Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) на 2014-2015 учебный год (подготовительная к школе группа)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

1.  Пояснительная записка

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

•  развитие свободного общения  со взрослыми и детьми;

•  развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

•  практическое овладение воспитанниками нормами речи.

         Занятия по  коммуникации в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 74.  Продолжительность занятия 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

         Методика даётся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konova_kommunikatsiya_1.docx65.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г.Казани

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МБДОУ «Детский сад №48

комбинированного вида»

Советского района г.Казани

Протокол № _____

от «_____» _____ 2014 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад №48

комбинированного вида»

Советского района г.Казани

__________ Д.И.Бакирова

Приказ № _____

от «_____» _____ 2014 г.

Рабочая программа

по образовательной области

«Речевое развитие» (коммуникация)

на 2014-2015 учебный год

(подготовительная к школе группа)

Составлена на основе Примерной

основной общеобразовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой

                                                                

                                                                     Воспитатели: Конова А.А ,

                                                                

г.Казань

                                1.  Пояснительная записка

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения  со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

        Занятия по  коммуникации в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 74.  Продолжительность занятия 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

        Методика даётся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально.

         Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средства общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

 

           

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Задачи:

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

                              Звуковая культура речи

Задачи:

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

                          Грамматический строй речи

Задачи:

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, , потому что, если, если бы и т.д.).

                                          Связная речь

Задачи:

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

                       Подготовка к обучению грамоте

Задачи:

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Планируемые результаты:

 Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».                                                                Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Адекватно  используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют  действия при  сотрудничестве).  

                      2.Календарно-тематический план

Месяц

Неделя

Лексическая тема недели

Программное содержание

Тема занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению  грамоте

Сентябрь

1 неделя

Детский сад.                                                                 

Цели: закрепить и расширить знания детей о профессиях работников детского сада. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада. Обогащать словарь существительными, обозначающими профессии (воспитатель, логопед, повар, прачка, кастелянша). Расширять и активизировать в речи детей предметный словарь, словарь действий и признаков.

Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать существительные с числительными и прилагательные с существительными. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении винительного и дательного падежей имен существительных. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы). Закрепить понятие слог, умение оперировать им.

Адаптационный  период после лета. Обследование детей.

2 неделя

Игрушки.                                                          

Цели: расширение и систематизация словарного запаса по теме "Игрушки" Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны. Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений .Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными 2 и 5, согласование местоимения существительного в роде и числе ).

Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и
внимания.

Адаптационный  период после лета. Обследование детей.

3 неделя

Части тела.                                                          

Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу  и  т. д; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,  доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие аккуратности  и  чистоплотности.

Речевые и неречевые звуки.

Цель: Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.

  Различение по тембру голосов людей.

  Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

  Развитие внимания, слуховой памяти

4 неделя

Фрукты.                                                              

Цели: обобщить и расширить имеющиеся знания о фруктах. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными  суффиксами. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с сущ. Образование сущ. Ед. и мн. Числа в разных падежах. Обогащение речи словами – антонимами Составление предложений с однородными членами, с противопоставлением. Составление описательного рассказа – описания по схеме. Учить составлять описательные рассказы о фруктах.

Звук( А). Выделение ударного гласного из начала слова

Анализ звукового ряда Буква «А» Конструирование из палочек.

Чтение. Печатание

Октябрь

1неделя

Овощи.                                                                  

Цели: обобщить и расширить имеющиеся знания об овощах. Дифференциация имён существительных единственного и  множественного числа .Образование относительных прилагательных. Согласование числительных 2, 5 с существительным  в роде, числе, падеже. Обогащение речи словами – антонимами. Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Звук( У).

Выделение ударного гласного из начала слова. Буква «У». Чтение. Конструирование из палочек

Печатание.

2 неделя

Осень. Грибы.                                                      

Цели: уточнение,  расширение  и активизация  словаря  по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный,  мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Звук(  И). Выделение ударного гласного из начала слова. Буква « И». Чтение прямых слогов. Печатание.

3 неделя

Осень. Деревья.                                                

Цели:  уточнение и расширение словаря по теме: “Осень. Деревья”;  совершенствование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
 
развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера;
улучшение 
общей моторики и координации движений;
развивать коммуникативные навыки;

 воспитание бережного отношения к лесу, любви к родному краю.

