Роль игры.
статья по развитию речи на тему

Теоретический материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим является направленность на удовлетворение растущей личности во всестороннем развитии. Вся работа строится на понимании педагогом самобытности дошкольного возраста, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.

Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Бажович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может. Л.С.Выготский понимает игру как «Иллюзорную реализацию нереализуемых желаний». С.Л.Рубинштейн отмечает, что сущность игры заключается в «способности, преображая, отображать действительность». Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические новообразования, присущие каждому конкретному возрасту. Значительное развитие эмоциональной сферы, познавательных интересов, любознательности, воображения, внимания, восприятия происходит именно в игре.

Ученые считают важным не упускать возможности так называемых сенситивных, то есть наиболее благоприятных периодов для развития какого-либо качества деятельности. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств, и первые нормы человеческих взаимоотношений ребенок усваивает также через игру.А.В.Запорожец подчеркивает, что, для того чтобы нравственные нормы выполнялись не только под влиянием авторитета взрослого, а стали бы внутренними мотивами поведения, необходимо готовить почву для их усвоения; такая почва создается в игре и в других видах деятельности.

О воспитательном значении игры говорится в работах Р.И.Жуковской, Д.В.Менжерицкой, А.П.Усовой.

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

Игра должна носить самодеятельный, все более развивающий характер и протекать в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд, учебная деятельность, повседневная бытовая деятельность.

Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности детей. Только тогда она оказывает свое формирующее воздействие на личность ребенка.

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

К сюжетно-ролевым играм относятся игры на бытовые темы, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры. Театрализованная игра относится к творческому виду игр.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют одинаковое строение. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Дети творчески воспроизводят то, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы-заместители в игре. В сюжетно-ролевой игре нет конечного результата, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду можно только в старшем возрасте. Детям младшей и средней групп интересны игры с куклами, инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.

Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребенка. Л.С.Выготский считает, что воображение ребенка гораздо беднее воображения взрослого, чтобы развивать детское творчество нужно заботится о развитии воображения. Воображение развивается в прцессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и из книг.

Путь к развитию творчества, считают ученые (Т.С.Комарова, Д.В.Менжерицкая, Е.А.Флерина и другие), - овладение навыками. Для развития творчества нужно создавать необходимые условия: предоставлять место для развития творческих игр детей; создавать обстановку свободы; активизировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство.

В детском саду игра и театр существуют не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей предстает в двух видах – кукольном и драматическом.

Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познать мир, отражает его  в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Кукольный спектакль есть своеобразное произведение искусства, в котором нет мелочей.

Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовки играющих, так как не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Здесь литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, изменять. По утверждению ученых в любой игре есть элемент драматизации. Драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребенка работает воображение, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии.

Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении может перерасти в драматический театр, в театральную постановку.

Смешанный тип театра – взросло-детское сообщество.при умелом руководстве в нем возможно ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых. Такому театру под силу показывать сложные постановки.

Театр  с участием детей – это детский коллектив, которым руководят взрослые. Работа над постановкой должна быть интересной, не скучной, ненасильственной.следует внимательно продумывать регламентированную и нерегламентированную деятельность детей: использовать специальные занятия по разучиванию ролей, эпизодов, чередовать их со свободной деятельностью детей, дозировано включать в работу репетиционные блоки.

Театрализованная игра на занятиях.

Педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить знания, умения и навыки. Игровые приемы привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности., излишней сухости в изложении материала. Но недопустимо стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой: для каждой из них есть свое место и свое время.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых.

Это игровые ситуации прогулок, организация игр, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

Самостоятельная творческая игра может развиваться, если педагог сознает важную роль самостоятельной игры ребенка. Игра занимает ведущее положение, детям отводят время и место для самостоятельных игр, создается окружающая среда, воспитатель является образцом творческого поведения, есть единая цель у педагога, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.

консультация для родителей...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Консультация на родительское собрание «Роль игры в подготовке детей к школе», «Роль дидактических игр в развитии детей».

ТЕМА: «Роль игры в подготовке детей к школе»,«Роль дидактических игр в развитии детей». Повестка родительского собрания.1. Консультация родителей. Старшая группа. Тема: &l...