Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Диярова Роза Гаязовна

Путешествие в осенний лес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osenniy_les.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в осенний лес»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Через обобщение и закрепление знаний детей о признаках осени способствовать грамматическому оформлению речи: использование разных приемов словообразования (образование сложных слов, суффиксальных образований, использование антонимов, притяжательных местоимений, подведение детей к использованию равных типов предложений) распространения предложений определениями, развитие творческого воображения через использование элементов ТРИЗ, придумывание загадок об овощах и фруктах на основе приема противоречий, развитие внимания, памяти, воображения, мышления, мелкой моторики.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Создание проблемной ситуации.

  1.  Художественное слово.
  2.  Рисование опорных сигналов.
  3.  Слушание музыки.
  4. Подбор родственных слов
  5. Подбор определений
  6.  Сравнение.
  1.  Придумывание загадок на основе противоречий.
  2.  Поощрение, оценка и др..

Материалы для занятия:

Книги, таблицы, карандаши, листы бумаги, полоски цветной бумаги, картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. На столе 4 полоски: белая» голубая, зеленая, желтая.

-У каждого времени года свой цвет.

Белая полоска – это зима

Голубая-это ...        весна

Зеленая - это ...        лето

Желтая - это ...        осень.

И она, ОСЕНЬ, приглашает нас в путешествие по ней. Сегодня на занятии мы поговорим об осени, все, что мы знаем о ней, поиграем в разные игры, и узнаем много нового и интересного.

1 .-Создание проблемной ситуации через чтение рассказа "Книжка про Осень"

-Мама подарила Саше книгу. В ней было три картинки. На первой картинке все было очень похоже на лето. Только чуть - чуть появились желтые листочки. «Как называется эта картина?» - спросил Саша. «Осень» - ответила мама. На второй картине деревья стоят все злотые, сбрасывают листву, идет листопад. («Тоже осень»). А на третей картине деревья стоят голые, небо серое, кругом грязь на земле.

- Почему 3 разные картинки называются одинаково "Осень"? («Тоже

осень»)

Посему все три картинки называются одинаково? Потому что есть начало,

середина и конец осени.

2.- На столе картинки про осень. Разложите их по порядку: что

сначала, что потом. (Дети раскладывают).        

- Почему вы так. думаете

(Заслушать ответы детей по каждой картинке)

- Как по другому можно назвать эти картинки?

Правильно, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Обобщение ответов детей.

Сентябрь - очень интересный месяц, здесь уживается лето и осень, зеленая трава и уже появляются первые желтые листочки. Прохладное утро и по-летнему жаркий день. Октябрь- это золотая пора осени. Ноябрь - поздняя осень, предзимье. Осень- прекрасная художница.

3.- У вас на столах листы и карандаши. Вспомните стихотворение «Осень» Плещеева.

Нарисуйте как можно больше признаков осени, приметы, а потом по своим рисункам вы расскажете всем, что вы знаете об осени. Рисование под музыку опорных сигналов, 2 -3 минуты.

Расскажите, что бывает осенью, слушайте, дополняйте.

Обобщение, оценка ответов детей.

  1.  Пальчиковая гимнастика:

Этою пальчик – дедушка… Дедушка, бабушка, папа, мама, малыш - кто это? Родственники.

Чтобы попасть в осенний лес, нужно подобрать слова - родственники к слову ЛЕС.

Посадим маленькие деревья - лесок.

А ягода чья? - лесная.        кажете        воем        что        :

Как называется человек, который рубит лес?- Лесоруб.

А который охраняет лес? – Лесник. Чтение стихотворения " Как-то много лет: назад"

Так какие слова- родственники? (прочитать).

  1.  Идем в лес. Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес.

Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу? Послушайте стихотворение

  1.  Осень длинной тонкой

        ,        .        ...        .

КИСТЬЮ

Перекрашивает листья...

  1.  Кричит ворона в небе кар-р, кар-р,

В лесу пожар, в лесу пожар...

Так какое чудо? Верно! Осень- прекрасная художница. Это первое чудо. А какое второе? Хотите узнать? Осень - грибная пора. Сейчас мы узнаем, какие грибы растут в нашем лесу.

