Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Речевое развитие" для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный материал представляет собой планирование образовательной деятельности и соответствует всем требованиям ФГОС. Он поможет педагогам правильно организовать и спланировать образовательную деятельность в условиях современного образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_starshaya_gruppa.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Жилище.

Развитие речи

Тема: Дом и его части.

(Кыласова Л.Е., с.53).

Задачи: развивать слуховое внимание и речевой слух; расширить представление о домах, архитектуре, материале; учить подбирать синонимы.

Чтение стихотворения «Новый дом».

Работа с картинками.

Игра «Назови какой дом».

Беседа «Что есть в доме?»

Д/и «Добавь слово».

Д/и «Один-много».

Закрепление знаний о доме.

Беседа о домах, которые строят у разных народов: чем дома отличаются и почему, функции дома (вспомнить сказку о трёх поросятах), потребность людей в архитектурном разнообразии.

Д/и: «Чьё жилище?»  «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.126.

Грамматическая игра: «Что есть в доме?»

Свободное чтение: Яхнич «Сколько братьев у нашего дома?»;

«Дом, который построил Джек»;

Обсуждение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Хр.д/д/ст/в, 64;

Отгадывание и составление загадок по теме.

Н.Мирская «Домик на окраине или Кто живет под зеленой крышей»,

Хр. «Валдоня», 205.

Заучивание. Мурзалиев «Твой дом», Хр.д/д/ст/в,201;

«Этажи», У.М.Смирнова,65

Сконструировать из конструктора или бумаги свой дом.

Разбор картинок, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жильё («Покажи, где чей дом»)

Рассматривание картины «Андрюшина комната».

Драматизация сказок:

«Теремок»; «Лиса, Заяц, петух»,

«Заюшкина избушка».

Рассматривание иллюстраций и книг по теме.

Настольно-печатные игры (самостоятельно). Предметные картинки, муляжи, наборы игрушек: овощи-фрукты, одежда-обувь, посуда-мебель; картинки-парочки: «Один-много», «Большой-маленький», лото «Предметный мир»; набор картин «4-й лишний».

Помощь в оформлении фотоальбома «Дома нашего села».

Оформление фото-альбома «Дома нашего села».

Консультация «Зачем ребенку знать домашний адрес?».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 7.

(Варенцова Н., с.24).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова «дым».

Игра «Живые звуки».

Сравнение звукового состава слов «дом» и «дым».

Игра «Назови слова со звуками м и мь».

Чтение художественной литературы

Тема:  Л.Зубкова «Чей дом лучше»,сказка «Избушка лубяная и ледяная». Я.Тайц «Кубик на кубик»,

 (Гербова, 88-89.)

Задачи: учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов; воспитывать эмоциональное восприятие произведений х/л.

Чтение произведения.

Беседа по содержанию.

Драматизация отрывка.

Дидактическое упражнение «Живые слова».

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Фрукты, ягоды.

Развитие речи

Тема: Фруктовый сад.

(Кыласова Л.Е., с. 34-39).

Задачи: активизировать словарь по теме; закрепить и расширить представления о фруктах, о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму. Сформировать представление о ягодах (названия, внешние признаки, обобщающее слово)

Введение в тему: знакомство с фруктами и ягодами.

Д/и «Большой-маленький»; «Один-много».

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Игра «Чудесный мешочек».

Игра «Будь внимателен».

Игра «Какой фрукт я не назвала?».

Составление предложений с обобщающими словами «Нынче изобилие фруктов и ягод: яблоки, груши, сливы, смородина, малина, клубника…»

Д/и: «Где спрятался витаминчик».

Словесная игра «Доскажи словечко».

Разучивание считалки «Мы делили апельсин».

Игра «Солнце и дождик».

Свободное чтение: Л.Толстой «Старик сажал…», «Яблоко», «Яблоко на всех», Твоя книга, 142, 356, 357;

Е. Пермяк «Смородинка»;

план - алгоритм фруктового салата «Приготовим салат».

Пальчиковая гимнастика «Фрукты».

Предложить натуральные фрукты и муляжи, картинки – исключения (что лишнее)

Небылица: «Так бывает или нет».

