Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Колесникова Оксана Анатольевна

        Именно творческое рассказывание приближает ребенка  к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности -  учебе, так как представляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, способствует 
активизации знаний и представлений об окружающем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 33 «Радуга»

Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ

Выполнила:

Воспитатель

Колесникова О.А.

г.Губкин

2013 г.


Речь ребенка как важнейший элемент общения и познания окружающего мира должна быть живой, связной, эмоциональной, выразительной, обогащенной различными эпитетами, сравнениями.

К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого ребенка.
        Именно творческое рассказывание приближает ребенка  к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности -  учебе, так как представляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, способствует 
активизации знаний и представлений об окружающем. Одной из интересных форм работы по развитию творческой активности ребенка является педагогическая система ТРИЗ «теория решения изобретательских задач». В настоящее время приемы и методы ТРИЗ я используются  в работе с детьми, а именно нетрадиционные приемы творческого рассказывания. Для побуждения и развития творческой активности ребенка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества. Обучая детей творческому рассказыванию,  особое внимание уделяется самому построению непосредственно-образовательной деятельности, независимо от того, какова основная их цель. При планировании образовательной деятельности  включать в них диалоги ( как со взрослыми, так и с детьми) и проблемные ситуации. Организация НОД в диалогической форме, с одной стороны, обеспечивает разнообразие высказываемых точек зрения, вариативность рассказов, взаимодействие детей в развертывании единого сюжета, а с другой – дает возможность реализовать потребности детей в общении друг с другом и со взрослым. Диалогическое ведение НОД помогает воспитателю  понять ребенка, «услышать» язык эмоционального сообщения. При данной форме ведения НОД ребенку предоставляется возможность создать нечто «новое», придумать, предположить и реализовать это.  Важной составляющей занятия является создание проблемной ситуации, которая  активизирует творческое воображение ребенка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и воплощение во внешнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжения стихов, рассказов. Все эти аспекты обучения творческому рассказыванию  используют в работе с детьми. Речевые занятия интересны детям и построены таким образом, чтобы ребенок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т.п. Для этого он должен научиться ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встает проблема развития воображения. Система творческих заданий как основная форма обучения в ТРИЗ-педагогике позволяет успешно решать эти задачи – у ребенка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. При проведении игр по ТРИЗ педагог должен соблюдать следующие правила:

  • Поддерживать атмосферу свободной беседы;
  • Не перебивать детей;
  • Восхищаться их ответами;
  • Создавать раскованную обстановку;
  • Поддерживать равноправную и высокую активность детей;
  • Задачи подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации;
  • При разборе решения всегда подчеркивать содержащиеся в нем элементы ТРИЗ (противоречия, идеально конечное решение);
  • Подводить детей к решению задачи, если не получается, задать на дом для самостоятельной работы;
  • Переключаться с одного вида деятельности на другой.

Для успешной работы в группе создана соответствующая среда: имеются дидактические игры; подборка картинок и иллюстраций, книг по лексическим темам; игрушки, предметы-заменители, фигурки для театра -  настольного и на фланелеграфе (плоскостные), театры кукольный, пальчиковый, «Варежка», костюмы для ряженья. Весь этот материал позволяет индивидуально подходить к детям, заниматься по интересам. Работа ведется в тесном контакте с родителями. Для этого проводятся консультации, совместные открытые занятия и досуги, дни открытых дверей.

        Результаты диагностики показали, что детям нравятся игры ТРИЗ.  Они стали смелее вступать в обсуждение проблемы, высказывать свои мысли, мнения, использовать в речи разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Дети хорошо осваивают объяснительную форму речи и речь-доказательство. У них сформировались такие качества мышления, как системность и диалектичность. Они видят и воспринимают любые предметы, события или проблемы всесторонне, со всеми их противоречиями, которые способны успешно разрешать. Но самое важное – в детях пробудилась творческая активность, появились новые качества личности, помогающие им ориентироваться  в мире знаний.

Приложение

Составление рифмованных текстов

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с трех лет. Основная форма работы – игровые задания и упражнения.

«Складные картинки»

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак-рак, олень-тюлень и т.д.), поднимает картинку, например с изображением мака, и просит найти парную по рифме. Ребенок берет картинку с изображение рака, говорит «рак» и составляет рифмованную пару «мак-рак». Игру начинают с 5 пар картинок, постепенно увеличивая их количество до 20-25 пар.

«Придумай рифму»

Воспитатель называет слово, дети придумывают к нему рифму. Например: бежали (лежали); улица (курица); пшеничный (яичный); широко (далеко).

Создание текстов сказочного содержания

Игра: «Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука»

Рекомендуется с 3,5 лет на знакомом сказочном материале.

Цель: Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

Воспитатель предлагает «посетить» какую-либо сказку, например  «Три поросенка», и поочередно показывает картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает крышку котла, рассказывает, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети «видят» то, что не описано в сказке), Волшебники Ухо (дети описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

Модели составления сказок

Метод каталога

Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании  сказочных героев, их действий и описания места действия. С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки – объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов :

-Жил-был (кто?)

-С кем он дружил?

-Пришел злой (кто?)

-Кто помог друзьям спастись?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

"Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ"

Материал содержит теорию по теме "О технологии ТРИЗ в педагогике", подготовленную для семинара-практикума "Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ". Будет полезен воспитателям ...

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»...

Консультация «Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»

Система творческих заданий как основная форма обучения в ТРИЗ-педагогике позволяет успешно решать  задачи:  у ребёнка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, орг...

Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

ПроектРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ...

«Приемы творческого рассказывания для развития связной речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе...

Презентация "Приемы творческого рассказывания для развития связной речи"

Приемы творческого рассказывания направлены на умение составлять творческий рассказ, выдерживая сюжетную линию....