Звук ( Ы). Позиция звука ы в слове (середина, конец). Составление схем слогов тип аыу. Деление слов на слоги хлопками. Буква « Ы». Чтение. Печатание.

4 неделя

Осень. Хлеб.                                                      

Цели: закреплять  знания  детей, что хлеб – ценнейший продукт питаниябез которого не могут обходиться  людикак много труда надо затратить,  чтобы получить хлеб. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных. Учить подбирать слова – антонимы. Обогащать слова детей существительными. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.

Звук ( О) .

Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а – у - о. Буква « О.» Чтение. Печатание.

5 неделя

Осень. Перелётные птицы.                                

Цели:  расширить и закрепить представления детей о перелетных 
птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке; 
о частях тела и образе жизни птиц. 

 Совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. Совершенствование навыка рассказывания по картине  «Отлёт птиц». Составление описательного рассказа по план – схеме о перелётной птице.

Рассказывание сказки «Как лебедь остался один».

Звук (Э). Буква « Э». Преобразование слов ЭХО – ЭТО – ЭТА - ЭТАЖ.

Составление предложений со словами ТОТ, ЭТО.

Ноября

1 неделя

Россия-родина моя.                                          

Цели: обобщить и систематизировать знание детей о России. Закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме ; продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод); закреплять умение образовывать новые формы существительного (Москва-москвичи). Обобщать знания детей о Москве.

Развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражения (Москва – сердце России).Чтение, составление пересказа «Наше Отечество» по К.Ушинскому. Заучивание стихотворения  И.С.Никитина «Русь».

Закрепление полученных навыков. Гласные звуки.

 Цель : закреплять понятие «гласный звук»;

 - закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

 - учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

 - формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных.

2 неделя

Домашние птицы.                                          

Цели:  систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать память, внимание, мышление, речь.
Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Звук ( Н). Позиция звука в слове.

 Буква « Н». Чтение прямых и обратных слогов. Печатание.

3 неделя

Домашние животные.                                  

Цели: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах, упражнять в согласовании слов по падежам: активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные»; чем питаются, как подают голос, какую пользу приносят. Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитывать любовь и заботу к домашним животным, умение внимательно слушать; формирование самостоятельности и активности. Совершенствование навыка рассказывания  по картине  «Лошади и жеребята».

 Развитие навыков составления  описательного рассказа о животном  по план – схеме.

Звук ( М). Выделение начального согласного. Твёрдость, мягкость. Полный анализ слова (мак). Буква « М». Чтение прямых слогов МА, МО, МЫ, МУ, слово МАК. Печатание слова МАК.

4 неделя

Дикие животные готовятся к зиме.              

Цели: пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей в зимнее время года (как готовятся к зиме: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка рассказывания по картине  «Медведица с медвежатами». Составление рассказа – сравнения о двух животных

Звук (Х.) Выделение начального согласного и последующего гласного из слов. Позиция звука в слове. Буква « Х.»

Печатание слова ПУХ. Составление звуковой схемы слова. Анализ прямого слога типа ХА.  Полный анализ слов типа УХА, ХАТА.   Печатание  слова ПУХ.  Чтение слов ПУХ, УХО, УХА, ХАТА

Декабрь

1 неделя.

Зима. Зимняя одежда.                                            

Цели: обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, об изменениях в живой и неживой природе, о зависимости изменений живой и неживой природы от изменений в неживой природе, о сезонных изменениях в  одежде людей; закрепить знание названий зимних предметов одежды, обуви, головных уборов. Учить составлять описательные рассказы.

Звук ( П.) Термин «Согласный «звук.

Анализ обратного слога типа АП. Выделение согласного в начале слова. Буква  «П.» Преобразование слогов АП - ПА. Чтение слогов  

ПА, ПО, ПУ. 

2 неделя

Зимующие птицы.                                        

 Цели: закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, почему не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Как помочь птицам перенести суровую русскую зиму. Активизировать  использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.  Воспитать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание вспомнить все, что они знают о птичьих трудностях в зимнее время. Разучивание стихотворения  С. Насонькина «Ёлка для птиц». Совершенствование навыка пересказа текста «Птичья ёлка».