На одну ладошку положите слово гриб, на другую, слово береза. Соединим ладошки и узнаем, как называется такой гриб (подберезовик) Аналогично со словом подосиновик, мухомор»

Какие грибы вы еще знаете? Почему нельзя срывать мухомор, бледную поганку, ведь они ядовитые?

6. Давайте искать третье чудо. Посмотрите, какая удивительная улица-улица лесных жителей (подвожу к картине). Рассматриваем картину Белка готовится к зиме. Целыми днями: хлопочет белка. То грибы сушит, то орехи прячет в дупло. Хлопочет она день деньской и все посматривает на соседа ежа, который улегся в норку под дерево и тоже с интересом наблюдает за белкой, что это она все хлопочет. Не удержалась белочка и спросила: « что это ты колючий сосед все лежишь и лежишь, к зиме не готовишься? Уж скоро снег будет, а ты все лежишь, запасы себе не делаешь? Как вы думаете, что ответил ежик белочке. «А я не готовлюсь потому что всю зиму сплю». -Кто здесь живет? Где живет белка? Значит: чьё это дупло? А вот другой житель. Бурый медведь готовится к зиме. Нашел удобную нору, устлал её        .

листьями и улегся спать. Чья берлога? Медвежья. А каких животных мы не назвали?

Спит медведица в берлоге,

С медвежонком в, холода.

А зайчата и зайчишки,         

Разбежались кто руда!

Как охотиться волчица,

Учит маленьких волчат,

А в норе своей лисица

Кормит рыженьких лисят.

Ловко прыгают бельчата,

В след за белкой по сосне.

Где ж лосиха и лосята?

Что-то их не видно мне.

Назовите животных и их детенышей. Как можно их одним словом назвать?

Все эти звери готовятся к зиме. Каких птиц не стало? Почему?

Вот как осень позаботилась о своих лесных жителях» Осень- заботливая хозяйка, всех предупредила, что нужно хорошо подготовиться к зиме. - Давайте отдохнем. Предлагаю сесть на. "пеньки" и послушать стихотворение.

Жил на свете пес собачий. У него был нос собачий Хвост собачий, рост собачий И характер был собачий То есть чуточку горячий Какое слово повторяется в этом стихотворении? (Собачий) Что оно означает? А если я вас сейчас спрошу

Хвост лисы чей?                  Лисий

Хвост волка                      Волчий

Хвост медведя                   Медвежий

Хвост белки                              Беличий

Хвост зайца                              Заячий

А как лучше сказать о заячьем хвосте - хвост или хвостик? А о волчьем? - Хвостище. Чтение стихотворения " Волчий аппетит"

Что значит, когда говорят "Волчий аппетит", " Собачий холод"? Физминутка:

Пришло время возвращаться в детский сад.

Пора идти-шагать, не хотим!

А зачем идти - шагать Можно зайцем поскакать!

А теперь все покажите

Как семенит к норе ежиха

Как за птенцом лиса крадется,

Неслышно, вкрадчиво, осторожно

А как бельчонок? Но постойте,

Вот мы уже и в детском саду.

(Дети имитируют движения животный)

6. Осень не только прекрасная художница, заботливая хозяйка, она еще и щедрая, радушная хозяйка.

Вот один из её подарков»(Чтение стихотворения "Яблоко".) С использованием слов - антонимов. Щедрый, богатый урожай овощей и фруктов. Будем сами

придумывать загадки об овощах и фруктах, сравнивая их по цвету, форме, (выставляю опорные схемы). Это вам подсказка:

Круглый, ноне помидор желтый, но не репка Горький, но не перец

Сто одежек, но не капуста растет на грядке, но не редька Что это?        (Лук)

Сочное, но,не арбуз сладкое, но не дыня С семечками, но не подсолнух 1 Что это?  (ЯБЛОКО)

7. Давайте порадуем осень словами, какая она?

Красивая, печальная, веселая, грустная, грибная, щедрая, дождливая, ранняя, скучная, золотая, разноцветная, затяжная, поздняя, унылая!

Осень угощает детей яблоками. Общая оценка занятия.

лоне, апельсин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...