Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Язовских Алёна Валерьевна

Сопряжённая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprjazhjonnaja_gimnastika.docx660.1 КБ

Предварительный просмотр:

           Сопряжённая гимнастика 

«Цветок»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\058.jpg

Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепесток.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе-врозь (несколько раз).

Рот широко открыть-закрыть

(в соответствии с движениями пальцев).

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки.

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык высунуть и  с напряжением тянуть к подбородку.

                          или театр пальчиков и языка

«Кукушка»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Летела кукушка мимо сада.

             

                 

                       C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\286.jpg 

 

Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев.

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз.

Поклевала.

Руки согнуты в локтях, кисти направлены  вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью ладони- «птица клюёт».

Выполнять упражнение «Лошадка».

(Поцокать  языком четыре раза).

Всю рассаду

Положение рук поменять, движения повторить.

Выполнять упражнение «Лошадка».

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать- «Птица раскрывает и закрывает клюв».

Округлить губы, как при произнесении звука (о),

Закрыть рот.

Лягушонок мимо плыл, щёки раздувая

Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения

Поочерёдно надувать щёки

Ножкой дрыгал влево-вправо,

Разводить пальцы в стороны, затем соединять

Выполнять движения языком влево-вправо

Устали не зная

Разводить руки в стороны «плыть»

Повторить движения языком

«Осьминог»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Много ног у осьминога

Сжать кулаки и развернуть к себе, поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой».

Все они ему нужны

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Заменяют ему руки

Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой»

Очень ловкие

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Они

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать

Покусать язычок.

«Пальцы растянуть по шире»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Пальцы растянуть по шире

Пальцы растопырить, напрячь.

Растянуть губы в улыбке.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Вытянуть губы трубочкой.

Сжать их вместе-три, четыре-

Пальцы сжать в кулак , разжать.

Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать их трубочкой

И на месте поплясать-

Выполнить движение «фонарики»

Выполнять круговые движения губами, вытянутыми трубочкой

На носок,

Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки

Высунутый язык с напряжением тянуть к носу

Потом на пятку-

Коснуться большим  пальцем одной руки большого пальца другой руки

С напряжением тянуть язык к подбородку

Дружно делаем

Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки

С напряжением тянем язык влево

Зарядку

Коснуться указательным пальцем одной руки указательного пальца другой руки

С напряжением тянуть язык вправо

«Лиса»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\237.jpg

Пальцами «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперёд

Выполнять движения языком вверх-вниз

Нашла грамоту на тропке

Положение рук поменять, движение повторить

Выполнять движения языком вверх-вниз

Она села на пенёк

Сжать кулаки, один кулак поставить на другой

Широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

И читала весь денёк:

Ладони развернуть от груди

Движения языка влево-вправо

«Мамочка, мама!

Ладони прижать одну к другой .На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать

Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой»

Милая моя,

Те же движения выполнять средними пальцами

Мамочка мама!

Те же движения выполнять безымянными пальцами

Я люблю тебя!»

Те же движения выполнять указательными пальцами

При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы как для поцелуя

«Мышки»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Раз, два, три, четыре-жили мышки на квартире

Хлопнуть в ладоши, согнуть руки в локтях, левая рука сжата в кулак, правая ладонь раскрыта (менять)

Поочерёдно надувать щёки

Чай пили, C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\112.jpg

Кисти рук собрать в «чашечку»

Высунуть широкий язык, на вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка.

Чашки били,

Резко разомкнуть ладони, развернуть их вниз

Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук (д-д-д)

По-турецки говорили:

Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения

Широким кончиком языка выполнять движения вперёд-назад по верхней губе «болтушка»

«Чаби, чиляби, чиляби, чаби»

На каждое слово поочерёдно соединять пальцы рук

То же самое.

«ОВОЩИ»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Вырос у нас чесночок

         C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\172.jpg

Правая рука: ладонь в горизонтальном положении, пальцы растопырены, массаж указательного пальца, потягивание его.