Закрашивание трафаретов.

Рассматривание иллюстраций и книг: О.Григорьев «Варенье», Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». Настольно-печатные игры. Предложить натуральные фрукты и муляжи, картинки – исключения (что лишнее), наборы карточек на соотнесение количества с цифрами, силуэты изображения фруктов и овощей;  пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с фруктами),  д/и «Чудесный мешочек», «Плоды и деревья».

Совместный осенний праздник «Урожай собирай».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 8.

(Варенцова Н., с.24).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова «лук».

Игра «Живые звуки».

«Найди заблудившийся звук».

Чтение стихотворения А.Шибаева.

Игра «Назови слова со звуками л и ль».

Чтение художественной литературы

Тема: Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок».

(Интернет-источник, группа №12)

Задачи: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведения, осмысливать содержание рассказа, характеры персонажей. Воспитывать отрицательное отношение к обману, желание  выразить свои  впечатления и переживания после прочтения художественного произведения.

 

Хороводная игра «Зайка».

Рассматривание иллюстраций к сказкам В.Сутеева.

Чтение сказки.

Беседа по содержанию сказки.

Физминутка.

Дискуссия.

Итог занятия.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Овощи.

Развитие речи

Тема: Овощное ассорти.

(Кыласова Л.Е., с.32-34).

Задачи: развивать внимание к слову. Закрепить и расширить представление об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму.

Введение в тему. Знакомство с овощами.

Выполнение поручений.

Д/и «Большой-маленький»; «Один-много».

Игра «Найди овощ».

Игра «Будь внимателен».

Игра «Какой овощ я не назвала?»

Составление предложений с обобщающими словами «Нынче изобилие овощей: морковь, капуста, репа...».

Речь с движениями и коммуникативная игра «Репка».

Психогимнастика «Такие разные овощи». (Полякевич, с.14-15).

Свободное чтение: Ю.Тувим «Овощи»;

Дж.Родари «Чипполино»;

Я.Пинясов «Хитрый огурчик»;

Отгадывание и составление загадок по теме.

Обсуждение:: Н.Носов «Огурцы»

Заучивание: Н.Егоров «Огород, капуста, помидоры»;

Г.Сапгир «Загадки с грядки»

пальчиковая гимнастика «Овощи»

Игра «Угадай, что в корзинке?».

Игра «Найди такой же овощ».

Составление рассказа.

Д/и-лото «Овощи и фрукты».

Трафареты овощей.

Драматизация: «Репка на новый лад» (8 гр); театр теней «Репка»; Рассматривание иллюстраций и книг по теме: С.Махоткин «Завтрак», Д.Грачёв «Обед», М.Безруков «разговор о правильном питании».   

Предложить предметные картинки овощей и злаков в чёрно-белом изображении, картинки – исключения (что лишнее).

Игра «Вершки и корешки»; пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с овощами); панно «Огород» для постепенного заполнения композиции.

Помощь родителей в изготовлении масок овощей.

Пополнение магазина муляжами овощей и фруктов.

Папка-передвижка «О пользе овощей и фруктов».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 9.

(Варенцова Н., с.24).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Игра «Назови пару».

Звуковой анализ слова «лес».

Игра «Живые звуки».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Назови слова».

Чтение художественной литературы

Тема: Сказка Д. Родари «Большая морковка».

(Ушакова О.С., с.118).

Задачи: Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки.

Чтение сказки Джанни Родари «Большая морковка».

Беседа с детьми.

Сравнение сказки «Большая морковка» со сказкой «Репка».

Рассматривание картинок.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Осень.

Развитие речи

Тема:  Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень».

(Волчкова В.Н., с.25)

Задачи: закреплять представление об осеннем времени года; обогащать словарный запас, употребляя в речи слова-определения; развивать диалогическую речь; вызывать эмоциональный отклик на увиденное в природе.

Беседа с детьми о настроении.

Чтение стихотворение А.С.Пушкина.

Беседа по стихотворению об осени.

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень».

Составление рассказа по картине.

Д/и «Это правда или нет?».

