Особенности развития речи у детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Медведева Ксения Михайловна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуются восприятие и память малыша. Он начинает запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи у детей раннего дошкольного возраста.

                                   Речь импрессивная и экспрессивная

Импрессивная (от лат. impressio – впечатление), или пассивная, речь – восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста.

Экспрессивная (от лат. expressio – выражение), или активная, речь – порождение, воспроизведение речи. Экспрессивная речь может быть устной или письменной.

1-2 года

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

1 г. 1 мес. Различает игрушки, похожие по форме, например "петушка" и "курочку", и приносит их по просьбе взрослых.

1 г. 2 мес. Узнает изображение отдельных предметов, действий по картинке, понимает вопросы "Где мячик, покажи?", "Что делает девочка на картинке?" и т.д. У ребенка развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по просьбе взрослого предметы, выбирает нужный среди многих других, берет его у одного человека и передает другому. Согласие или отказ в ответ на просьбу взрослого выражает эмоционально.

Ребенок любит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.

1 г. З мес. Дети уже могут совместно играть с игрушками. Игру организует взрослый с помощью словесной инструкции. Ребенок выполняет любое поручение по устной просьбе. Рассматривая картинки, находит называемое изображение. Он уже знает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок "большой, маленький, хороший, плохой".

1 г. 4 мес. Ребенок понимает смысл простых, часто повторяющихся предложений: "Будем кушать", "Пойдем гулять", "Возьми и принеси" и др.

1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес. Происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребенка возникает обобщенное понимание некоторых слов, например, при слове "кукла" он может принести не ту, с которой чаще играет, а другую. Интенсивно увеличивается скорость фонематической дифференциации, причем различение звуков речи на слух происходит быстрее, чем неречевых звуков.

1 г. 7мес. Ребенок понимает несложный сюжет картинки.

1 г. 9 мес. - 1г. 11 мес. Ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где уши, а где усы.

1 г. 11 мес. Понимает слова, касающиеся событий, уже имевших место в его личном опыте, например: "Мы сегодня пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина".

К концу 2-го года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

12-13 мес. К началу второго года та подготовительная работа по развитию речи, которая происходила в первые месяцы жизни ребенка, уже дает зримые плоды. Это время начала и развития ходьбы, в результате чего у ребенка расширяются представления об окружающем мире и активно развивается речь.

Малыш активно и успешно начинает подражать речи взрослых, быстро растет количество слов, которые он понимает. Появляется "слово-фраза". Например, ребенок говорит слово "мама" и показывает на ее новый наряд. В его интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание. Говорит "дай" и тянет взрослого гулять.

Ребенок уже знает название многих предметов, слова, обозначающие движения и действия (сядь, встань, возьми, отнеси). Но пока еще малыш пользуется односложными предложениями. Так, произнесенное ребенком слово "дай" в зависимости от ситуации может обозначать просьбу, чтобы ему дали игрушку, книгу, печенье. Произнося слово "Ляля", он тем самым хочет сказать: "Дай мне Лялю" или "Посмотрите, какие у Ляли глазки (платье)". При этом нередко показывает на глаза, платье куклы.

В речи ребенка наблюдаются фонематические искажения, употребляются корни слогов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеют место перестановки слогов.

1 г. 2мес- 1 г. 3мес. Ребенок отвечает на вопросы при отсутствии предмета: "Хочешь молока?" - "Да, ням, ням". Словами и звуками он сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, наблюдения за окружающими, рассматривание изображений. В обществе детей перекликается с другими малышами словами, звуками, смехом, повторяет за ними те же слова и звуки. Если произносит другие, то обычно тем же тоном. Повторяет известные ему комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки; синтезирует слова во фразы, состоящие из предмета и действия ("Вова ам"), предмета и дополнения-объекта ("Вова кашу"), действия и объекта ("ам кашу"). Ребенок сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, разные звуковые комбинации и каждое новое сочетание переносит на другие слова, например "мама" изменяет в "мамика" и переносит на "бабика", "папика", "катика", "лялика".

В этот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль - "ту-ту", лошадь - "ньо-ньо", птица - "гага", кошка - "кс-кс", собака - "ав-ав". В речи повторяется только первый слог (баран - "ба") или ударный слог (окошко - "ко"); нередко пропускаются звуки (собака - "бака").

