программа кружка "Родничок"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Бахмацкая Елена Юрьевна

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.

Содержание кружковой работы строится на основе календарных и народных праздников и включает:

- подготовительный этап – знакомство с праздником, его обычаями, традициями, атрибутами, формами проведения;

- основной этап – непосредственная организация и проведение праздника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_2013g.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Слава нашей стороне

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений.

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.

Надо отметить, что народный фольклор имеет свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история разных народов. Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Русская народная культура несет в себе основы межкультурных традиций, способствует воспитанию межнациональной толерантности.

В настоящее время фольклору отводится важное место в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к основам родной культуры, традициям и обычаям наших предков,  дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества. Через различные фольклорные жанры дается образец морально-нравственным ценностям – доброго отношения к людям и окружающей природе, любви к своей стране, краю, малой Родине, к своему народу, уважения к старшим, трудолюбия, честности, справедливости, смелости, товарищества, ответственности за свои поступки и др.

 Цель программы:

 Приобщить детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Это и будет основа любви к Родине.

Задачи: 


1.Дать детям знания о предметах национального характера.


2.Знакомить с праздниками и традициями русского народа.


       3.  Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю,                           городу, стране через народное творчество.


4.Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)


5.Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.

           6.Познакомить детей со старославянскими словами, объяснить их значение.

Содержание кружковой работы строится на основе календарных и народных праздников и включает:

- подготовительный этап – знакомство с праздником, его обычаями, традициями, атрибутами, формами проведения;

- основной этап – непосредственная организация и проведение праздника. 

Результаты освоения программного материала оцениваются по 5-ти балльной  шкале:

  1. балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию;
  2. балла — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию;
  3. балла — ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию;
  4. балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию;
  5. баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

        Для оценки результативности работы фольклорного кружка «Родничок» используются критерии, разработанные авторами и отражающие содержание программы кружка:

Критерии

Вопросы для оценки качества усвоения  программного материала кружковой деятельности/способы оценки (выявления)

Отношение к посещению кружка

Общий вопрос:

- Нравится ли тебе заниматься в кружке «Родничок»?

1.Знание и использование в речи малых форм фольклора (потешек, пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т.п.).

- Какие пословицы, поговорки о временах года ты знаешь? (об осени, о зиме, о весне, о лете)?

- Какие заклички ты знаешь? (О явлениях природы, птицах, насекомых и пр.).

2.Знание основных календарных обрядовых праздников и обычаев, связанных с ними.

- Какие осенние (зимние, весенние, летние) народные праздники ты знаешь? Какой праздник тебе больше нравится? Почему?

- Расскажи, что делали люди в старину на праздник Покров (Масленицы, Рождество, Пасху, Троицу и т.д.).

3.Знание народных игр и умение в них играть.

- Какие народные игры ты знаешь?

- Какая игра тебе больше всего нравится?

4.Знание народных песен по временам года, эмоциональное отношение к ним.

- Какие народные песни, которые поют весной (летом, осенью, зимой) ты назовешь?

- Любишь ли ты слушать народные песни, народную музыку?

 - Спой любимую народную песенку.

5.Владение народными танцевальными движениями.

Наблюдение за ребенком во время занятий, утренников, развлечений

6.Знание музыкальных народных инструментов, способов игры на них, узнавание их звучания на слух.

- Какие народные музыкальные инструменты ты знаешь?

- покажи, как ты умеешь играть на ложках (трещотка, погремушка, колотушка и пр.)

- Попробуй угадать, на каком инструменте я играю. (Педагог по очереди играет на разных народных инструментах, ребенок называет, что это).

7.Степень активности на праздниках, развлечениях и мероприятиях в рамках кружковой деятельности.

Наблюдение за ребенком во время занятий, утренников, развлечений

8.Степень активности во время проведения народных игр.

Наблюдение за ребенком во время занятий, на прогулке, в повседневной деятельности

Данные мониторинга усвоения  программного материала

в подготовительной группе (2013-2014 гг.). 

Ф.И. ребенка

Пословицы поговорки

дразнилки, заклички

Обрядовые праздники и обычаи

Народные игры

Народные песни

Народные танцы

Музыкальные народные игры

Степень активности

на празднике

Степень активности во время игр

Итог

Замарин В.

Николаев И.

Пенькова С.

Борзов И.

Чернов А.

Скорочкина Д.

Башкиров С.

Миронова К.

Майоров Ш.

Горбачёва Д.

Чернышова К.

Бахмацкий Я.

Мохнатов В.

Тарасова Н.

Боголюбская А.

Иванов А.

Дмитриева Д.

Итого

Тема занятия: «Песня – душа народа».

