Осень в гости к нам пришла
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Симонова Вера Ивановна

Занятие направлено на то, чтобы активизировать познавательную деятельность детей. Развивать связную речь, мышление, внимание,закрепить представление детей о фруктах и овощах. Продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, по форме, цвету. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simonova_1353873138.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Детский сад общеразвивающего вида №95.»

Конспект занятия в средней группе

«В гости осень к нам пришла»

Воспитатель: Симонова Вера Ивановна 1 к.к.

2012 г.

Цель:

  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Активизировать познавательную деятельность детей. Развивать связную речь, мышление, внимание.
  •  Закреплять умение считать  в пределах четырёх, отвечать на вопросы «сколько?», «Который по счёту?». Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственное направление, закреплять геометрические фигуры.
  •  Уточнить и закрепить представление детей о фруктах и овощах. Продолжать учить детей классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, по форме, цвету.
  • Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Воспитывать заботливое отношение к ним. Продолжать учить отгадывать загадки, развивать мелкую моторику, закреплять конструктивные способности детей.

Наглядный материал: картины с изображением осени; фланелеграф, дерево, карточки с овощами и фруктами, осенние листочки, картинки с изображением диких животных, книжка с загадками, конструктор.

Предварительная работа.

  1. Чтение книг о природе, о жизни диких животных.
  2. Разучивание стихотворений об осени.
  3. Наблюдение за листопадом на прогулке.
  4. Отгадывание загадок.
  5. Рассматривание овощей и фруктов вне занятий.
  6. Дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «С какого дерева листок? «Доскажи словечко».

Ход занятия.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

      Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Дети: Это осень.

В: Ребята, а что такое осень?

Ребёнок 1: Если на деревьях листья пожелтели…

Ребёнок 2: Если в край далёкий птицы улетели…

Ребёнок 3: Если небо хмурое, если дождик льётся…

Дети: Это время года осенью зовётся.

В: Давайте, дети, расскажем какая бывает осень.

(На фланелеграф прикрепляются картинки с изображением осени)

Д: Осень бывает золотой, все деревья и кустарники окрашены в жёлтые, красные, оранжевые краски, под ногами тоже лежит разноцветный ковёр.

В: Помните дети, когда мы однажды гуляли на прогулке, вдруг подул ветер, и на нас полил жёлтый, золотой дождь. Что же это за дождь?

Д: Это листопад.

В: Правильно. Золотая осень - очень красивое и яркое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Давайте прочитаем стихотворение об осени.

Листопад.

Листопад, листопад,

   Листья жёлтые летят.

             Жёлтый клён, желтый бук,

                Жёлтый в небе солнца круг.

              Жёлтый двор, жёлтый дом

          Вся земля желта кругом.

   Желтизна, желтизна,

          Значит, осень – не весна.

А какая ещё бывает осень?

Д: Осень бывает хмурая, дождливая. Небо пасмурное, затянуто тучами, часто идёт мелкий холодный моросящий дождь.

В: Давайте покажем такую осень.

Ритмическое упражнение.

Птица «кар – кар – кар»  (сжимают и разжимают пальцы рук)

Ветер «хлоп – хлоп – хлоп»  (хлопают в ладоши)

Дождик «кап – кап – кап»  (пальчиком стучат по ладошке)

Ноги «шлёп – шлёп – шлёп»  (топают)

Дети «ха – ха – ха»  (выставляют руки вперёд, поворачивая кисти рук вверх, вниз)

Мама «ах – ах – ах» (руки у головы, наклоняя её влево, вправо)

Дождик «кап – кап – кап»

Туча «бах – бах – бах». (топают)

В: Какая ещё погода бывает осенью?

Д: Ветреная. Сильный холодный ветер срывает листья с деревьев.

В: А давайте вспомним, как же поэт описал такую осень в своём стихотворении.

Ребёнок:

Злой осенний ветерок,

У куста сорвал листок.

Долго с листиком вертелся

Над деревьями кружил,

А потом мне на колени

Жёлтый листик положил.

В: Посмотрите, сколько разных листьев принёс мне ветерок.

(показывает корзину с листьями)

Дети, какие листья принёс ветерок?

(выставляет на доску 4 листочка)

Д: кленовый , дубовый, осиновый, берёзовый листья.

В: Давайте посчитаем сколько их.

Д:  Всего 4 листочка.

В: Какой первый, третий, второй, четвёртый?

Д: Кленовый , осиновый, дубовый, берёзовый.

В: А теперь  распределите листочки по домикам.( Листья лежат на столе по количеству детей, на доске выставлены геометрические фигуры: круг, треугольник и овал)

В: Серёжа, а какой у тебя листик в руках? (кленовый)

В какой домик ты поместил его  и почему?