Рот широко открыт (изображаем круглую форму овощей), закрываем рот.

Перец, томат, кабачок

Массаж среднего пальца

Чередуем широко открытый рот с улыбкой.

Тыква, капуста, картошка

Массаж безымянного пальца

Открываем-закрываем рот

Лук и немного горошка

Массаж мизинца

Широко открытый рот-улыбка

Овощи мы собирали

Левая рука: Массаж указательного пальца

Широкий язык на нижней губе- «лопаточка»

Ими друзей угощали

Массаж безымянного пальца

Высунутым языком поочерёдно облизывать губы

Квасили, ели, солили

Массаж среднего пальца

Кусаем язычок

С дачи домой увозили

Массаж мизинца

Губы растянуты в улыбке

Прощай же на год наш друг огород

Руки вверх-шевелим растопыренными пальцами

Вытянутым языком делаем «Часики»

«Капуста»

Текст  произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Мы капусту рубим, рубим,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\377.jpg

Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу

Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Мы капусту трём, трём,

Трём кулаки друг о друга

Щёлкать язычком «Лошадки»

Мы капусту солим, солим,

Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу

Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

Мы капусту жмём, жмём

С силой сжимать и разжимать кулачки рук

Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке

А потом мы капусту в рот кладём- Ам!

Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки

Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

                                             «В лес за грибами»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

За грибами в лес пошли,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\144.jpg

Указательным и средним пальцами имитировать движение ног при ходьбе

Широким языком дотронуться до верхних зубов, затем до нижних зубов (с наружной стороны)

Много там грибов нашли,

Руки развести в стороны

Прижать язык всей плоскостью к небу (язык присасывается)

Встретили косого зайку,

Руки приставить к голове (ушки)

Закусывать то верхнюю, то нижнюю губу

Убежал от нас зазнайка

Пальцами одной руки «пробежаться» по ладони другой руки

Выполнять движения языком влево-вправо (рот закрыт)

Мишка ел в кустах малину и отдал нам половину

Руками погладить живот

Имитировать процесс жевания

Дятел тукал: тук да тук

Указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог

Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук (д-д-д)

Раздавался громкий звук

Положение рук поменять, повторить движение

Повторить звук (д-д-д).

«Дятел»

Текст,  произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Тук – тук – тук                

Тук    – тук – тук,

Раздаётся чей –

то стук.

На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\222.jpg

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д – д – д - д»

Долбит клювом по коре.

Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

«Рыбка плавала в пруду»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла

Выполнять руками волнообразные движения

Выполнять движения языком вверх-вниз

Корм глотала на ходу,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\194.jpg

Указательный, средний, безымянный и мизинец соединяются с большим пальцем (каждой руки)

Округлить губы, как при произнесении звука (о), закрыть рот.

Ротик открывала

Пальцы вместе-соединяем с большими пальцами рук

Открываем и закрываем рот

«Фрукты»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

По базару ходили мы

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\269.jpg

Указательный и средний пальцы обеих рук выполняют движения ходьбы по столу

Язык упирается в верхние зубы произнося звук «т-т-т»

Много груш там и хурмы

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\391.jpg

Руки поставить на локотки на стол, ладошки друг к другу, одновременно сгибать и разгибать пальцы рук

Упражнение «Лошадка» (быстро щелкать языком)

Есть лимоны, апельсины,

Сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному мизинец, безымянный

На каждое название с силой упираемся языком в щёки (в левую, правую)

Дыня, сливы, мандарины,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\447.jpg

Средний, указательный, большой пальцы разгибаем

Проводим языком по зубам

Но купили мы арбуз, это самый вкусный груз

Соединять  пальцы обеих рук в шар, отрывая и соединяя их

Надули щёки

«Гармошка»

Текст,  произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Мы играли на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\335.jpg

Соединить ладошки вместе.