Панно «Осень» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года)

Словесная игра «Доскажи словечко».

Речевая игра «Здравствуй, осень!» (Полякевич В.С., с.28).

Свободное чтение, заучивание: Н.Сладков «Осень на пороге»;

С.Козлов «Сентябрь»;

Н.Рубцов, Хр.д/д/ст/в,с.330.

М.Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Хр.д/д/ст/в,

М.ф.ф., Хр.д/д/ст/в,7;

И.Мазнин «Осень», Ушакова,2002, 86;

А.Плещеев «Осень»;

Н.Минский «Листопад»;

схема п/гим-ки «Поздняя осень».

Обыгрывание мини-сценки по стихотворению Н.Егорова «Листопад».

Составление рассказа из личного опыта «Что нам осень принесла»

Д/и: «Когда это бывает», «Какого цвета осень».

Чтение стихов об осени.

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: О.Белявская «Листопад», Д.Крупская «Жёлтый листопад», А.Толстой «Осень», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», Л.Завальнюк «Времена года», О.Воронкова «Солнечный денек», А.Майков «Осеннее утро», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Золотая осень».

Совместный осенний праздник «Урожай собирай».

Подготовка к «Празднику Осени».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 10.

(Варенцова В.Н, с.25).

Задачи: Освоение звукового анализа слов; определять протяжённость слов и составлять их графическую запись. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Игра «Телеграф».

Звуковой анализ слова «кит».

Игра «Живые звуки».

Игра «Построим дом».

Чтение художественной литературы

Тема:  Г.Скребицкий «Осень».

(Ушакова О.С., с.109).

Задачи: Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов; учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных периодов осени.

Беседа по картинам.

Чтение рассказа Г.Скребицкого.

Беседа о прочитанном.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Транспорт.

Развитие речи

Тема: «На чём ездят люди?»

(Парамонова Л.А., с.48).

Задачи: закреплять представления о видах транспорта и обобщающее наименование «транспорт». Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Загадывание загадок.

Свободные высказывания детей о видах транспорта.

Игра на внимание «Посмотрите на картинки».

Игра в кругу с мячом.

Слушание истории.

Игра со звуками.

Словесная игра «Кто больше?», «Какой, какая?»,

 «Доскажи словечко»  

«Формирование коммуникативных навыков у детей», с.87.

Работа со словарём: «Назови на букву…»

Свободное чтение, заучивание: «Сбил, сколотил, вот и колесо», 54,15;

В.Берестов «Про машину»;

В.Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», Хр.д/д/ст/в,313;

С.Алексеев «Первая колонна», Хр.д/д/ст/в,323;

Г.Цыферов «Паровозик», Хр.д/д/ст/в,376;

п/гим «На заправке».

Подвижная игра «Светофор».

Д/и «На земле, в небесах и на море», «Транспорт»,

«Спецрейс»,

«Путаница».

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Я.Пишумов «Дорожная азбука», Н.Кончаловская «Самокат», Л.»Новогрудский «Движется - не движется», М.Ильин «Машины на нашей улице», О.Бедаев «Если бы», В.Берестов «Про машины», Э.Огнецвет «Кто начинает день».                                    Игры со строительным материалом.                  Предложить схемы перекрёстков, символы дорожных знаков предметные картинки и места передвижения  «Сгруппируй предметы»; макеты улиц, наборы машин разного размера.

Выставка рисунков по теме «Транспорт».

Создание коллекции моделей автомобилей.

Изготовление атрибутов к игре «Шофер».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 11.

(Варенцова Н., с.26).

Задачи: знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Выделение гласных звуков в словах.

Игра «Назови слова».

Чтение художественной литературы

Тема: «К нам бегут автобусы».

(Парамонова Л.А., с.64).

Задачи: развивать поэтический слух детей: учить слышать «музыку» стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приёмом замены некоторых слов характерными звуками. Способствовать развитию воображения.

Чтение стихотворения «Нерешительный трамвай» Э. Мошковской.

Беседа по содержанию.

Сопровождение чтения жестами.

Чтение стихотворения Э.Мошковской «Автобус, который плохо учился».

