Конспект интегрированного занятия с детьми 4 – 5 лет Тема: «КРАСАВИЦЫ МАТРЕШКИ».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ильина Татьяна Михайловна

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 - 5 лет. Образовательные области: познание/художественное творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_krasavitsy_matreshki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 – 5 лет

Тема: «КРАСАВИЦЫ МАТРЕШКИ».

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы).

2.Обратить внимание на внешний вид, раскраску игрушки, на материал, из которого она сделана.

3.Вызвать эмоциональный отклик на игрушку, желание играть с нею.

4.Учить рисовать растительный узор в стиле росписи матрешек и самостоятельно располагать элементы узора, используя гуашь. Создавать изображение (узор) по образцу воспитателя, либо самостоятельно, проявляя фантазию.

5.Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрешек; волшебная шкатулочка; бумажный силуэт матрешки, гуашь, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа: Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Ход занятия:

Воспитатель:    Придумано кем-то Просто и мудро

                           При встречи здороваются:"Доброе утро!"

                           Доброе утро и солнцу и птицам

                           Доброе утро улыбчивым лицам,

                           И каждый становится добрым, доверчивым

                            Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети садятся на стульчики вокруг стола. На столе сундучок покрытый салфеткой.)

Воспитатель: - Ребята, а вы любите играть с игрушками? (Да) А с какими игрушками вы любите играть? (Машинки, куклы, посуда, мозаика и другими)

Воспитатель: - Я тоже, когда была маленькой, любила играть с разными игрушками: куклами, мишками, зайками. Но особенно мне нравилось играть со старыми бабушкиными игрушками, которые сделали народные мастера. Они хранились у нее в сундучке. Бабушка рассказала мне о них много интересного. Этот сундучок и сейчас цел, и игрушки в нем сохранились. Хотите с ними познакомиться? (Получив утвердительный ответ детей, воспитатель снимает салфетку с сундучка.)

Воспитатель: Я догадалась, что вы захотите познакомиться с бабушкиными игрушками, и поэтому заранее принесла сундучок.

(Воспитатель приподнимает крышку сундучка, звучит аудиозапись русской народной мелодии. Выждав паузу, воспитатель достает из сундучка и ставит на середину стола семеновскую матрешку.)

Воспитатель: А вот и самая любимая бабушкина игрушка. Вы. наверно, знаете, как она называется? (Матрешка.)

Воспитатель: Правильно, матрешка. Бабушка рассказывала, что сделали ее в городе Семенове. В этом городе народные мастера много разных красивых игрушек делают и расписывают. И игрушки эти, как и наша матрешка, называются семеновскими. Давайте хорошенько разглядим нашу новую знакомую. Посмотрите, какая она аккуратная, кругленькая, нарядная. (Воспитатель описывает матрешку, по возможности привлекая детей: «Личико у нее круглое, щеки румяные, глазки черные, брови дугой, губки бантиком. На голове платочек нарядный - желтенький, с каймой узорной. Сарафан на ней - красный. Впереди передник нарядный. А в руках она держит красивый букет цветов. Вот какая красивая игрушка!») Бабушка так ее и называла "Матрешечка-раскрасавица".

Ребята, а из какого материала сделаны матрешки? Кто догадался? Потрогайте их. Какие они гладкие, теплые! ( Из дерева.)

Воспитатель: Правильно, они сделаны из дерева.

- Дети, сколько матрешек стоит у меня на столе? (одна)

  • А вот и не угадали! Матрешка - игрушка не простая. Она умеет прятать в себе своих младших сестричек. Давайте посмотрим, сколько сестричек спрятала в себе наша матрешка.

(Воспитатель поочередно раскрывает и собирает матрешки, приговаривая: "А вот еще одна поменьше, а эта еще меньше ..., а эта - самая маленькая," - привлекая детей, повторить фразы за ним.)

Восемь кукол деревянных,

 Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут

-Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом...

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри   которой   оказались  еще   несколько   фигурок,   вложенных  одна   в  другую.   Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками. Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой - в Сергиевом Посаде, и около Новгорода - в селе Семенове, и недалеко от города Мурома - в Полхов-Майдане. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер. Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сетричками-матрешками.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с матрешками. По форме они удлиненные, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки-полушалки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники? (Цветы, листочки, ягоды, бутоны.)

Воспитатель: Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров секрет - сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрёшки - в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками - алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...

Мы матрешки, мы сестрички,        Как пойдем плясать и петь,

Мы толстушки-невелички,        Вам за нами не успеть.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки».

Мы веселые матрешки – раз, два, раз два.                                 Приседания

На ногах у нас сапожки – раз, два, раз, два                               Выставление поочередно ноги вперед

У нас розовые щечки- раз, два, раз, два                                     Поглаживание ладошками щечек

На голове у нас платочки.                                                         Покачивания головой в стороны.

Ребята, сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете матрешек (раздает силуэты). Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем возьмите необходимые краски и сделайте матрешек цветными, яркими.

( Воспитатель показывает прием рисования цветов и др. элементов узора)

Дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

Анализ работ.

  • Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).
  • Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»...

Конспект интегрированного занятия "Превращение Белокрылки в красавицу"

Занятие предполагает различные виды детской деятельности, дает возможность для проявления творчества, инициативы....

Конспект интегрированного занятия на тему "Белоствольная красавица" в старшей группе МДОУ "Детский сад №28"

Цель: Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- Закрепить представление детей о самом почитаемом дереве, символе славянского культа России, которое в нар...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская матрешка»

Образовательные задачи:  дать представление детям о происхождении русской матрешки. Развивающие задачи: Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, ...

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «В гости к нам пришла Матрешка»

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрешка».

Формирование представлений детей о русской матрешке, развитие интереса к народному творчесту....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрешка».

Формирование представлений детей о русской матрешке, развитие интереса к народному творчеству....