Ребенок любит рассматривать картинки в книжках, перелистывает страницы, произносит много нечленораздельных звуков - "читает", часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога.

1 г. 4мес. Слова начинают носить обобщенный характер, например ребенок говорит "ляля" про любую куклу. Словарный запас составляет 30-40 слов.

1 г. 5 мес. Словом пользуется в момент сильной заинтересованности: "Дай то-то".

1 г. 5 мес. - 1г. 6 мес. Окружающие обычно не замечают больших изменений в развитии речи детей. Однако имеются следующие особенности.

Начиная с 1 г. 5 мес. ребенок может одним и тем же словом называть разные предметы: "пи" - чашка, чайник, блюдце, другая посуда, содержимое - чай; действие - пить. Может переносить название одного предмета на другой, обобщая их по какой-нибудь одной части: "гага" - все птицы или "гага" желтый чайник и желтая утка; "му-му" - корова, носорог, слон (ребенок объединил их по признаку длинного хобота, носа, рогов, за которые брал игрушки).

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки - М, П, Б, К, Г, Т, Д, Н, В, Ф, Й. Многие согласные звуки часто произносятся им смягченно (дяй вместо дай).

В слоговой структуре наблюдаются замены и опускание звуков, слогов: "ки" - киска, "ба" - собака, "ко" - молоко, "ка" - каша. В речи имеется от 35 до 95 слов, но по-прежнему широко используются жесты, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (до 1 г. 6 мес), который называют "автономным", имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.

1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. Происходит скачок в формировании речи, которая начинает развиваться ускоренными темпами. Вместо того чтобы непосредственно тянуться к предмету, ребенок обращается ко взрослому и называет предмет. Подражание речи взрослого принимает вид веселой игры. Ребенок, называя предмет, требует его, обращаясь к взрослому, поворачивается к нему лицом: "Мама, яблоко!", "Аня, шапка!", "Абильту" (автомобиль поехал).

Малыш часто изменяет слова, пользуется некоторыми грамматическими формами, связывая слова в фразу: "Дай ку" (Дай куклу), "Вова "би-би" (Вова хочет машину). Одни и те же слова могут произноситься неоднократно.

Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты. Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов.

1 г. 8мес. - 1г. 9 мес. Ребенок научается заменять облегченные слова правильными. Теперь вместо "би-би" он говорит "машина", вместо "ав-ав" - "собака" и т.п. Усложняется слоговая структура: ребенок воспроизводит двухсложные слова, в трехсложных опускает один из слогов. К 1 г. 9 мес. в его словаре имеется около 175 слов, во фразе 3-4 слова.

1 г. 9 мес. Продолжается влияние на поведение ребенка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между малышом и взрослым становятся более гибкими, требования ребенка менее категоричными, поскольку он подчиняется собственным приказам: "Маша, сиди тут. Пока тетя Оля пидет (придет)". Возникает описательная речь. Например, ребенок смотрит в окно и говорит: "Мальчик катается", "Машина гудит", "Самолет летит". Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное, может что-то присочинить к происшедшему.

1 г. 10 мес. Правильно называет собственные действия в игре - "упал, поехал". Использует предложения из 2-3 слов. В предложениях начинает употреблять местоимения и прилагательные.

1 г. 10 мес. - 2 года. Продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трехсложных словах иногда пропускается один слог, чаще предударный, при этом может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах: "Папа, Витя кататьца". Во фразе употребляется глагол в неопределенной форме или в повелительном наклонении: "Двей закить" (дверь закрыть), "Котлету поежь"; фраза распространена: "Тетя Катя, мооко пинеси не" ("Тетя Катя, не приноси молока").

1 г. 11 мес. Речь детей особенно активна в играх с куклами, игрушками, изображающими животных. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, тут же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: "Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя".

Быстро растет активный словарь малыша - к двум годам он включает примерно 300-400 слов (в основном это имена существительное и глаголы, причем глаголы встречаются примерно в 2-3 раза реже, чем существительные. Появляются наречия: тут, там, здесь. К этому времени ребенок учится строить предложения, состоящие из нескольких слов, которые еще, как правило, не согласованы между собой: "Вета бай-бай" (Света хочет спать); предлоги в большинстве случаев отсутствуют: "Вова мика" (У Вовы мишка).