Звук  ( Б). Звонкость – глухость. Полный анализ слов типа БУСЫ.

Буква « Б».

Чтение БЫК, БАК, БОК ,СОБАКА. Печатание БАБА.

3 неделя

Животные жарких стран.                              

Цели: закрепление представлений о диких животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение  и активизация словаря по теме "Дикие животные жарких стран": 1) обогащение предметного словаря (Юг, Африка, пустыня, джунгли, зверь, хищник, рога, бивни, хобот, грива, пасть, панцирь, зебра, жираф, антилопа, крокодил, панда, коала, попугай, какаду, пантера, павлин, ягуар, леопард, гепард, тигр, газель, утконос, горилла, колибри, кенгуру, удав, питон, кобра, варан, страус, шакал и т.д.); 2) обогащение словаря признаков (пятнистый, косолапый, огромный, лохматый); 3) словарь наречий (быстро, жарко, тепло); 4) глагольный словарь (прыгает, плавает, рычит,  ныряет).  Воспитание любви и бережного отношения к природе. Составление описательного  рассказа по плакату «Животные холодных и жарких стран».

Разучивание стих – я С .Михалкова «Где обедал, воробей?». Совершенствование диалогической речи с опорой на сказку «Про львёнка» О. Онисимовой с пересказом.

Звук ( К). Согласные звуки. Выделение начального согласного и гласного после согласного (КОТ).                  Буква  «  К». Чтение. Печатание. Схема слова типа  КОТ.

4 неделя

Новый год. Зимние забавы                            

Цели: закрепить название зимних игр и забав, и название спортивного инвентаря для развлечений зимой; учить детей образовывать новые слова; употреблять имена существительные в родительном падеже; развивать внимание и память; воспитывать интерес к окружающему миру. Составление рассказа по сюжетной картинке «На новогоднем празднике».

Составление рассказа по личному опыту.

Звук ( Г). Мягкий звук ГЬ.

Буква « Г».

Чтение слов ГУСИ, ГУБЫ, САПОГИ. Предложения

ВОТ  ГУСИ.

Январь.

2 неделя

 Театр. Музыкальные инструменты.

Цели:  развитие речи посредством театрализованной деятельности. Дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей. Формировать готовность понимать другого человека и сопереживать ему. Доставить детям удовольствие. Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Звук (Т). Согласные звуки.

Выделение последнего согласного из  слова.

Буква  «Т». Преобразование обратных слогов в прямые.. Чтение прямых слогов. 

3 неделя  

 Транспорт. Правила дорожного движения.

Цели: Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа текста В.Суслова «Кто сильнее?» с опорой на мнемотехническую таблицу.

  Закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Продолжать учить детей пересказывать произведение, свободно пользуясь простыми предложениями. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнить  представления  детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»;  дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

Звук ( Д). Буква « Д». Составление и чтение предложений

ВОТ  ДОМ.

ТУТ  ДУБЫ. Графическая схема предложения.

4 неделя

Профессии. Материалы и инструменты.

Цели: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога). Научить различать и называть профессии по инструментам. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. Совершенствование навыка пересказа

 текста В.Суслова  «Где работает мама?». Разучивание по ролям стихотворения           Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Звук ( В). Буква « В». Чтение слов ВАТА, СОВА, ИВА.

Предложения ВОТ  СОВА.

Схема предложения из 2 – х слов.

Февраль

1 неделя

Профессии. Строительство. Дом.                  

Цели: расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Продолжать знакомить детей с разными строительными материалами  из которых строят дома; развивать умение сравнивать, анализировать, экспериментировать. Воспитывать интерес и уважение к труду строителей, пробуждать желание работать так же добросовестно, ответственно, быстро, красиво, как мастера. Расширить представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать связную речь, внимание, мышление; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Звук ( Ф.) Буква « Ф.»

Составление схем слов типа КОФТА, ШКАФ.

Схема предложения из 3 – х слов типа.

В САДУ ФОНТАН. 

2 неделя

Посуда. Продукты питания.                        

Цели: уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными). Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания,  их значении для здоровья человека. Обогащать речь существительными, обозначающими названия продуктов питания, блюд, напитков. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Составление рассказа – описания по план – схеме. Разучивание стихотворения   Р Сефа «Совет». Совершенствование навыка пересказа текста «Мамина чашка».