Беседа по содержанию.

Чтение стихотворения «К нам бегут автобусы».

Беседа по стихотворению.

Обобщение всех стихотворений.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Детский сад.

Развитие речи

Тема:  Пересказ рассказа Н.Калининой: «Разве так играют?» (Ушакова О.С., с.35).

Задачи: учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы, учить подбирать их по смыслу к существительным; учить образованию форм ед. и мн.числа существительных, обозначающих названия детёнышей животных.

Чтение рассказа «Разве так играют?»

Вопросы по содержанию.

Пересказ текста.

Беседа с детьми.

Загадывание загадки.

Игра «Один-много».

Разучивание пословицы: «Не та дружба сильна, что в словах заключена».

«Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.10-12.

Словообразование по аналогии разных частей речи: существительных (певунья -плясунья - говорунья, врун - болтун - молчун,), прилагательных ( заплаканная - зареванная), глаголов.

Экскурсия по д/саду.

Свободное чтение: «Чужие дети», Д/В,2011,3,1;

А.Барто «Веревочка», Хр.д/д/ст/в,134;

В.Катаев «Цветик-семицветик», Хр.д/д/ст/в,144;

И.Шим «Брат и сестра», Хр.д/д/ст/в,182;

В.Драгунский «Заколдованная буква», Хр.д/д/ст/в,363;

С.Михалков «Рисунок», Хр.д/д/ст/в,13«Сбил, сколотил, вот и колесо», 54,15;

В.Берестов «Про машину»;

В.Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», Хр.д/д/ст/в,313;

С.Алексеев «Первая колонна», Хр.д/д/ст/в,323;7;

Игровая ситуация: «Незнайка знакомится с детьми».

С/р игра «Детский сад».

Рассматривание картин о детском саде.

Рассматривание иллюстраций и книг:  Г.Ладонщиков «Про себя и по ребят», С.Махонин «Старшая группа», Н.Найдёнова «Ольга Павловна», «Наши полотенца»,Л.Толстой «два товарища»,В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Я расту», «В школу» «Первоклассница»;

Пересказ:  Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Хр.д/д/ст/в,178;

настольная игра «Скоро в школу», «Лабиринт».

Предложить схемы групповых комнат, спален, музыкального и спортивного залов, фото сотрудников («Что спрятано», «Кто, где работает»).

Чтение стихов о детском саде.

Оформление уголка «Для вас, родители».

Оформление папки-передвижки «Жизнь детей в д/с».

Оформление буклета «Детский сад и семья».

Совместные праздники, развлечения, выставки.

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 12.

(Варенцова Н., с.26).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него.

Звуковой анализ слова «роза».

Игра «Живые звуки».

Игра «Найди гласный звук».

Работа в тетради.

Чтение художественной литературы

Тема: Русская народная сказка в обработке А.Толстого «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

(Ушакова О.С., с.98).

Задачи: учить замечать и использовать выразительные средства языка (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.

Чтение сказки.

Беседа с детьми.

Дети заканчивают предложения, начатые воспитателем.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Семья.

Развитие речи

Тема: Я и моя семья.

(Горбатенко О.Ф., с.88).

Задачи: углубить представления о семье и её членах (брат, сестра); знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать у детей заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.

Беседа «Фото моей семьи».

Рассказы из опыта детей «С кем я живу».

Игра «Кому это принадлежит?»

Игра-ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей».

Творческая работа.

Д/и: «Угадай, о ком я скажу».

Беседа «Кого из взрослых ты любишь и почему?»

Д/и: «Подбираем рифмы».

Свободное чтение: О.Иоселиани «Как появился Бачо»,  Хр.д/д/ст/в,199; «Айога»(нан), Хр.д/д/ст/в,41; «Кукушка», Хр.д/д/ст/в,43; «Как братья отцовский клад нашли»(молд); П.Мумин «У нас рабочая семья», Хр.д/д/ст/в,385; В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»;

М.Пришвин «Дремучий медведь», Хр.д/д/ст/в,345;                  «Василиса Прекрасная», Хр.д/д/ст/в,246;           П.Машканцев «Дерево жизни», Хр. «Валдоня», 202       Обсуждение: Л.Толстой «Старый дед и внучек», Хр.д/д/ст/в,299;

С. Капутикян «Моя бабушка»; Л.Квитко «Бабушкины руки»;  Р.Гамзатов «Мой дедушка», Хр.д/д/ст/в,202.