2 года. Если к полутора годам малыш составлял в основном предложения из двух слов, то к концу второго года - из трех-четырех и более слов.

Характерной особенностью ребенка этого возраста является потребность в речевом общении, а также накопление впечатлений, происходящее в предметной деятельности. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться и получить помощь он может, только овладевая речевым обращением. Это и является главным стимулом в усвоении речи.

Малыш задает вопросы типа "Что это?" Он умеет ответить на поставленный вопрос, пользуется фразами из двух слов и более, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

Ребенок четко произносит почти все гласные звуки, правильно выговаривает многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова, Катя) малыш правильно произносит все звуки; в то же время в словах, состоящих из трех и более слогов, он часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - "паина", вместо велосипед - "апипед"). Пропуск звуков наблюдается и в словах со стечением согласных (два согласных звука находятся вместе). Например, ребенок произносит слово "дверь" как "вей" и т.д. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произнести их правильно, в других - неправильно.

Если на первом году жизни малыша часто называют по имени, то на втором году он уже откликается на него. Он знает и правильно называет близких ему людей (мама, папа, баба), некоторые знакомые ему предметы, игрушки; может выполнить по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Ребенок этого возраста повторяет вслед за взрослым звуки, отдельные звукосочетания, слова - даже сложные - непонятные для него. Правда, у него это не всегда удачно получается - возникает множество забавных детских слов, которые так смешат и умиляют взрослых. Но уже к концу второго года жизни ребенок легко и правильно повторяет слова и фразы, состоящие из двух-трех и более слов.

Понимание речи взрослых к концу второго года жизни качественно меняется - речевые указания взрослых начинают регулировать поведение малыша. Так, ребенок уже понимает и может выполнить некоторые простые поручения.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Как это ни странно звучит, но один из главных советов заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике - т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать. Воспитанники детских домов, у которых нет заинтересованной мамы или бабушки, готовых слушать речь ребенка, отличаются от сверстников более скудным запасом слов. Часто в многодетной семье, где маме не хватает времени на длительный речевой контакт с ребенком, общение сводится к "предугадыванию" его потребностей, что само по себе замедляет формирование его речи.

2. Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: "Как тебя зовут?" Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: "Как тебя зовут?" Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех Пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

3. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет или что делает.

4. Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

5. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

6. Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки "Курочка Ряба", "Репка", в которых многократное повторение фраз "бил-бил не разбил", "тянут-потянут, вытянуть не могут", приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строчки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Вот несколько таких примеров. Ребенок может договаривать за взрослым звукосочетания в стихотворениях.

7. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете.

8. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

9. Развивайте у ребенка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

10. В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: "Это Ляля. Это у Ляли глазки. Это носик. Это ушки. Это ручки, ножки". Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать (сначала у куклы, потом у себя): "Где у Ляли носик, глазки? А где у Тани носик, глазки?"

11. Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать ее вам, переложить погремушку с одного места на другое и т.д. Постепенно усложняйте задания.

12. Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Например, мама может попросить малыша принести какой-то предмет, но для этого он должен сначала спросить у папы, где данный предмет лежит (подобные задания следует давать не ранее чем с 1,5 лет). Некоторые родители стараются предупредить желания ребенка, не дают ему возможности словами выразить свою просьбу. Приведем пример. Малыш подошел к столу и тянется к вазе с фруктами. Мама, вместо того чтобы спросить: "Что тебе дать?", молча дает ему яблоко. Он также молча берет его и отходит от стола. В данном случае мама не только не стимулирует речь малыша, а наоборот, создает такие условия, когда у ребенка отпадает всякая необходимость обращаться к взрослому. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: "Что тебе дать?" Если ребенок не может назвать предмет (не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: "Тебе дать мяч, пирамидку?" Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет.

Отрабатывайте с ним короткий диалог "дай-на". Например: дай мяч - на мяч; дай сок - на сок и т.п.

13. Знакомить малыша с новыми предметами можно и в игровой форме. Покажите игрушку и назовите ее: "Это петушок", а затем быстро спрячьте и спросите ребенка: "Где петушок?". Затем опять покажите: "Вот петушок", потом вновь спрячьте и спросите: "Где петушок? Давай его вместе позовем". Сначала зовите петушка вместе, а затем попросите ребенка самостоятельно позвать его. После этого дайте ребенку игрушку. Спросите его, как кричит петушок, как лает собака, как мяукает кошка и т.д. Добейтесь, чтобы ребенок правильно и четко произносил эти звукоподражания.