Цели (для педагога): Обучающие: Приобщение детей к истокам и культуре страны, через русскую народную песню показать детям, как жили люди в старину, как песня сопровождала людей в труде, быту, в радости и бедах, воспитывала маленьких, с песней обращались к силам природы, чтоб был урожай, «водилась» скотина и др., как наши предки любили свою Родину и воспевали её в песнях.

Развивающие: Познакомить детей с русской народной песней (плясовая, колыбельная, хороводная, частушки, потешки, заклички, с пословицами о песне, выявить знания о русских народных инструментах. Развивать умение понимать настроение и характер песни, её характерные особенности (мелодичность, напевность, задорность, задушевность и т. д., творческие способности при показе театра топотушек, желание и умение мастерить поделку, музыкальный слух, певческие способности.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к народной песне, желание участвовать в хороводах, в играх, в инсценировке песни, художественно – эстетический вкус, эстетико-эмоциональное творчество, патриотические чувства.

Материал к занятию: макет избы, музыкальные инструменты, кот (игрушка, русский народный костюм для воспитателя, фуражки косынки, театр Топотушек, аудиозаписи, лавки, столы, материал для ручного труда.

Предварительная работа: разучивание колыбельных песен, хороводов, частушек, пословиц, потешек, закличек.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия.

Входят дети.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в мою горницу на посиделки. Посмотрю, как мальчики удобно усадят девочек на лавочки. Полюбуюсь, какие девочки вежливые, «спасибо» им скажут.

Я – Хозяйка русской избы. Певунья, плясунья да рукодельница. Что умею и вас научу. Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Послушаем, какие песни бывают: напевные, мелодичные, задушевные, грустные, весёлые.

Вос-ль поёт: Во деревне то было в Ольховке.

Эх, лапти, да лапти да лапти мои.

Лапти лыковые,

Вы не бойтесь ходитё,

Тятька новые сплетёт.

«Тятя, тятенька» - так в старину называли отца.

Русский народ всегда любил песню. Песни сопровождали труд, праздник, помогая работать и отдыхать. С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Давайте вспомним пословицы о песне.

Дети: «Где песня поётся, там весело живётся». «С песней труд спорится». «С песней грусть – печаль уносится».

Вос-ль: Крепко любят свою Родину русские люди, берегут её, воспевают в песнях. С нежностью обращаются к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шёлковой, берёзоньке белой, калинушке красной. Очень любима на Руси берёзка. В старину девушки и парни вокруг неё водили хороводы.

Наряд её мягкий чудесен,

Нет деревца сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Слушание русской народной песни «Земелюшка-чернозём» (аудиозапись) .

Коли народ невесел,

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора.

А сейчас, честной народ,

Встанем дружно в хоровод.

Приглашаю в хоровод «На горе-то калина».

Вос-ль: Сочиняли наши предки и колыбельные песни. Раньше кроватку называли колыбелью, от слов «колебать», качать. Над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых родители рассказывали о труде в поле, дома, звучала и тревога родителей избавить дитя от всяких напастей, от злых людей. Колыбельные песни пели спокойно протяжно.

А вам, ребята, поют колыбельные песни?

Дети:

Вос-ль: (Приятно слышать). Как жалко. Попросите. Вот увидите, каким будет сладким и спокойным ваш сон.

А в помощники для колыбельных песен брали Дрёму, месяц, ветер, глубей. А ещё был… а кто? Послушайте загадку

Зверь усатый и хвостатый,

Зверь бывает полосатый.

Коль погладишь - запоёт,

В каждом доме он живёт.

Кто это?

Дети:

Вос-ль: Верно. Мягкий, пушистый, приятно мурлыкающий кот был в каждой избе. Кот любит поспать. Вот и брали его в помощники, чтобы он навёл дрёму на ребёнка. К коту обращались с лаской, обещали ему угощения. Ребята, а мы с вами знаем колыбельную, давайте споём.

Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.

Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту за работу заплачу.

Дам кусочек пирога да кувшин молока.

Уж ты, котик, не кроши, больше, котик, не проси.

Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.

Вос-ль: Ну, гостюшки дорогие, не заснули? Познакомлю вас с частушкой. Это коротенькая песенка. Но сколько в ней шутки, веселья, озорства!

Наши ребята знают частушки и сейчас их исполнят (берут музыкальные инструменты, надеваю фуражки, подвязывают косынки).

Поют частушки.

1. Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

2. Как семейкински ребята

Стали моде подражать.

Надели белые рубахи

Шеи грязные видать.

3. Запрягу я кошку в дрожки,

А собаку в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ.

4. Я надену бело платье

Буду в нём красавица.

Пусть лентяи не подходят

Пока не исправятся.