Рассматривание картины «Моя семья», семейных фотоальбомов.

Игры с мячом:

 «Кто я, кто ты», «Назови 5 имен»

С/р игра: «Семья».

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Я.Аким «Моя родня», «Кто кому кто»,  С.Махоткин «Воскресенье», М.Яснов «Вот я семью нарисовал», П.Мулин «У нас рабочая семья», Э.Успенский «Ты и твоё имя»;

Драматизация: «Аленушка и братец Иванушка».

Предложить семейные фотоальбомы; картинки-небылицы «Кто что делает»;д/игра «Квартира».

Составление фотоальбома «Как мы отдыхаем».

Анкетирование «Роль отца в воспитании ребенка».

Создание альбома «Любимые занятия нашей семьи», «Как мы отдыхаем».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 13.

(Варенцова Н., с.26).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слов «луна», «лиса».

Игра «Назови пару».

Работа в тетради.

Чтение художественной литературы

Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка».

(Ушакова О.С., с.127).

Задачи:  Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

Чтение сказки.

Беседа с детьми.

Игра «Доскажи предложение».

Пересказ сказки.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Зима.

Развитие речи

Тема: Пересказ произведения Н. Калинина «Про снежный колобок».

 (Волчкова В.Н., с.41)

Задачи: учить пересказывать рассказ, излагая содержание близко к тесту, передавая интонацию, свойственную определенному персонажу произведения; сопереживать персонажу.

Загадывание загадки.

Беседа с детьми о снеге.

Чтение рассказа.

Беседа по произведению.

Пересказы произведения детьми.

Панно «Зима» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года)

Дидактические игры: «Это правда или нет?» «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.47.

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про деда Мороза»

Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Загадки.

Свободное чтение: О Вациетис «Где живет зима летом?»;

Туве Янссон «Волшебная зима»;

Л.Окнет «Зима»;

кн.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» с.51

М.Пожарский «Заклинание зимы», Д/В,1993,8;

Н.Павлова «Деревья зимой»;

И.Одоевский «мороз Иванович»;

Л.Земскова «Цветные сказки. Белая», Хр. «Валдоня», 208;

Т.Тимохина «Как зима Степку лечила», Хр. «Валдоня», 184;

Заучивание, К.Бальмонт «Снежинка»;

С.Есенин «Пороша», «Белая береза»; стихи А.С.Пушкина; стихи Ф.Тютчева.

Рассказывание по опорным схемам:

 «Зима»;

«Зима. Зимняя одежда и обувь».

Д/и: «Когда это бывает?»

Драматизация: «Зимовье зверей», «Снегурочка».

Предложить картинки – исключения (что лишнее по временам года); облако-облака); сюжетные картинки для раскрашивания

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Н.Сладков «Зимнее лето», «Суд над декабрём», И.Соколов-Микитов «Зима вьюжная», «Зима в лесу», В.Берестов «Гололедица», Я.Ким «Первый снег», А.Пушкин «Зимний вечер», Я.Купала «Зима».

Прогулка в зимний лес на лыжах и санках.

Акция в рисунках «Мы здоровью скажем: да!»

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 14.

(Варенцова Н., с.27).

Задачи: Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие).Обучать умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «сани».

Слоговое деление слова «сани».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова».

Работа в тетради.

Чтение художественной литературы

Тема: Рассказ Н.Носова «На горке».

(Ушакова О.С., с.123).

Задачи: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Игра «Скажи по-другому».

Рассматривание картины «На горке».

Чтение рассказа Н.Носова «На горке».

Беседа с детьми.

Игра «Я начну, а вы закончите».

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Новый Год.

Развитие речи

Тема: Творческое рассказывание. «Сочиняем сказку про Деда Мороза». 