14. Малышу принесли новую игрушку. Дайте ему хорошенько рассмотреть ее, потрогать. После этого проведите с игрушкой действия: посадите на стул, положите на кровать, поставьте на ноги, приговаривая: "Катя, стой, мишка, спи, зайка, сиди". Предложите ребенку самому проделать с игрушкой те или иные действия. Постепенно малыш сам начнет в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех или иных действий.

15. Играя, ребенок часто разговаривает с игрушками. Не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.

16. Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются. Используйте любую возможность для развития речи ребенка. Так, при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении ребенка называйте свои действия, предметы, которые ставите на стол: "Это чашка для папы, это чашка для мамы, это чашечка для Анечки". Через некоторое время малыш, подражая вам, ставя посуду на стол, будет сам говорить эти слова.

17. Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мать, разбирая Андрею кровать, спрашивает его: "Куда сейчас Андрюша пойдет? В кроватку, спать". Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок. Так, в 1 год 8 мес. Андрюша на этот вопрос отвечал уже не "бай-бай", а говорил "пать" (спать). Таким образом, у малыша постепенно вытесняются упрощенные слова.

18. Вызвать речевую активность у ребенка можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: "Это котенок?" Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих.

19. Разговаривать с ребенком надо о предметах, которые привлекают его в данный момент, или о действиях, которые он совершает. Например, собираясь с малышом на прогулку, бесполезно говорить с ним об игрушках. Лучше обратить его внимание на то, что надо надеть: пальто, шапочку, валенки и т.д. На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, таких привлекательных для него предметов. Он хорошо запомнит и повторит слова, обозначающие то, что его особенно заинтересовало. Вот увидел малыш автомобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это - машина, что она едет, гудит, что она синего цвета. А дома, после прогулки, спросите, что ребенок видел на улице.

20. К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

21. Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов - круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна стать любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: "У нашей Тани кровать большая, а у Ляли - маленькая". Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребенок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: "Какое красивое платье у Светы! Красное!"

22. Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков (говорить "дай", а не "дяй"). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: "Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь". Если малыш будет ошибаться и произносить мягко ("гя-гя-гя"), надо поправлять его.

23. Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова. Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими его детьми осуществлялось только с помощью речи. Желание малыша говорить следует всячески поощрять. Например, спросите: "Что у тебя есть?"

"Вот нос, вот рот, вот глаза, вот уши, вот голова, вот волосы, вот руки, вот ноги, вот тело, вот попа, вот пупок, вот пальцы". Или: "Что ты умеешь?"

"Нос нюхает. Рот говорит. Зубы кусают. Уши слушают. Глаза смотрят. Ноги бегут. Руки ловят. Пальцы трогают". Попросите ребенка выучить стишок:

Лапы, туловище, хвост,

Уха два и мокрый нос,

Тут глаза, а вот и рот.

Познакомься - это крот.

24. Дети второго года жизни очень любят рассматривать цветные картинки. Используйте этот интерес малыша для развития его речи. Так, рассматривая картинки, предложите ребенку показать какой-либо предмет, найти мишку, зайчика (изображение должно быть красочно и несложно по сюжету).

Задавайте вопросы: "Кто это?" и "Что это?"

"Это - дом. Это - шар. Это - мяч. Это - дым. Это - дуб. Это машина (би-би). Это - кукла. Это - лужа. Это - туча. Это - солнце. Это - дерево. Это - яблоко. Это - озеро".

"Это - мама. Это - папа. Это - баба. Это - деда. Это - мальчик. Это - девочка. Это - жук. Это - кит. Это - кот. Это - бык. Это - рыба. Это - пума. Это - муха. Это - жаба. Это - кони. Это - лоси. Это - коза. Это - лиса. Это - оса. Это - ежи".

25. Со второго полугодия второго года жизни следует от показа предметных картинок все чаще переходить к показу картинок, на которых изображены действия, совершаемые животными, людьми: собака бежит, кошка ест, малыши играют. Следует обращать внимание ребенка на эти действия, предлагать назвать их. Можно задать также вопрос: "Кто это?" - "Зайка". "Что зайка делает?" - "Сидит".