Звук ( С). Выделение начального согласного и последующего гласного из слов СУМКА, САНИ. Деление слов на слоги. Анализ прямого слога типа су.  Составление слоговой схемы слова. Составление звуковой схемы слова СУП. Полный анализ слов типа СУП. Буква  «С». Чтение. Печатание слова СУП.

3 неделя      

Защитники отечества.                                    

Цели: воспитание уважения, любви и благодарности к  защитникам Родины, защитившим страну от врагов и гордости за свой народ, любовь к родине. Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества. Продолжить знакомство с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защитить свою страну. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. Развитие связной речи. Заучивание с детьми стихов С.Маршак «Пограничники», «Дуют ветры в феврале», А.Жаров «Пограничник», З.Александрова «Дозор».

Звук ( З). Буква « З». Чтение слогов ЗДО, ЗДА, ЗДЫ. Слов ЗОНТ, ЗАМОК.

Составление схем слов.

4 неделя

Семья.                                                                  

Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе». Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные).. Упражнение  в кратком рассказывании о своих  близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье.

 Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером».

Пересказ литературного текста В. Осеева «Просто старушка».

Звук ( Ц.)

 Позиция звука в слове.

Буква « Ц».

 Чтение слогов типа ЦВА, ЦВУ.
Подбор слов к заданным схемам.

Март  

1 неделя

Весна. Женский день -8 Марта.                        

Цели: учить детей составлять  описательный  рассказ по серии сюжетных картин.

Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна». Разучивание стих – й о весне Ф. Тютчева,  А. Пушкина, А. Толстого. Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы. Воспитывать в детях любовь к маме, бабушке, сестре, воспитывать чувство доброты и благодарности. Придумывание рассказа по личному опыту ребёнка «Чтобы я сделал, если бы мама заболела». Составление сложноподчинённых предложений со словами «потому что».

Звук  ( Ш).

Позиция звука в слове.

Буква « Ш».

 Чтение, печатание слов.

2неделя

Весна в природе.                                                  

Цели: уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной; закрепить приметы весны и названия весенних месяцев.

Обогащать  и активизировать словарь по теме «Весна». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Формировать творческие способности.

Совершенствование навыка рассказывания по картине И. Грабаря  «Март».

Звук ( Ж). Позиция звука в слове.

Буква « Ж».

 Преобразование

слогов и слов

УЖ - УЖИ -  УЖИН

3 неделя      

Мебель.                                                            

Цели: обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Мебель». Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Составление загадок – описаний. Рассказывание стих – я  С. Маршака «Откуда стол пришёл?»  

Составление сравнительных рассказов – описаний о мебели.

Звук  ( Ч). Позиция звука в слове.

Буква « Ч.»

 Чтение и преобразование

Слов.

дочка – дачка- пачка

4 неделя

Электроприборы.                                              

Цели:  
обобщить 
знания по теме «Электробытовые приборы».

Составление и использование в речи сложных предложений с союзами чтобы, потому что.

Составление загадок – описаний о бытовых приборах.

Звук  ( Щ.)

Буква « Щ». Преобразование слов ЩИТ – ЩИ – ИЩИ-ПИЩИ- ПИЩА.

Составление, чтение и анализ предложения

В ШКАФУ ПЛАЩ.

Апрель

1 неделя

Весна. Возвращение птиц.                                

Цели: закрепить знания детей о весне, весенних явлениях и перелетных птицах. Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять  знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.

Звук ( Л), мягкий(ЛЬ).

 Полный анализ слов типа БУЛКА. Буква  «Л.»

Чтение слов: ЛУК, ЛАПА, ЛОТО, МЫЛО.  

 Схема предложения из 3 – х слов.  

МИЛА  МЫЛА  ПОЛ.

2 неделя

 Космос.                                                              

Цели: сформировать у детей понятие «космос»; «солнечная система».

 Уточнить знания о планетах солнечной системы, о первых космонавтах.  Закрепить умение четко, кратко отвечать на поставленные вопросы, подбирать родственные слова.

  Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме.  Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность.

  Воспитать любовь к своей планете.

Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа

 сказки Н. Носова «Как на Незнайку упал кусок солнца» с опорой на серию сюжетных картин.