Ребёнок:  В круглый домик, потому что, когда мы обводили листочки, то увидели, что кленовый лист похож на круг.

В: Давайте сейчас с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся  (кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются на носочки и кружатся)

В: Люди любят осень не только за красоту, но и за щедрость. Как же мы назовём следующую  картину?

Д: Урожайная осень. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

В: У меня на столе лежат картинки с овощами и фруктами. Отберите  из них картинки с фруктами и разместите их на чудо – дереве. А затем возьмите картинки с овощами, поместите их на огороде над землёй и под землёй. (на фланелеграфе размещено дерево и огород)

Назовите фрукты, которые растут на чудо – дереве.

Д: Яблоко, груша, апельсин, лимон и т.д.

В: Какой фрукт растёт выше яблока? Ниже груши? Выше апельсина? Ниже лимона?

 А теперь назовите овощи, которые растут над землёй.

Д: Помидор, огурец, капуста, горох и т.д.

В: Назовите овощи, которые растут под землёй.

Д: Морковь, редиска, картошка, свёкла.

В: Давайте сейчас поиграем в игру «Подбери признак и расскажи об овоще».

Д: Это морковь. Она длинная, оранжевая, сладкая, с зелёными листочками, сочная, хрустящая, растёт в земле. (3-4 ребёнка)

В: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А чем же полезны овощи?

Д: В них много витаминов, которые дают нам силу, помогают расти.

В: А сейчас давайте с вами отдохнём.

Пальчиковая игра «Две сестрички».

Две сестрички, две руки (фонарики)

Левая и правая (показывают одну, потом другую руку)

Поливали огурцы (имитация полива)

Левая и правая

Две сестрички, две руки

Левая и правая

Собирали огурцы (сжимают и разжимают пальцы рук)

Левая и правая.
В:  Ребята, посмотрите, ветерок принёс нам книжку с загадками. Давайте отгадаем их.

Летом серый, зимой белый?

Д: Это заяц. (выставляется картинка)

В: Как зайцы готовятся к зиме?

Д: Они меняют шубку серую на белую более тёплую.

В: А зачем?

Д: Чтобы его не было видно на белом снегу, и чтобы не было холодно зимой.

В: А чем питается заяц зимой?

Д: Заяц зимой грызёт кору деревьев.

В: Молодцы! Послушайте вторую загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Д: Ёжик. (выставляется картинка)

В: А как готовится ёжик к зиме?

Д: Ёж выбирает осенью для себя удобную ямку под деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая когда его завалит снегом.

В: Молодцы! Отгадайте последнюю загадку:

Хозяин лесной,

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Д: Медведь.

В: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь садитесь за столы и давайте построим медведю берлогу, и пусть спит в ней до весны.

(Дети строят из конструктора берлогу для медведя под музыку)

Воспитатель проходит и смотрит постройки.

В: Молодцы, у вас получились замечательные берлоги. Теперь Мишка скажет нам «спасибо».

Итог занятия.

 

Используемая литература.

1. О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада, Москва, 2010 г.

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство – Пресс», 2008 г.

3. В. В. Волина. Праздник букваря, М., 1995 г.

4. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду, М.,1991г.

5. Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей Чудо – всюду. Мир животных и растений, Ярославль, 2003 г.

6. Л. Н. Елисеева. Хрестоматия для маленьких, М., 1982 г.

7. В. И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников, М., 2008 г.

8. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь, М., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Осень в гости к нам пришла".

Сценарий содержит танцевальный и песенный материал. Цель: Создать детям радостное праздничное настроение....

Сценарий осеннего утренника "Осень в гости к нам пришла"

Праздник осени расчитан на детей старшей разновозрастной группы(старшая и средняя подгруппы)....

Осенний праздник для детей первой младшей группы «Осень в гости к нам пришла!»

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечат...

Сценарий осеннего праздника «Осень в гости к нам пришла» для детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Осенний праздник, в котором принимают участие Лесовичок, Дождик, Осень и мышка. Материал могут использовать музыкальные руководители и работники дополнительного образования....

Осень в гости к нам пришла (праздник осени в группе кратковременного пребывания)

Состоялся первый утренник в группе кратковременного пребывания «Осень в гости к нам пришла». Дети и родители активно включились в игровую деятельность. Утренник прошел весело и позитивно. Следует отме...

Сценарий осеннего праздника "Осень в гости к нам пришла"

Праздник прошел очень весело.Все остались довольны....