Вос-ль отвечает

Вы весёлые ребята,

Вы ребята просто класс.

От таких частушек даже

Ноги сами рвутся в пляс!

Вос-ль: В старые времена молодёжь часто собиралась на посиделках. Собирались в чьей-нибудь избе зимой, а летом - на околице, завалинке. У парней непременно были балалайка или гармонь.

А какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете, ребята?

Дети:

Вос-ль: (дополняет). Бубен, колокольчики, свирели, рожок. И ещё много других музыкальных инструментов. Есть ещё шумовые инструменты. Своим свистом, скрежетом, треском они придавали мелодии народность. Их брали из бытовых предметов. Это ложки, погремушки, трещотки, жалейки, береста, стиральная доска, валик.

(показывает некоторые как звучат)

А хотите, ребята, сыграть как настоящие музыканты?

Дети: Да!

Вос-ль: Встанем в круг, повеселим всех вокруг!

Игра «Музыканты».

1. На балалайке тренди-брень… .

Так музыканты играют.

2. А на гармошке ля-ля-ля… .

Так музыканты играют.

3. На барабане бом-бом-бом… .

Так музыканты играют.

4. А вот на дудке ду-ду-ду….

Так музыканты играют.

5. На колокольцах динь-динь-динь…

Так музыканты играют.

6. А вот на ложках тук-тук-тук… .

Так вот оркестр играет.

Вос-ль: Молодцы, ребята, играли, как настоящие музыканты.

Садитесь, послушаем оркестр русских народных инструментов.

(аудиозапись русской народной мелодии «Во поле берёза стояла») .

Какие музыкальные инструменты услышали?

Дети:

Вос-ль: Хорошо. А мелодию узнали?

Дети: «Во поле берёза стояла».

Вос-ль: Так уж повелось на русской сторонке удалого парня звали соколом, молодцом, а девушек – лебёдушки, красные девицы.

Вдоль ярмарки в конец

Шёл удалый молодец.

Соколом пролетел, соловьём просвистел.

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает, на цветы водицу стряхивает.

Воспитатель поёт песню «Выходили красны девицы».

Вос-ль: Пришли к нам из старины песенки-потешки. Пелись они малым детушкам. Да вы их помните, наверное. Это «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок», «Идёт коза рогатая». Давайте споём о петушке.

Поёт подгруппа детей.

Вос-ль: Создавали русские люди и заклички. Это обращение к силам природы, к животным. Люди верили, что они обратятся к ним, то будет и дождик вовремя, урожай богатый, уйдёт холодная зима, наступит тёплая весна.

Дети нараспев рассказывают заклички о весне и скворушке.

Весна пришла – отворяй ворота.

Первым март пришёл – белый снег сошёл.

А вторым апрель – отворяй окна и дверь.

А уж как пришёл май – солнце в терем приглашай!

Скворушка, прилетай, себе домик выбирай.

На дереве высоком, с крылечком с широким.

Да почаще свисти, да погромче дуди,

Звонки песни выводи!

Вос-ль: Песни на Руси не только пели, но и разыгрывали.

Вот волшебный сундучок у меня,

Топотушек там живёт тьма!

Дети одевают на руки персонажей из театра Топотушек.

С комариком плясать хотела,

Ручки – ножки не жалела.

Инсценировка песни «А я по лугу».

Вос-ль: Молодцы. Вот так и забавлялись дети в старину.

Вот настал черёд всем потрудиться, своё мастерство показать. Сейчас я вас научу делать панно «Цветок».

Рассматривают образец. Показ техники выполнения: обвести трафарет, нанести клей, выложить косичку, прижать салфеткой. В ходе работы указания, помощь, напоминания. Звучит музыка.

Вос-ль: Красивые цветы получились. Пусть сохнут работы.

Ребята, на Руси проводились и праздничные гулянья: «Масленица», «Здравствуй, зимушка- зима» и др., ярмарки. На них устраивали игры, пляски. На всю округу слышался весёлый напев, который не даст любому человеку устоять на месте.

Приглашаю, друзья, вас на весёлый перепляс!

Русская народная плясовая мелодия.

Воспитатель показывает движения детям.

Вос-ль: Спасибо. Надеюсь, что русская народная песня полюбилась вам.

Тема занятий

Цели занятий

«Хлеб – всему голова»

1.Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.

2.Познакомить с новыми и закрепить знакомые пословицы о хлебе.

3.Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него. Продолжать учить отгадывать загадки.

4.Воспитывать бережное отношение к хлебу.

«Октябрь пахнет капустой»

1.Дать детям представление о народном празднике – Сергей-капустник, познакомить с его обычаями и обрядами.

