Развитие речи по татарскому языку у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)
статья по развитию речи на тему

Абдуллина Лилия Исламовна

В данной статье особое внимание уделяется развитию речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абдуллина Л. И.

Педагог доп. образования

по татарскому языку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 3 ДО 10 ЛЕТ)

Язык является главным инструментом общения среди людей. Каждый язык по-своему сложен. Поэтому изучение языка – это процесс, который требует от учащихся особого внимания и усердия.

Общеизвестно, что обучение языку должно начаться уже с детских садов и школ, а еще лучше, если в семье общение ведется на данном языке.

В нашей стране существуют детские сады и школы с этнокультурным татарским компонентом образования, которые вносят огромный вклад для сохранения родного языка.

Как известно, главная задача таких детских садов и школ – это развитие речи учащихся.

Что же такое развитие речи?  Разные ученые трактуют этот термин по-разному, например, М.Р. Львов дает следующее определение: «развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей» [7; 179]. А Е.В. Архипова под термином развитие речи понимает «развитие языковой способности на всех ее уровнях, формирование адекватной языковой картины мира в процессе социализации личности, в ходе освоения ею с помощью языка культурных ценностей общества» [1; 9].

Из этого следует, что развитие речи – это развитие всех компонентов языковой способности (фонетических, лексических, грамматических, семантических компонентов).

Очень часто мы встречаемся с такой ситуацией, когда учащийся накопил обширный словарный запас, хорошо освоил фонетический и грамматический строй изучаемого языка, но не способен к полноценному речевому общению.

Здесь, конечно, существует много факторов, мешающих свободному общению на татарском языке:

Первый фактор – отсутствие речевой среды.

Второй фактор – отсутствие системы в изучении языка.

Третий фактор – психологические особенности обучающегося. Ребенок может стесняться разговаривать, думая, что у него это плохо получается. Это, конечно же, требует от педагога не только знание своего предмета, но и знание психологических особенностей детей. Он должен всегда поддерживать ребенка и не забывать хвалить его. Ведь только так можно добиться того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным.

Важно, чтобы у педагога была правильная, красивая речь, так как педагог – это всегда пример для подражания, мастер своего дела. Поэтому и речь педагога должна быть идеальной.

Также нельзя забывать о том, что общение на родном (татарском) языке должно осуществляться не только в детском саду и школе, но и непосредственно дома в кругу семьи. Если члены семьи будут правильно общаться между собой, то и ребенок научится быстрее. Из этого следует, что в формировании правильной речи ребенка огромную роль играют родители и окружающие его люди.

Как известно, правильная речь является залогом успешного общения, а общение влияет на развитие всех личностных качеств. Работа над этой проблемой начинается в детском саду и продолжается в школе. Думаю, что большее внимание надо обратить на учащихся младших классов, особенно дошколятам. Так как устная речь совершенствуется легче и быстрее с трех до семи лет. Дети в этом возрасте, как губка, впитывают сказанное, начинают познавать мир.

Основная форма дошкольного обучения – занятия. Обычно выделяют следующие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или контрольные; комбинированные (смешанные). Занятия должны быть построены от простого к сложному, должна быть четкая последовательность и система в процессе изучения татарского языка.

В методике существует определенное количество методов и приемов, направленных на развитие речи учащихся.

Прежде чем выбрать методы, приемы и вид деятельности для развития речи, надо учитывать возрастные особенности детей. Надо уметь отбирать материал по возрасту и уровню развития детей, чтобы все дети смогли успешно усвоить материал.

Работа по развитию речи начинается с обогащения словарного запаса учащихся. Чем больше ребенок знает слов, тем легче будет ему общаться. Для изучения и хорошего запоминания слов, очень эффективным является дидактическая игра «Чудесный мешочек» («Тылсымлы капчык»), здесь дети выходят по очереди и берут из мешочка игрушки, потом они вместе называют эту игрушку и повторяют несколько раз.

Накопив определенный багаж слов, можно начать использовать их в речи. Здесь важно заинтересовать детей и добиться того, чтобы они начали общаться сами. Для этого можно использовать куклу или каких-либо животных. Например, на занятии «Кукла пришла к нам в гости» дети смогут не только обогатить свой словарь, но и закрепить навыки разговорной речи. Детям, особенно детям средних и старших групп, интересно узнать о кукле, они чувствуют себя взрослыми по сравнению с ней и стараются держать себя правильно.