Попросите ребенка рассказать, кто что делает.

"Мама стоит. Папа сидит. Баба идет. Деда лежит (на диване). Малыш ест. Мальчик бежит. Девочка плачет. Дядя смеется. Кот спит. Собака пьет. Самолет летит. Машина едет. Лодка плывет".

Спросите малыша, кто как передвигается.

"Зайка прыгает. Змея ползет. Рыба плывет. Белка скачет. Жук летит. Лиса бежит. Слон идет. Птица летит. Ежик топает. Лягушка прыгает".

Спросите малыша, как зайка прыгает. "Прыг-прыг-прыг". Как ежик топает? "Топ-топ-топ".

Пусть ребенок называет действия, которые совершает с теми или иными игрушками.

"Лопатой - копаю. Мяч - ловлю. Мишку - кормлю. Коляску - везу. Поезд - катаю. Пузыри - дую. Барабан - ударяю. Кубики - строю. Куклу - одеваю".

Гуляя по улице или рассматривая картинку, обратите внимание ребенка на то, что происходит на небе.

"Солнце светит. Радуга висит. Молния вспыхивает. Облако плывет. Дождь идет. Ветер дует. Снег летит. Звезда падает".

26. Прослушивание небольших рассказов, сказок и потешек способствует развитию речи малышей, а прослушивание прибауток, стихов вырабатывает еще и чувство ритма. У ребенка второго года жизни это выражается в том, что, слушая их, он в такт начинает покачивать головой, похлопывать в ладоши, постукивать ножками. Стихи, прибаутки, потешки надо подбирать небольшие по объему, несложные по содержанию, ритмичные. Следует поощрять ребенка, если он повторяет за вами отдельные слова, договаривает стихотворную фразу. Предложенные ниже задания и упражнения способствуют дальнейшему развитию речи вашего малыша и ее разнообразию.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуются восприятие и память малыша. Он начинает запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи. Быстро пополняется активный и пассивный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000-1200 слов. Кроме существительных и глаголов, все чаще употребляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок начинает свободно связывать слова в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда правильна ("Мама, ты куда пося?"). В разговоре со взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать, что он видел. Малыш легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие звуки С, 3' и смягченное Ц "цяпля" вместо "цапля", звук Л'. Однако произношение многих звуков не совершенно, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка, губ еще недостаточна. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими по произношению. Так, вместо шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) малыш нередко произносит мягкие свистящие: "сяпка" (шапка), "зюк" (жук), "сяйник" (чайник), "сенок" (щенок), а иногда и звук Т: "тясы" (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: "сапка" (шапка). Вместо твердых свистящих звуков произносятся мягкие свистящие: "сянки" (санки), "зяйка" (зайка). Согласные Р, Р', Л отсутствуют или заменяются звуками Л', Й: "ыба" (рыба), "двель" (дверь), "мей" (мел).

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

2 г. 2 мес. Понимает рассказ, даже если он не сопровождается иллюстрациями, и может ответить на вопросы, связанные с содержанием.

2 г. 9 мес. Хорошо понимает речь окружающих.

2 г. 10 мес. Понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте. Например: "Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинуть чайник с горячей водой".

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

2 года. Задает вопросы типа "Что это?". Умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

2 г. 2 мес. Задает вопросы типа: "Где?", "Куда?", "Почему?".

2 г. 3 мес. Ребенок употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке составить рассказ.

2 г. 4 мес. Задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют свое название. Например, показывая на утку, ребенок спрашивает: "А что это такое, гусь или утка?"

2 г. 5мес. В играх появляются элементы планирования. Например: "Я возьму кубик и построю дом".

2 г. 6 мес. Ребенок продолжает употреблять простые предложения, но дополнительно появляются сложносочиненные предложения без союзов, а затем и с союзами, особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда - приставки.

2 г. 7 мес. Легко запоминает стихи, песни. Может установить причину и следствие явления: "Плачет бедная - ручка болит", хотя на картинке этого не видно.

2 г. 9 мес. В предложениях употребляет все части речи, кроме, возможно, причастий и деепричастий.

2 г. 10 мес. - 2 г. 11 мес. Речь становится понятной для всех и является средством общения с окружающими.

