Главные вкладки

    Значение игр с мячом в развитии детей
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Игры помогающие проводить работу над развитием речи ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znachenie_igr_s_myachom_v_razvitii_detey.docx41.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение игр с мячом в развитии детей.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bb8ed54741de9430fbb5148ec3831504-123-144&n=21

    1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
    2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
    3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
    4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
    5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
    6. Регулируют точность и силу движения.
    7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть сброшен любому из детей, формирует произвольное внимание.
    8. Игры с мячом развивают и нормализируют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
    9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
    10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
    11. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

    Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

    Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

    Оборудование: маленькие мячи или шарики.

    Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции ведущего: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч чтобы он попал к Лене?» важно удержать мяч на столе.

    Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

    Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости внимания, памяти, закрепление навыков счета.

    Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

    Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Ведущий предлагает ребенку следующие задания:

    • Какой обруч находится слева (справа)?
    • Стукни 3 раза мячом в правый обруч.
    • Стукни 4 разя мячом в левый обруч.
    • Стукни мячом 2 раза перед собой и 4 раза в правый обруч.
    • Стукни мячом 3 раза в левый обруч и 4 раза перед собой.

    Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

    Свяжем мы из слов цепочку.

    Мяч не даст поставить точку.

    Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

    Ход игры. Ведущий  называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова- это начальный звук предыдущего слова- это начальный звук.

    Например: весна- автобус- слон- нос- сова…

    Игра «Слог да слог- и будет слово, мы в игру сыграем снова»

    Вариант 1.

    Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

    Ход игры. Ведущий говорит детям:

    - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са-хар, са-ни.

    Затем   поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

    Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя- удлиняй»

    Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

    Ход игры. Ведущий  бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос- носы) или трехсложным (дом- домики). Определяется количество слогов.

     «Животные и их детеныши»

    Человеческие дети

    Знают всех зверят на свете.

    Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

    Ход игры. Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое либо животное, а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

    Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

    Группа 1.                                                      

    У тигра – тигренок

    У льва – львенок

    У слона – слоненок

    У оленя – олененок

    У лося – лосенок

    У лисы – лисенок

    Группа 2.

    У медведя – медвежонок

    У верблюда – верблюжонок

    У волка – волчонок

    У зайца – зайчонок

    У кролика – крольчонок

    У белки – бельчонок

    Группа 3.

    У коровы – теленок

    У лошади – жеребенок

    У свиньи – поросенок

    У овцы – ягненок

    У курицы – цыпленок

    У собаки – щенок.

    Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

    Мяч лови, да поскорей

    Назови язык зверей.

    Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Ход игры. Ведущий поочередной бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

    Корова – мычит

    Тигр – рычит

    Змея – шипит

    Комар – пищит

    Собака – лает

    Волк – воет

    Утка – крякает

    Свинья – хрюкает

    Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

    Есть всего один ответ.

    Кто-то знает, кто-то – нет.

    Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

    Ход игры. Ведущий  бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

    - Ворона каркает, а сорока?

    Ребенок. Возвращая мяч логопеду, должен ответить:

    - Сорока стрекочет.

    Примеры вопросов:

    - Сова летает, а кролик?

    - Корова ест сено, а лиса?

    - Крот роет норки, а сорока?

    - Петух кукарекает, а курица?

    - Лягушка квакает, а лошадь?

    - У коровы теленок, а у овцы?

    - У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

    Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

    Кто в берлоге, кто в норе?

    Назови-ка поскорей!

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

    Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос а ребенок, возвращая ведущему мяч, отвечает.

    Вариант 1.

    Логопед:                                                               Дети:

    Кто живет в дупле?                                  Белка.

    Кто живет в скворечнике?                      Скворцы.

    Кто живет в гнезде?                                 Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т.д.

    Кто живет в будке?                     Собака.

    Кто живет в улье?                   Пчелы.

    Кто живет в норе?               Лиса.

    Кто живет в логове?                Волк.

    Кто живет в берлоге?                             Медведь.

    Игра с мячом «Скажи ласково»

    Мячик маленький поймай,

    Да словечком приласкай.

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

    Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например шар), а ребенок, возвращая мяч ведущий, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

    Стол – столик, ключ – ключик.

    Шапка – шапочка, белка – белочка.

    Книга – книжечка, ложка – ложечка.

    Голова – головка, картина – картинка.

    Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.

    Кукла – куколка, свекла – свеколка.

    Коса – косичка, вода – водичка.

    Жук – жучок, дуб – дубок.

    Вишня – вишенка, башня – башенка.

    Платье – платьице, кресло – креслице.

    Перо – перышко, стекло – стеклышко.

    Часы – часики, трусы – трусики.

    Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

    Человек легко находит,

    Что в природе происходит.

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч ведущему, должен на заданный вопрос ответить.

    Игру желательно проводить по темам.

    Пример: Тема «Весна»

    Логопед:                 Дети:

    Солнце – что делает?                Светит, греет.

    Ручьи – что делают?                Бегут, журчат.

    Снег – что делает?                Темнеет, тает.

    Птицы – что делают?                        Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

    Капель – что делает?                Звенит.

    Медведь – что делает?                Просыпается, выходит из берлоги.

    Игра «Кто чем занимается?»

    Никогда мы не забудем,

    Что умеют делать люди.

    Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

    Ход игры.

    Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий  называет профессию, а ребенок, возвращая мяч ведущий, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

    Воспитатель:                                                                Дети:

    Строитель                                                                строит

    Повар                                                                варит (готовит)

    Носильщик                                                                носит

    Чертежник                                                                чертит

    Рабочий                                                                работает

    Уборщица                                                                убирает

    Художник                                                                рисует

    Фотограф                                                                фотографирует

    Прачка                                                                 стирает

    Врач                                                                         лечит

    Игра «Кто может совершать эти движения?»

    Кто и что – летит, бежит,

    Ходит, плавает, лежит?

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

    Ведущий                                        Дети:

    Идет                 Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога…

    Бежит                Человек, животное, ручей, время…

    Летит        Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма…

    Плывет        Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…                

    Игра «Утро, день, вечер, ночь»

    Утро, вечер, день и ночь

    Навсегда уходят прочь.

    Провожать их не спеши,

    Что ты делал, расскажи.

    Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

    Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

    • Что ты делал утром?
    • Что ты делал вечером?

    Варианты.

    1. «Назови «соседей» утра».
    2. «Сначала вечер, а потом?...»
    3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...).http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9e2e117d7bbff65007776b252d82c0b9-07-144&n=21

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение мелкой моторики во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

    Данный материал полезен своим практическим опытом т.к. все методы успешно опробованы педагогами на практике и дают отличный результат....

    Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

    Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....

    "Значение игры и игрушек в развитии детей дошкольного возраста"

    Показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка....

    "Значение игры и игрушек в развитии детей дошкольного возраста"

    Показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка....

    Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

    Материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста....