Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрешка».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Сергатская Элла Феликсовна

Формирование представлений детей о русской матрешке, развитие интереса к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

в средней группе  «Русская матрешка».

Воспитатель

Сергатская  Э. Ф.

Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, развитие речи, социально- коммуникативная.

Цель: формировать у детей представления о деревянной матрешке, как о символе русского народного искусства, развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек.

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки, творческую активность, внимание, умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами, аккуратность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, к русским народным игрушкам, народному творчеству.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа:

Помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, предметов декоративно-прикладного искусства, посещение детьми мини-музея матрешки в детском саду, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание физминутки «Матрёшка». 

Материалы и оборудование:

 Игрушки матрешки, альбомы с иллюстрациями матрешек, плоскостное изображение матрешки для игры «Найди одинаковых матрешек», плоскостное изображение матрешек (раскраска) на каждого ребенка, кисти, краски, вода.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, мольберт.

Раздаточный: трафареты матрёшек, краска гуашь, кисти разного размера, баночки с водой, салфетки.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки.

Ход образовательной деятельности.

Ребята, я хочу рассказать вам историю. Однажды один мальчик увидел в магазине необычных кукол -красивых, ярко одетых девочек. Они стояли рядышком, румяные, в ярких сарафанах в цветочек и все на одно лицо.

Удивился мальчик: - Что это за куклы такие?

 Подошел к ним, а девочки засмущались и спрятались за спину самой высокой.

-А как вас зовут? Кто вы такие?

А куклы отвечают:

-Мы красавицы- матрешки

Разноцветные одежки,

Раз- Марьяша, два -Наташа,

Даша- три, четыре -Глаша,

А Матрена -это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Смотрит мальчик на девочек-кукол, а сарафаны у них точно цветочные полянки. Никогда такой красоты не видел.

-А вы близняшки?- спрашивает мальчик.

-Нет,- улыбнулись куколки. Роста мы разного, а значит и возраста то же. Но мы сестрички. Видишь, как похожи.

-Вижу,- ответил мальчик. -А откуда вы взялись такие?

И девочки- куколки решили мальчику рассказать кто они и откуда родом.

- Появились мы давно, более ста лет назад в мастерской Анатолия Мамонтова. Токарь Василий Звездочкин из деревянных брусочков вырезал

фигурки кукол, а художник Сергей Малютин расписал красками с помощью гусиного пера. 

 Куколок делали из липы или березы. Первой вырезали самую маленькую неразъемную куколку, а потом следующую по размеру и так до самой большой.

И назвали этих кукол Матреной или по-простому Матрешкой.

Родиной русской расписной матрешки считается

подмосковный город Сергиев Посад.

-Ребята, вам понравилась история?

Давайте рассмотрим наших матрешек-сестричек.

 Воспитатель достает из сундучка расписную фигуру матрешки, показывает детям.

-Ах, матрешечка - матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

-Только, где же они, сестрички?

Дети:- Внутри, в другой матрешке, спрятались.

Воспитатель:- Давайте раскроем матрешку и посмотрим.

- Матрёшка на окошке в ярком сарафане,

-И вся семья в матрёшке как в доме деревянном.(Воспитатель выставляет матрешек на столе.)

-Сколько на столе матрешек? Ответы детей.

-Из чего сделаны матрешки? Ответы (из дерева)

-Чем отличаются матрешки? Ответы детей (разные по росту, большие и маленькие.)

-Давайте расставим матрешек по росту.(Дети выполняют задание.)

-Как можно играть с матрешками? Ответы детей (собирать, разбирать.)

- Во что одеты матрешки ? Ответы детей (сарафан, платок, фартук.)

-Какие матрешки? Ответы детей (красивые, нарядные, расписные.)        

-Почему матрешка называется расписная? Ответы детей (сарафан расписан цветами.)  

Воспитатель:

- Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки,

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

Ребята, а вы знаете стихи про матрешек?

1 ребенок.

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются -матрёшки.

2 ребенок.

Подарили Маше
Матрешку-  нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на этих матрешек. Нет у них сестричек- подружек, поэтому они грустят. Давайте найдем каждой матрешке сестричку - близняшку, чтобы они стали веселыми.

Игра « Найди одинаковых матрешек».

Каждый ребенок берет силуэт матрешки и подбирает нужный для пары.

Ребята . смотрите , как повеселели наши матрешки.  Давайте и мы вами немного повеселимся.

Физминутка «Нарядные Матрешки».

Звучит народная музыка.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо- налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель.

-Ребята, наши матрешки пригласи в гости своих подружек, но с ними случилась беда. Подружек в пути застал дождь и смыл красивые узоры с их сарафанов.

Подружкам обидно, ведь у наших матрешек такие красивые наряды.  Давайте мы с вами станем мастерами-художниками и поможем матрешкам. Приглашаю вас в мастерскую, чтобы вы расписали матрешкам сарафаны.

Дети рассаживаются за столы, на которых разложены шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, расписывают матрешкам сарафаны.

Во время работы звучат народные мелодии.
Воспитатель:- Молодцы! Какие замечательные матрёшки у вас получились.

Итог занятия:

-Давайте вспомним, с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети:- С матрёшкой.

Воспитатель: - Из чего сделаны матрёшки?

Дети:- Из дерева.

Воспитатель:- Почему матрешки такие красивые?

Дети:- Их расписывают мастера-художники.

Воспитатель:- Вам понравились матрешки? Вы будете с ними играть?

Дети:- Да.

Воспитатель:- А как нужно относиться к таким игрушкам и труду народных мастеров?

Дети:- Бережно.

Воспитатель:- Сегодня, мы познакомились с матрешкой, узнали, из чего она сделана, и играть с этой игрушкой будем бережно и аккуратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»

Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой. Воспитывать уважение к народным промыслам России....

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Конспект открытого занятия в средней группе «Русские народные сказки»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи и эмоциональной отзывчивости на содержание русских народных сказок....

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприяти...

Интегрированное занятие в средней группе "Русская матрешка"

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:1. Познакомить детей с историей матрёшки.2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.3. Развивать и...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрешка».

Формирование представлений детей о русской матрешке, развитие интереса к народному творчесту....