Консультация «Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»
консультация на тему

Горбунова Ольга Егоровна

Система творческих заданий как основная форма обучения в ТРИЗ-педагогике позволяет успешно решать  задачи:  у ребёнка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»

Консультация

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.Е.

г. Покачи

Нетрадиционные приёмы

 творческого рассказывания  по системе ТРИЗ

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества.

Обучая детей творческому рассказыванию, важно особое внимание уделять самому построению (организации) занятий, независимо от того, какова основная их цель. При планировании занятий желательно включать в них диалоги (как со взрослыми, так и с детьми) и проблемные ситуации.

Организация занятия в диалогической форме, с одной стороны, обеспечивает разнообразие высказываемых точек зрения, вариативность рассказов, взаимодействие детей в развёртывании единого сюжета, а с другой - даёт возможность реализоваться потребности детей в общении друг с другом и со взрослым. Диалогическое ведение занятия помогает педагогу понять ребёнка, «услышать» язык эмоционального сообщения. При данной форме ведения занятия ребёнку предоставляется возможность создать нечто «новое», придумать, предположить и реализовать это.

Важной составляющей занятия является также создание проблемной ситуации, которая активизирует творческое воображение ребёнка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и воплощение во внешнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжения стихов, рассказов.

Все эти аспекты обучения творческому рассказыванию необходимо использовать в работе с детьми.

Речевые занятия должны быть интересны детям и построены таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т.п. Для этого он должен научиться ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встаёт проблема развития воображения. Система творческих заданий как основная форма обучения в ТРИЗ-педагогике позволяет успешно решать эти задачи - у ребёнка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Составление рифмованных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с трёх лет. Основная форма работы -игровые задания и упражнения.

         «Складные картинки».

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.), поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Ребёнок берёт картинку с изображением и составляет рифмованную пару «мак - рак». Игру начинают с пяти картинок, постепенно увеличивая их количество до 20-25-ти пар.

«Придумай рифму».

Воспитатель называет слово, дети придумывают рифму. Например, «бежали» - (лежали), «улица» - (курица), «широко» - (далеко).

«Придумай рифмованные строчки»

(рекомендуется с 4-х лет).

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмующихся слов (лучше существительных, например, рак - мак) и начать сочинять по схеме: «Жил-был кто-то и был похож на что-то», например, «Жил-был рак и был похож на мак».

Ребёнок может менять слова местами («Жил-был мак и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был весёлый рак, и он часто смотрел на алый мак»).

«Доскажи слово».

Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

«Сочини дальше».

Воспитатель придумывает одну строчку стихотворного текста, дети сочиняют дальше. Например, «В море плавает тюлень», ребёнок продолжает: «По лугу бежит олень». Возможны варианты рифмовок в виде путаницы: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Игровой мотив: соревнование командУсложнение: воспитатель раздаёт играющим предметные картинки. Дети должны составить двустишие про изображённый на картинке объект.

 

Создание текстов сказочного содержания

Главная отличительная особенность сказки - её метафоричность. Тема сказки определяется одним или несколькими жизненными правилами. Отличительной особенностью текста является фантастичность (наличие волшебных предметов, необычных свойств).

Ещё одной особенностью сказочного текста являются выразительные средства (повторы в действиях, словах, наличие заклинаний, стихов, прибауток и т.д.).

Начало и окончание сказки, как правило, выражены образными словосочетаниями.

В работе с дошкольниками не совсем корректно говорить о том, что они учатся сочинять сказки. Дети ухватывают лишь внешние признаки сказки: необычность героев, их поступков, выразительные средства речи. Но суть сказки -тема с жизненными правилами и моралью - не может быть раскрыта ими в полной мере. Мы скорее учим детей создавать тексты сказочного содержания с помощью моделей.

Модели:

  • Метод каталога.
  • «Волшебная дорожка».
  • «Волшебный экран».
  • Метод типового фантазирования (ТПФ).
  • «Волшебный треугольник».

Сначала работа проводится со всей группой, затем по подгруппам.  Далее  детям  предлагается  составлять сказочный текст вдвоём. С 5 - 5,5 лет ребёнок самостоятельно сочиняет сказку по определённой модели.

Воспринимать и понимать алгоритм составления такого текста дети могут в том случае, если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

Подготовительная работа.  