(Волчкова В.Н., с.39)

Задачи: Литературно-словесное творчество; развивать речевые умения использовать синтаксические конструкции различной степени сложности, правильно согласовывать существительные и глаголы, развивать воображение.

Беседа с детьми.

Загадывание загадки.

Коллективное составление сказки.

Дидактические игры: «Это правда или нет?» «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.58.

Беседы:

«Как мы елочку украшали»

 «Я встречаю гостей».

Игра в кругу «Подбери слово».

Свободное чтение: Н.Мриская «кто рисует на стекле», Хр. «Валдоня»,198;             В.Одоевский «Мороз Иванович», Хр.д/д/ст/в,284;              Л.Воронкова «Таня выбирает елку»;                                М.Зощенко «Елка»;           С.Маршак «12 месяцев», Хр.д/д/ст/в,316;                       «Елка», Хр.д/д/ст/в,132;          В.Даль «Девочка Снегурочка», Хр.д/д/ст/в,87;              В.Драгунский «Заколдованная буква», Хр.д/д/ст/в,363; К.Чуковский «Елка», Хр.д/д/ст/в,116;                                 А.Барто «В Защиту Деда Мороза»;

Ю.Азрапкин «Наша речка», Хр. «Валдоня», 334 

П/гим-ки «Снежок порхает, кружится».

В.Сутеев «Елка»,С.Садовский «12 месяцев»,С.Маршак «Круглый год».

Д/и : «Чем мы елочку украсили?»

 Свободное общение: «Что принес мне Дед Мороз?»

Пение песен и чтение стихов после утренника.

Предложить картинки – исключения (что лишнее по временам года); стимулирующие картинки зимних явлений (составь зимнюю картину); предметные картинки –парочки (снежинка-снежинки, облако-облака);

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: Н.Сладков «Зимнее лето», «Суд над декабрём»,И.Соколов-Микитов «Зима вьюжная», «Зима в лесу», В.Берестов «Гололедица», Я.Ким «Первый снег», А.Пушкин «Зимний вечер», Я.Купала «Зима».

Проведение  Новогоднего утренника.

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 15.

(Варенцова Н., с.27).

Задачи: Освоение звукового анализа слов. Учить различать гласные и согласные звуки (твёрдые и мягкие). Знакомить со смыслоразличительной функцией твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Обучать умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «утки».

Игра «Живы звуки».

Игра «Какой звук заблудился».

Игра «Назови слова».

Работа в тетради.

Чтение художественной литературы

Тема: Заучивание стихотворения «Песня о ёлке» С. Маршака.

(Гербова В.В., с.93).

Задачи: помочь детям понять и запомнить стихотворение; учить выразительно читать его.

Чтение стихотворения.

Беседа по содержанию.

Разучивание стихотворения.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Животные севера, юга.

Развитие речи

Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».

(Ушакова О.С., с.73)

Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по картине, учить подбирать определения при описании внешнего вида животных, закрепить правильное произношение звуков /ч/,/ц/.

Рассматривание картины «Северные олени».

Вопросы по картине.

Составление детьми рассказов по картине.

Физминутка.

Загадывание загадок.

Работа над произношением звуков.

Работа со словарём: «Назови на букву…»

Д/и«Один- много»

«Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.67.

Отгадывание загадок

Д/и: «Подскажи Петрушке звук».

Чтение К. Чуковского «Айболит».

Разбор картинок, на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жильё («Покажи, где чей дом»).

Поход в зоопарк.

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 16.

(Варенцова Н., с.27)

Задачи: освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). Развивать представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Обучать умению проводить графические линии.

Звуковой анализ слова «аист».

Игра «Живые звуки». Слово аист.

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Подбери картинку».

Работа в тетради.

Чтение художественной литературы

Тема: Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева», Д.Р.Киплинг рассказы из «Книги джунглей»

(Интернет-источник, гр.№12)

Задачи: познакомить детей с художественным произведением; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Отгадывание загадки.

Пальчиковая гимнастика.

Чтение сказки.

Гимнастика для глаз.

Физминутка.

Вопросы по содержанию.

Итог занятия.

Образовательная область «Речевое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Домашние животные.

Развитие речи

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

(Волчкова В.Н., с.30).