К 3 годам. Продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в малознакомом слове.

3 года. Сравнивая предметы, ребенок результат оформляет в речи: "Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?" Способен произносить правильно большинство звуков, кроме Р, Л, шипящих.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Речь имеет большое значение для полноценного психического развития ребенка. Еще до школы детям следует овладеть четким произношением звуков, иметь богатый запас слов и уметь активно им пользоваться, составлять рассказы, пересказывать прочитанное.

Речь детей должна быть выразительной. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (на 3-4 м), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.

2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится звук?

3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио).

4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.

5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).

6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).

7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).

8. Поменять местами игрушки, например зайку (на диване) и мишку (на полу).

9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т.д. В дальнейшем задание усложните: попросите подать одновременно 3-4 предмета.

10. Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, О, И

А-У, А-И, О-А А-О-У, А-У-И, И-У-А АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА ТА, ПА, МА, НА, СА ТА-ТА, TATA МА-МА, МАМА ПА-ПА-ПА, ПАПАПА ТА-МА, ТА-МА-СА ТА-ТА-ПА и т.д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.

Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку возможность видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо экраном или повернуть ребенка к себе спиной.

11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:

домик и елка

лопата, ведро, песок

кошка, собака, корова, лошадка

синий мяч, большой дом

кошка спит, собака лает

корова дает молоко и т.д.

Ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

2. Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места.

3. Дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема).

4. Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.

5. Задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи.

6. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе.

7. Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, "тещин язык"; дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете.

8. Надувать и пускать мыльные пузыри.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу. Эти упражнения можно сочетать с движением рук, туловища, головы.

9. Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук. Например:

руки на поясе, на А (ТА) левая рука отводится влево, на О (ТО) правая рука отводится вправо, на У (ТУ) левая рука на пояс, на И (ТИ) правая рука на пояс.

Движения выполняются в быстром и медленном темпе.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения звуков речи.

1. Упражнения для лица (изменение мимики):

- сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе;

- надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую.

2. Упражнения для губ:

- выпячивание губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде;

- эти же движения с показом зубов (как при произнесении звуков Ш и С);

- щелканье плотно сжатыми губами (плотно сжать губы и с силой их разомкнуть);

- фырканье губами и произнесение "тпру" без голоса и с голосом.

3. Упражнения для языка:

- показать широкий и узкий язык;

- облизывание узким языком верхней и нижней губы;

- движения узким языком влево и вправо;

- быстрое движение узким языком по верхней губе с голосом ("колокольчик");

- движение широким языком вперед -назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("болтушка");

- удержание широкого и узкого языка на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами;

- пощелкивание языком (присасывание языка к небу и оттягивание вниз - "лошадка").

4. Упражнение для мягкого нёба:

- опускание и поднимание нёбной занавески (похрапывание, покашливание, имитация полоскания горла водой).

5. Игры.

ШАРИК

Губы выпятить трубочкой вперед, как при надувании шарика; при словах "шарик лопнул" губы раздвинуть и произнести долгий звук Ш.

ЛОШАДКА

Сидя на стульчике, левую руку вытянуть вперед, сжав при этом кулачок, правой - взмахнуть и крикнуть: "Но!" Затем правую руку положить на левую и, слегка подпрыгивая на стульчике, щелкнуть языком, подражая цоканью копыт. На слово "приехали!" остановиться, потянуть руки на себя и сказать: "Тпру".

В игре "Поезд" использовать звуки у-, ч-, ч-, ч-, ш-.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать ее лучше с произношения гласных звуков.

1. Звуковое подражание:

- укачиванию ребенка: а-а-а;

- гудению паровоза: у-у-у!;

- реакции на болевое ощущение: о! о! о!;

- плачу ребенка: а-а-а, ы-ы-ы, уа-уа-уа;

- крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных: мяу, ам, му, ква, пи-пи, ко-ко, га-га, ку-ку, ме-ме, бе-бе.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: би-би, ту-ту, динь-динь, тук-тук, бам-бам, тик-так.

4. Произнесение простых слов "дай", "на", "иди" и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: "У меня мяч" (или кукла, шар и т.д.).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ

Пополнять словарный запас ребенка следует начиная с обобщенных понятий. Прежде всего малыш должен усвоить названия всех тех предметов и явлений, с которыми он наиболее часто соприкасается (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, инструментов, животных и птиц, овощей и фруктов).

