Презентация опыта по речевому развитию детей подготовительной группы.
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Развитие осознанной и активной речи детей (из практического опыта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyty_po_rechevomu_razvitiyu_detey_podgotovitelnoy_gruppy.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация опыта по речевому развитию детей подготовительной группы.
Важность развития осознанной и активной речи детей, по-моему, заслуживает первоочередного значения в развитии.
Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изодеятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Для того, чтобы добиться ощутимых результатов в развитии речи, нужен ежедневный, кропотливый труд педагогов и родителей.
В первую очередь педагог должен сам обладать грамотной, выразительной речью; владеть методикой обучения и иметь постоянно пополняемый багаж практических материалов.
Не менее важно хорошо знать каждого ребенка, его уровень и ставить перед ребенком определенные задачи. Для постепенного роста в речевом развитии важно чтобы дети могли раскрывать свои способности, необходимо вызвать отклик, желание, а для этого надо дать ребенку почувствовать, что вы искренне рады его старанию. Для детей очень важно, что их успехи вас радуют. В соответствии с этим работу надо строить в три этапа:
I этап – психологический (настрой).
II этап – лингвистический (оформление высказывания в соответствии с грамматикой и уточнением лексических средств).
III этап – сенсомоторный (моторное программирование высказывания).
При условии благоприятного протекания всех этапов возможно осознанная активная речь.
В соответствии с этими этапами технологии развития осознанной речевой активности мы и строим нашу работу с детьми, что можно было наблюдать на открытом занятии по теме «Колокола и колокольные звоны России».
На I этапе – психологическом (на котором возникает мотивация речевой деятельности и создается внутренняя программа высказывания) познакомила с русской народной игрой «Маша и Яша» (с колокольчиком), затем увлекла детей и родителей созданием выставки – музея колокольчиков, подобрала наглядный материал – иллюстрации по теме, вызвала у детей интерес к рассматриванию иллюстраций «Колокола России», побывали в храме Святого Пантелеймона, подобрала аудиозаписи колокольных звонов и песен по теме. Таким образом, заинтересованность и мотивация речевой деятельности была достигнута.
Затем перешли ко II этапу – лингвистическому (оформление высказывания). Для этой цели я использовала моделирование, как наиболее адекватный прием развития внутреннего плана действия у ребенка: модель описательного рассказа (рассказы о разного вида колокольчиках – название; выделение частей с описанием их свойств и качеств; применение в жизни (дети все хорошо владеют умением описывать предмет). Использовали также модель повествовательного рассказа, это, например, можно было отметить в том, как дети последовательно излагали легенды (легенда возникновения колокола, легенда о свадебном колокольчике, легенда о царь-колоколе). Модель содержала такие части: когда происходило и с кем; какое приключение, как разворачивались события; чем все закончилось. Радует то, что дети рассказывают не заученными фразами, а излагают своим языком, не зажаты в рамки, а свободны в выборе языковых средств. Важным моментом на данном этапе является словарная работа (правильное произношение слова, понимание его смысла, употребление, словообразования). Например: слово колокол означает «крик», «весть», «зов», «шум»; слова-родственники – «колокольный», «колокольня», «колокольчик» и так далее. Употребление слов в связной речи, в малых фольклорных формах, например, крылатых выражениях: «Звону много – веселей дорога», «Мчится тройка удалая – колокольчик – дар Валдая», в скороговорках: «Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать».
После этой работы над языковыми средствами мы переходим к III этапу – сенсомоторному, предлагающим моторное программирование высказывания. Цель этого этапа: в активизации общей, мелкой и артикуляционной моторике для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи. Методику работы в этой части составляют речедвигательные упражнения, включающие движения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики в сочетании с речью. Для этого я использовала песню Ю. Энтина «Бьют часы на старой башне», работу с выставкой-музеем «Колокольчиков», с обследованием и обсуждением новых видов, ранее не знакомых, где дети уже использовали модель рассуждения (то есть доказательную речь: высказывают предположение, приводят доказательства и делают вывод). Также дети определяли на слух по аудиозаписи колокольные звоны, была использована в исполнении детей на колокольчиках «Новогодняя песенка - Jingle Bells», «Звон колокольчиков», то есть были задействованы все органы чувств. Мы лепили колокольчики из соленого теста, из пластилина, раскрашивали в раскрасках, делали из ткани куклу-оберег «Колокольчик», интерес детей все время поддерживали чем-то новым, например, в занятие в физминутку была введена тройка с бубенцами и колокольчиками с лентами.
Таким образом, мы имеем значительный момент в речевом развитии детей – у детей развит самоконтроль за ходом своего высказывания, что является значимой оценкой осознанной речевой активности.
Использованная литература: «Дошкольное воспитание» №4 – 2008,
Образовательный портал «Слово» http://www.portal-slovo.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы
Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы....
Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы (обучение грамоте).
Обучение грамоте. "Поможем Буратино"....
конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы " Богатый урожай"
данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп по речевому развитию детей...
Конспект нод по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы.
Материал помогает выявить готовность ребенка к обучению в школе....
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"
Целью моего самообразования было повысить профессиональную компетентность по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...