых  видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.    Подвижная игра относится к тем видам игровой...

Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»

Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...

Конспект занятия по ФЭМП "Знакомствос цифрой 6"

Конспект  занятия по ФЭМПу детей старшего дошкольного возраста«Знакомство с цифрой 6»  Программное содержание:познакомить ребят  с цифрой 6;упражнять в написа...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...