Звук ( Р), мягкий ( РЬ.)

Буква  «Р». Составление схем слов типа БАРАНЫ, КРЫША.

3 неделя      

Животные весной.                                            

Цели: закрепление представлений о диких животных,  их внешнем виде, образе жизни и повадках в весеннее время года. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят («Назови семью») Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные («Чей? Чья? Чьё?»)  Учить образованию множественного числа существительных («Один – много») Закреплять подбор существительных к прилагательным и глаголам («Кто больше?»)

Учить согласованию существительных с числительными («Сосчитай») Учить подбору антонимов («Противоположности») Составление описательного рассказа.

Звук  (й). Буква « Й».

Закрепить правильное произношение звука й в речи,.

 Составление схем слов типа МАЙ, ЧАЙ.

4 неделя

Насекомые.                                                          

Цели: актуализация словаря по теме "Насекомые" (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) Заучивание загадок о насекомых. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказывание сказки «Как кузнечик помогал слабым».

Буква «Ё», буква «Е»

Учить называть слова с буквой «Е », определять место звука в слове.
Читать слоги и слова с буквой;

Воспроизводить звуко-слоговые дорожки со звуком  Ё;

Печатать букву Ё и слоги с этой буквой в тетрадях;

Проводить звуко-буквенный анализ слов типа МЁД, ЛЁД.

Май

1 неделя

Моя республика. Мой город.                        

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн). Расширить знания детей о родном городе. Развивать монологическую речь детей, память, мышление. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней. Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости в настоящее время. Обогащать и расширять новыми знаниями детей о столице Татарстана городе Казани. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей.

Буквы  «Ю», «я».

Познакомить с буквой «ю»;

выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;

определять позицию звука «ю» в словах;

2 неделя

Праздник Победы.                                            

Цели: закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только  армия  но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами. Вспомнить какие памятники напоминают о героях. Учить детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, обогащать через речь личный опыт детей знаниями об окружающем, пополнять лексику разнообразием слов, Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них. Составление сложных предложений по сюжетной картине Разучивание стих – й. Чтение рассказов о войне: В. Катаев «Сын полка» (отрывок «В разведке») с последующим пересказом.

Буквы « ь» , «Ъ» . Синтез звуков в слове. Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове подъезд. Звуковой анализ слова карась

3 неделя      

Школа.

Цели: уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; учить составлять рассказ по картине. Совершенствование навыка диалогической речи  с опорой на картину  «На уроке».

Пересказ рассказа  Л.Н. Толстого «Филиппок». Разучивание стих – й  о школьных принадлежностях.

А. Шанько «После школы» с составлением плана или В. Голявкина «Под партой».

Закрепление пройденного материала.

4 неделя

Времена года.                                                            

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.

  Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления. Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето теплее и т. д.)

   Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.  Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.

  Учить называть слова с заданным звуком.

  Учить делить слова на слоги.  Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Закрепление пройденного материала.

5 неделя

Лето.

Цели: уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе летом; закрепить приметы  лета и названия летних месяцев.

Обогащать  и активизировать словарь по теме «Лето». Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Подбор определений к существительным. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительным  в роде, числе, падеже.

Усвоение будущего сложного времени глаголов.  Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).

Закрепление пройденного материала.

                                 

                                              3.Список литературы

Методические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной  группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010..

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет: Наглядно-дидактическое пособие.—М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия «Грамматика в картинках»

Антонимы. Глаголы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010,

Антонимы. Прилагательные, —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Говори правильно. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Множественное число. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Многозначные слова. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Один —много. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Словообразование. — М.: Мозаика-Синтез, 2007—2010.

Ударение. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию коммуникации посредством применения событийного подхода в подготовительной к школе группе «Космические механики»

Цель: Стимулирование коммуникативной познавательной деятельности детей в различных ситуациях.Задачи:Образовательные:Формировать навыки позитивного общения детей;Формировать у детей чувство единства, с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» Подготовительная группа 2019-2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" ( разделы: художественная литература, подготовка к обучению грамоте, развитие речи)...

Рабочая программа по образовательной области " Речевое развитие" во второй младшей группе на 2020 - 2021 учебный год

Содержание курса «Развитие речи» направлено на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как создание ус...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...