Обучение детей умению «записывать» схемами текст знакомых сказок. Делать это лучше на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. Действия изображаются последовательно и связываются между собой стрелками. Схемы не должны иметь много деталей.

 Использование педагогом приёмов, позволяющих ребёнку:

- усвоить различные варианты действий и взаимодействий персонажей;

- узнать, что действие сказки может происходить в любом месте и в любое время;

- усвоить выразительные средства сказочного текста;

- осуществлять фантастические преобразования реальных объектов.

 

Игровые упражнения:

взрослый называет  персонаж,  дети вспоминают последовательность его действий по линии развития сюжета. Обсуждаются причинно-следственные связи взаимодействия
персонажей; взрослый предлагает подобрать антонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей; взрослый предлагает подобрать синонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей;

-        взрослый перечисляет черты характера персонажа, дети определяют, о ком идёт речь;

-взрослый предлагает подобрать соответствующую тексту пословицу или поговорку;

-взрослый называет черту характера персонажа, а ребёнок - его возможные действия и наоборот; взрослый предлагает изобразить персонажей и их действия с помощью схем;

взрослый предлагает восстановить последовательность действий персонажа на основе схематического изображения.

Игры и творческие задания

«Герои сказок» (с 4,5 лет)

Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например, «Назовите персонажей-девочек из разных сказок».

«Перечисли действия героев» (с 5 лет)

Цель: Учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей из других сказок. Тренировать память.

Воспитатель называет персонаж, например, козу из сказки «Волк и семеро козлят», просит детей назвать все действия, которые коза совершала (ходила, наказывала, пела). Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия (или часть из них). При затруднении воспитатель зачитывает отрывки текстов, а дети выявляют действия.

«Волшебные слова»

Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.

Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сивка-бурка, вещая каурка... и т.д.), а затем, словосочетания (В некотором царстве, в некотором государстве).

«Добрым молодцам урок» (с 5 лет)

Цель: учить выявлять мораль в сказочных текстах.

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-нибудь жизненное правило, а дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.

Модели составления сказок Метод каталога

Описание. Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий и т.д.). Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определённом месте и времени.

Метод создан для снятия психологической инертности и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев и их действий.

С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нём могут находиться игрушки или картинки-объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов:

Жил-был (кто?)

С кем он дружил?

Пришёл злой (кто?)

Кто помог друзьям спастись?

Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Алгоритм составления сказки:

воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет
составляться сказка;

задаёт детям вопросы (см. выше), например, задав детям вопрос «Жил-был (кто?), воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребёнку указать пальцем на любое слово («пенёк»). Воспитатель говорит:  «Жил-был пенёк», значит, история будет про пенёк, который попал в беду. Ответ на другой вопрос, - какой он был, что умел делать? - ищется на другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребёнка указать на другое слово на этой строчке;

дети с помощью воспитателя «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге;

придумывают название получившейся сказки;

один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст;

-        организуется продуктивная деятельность.

Какие ещё вопросы может задать воспитатель детям 5-6 лет?

Пошёл гулять (куда?), искать (что? кого?)

Встретил злого (кого?), что он делал?

У нашего героя был друг. Кто? Какой он был?

Как он помог главному герою?

Что стало со злым?

Где наши друзья стали жить?

Что они стали делать?

Методические рекомендации.

Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

-        проводить работу в быстром темпе;

-        эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, испуг, радость...);

- если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребёнок.

Воспитатель может предложить детям проиллюстрировать историю с помощью рисунков.

Модель «Волшебная дорожка» Описание. В основе сюжета - действие какого-либо героя (он путешествует или совершает действия с определённой целью, при этом взаимодействует с другими объектами, изменяясь при этом сам, и многому может научиться. В конце сказки эти изменения фиксируются и выводится правило: результат путешествия зависит от цели героя и выводов, которые он сделал после взаимодействия с другими объектами). Если герой не меняется, то это ведёт к его поражению или гибели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

"Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ"

Материал содержит теорию по теме "О технологии ТРИЗ в педагогике", подготовленную для семинара-практикума "Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ". Будет полезен воспитателям ...

Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ

      Именно творческое рассказывание приближает ребенка  к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности -  учебе,...

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»...

Проект РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

ПроектРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ...

«Приемы творческого рассказывания для развития связной речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе...

Презентация "Приемы творческого рассказывания для развития связной речи"

Приемы творческого рассказывания направлены на умение составлять творческий рассказ, выдерживая сюжетную линию....