Презентация к докладу "Организация речевого развития в ДОУ"
презентация к уроку (развитие речи) на тему

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех  компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к  обучению грамоте».

Большинство  детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

 Высказывания детей  короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.

 Одной  из задач  нашего дошкольного учреждения это-совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности.

С этого года мы работает по программе «Детский сад 2100», в которой большая роль отводится речевому развитию. Обучение детей проходит на основе авторской программы «По дороге к Азбуке» Кисловой Татьяны Рудольфовны.

Программа раскрывает основные цели, задачи, содержание и направления работы по речевому развитию детей на разных этапах дошкольного возраста: младший, средний, старший.

Цель программы – обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.

Цель реализации программы – обеспечение готовности детей к дальнейшему развитию, школьному обучению.

Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Программа построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом психологовозрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.

Например: у детей младшего и среднего  возраста  формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково»), развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.

В старшем дошкольном возрасте  совершенствуем умения образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способом; составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.

Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.

Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при  самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.

Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.

Поэтому в своей работе мы используем следующие средства развития речи:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

• занятия по другим разделам программы.

Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации программы. 

 Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам,  выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

 

 

 

 

 

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

                                                чтобы пользоваться им.                      

                                                                                     Г. Гегель

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех  компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к  обучению грамоте».

Большинство  детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

 Высказывания детей  короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.

 Одной  из задач  нашего дошкольного учреждения это-совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности.

С этого года мы работает по программе «Детский сад 2100», в которой большая роль отводится речевому развитию. Обучение детей проходит на основе авторской программы «По дороге к Азбуке» Кисловой Татьяны Рудольфовны.

Программа раскрывает основные цели, задачи, содержание и направления работы по речевому развитию детей на разных этапах дошкольного возраста: младший, средний, старший.

Цель программы – обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.

Цель реализации программы – обеспечение готовности детей к дальнейшему развитию, школьному обучению.

Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Программа построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом психологовозрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.

Например: у детей младшего и среднего  возраста  формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково»), развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.

В старшем дошкольном возрасте  совершенствуем умения образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способом; составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.

Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.

Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при  самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.

Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.

Поэтому в своей работе мы используем следующие средства развития речи:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

• занятия по другим разделам программы.

Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации программы.  

 Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам,  выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О рганизация речевого развития в ДОУ Дегтярёва Лилия Васильевна Воспитатель МКОУ Квитокская СОШ №1 п.Квиток

Слайд 2

Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Слайд 3

Актуальность проблемы речевого развития С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Слайд 4

Программа «По дороге к Азбуке» Цель программы- обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах. Цель реализации программы- обеспечение готовности детей к дальнейшему развитию, школьному обеспечению.

Слайд 5

Подходы программы к речевому развитию Комплексный подход к развитию устной речи Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами

Слайд 6

Принципы построения программы Принцип системности Принцип последовательности и преемственности

Слайд 7

Формы З анятия Совместные познавательно-речевые игры Н епосредственно общение со взрослыми

Слайд 8

Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи и языку на занятиях Художественная литература Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) Занятия по другим разделам программы

Слайд 9

Взаимодействие ДОУ с семьей Консультации по развитию речи ребёнка в семье Папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека» Открытые занятия для родителей Индивидуальные беседы Родительские собрания Подготовка детей к праздникам Выставки поделок из овощей, природного и бросового материала Сочинение загадок и сказок, рисование к ним картинок

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта по речевому развитию детей подготовительной группы.

Развитие осознанной и активной речи детей (из практического опыта)....

Презентация на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности в изучении истории родного края"

Согласно с ФГОС  наша задача как педагогов  направлена не только на развитие  видов деятельности, но и на развитие личностно-ориентированных качеств дошкольника, которые формируются во ...

Презентация проекта по речевому развитию: "Учимся играя".

Дидактические игры - важнейшее средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Проект об использовании дидактических игр для развития речи детей....

Презентация "Возрастные нормы речевого развития детей"

В презентации представлен материал нормы речевого развития дошкольников начиная с трех лет....

Презентация по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему "Зимующие птицы"

Цель: познакомить детей младшего возраста с птицами, зимующими в данной местности, рассказать, чем питаются птицы. Вызвать у детей желание помогать птицам, подкармливать их в зимнее время. Продолжать ...