Как известно, в детских садах деятельность детей осуществляется через игры. Дидактические игры учат детей думать, искать, рассуждать и т.д. Такие игры, как «Кибет» («Магазин»), «Почта», «Шифаханә» («Больница») играют огромную роль в развитие речи детей. Очень интересна игра «Әйтеп бетер» («Закончи»). Педагог произносит первый слог слова, а ребенок продолжает. Например: ма-тур (красивый), ба-бай (дедушка), китап (книга).

Необходимо развивать речь детей через повседневное общение, через игровые моменты. Для этого надо проводить с ними специальные дидактические игры и упражнения. Целесообразным является использование в обучение татарскому языку книги Ф. Йосыпова, З. Камалова, Р. Борһанова «Гөлбакча» («Мәгариф» нәшрияты, 1990). Здесь очень много сказок, рассказов и коротких стихов, которые помогут в работе по развитию речи учащихся.

Для развития речи также эффективными являются татарские народные игры, такие как «Без – без, без идек», «Йөзек салыш», «Кабыргалы камчылар…», «Күрсәт әле, үскәнем», «Ак калач» и многие другие.

Остановимся на некоторых подробнее:

Игра «Гөлбану, Габдулла».

Дети встают в круг, держа друг друга за руку. С помощью считалочки выбирают одного ребенка. Он встает внутри. Дети поют и кружатся вокруг ребенка в середине круга:

Син уртада, без кырыйда
         Әйләнәбез, Габдулла.
         Син нишләсәң, ни кылансаң,
         Шуны эшләргә була.

Если внутри круга девочка, дети поют такую песню:

Син уртада, без кырыйда
         Әйләнәбез, Гөлбану.
         Син нишләсәң, ни кылансаң,
         Шуны эшләргә могу.

После того как закончилась песня, ребенок стоящий внутри круга показывает какое-то движение. Остальные должны повторить то же движение. Если кто-то неправильно делает движение, ему придумывают наказание (спеть, станцевать, рассказать стихотворение и т.д.).

Эта игра помогает развить речь детей, воспитывает в них дружеские чувства и коллективизм.

Игра «Күрсәт әле, үскәнем».

Дети встают в круг. Педагог говорит слова, а дети должны понять о чем говорится и показать эти движения.

                      Слова        Движения

  • Күрсәт әле, үскәнем,                     Показывают как

Ничек кошлар очалар?                           летают птицы.

  • Менә шулай, менә шулай,                    

Шулай кошлар очалар.

  • Күрсәт әле, үскәнем,                    Показывают как

Ничек язу язалар?                                   пишут.

  • Менә шулай, менә шулай,

Шулай язу язалар.

  • Күрсәт әле, үскәнем,                    Показывают как

Ничек печән чабалар?                            косят сено.

  • Менә шулай, менә шулай,

Шулай печән чабалар...

Игра «Очты, очты…» («Летели-летели…»).

Играющие становятся в круг. Педагог называет летающие и нелетающие предметы, одновременно взмахивая руками. А учащиеся должны повторять движение педагога при упоминании летающих предметов. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Очты, очты – каргалар очты.

Очты, очты – торналар очты.

Очты, очты – арбалар очты.

Очты, очты – самолетлар очты.

Очты, очты – алмагачлар очты.

Очты, очты - … [6; 421]

Для обогащения словарного запаса учащихся очень полезной является дидактическая игра «Бу нәрсә?» («Что это?») и «Бу кем?» («Кто это?»), где дети должны называть предметы и людей изображенных на картинках.  Например, мы показываем детям рисунок медведя, а они должны ответить не просто «Аю», а «Бу – аю». Также когда, мы спрашиваем, как тебя зовут, они должны отвечать не «Алсу», а «Минем исемем – Алсу». В подготовительной группе и в начальных классах можно использовать рисунки для того, чтобы по ним дети составляли сюжет.