Хлопать в ладоши.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Головой кивать вперёд.

 Руки поднять вверх.

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

                                             «Киска сердится»

Текст,  произносит

Взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\463.jpg

Соединить большой палец с безымянным  и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает.

Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.

На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

«Часики»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Тик-так, тик-так       C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\293.jpg

Указательными пальцами обеих рук выполнять движения, напоминающие маятник

Кончиком языка тянуться к уголкам рта

Мы всегда шагаем в такт

Указательными и безымянными пальцами «шагают» по столу

Язык вверх-вниз

Вправо шаг, влево шаг

Пальцы бегут вправо-влево

Рот открыт повторяем звук (а-а-а)

                «Замок»

Текст,  произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На двери висит замок.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\352.jpg

Пальцы сцепить в «Замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой.

Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули,

Потянуть ладони в разные стороны.

Растянуть губы в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны.

Широко открыть рот.

«Лошадка»

Текст,  произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На лошадке ехали,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\289.jpg

В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд - назад

Гоп – гоп! Гоп – гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\268.jpg

До угла доехали

Повороты руками, которые будто держат руль.

Соединить  вместе, расслабленные губы.

Би –би-би!

Би-би –би!

Большим пальцем подавать «сигнал».

Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»

Пароходом ехали,

До горы доехали.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\457.jpg

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх,

Вниз – вверх и т.д.

Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л –л -л]

У-у-у!

Широкое движение рукой сверху вниз.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Краб»

Текст,  произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вот на пальму лезет краб.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\277.jpg

Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд - назад

Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех          C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Копия 223.jpg

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

На песок сползает  краб.

Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах – ох – иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью мимики и жестов изобразить удивление

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вновь на пальму лезет краб.

Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке - от локтя  кончикам пальцев

Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд-назад

Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех. C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Копия 223.jpg

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

На песок сползает  краб.

Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах – ох – иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивления

Хром, хром, хром, хром.

Две мышки под кустом.

Хряп, хряп, хряпC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\112.jpg

Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки

Имитировать процесс жевания

Ну и чудик этот краб!

Большими и указательными пальцами оттянуть уши

Высунуть язык

                                Пояснительная      записка

В пособии представлены комплексы  сопряжённой гимнастики  для  преодоления  речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

У многих детей плохо развита речь. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Доказано, что становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук:

Почему человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

И наоборот: почему ребёнок сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Задача педагога- вовремя помочь ребёнку, в системе используя все способы и приёмы  развития, активизации речи в том числе такие как:

1.Обыгрывание артикуляционных упражнений.

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей и пальцев рук).

3.Опора на кинестетические ощущения ребёнка.

4.Использование нетрадиционной Су-Джок терапии и др.

Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике выполняется  в достаточно быстром темпе, со сменой поз (сидя на полу, стульях, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику  или разминку.

Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой  гимнастики.

Гимнастика не должна быть утомительной, желательно контролировать время-оно для каждого ребёнка индивидуально (в зависимости от психофизического развития ребёнка).

Не забывайте хвалить детей за каждый успех!

Желаем  успеха!

«Лодочка»

Текст,  произносит

Взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\324.jpg

Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

 Подуть. По середине  языка проходит тёплая воздушная струя.

        

Сопряженная гимнастика или театр пальчика и языка

                                                                 

                                                            C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\таня\картинки\Картинки\161.jpg             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр пальчиков и языка»

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие детей...

Театр пальчиков и языка

Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастик...

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка

Использование элементов биоэнергопластики...

Театр пальчиков и языка

«Краб»Текст произноситвзрослыйДвижения или статичная позаРукГуб и языкаШкряб, шкряб, шкряб, шкряб,Вот на пальму лезет крабЛевую руку согнуть в локте вертикально, пальцы растопырить и направить вверх (...

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...

Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка

laquo;Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у детей уже сформировались у...