2.Познакомить детей с тем, как квасили капусту на Руси, учить принимать участие в заготовке капусты.

3.Показать детям красоту русской народной обрядовой поэзии в приговорах, хороводе, пословицах.

4.Прививать детям интерес и любовь к обычаям и традициям своего народа.

«Синичкин день»

1.Познакомить детей с народным праздником Синичкин день». Продолжать знакомить с зимующими птицами.

2.Учить находить изображения птиц на предметах быта и изделиях русских народных промыслов

3.Упражнять детей в четком произношении звуков –с, -ц в словах. Развивать артикуляционный аппарат детей.

4.Воспитывать  доброжелательное отношение к природе, желание помогать зимующим птицам.

«Национальный русский костюм»

1.Познакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с его составными частями, декоративными элементами.

2.Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

3.Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного народного творчества.

4.Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов.

5.Расширять интерес к национальной культуре.

«Рождественский пряник»

1.Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, отметить характерные особенности Святок.

2.Продолжать учить детей исполнять колядки.способствовать обогащению словарного запаса.

3.Учить детей лепить козули методом вытягивания частей из целого куска.

4.Воспитывать любовь к своей Родине, ее истории и традициям.

«Защитники русской земли»

1.Познакомить детей с народными героями, воспетыми в песнях и былинах. Дать представление о народном эпосе-былине.

2.Учить детей узнавать и называть русских богатырей на картине В.М.Васнецова «Три богатыря»

3.Поддерживать интерес к народным пословицам

4.Воспитывать гордость за защитников древней Руси и желание быть на них похожими.

 5.Развивать силу, смелость, ловкость.

«Русская изба»

1.Способствовать формированию у детей представления об основных принципах строительства русской избы. Познакомить с приметами, обрядами, пословицами, связанными с этим процессом.

2.Дать понятия о частях избы, об обереговой символике.

3.Познакомить детей с образом Домового.

4.Учить детей любить и уважать культуру родного народа.

«Светлый праздник Пасхи»

1.Дать детям первоначальные представления о празднике Пасхе - самом большом и светлом христианском празднике.

2.Познакомить детей с некоторыми обычаями и обрядами, связанными с Пасхой.

3.Вызвать интерес к пасхальным играм.

4.Познакомить детей с разнообразием пасхальных яиц – крашенками и писанками, их символикой.

5.Воспитывать интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

«Целебные травы и цветы России»

1.Учить детей узнавать и называть самые распространенные лекарственные травы и цветы нашей местности.

2.Знакомить детей с их целебными свойствами.

3.Дать представление о том, какое значение имели лекарственные растения в жизни наших предков.

4.Обогащать речь детей пословицами и поговорками. Развивать артикуляционный аппарат. Учить четко произносить скороговорку.

5.Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

«Береза – символ России»

1.Привлечь внимание детей к одному из символов нашей родины – березе, показать ее красоту, пользу

2.Познакомить с произведениями искусства (стихами, картинами), посвященными березе, а также с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом.

3.Поддерживать интерес к малым фольклорным жанрам – пословицам, поговоркам, загадкам, к народным играм.

4.Учить выделять характерное в образе березы средствами бумажной пластики. Развивать умение скатывать жгуты.

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к березе.

«Куклы из бабушкиного сундука»

1.Познакомить детей с традиционной русской тряпичной куклой, дать представление о ее обереговом назначении.

2.Учить детей делать простую тряпичную куклу – скрутку. Вызвать интерес к этому виду народного творчества.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к куклам, игрушкам.

«Что летом родится – зимой пригодится»

1.Знакомить детей с сезонными хлопотами на Руси. Поддерживать интерес к жизни своего народа.

2.Дать понятие о русских названиях летних месяцев. Расширять представление о некоторых народных летних праздниках.

3.Обогащать речь детей русскими пословицами, поговорками, закличками.

4.Воспитывать любовь к Родине.

«Песня – душа народа»

1.Приобщение детей к истокам и культуре страны, через русскую народную песню 2.Показать детям, как жили люди в старину, как песня сопровождала людей в труде, быту, в радости и бедах, воспитывала маленьких, с песней обращались к силам природы, чтоб был урожай, «водилась» скотина и др., как наши предки любили свою Родину и воспевали её в песнях

«Все ремесла хороши…»

1.Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян.

2.Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, ткачиха, красильщики и др.

«Чудо – чудное, диво – дивное»

1.Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

2.Учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов.

3.Воспитывать нежные чувства к русскому народному творчеству.

«Богатыри земли русской»

1.Формирование представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

«Сказания и поверья русского народа»

Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей

«Щи да каша – пища наша»

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения, после сравнения с кухней современного человека.

Список используемой литературы

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...