Нужно, чтобы ребенок не только коллекционировал названия предметов и умел соотнести их с определенным понятием, но еще знал бы их назначение. Он должен понимать, для чего нужны инструменты, одежда, обувь, посуда, мебель; какую пользу приносят животные и птицы; признаки, свойства и применение овощей, фруктов и других продуктов питания. Например: руками работают, ртом едят и говорят, в кастрюле варят, на сковороде жарят, лопатой копают, молоко белое, вкусное, апельсин круглый, кислый, оранжевый и т.д.

Знакомить ребенка с особенностями указанных предметов можно не только по картинкам и в игре, но и во время экскурсий на природу, в зоопарк, в магазин, на почту. Не забывайте привлекать малыша к участию в бытовом труде: учите его накрывать на стол, мыть посуду, наблюдать и посильно участвовать в приготовлении пищи, уборке постели и квартиры, называя все предметы и объясняя свои действия.

Во время занятий с ребенком следует использовать различные картинки, игры (лото, домино, кубики), читать и заучивать небольшие стишки, отгадывать загадки.

Хотя словарный запас ребенка еще невелик, добивайтесь, чтобы он пополнился глаголами: сидит, лежит, идет, стоит, едет, плавает, летает. Называйте действия, продемонстрированные на игрушках или на человеке либо изображенные на картинках. В этих целях используется лото типа: "Кто или что делает?", "Кто или что плавает?", "Кто или что летает?", "Кто или что едет?" и т.д.

Можно группировать картинки по действиям (сидит, стоит и т.д.) и побуждать ребенка составлять к ним короткие предложения: "Папа сидит", "Мама стоит", "Собака лежит" и т.д.

РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить при этом следует медленно, плавно, правильно, с добрым выражением лица, не подделываясь под детскую речь.

Независимо от того, развита ли у ребенка речь или он произносит только отдельные слова и небольшие предложения, используйте в работе с ним различные сюжетные картинки, иллюстрации к знакомым сказкам, составляя по ним рассказы, доступные вашему ребенку.

Например, работа по картинке "Зимние забавы" включает: рассматривание картинки; определение времени года по характерным признакам; перечисление людей (детей и взрослых) и предметов, изображенных на картинке; выяснение их действий, взаимоотношений. Затем составляется рассказ по вопросам: Когда это было? Где? Кто находится на горке (справа, слева, в центре)? Кто катается с горки? Кто катается на лыжах? Кто лепит снежную бабу? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?

Примерный рассказ: "Это было зимой. Выпал снег. Дети вышли во двор. Вова катается с горки на санках. Миша и Оля лепят снежную бабу. Катя катается на лыжах. Около детей бегает собака. Весело детям зимой".

После прочтения сказок обсудите с ребенком иллюстрации к ним. По серии картинок (открыток) к сказкам "Курочка Ряба", "Репка", "Колобок", "Теремок" можно провести беседу, а затем предложить ребенку разложить иллюстрации в определенном порядке. Занимаясь с более старшими и развитыми детьми, используйте иллюстрации к тексту сказок и в книжках-раскрасках.

Работу с серией картинок, связанных общим содержанием, осуществляйте по следующему плану:

1) разложите по порядку всю серию картинок;

2) побеседуйте по каждой картинке;

3) уберите все картинки;

4) предложите ребенку правильно разложить всю серию.

Можно предложить ребенку задание - составить целую картинку из отдельных частей. Для этого надо взять две одинаковые сюжетные картинки (открытки). Одну из них следует разрезать на несколько частей и попросить ребенка сложить ее сначала по образцу, а затем - самостоятельно по памяти.

Все названные виды работ пробуждают интерес ребенка, активизируют его внимание, развивают память, речь и логическое мышление.

В этом возрасте ребенок с удовольствием слушает и разучивает стихотворные тексты небольшого размера, доступные по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей раннего возраста

Второй год жизни - это время становления речевых функций....

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития речи у детей раннего возраста"

консультация для педагогов и родителей, о особенностях развития речи у детей раннего возраста. Речь сейчас у детей становится с каждым годом все хуже и хуже, и очень важно уделять внимание  на ре...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...