Задачи: учить связно, выразительно рассказывать текст (без педагогической поддержки); развивать речевые умения подбирать к словам определения, синонимы и антонимы.

Беседа с детьми о пожаре.

Чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».

Вопросы по содержанию.

Повторное чтение.

Пересказ произведения детьми.

Придумывание шутки-чистоговорки.

Словесная игра «Взрослый-детёныш».

Разучивание скороговорки: Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. Проговаривание скороговорки: У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

«Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.72.

Предложить :

  • предметные картинки домашних животных и их детёнышей, овощей, фруктов, злаков, молока («Чей малыш», «Кто что любит»);
  • картинки частей тела животных «Чей хвост, уши, лапа?»,
  • теневые картинки на соотнесение животного с тенью;

Д/и «Вижу-слышу»-что умеет делать, как кричит».

Свободное чтение: Л.Толстой «Пожарные собаки», Хр.д/д/ст/в,94; «Играющие собаки», Хр.д/д/ст/в,96; М.ф.ф. «Ослик мой, быстрей шагай»;

П.Ершов «Конек-горбунок»; Л.Толстой «Лев и собачка»; Д.Родари «Мышка, которая ела кошек», Хр.д/д/ст/в,223; К.Паустовский «Кот-ворюга», Хр.д/д/ст/в,343; «Котофей-Котофеевич»; «Кот-воркот»,  «Про летающую корову», Д/В, 1994,4,86; Д.Хармс «Бульдог и таксик», Хр.д/д/ст/в,128; 

М.н.с. «Черная корова» , Хр. «Валдоня»,

п/гим-ка «Бурёнушка»;

 кн.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет».

Пиктограмма «Расскажи о животном»;

Разбор картинок, на которых надо найти людей (животные, птицы, цветы), спрятанных художником («Кто где спрятался?»)

Драматизация: «Зимовье»; «Два барана».

Предложить игровые наборы предметные картинки домашних животных и их детёнышей, («Чей малыш», «Кто что любит», «Вижу-слышу» - что умеет делать, как кричит»);             картинки – исключения (дикие - домашние животные); картинки частей тела животных «Чей хвост, уши, лапа?»,разрезные картинки;       Рассматривание иллюстраций и книг: Д.Крупская «Щенок», Е.Чарушин «Кошка Маруська», Ю.Коринец «Кто живёт у нас в сарае», В.Левин «Лошадь», С.Чёрный «Жеребёнок».

Фотовыставка «Наши питомцы».

Оформление папки-передвижки «Что читать детям о животных».

Поход в цирк.

Экскурсия в краеведческий музей.

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 17.

(Варенцова Н.,с.28).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Различать гласные и согласные звуки (твёрдые и мягкие). Развивать представления о смыслоразличительной функции звука. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Обучать умению проводить графические линии.

Игра «Назови пару».

Звуковой анализ слова «лист».

Игра «Какой звук заблудился?»

Игра «Назови слова».

Работа в тетради.

Чтение художественной литературы

Тема: «Три поросёнка» С.Михалков.

(Ушакова О.С., с.105).

Задачи:  Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи детей: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.

Чтение сказки.

Беседа по содержанию.

Рассматривание картины.

Пересказ эпизодов сказки детьми от лица главных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Старшая группа

Данное комплексно - тематическое планирование непосредственно - образовательной деятельности разработано для детей старшего дошкольного возраста.Планирование разработано с применением иновационных тех...

Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

Это  помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей  группы,что способствует целенаправленному системному...

Комплексно-тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2016 – 2017учебный год

Комплексно-тематическое планирование  реализации образовательной программы...

Комплексно - тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2014- 2015 учебный год

Комплексно - тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей  группе  на 2014- 2015  учебный год...

Комплексно- тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2017-2018уч. год.

Комплексно- тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе на 2017-2018уч. год....

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процесса В старшей группе МАДОУ «Детский сад «Жаргал» на 2017-2018 г.

Комплексно-тематическое планирование содержания образовательного процессаВ старшей группе МАДОУ «Детский сад «Жаргал» на 2017-2018 г....