Пальчиковые игры в потешках
картотека по развитию речи на тему

Нестерова Татьяна Владимировна

С помощью движения рук дети лучше запоминают потешки. также развивается мелкая моторика рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_v_poteshkakh.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры в потешках

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок! 
Веселей скачи, дружок!

Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая:
Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее «съедим».
(На слове "съедим" дотроньтесь до носика ребенка пальцем.)

Держу часы в руках, часы в руках.
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
(грозим пальчиком)
- Не ешь одна, не ешь одна!

Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что ты там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки делала?
- Пироги пекла.
- Кисонька-мурысонька,
С кем пироги ела?
- Одна.
(грозим пальчиком)
- Не ешь одна, не ешь одна!

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так - 
Головой своей крутили 
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - 
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили 
Вот так, вот так - 
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так - 
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)

На лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты - 
"держат вожжи")

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить "сигнал")
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху. 
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)

У-у!
(широкое движение рукой сверху вниз)

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком, 
С подосиновичком.

Ой, лады, лады,
(показать ладошки, 
покрутить кистями рук вверх-вниз)

Не боимся мы воды,
(притопнуть одной ногой)
Чисто умываемся,
(совершать плавные круговые движения
руками около лица, не дотрагиваясь до него)

Маме улыбаемся.
(руки широко развести и улыбнуться)

(Покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду -
(роняем)
Бултых в воду! 
(Можно менять названия животных:
Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...)

Раз-два-три-четыре-пять, 
(Взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать. 
(Покачали вверх-вниз)
Огляделся, 
(Вращаем голову игрушки)
Повертелся, 
(Вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз 
(Наклоняем вперед-назад)
Пробежался, 
("Побежала" игрушка)
Забоялся.... 
(Спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! 
(Показали ребенку)

Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек 
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек -
спря-ятался
(закрываем лицо руками)

У меня пропали ручки. 
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком - 
закрывать их ладонями).

Шел старик дорогою
Шел старик дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается,
А старик ругается,
Ругается, ругается.
 (большим и указательным пальцами изобразить очки)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся. 
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук. 
Ванька-встанька тут как тут! 
(Большой палец выскакивает из кулака)

(держим руку вертикально
и как бы шагаем по пальцам)
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

(Хлопают ручками ребенка, 
при последних словах 
ручки кладут на головку.)
Гули, гули полетели, 
На головку сели.
Киш, киш.

Гуси, гуси!
- Га-га-га 
- Есть хотите? 
- Да-да-да! 
- Летите домой! 
Серый волк под горой!
Быстренько поели 
И полетели!
(При последних словах
машут ручками и ребенка.)

Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«позвенели» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
("бежим" пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятали руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.

(изобразить ёлку как сказано в потешке)
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

(Ладошки соприкасаются, 
при слове "открыл" раскрываются как книга)
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

(указательным пальцем 
водим по ладошке)
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)

(Хлопают ручками ребенка, 
при последних словах 
ручки кладут на головку.)
Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).

(Пальцы сжаты в кулачок)
Мальчик-пальчик,
Где ты был? 
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, 
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил, 
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

(кисти рук трясем перед собой)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки, 
Ладушки – ладошки. 
Прилегли ладошки
(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения 
прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание 
подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)

(Хлопают ручками ребенка, 
при последних словах 
ручки кладут на головку.)
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

(большой пальчик соединяют
поочередно с каждым пальчиком)
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий 
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, 
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Паучок 
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" 
по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, 
выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, 
качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец -
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.

Загибают пальчики ребенка 
и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
И на другой руке:
Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным 
и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем 
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, 
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
(З. Александрова)

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!

Раз, два, три, четыре, пять! 
Хотят пальчики все спать. 
Этот пальчик – хочет спать, 
Этот пальчик – лег в кровать, 
Этот пальчик – чуть вздремнул, 
Этот пальчик – уж уснул, 
Этот пальчик – крепко спит. 
Тише, тише, не шумите! 
Пальчики вы не будите!

Рыбки 
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. 
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. 
Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. 
Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями - 
отрицательный жест).

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на 
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. 
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения 
сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

(зажимаем пальчики)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

(Напеваем во время массажика пальчиков)
Солнышко встало, 
"Здравствуй!" - сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка! 
Здравствуй, ладошка!

Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла - 
Вода по полу текла. 
Попили-поели, .
Шу - полетели! 
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки! 
(Поглаживаем пальчики, перебирая. 
Затем попеременно гладим то мягкой кисточкой,
то жесткой щеткой).

Утро настало. Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка! 
- Привет, Ладошка! 
Все потянулись и проснулись.

У нашей бабушки 
Десять внучат: 
Две Акульки сопят в люльке, 
Две Аринки спят на перинке, 
Две Аленки глядят из пеленки, 
Два Ивана на лавках сидят, 
Два Степана учиться хотят. 
Десять внуков, а бабушка одна.

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала, 
Этому дала,
Этому дала, 
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели 
Шу! На голову сели.

http://allforchildren.ru/kidfun/img/sh.gifла кукушка 
(Идём по столу на выпрямленных 
указательном и среднем пальцах, 
при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество 
разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Пальчик указательный - 
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

(перебираем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

(делаем легкий массаж)
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!

Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, 
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный 
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, 
Он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, 
Зато ловок и удал!

(загибаем пальчики по очереди)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(разгибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

(все пальцы прижаты друг к другу,
большой палец опущен вниз. 
Тыльная сторона ладони от себя.
Помахать «флажком»)

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу д...

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному умственному развитию, дают представление об окружающем мире и ос...

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста.

   Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем р...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПОТЕШКАМИ

Приблизительно в три месяца ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двигаются, обнаруживает, что ручками можно хватать предметы и пытае...

пальчиковые игры с потешками

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПОТЕШКАМИ==================================Приблизительно в три месяца ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двига...