Очень познавательной является дидактическая игра «Бу өйдә кем яши?» («Кто живет в этом доме?»), где педагог рассказывает детям сказку «Теремкәй» («Теремок»). С помощью этой сказки можно научить детей называть свое имя и спрашивать у других. Также очень эффективным является такой прием, как театрализация сказок. Например, можно сделать кукольный театр по сказкам «Теремкәй» («Теремок»), «Шалкан» («Репка») или «Өч кыз» («Три дочки»), также и по остальным сказкам, где будет участвовать не только педагог, но и сами дети.

Для развития речи детей очень хорошими приемами являются пальчиковые игры. Например, пальчиковая игра «Гаилә» («Семья»).

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – кыз (малай).

Важную роль в том, чтобы сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, в то же время, обеспечивая такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребенок легко смог бы пользоваться им, играет метод звуковых ассоциаций. Суть ее «заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка к запоминаемому иноязычному слову» [8; 5]. Данный метод позволяет легко и быстро усваивать слова на татарском языке. Специально разработанные игровые задания, сказки, познавательные рассказы, загадки позволяют расширить детские возможности в усвоении новой информации. Остановимся на некоторых из них:

        Мяч – туп

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру пол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

По-татарски – туп.

Я повторяю слово:

Туп, туп, туп!

Он прыгает: туп-туп.

И мчится быстро вскачь.

А что же это значит?

Конечно, круглый…[8; 10].

                                      Медведь – аю

Выпал снег. Белым ковром покрылся сосновый бор. Дни и ночи поёт свою заунывную песню вьюга: «ю-ю-ю». Холодно зимой. Печку надо топить. В бор идти, ветки собирать, шишками огонь разжигать.

Собрались дети в бор. А вьюга ещё пуще злится: «Ю-ю-ю». Совсем замёрзли дети и решили поиграть в игру «У медведя в бору».

У медведя в бору

Шишки, веточки беру.

А медведь не спит:

Он на нас сердит.

А потом как зарычит

И за ними побежит.

Разбудили дети медведя. Напугались. Убегая от него, громко кричали: «А-а-а-а!». В это время и вьюга выла: «Ю-ю-ю-ю!».

Долго бродил косолапый. Притомился. Улегся поудобнее в берлоге. Закрыл глаза, а в ушах продолжало звучать: «А-а-ю-ю, аю». С тех пор медведь стал называть себя аю [8; 40].

Также очень эффективными приемами являются ответы на вопросы, беседы, диалоги, составление простых предложений по рисунку (кем? нәрсә? нәрсә эшли? и т.д.), использование загадок, пословиц, скороговорок, составление рассказа по картине.

Исходя из собственного опыта работы педагогом татарского языка в «Поликультурном центре» и в детском саду г. Москвы, можно сделать вывод, что речевая деятельность детей реализуется в таких видах, как говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение. Все эти виды играют важную роль в развитии речи детей.

Также нельзя забывать, что только при проговаривании новых слов и при регулярном повторении пройденного ранее материала, можно добиться того, чтобы дети хорошо усвоили материал и, таким образом, выучили и сам родной татарский язык.

        Литература

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Вербум,  2004. – 192 с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
  3. Гөлбакча (балалар бакчалары өчен хрестоматия): Балалар бакчаларында эшләүче тәрбиячеләр өчен кулланма / Төз.: Ф.Ю. Юсупов З.Ф. Камалова, Р.А. Борһанова. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1990. – 254 б.
  4. Закирова К. В., Мортазина Л.Р. Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак: балалар бакчасында уеннар: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма / К.В. Закирова, Л.М. Мортазина. – Казан: Редакционно-издательский центр, 2012. – 192 б.
  5. Кашапова М.Ф. «Балалар бакчаларында сөйләм үстерү программасы». – Казан.: Мәгариф, 2004. – 64 с.
  6. Кашапова М.Ф. Иң татлы тел – туган тел: Балалар бакчасында сөйләм үстерү буенча методик кулланма/М.Ф. Кашапова. – Казан: Мәгариф, 2004. – 447 б.
  7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ: Скрин, 1997. – 256 с.
  8. Шаехова Р.К. Раз – словечко, два – словечко…: занимательное обучение татарскому языку. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис

Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Формирование связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование связнойречидетей дошкольного и младшего школьного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

«Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи»

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи...

Ял минуттары (Физминутки на башкирском языке для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Физминутки на башкирском языке для детей дошкольного и младшего школьного возраста...