"Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения»

Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии дошкольников. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

 

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Ещё одно немаловажное значение игр с мячом это развитие и тренировка зрительных функций.

Игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием мяча способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии

Направление взгляда вниз и вблизь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с направлением взгляда вниз и вблизь.

  1. Прокатывание мяча в ворота.
  2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.
  3. Прокатывание мяча вокруг кубов.
  4. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).
  5. Скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка).
  6. Забрось мяч в ведерко, лунку (перпендикулярно).
  7. Забрось мяч в корзину с расстояния.
  8. Оттолкни мяч от себя.
  9. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
  10. Футбол.
  11. Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).
  12. Докати мяч до флажка.
  13. Сбей кеглю (прокатывая).

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:

Направление взгляда вверх и вдаль способствует дивергенции, поэтому на занятиях с детьми, страдающими сходящимся косоглазием подбираются упражнения, связанные с направлением взгляда вверх и вдаль.

  1. Бросание и ловля мяча (друг другу, педагогу).
  2. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно,
  3. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.
  4. Забрасывание мяча в кольцо.
  5. Игра с мячом через сетку.
  6. Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.
  7. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).
  8. Попади мячом в цель (неподвижную).
  9. Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).
  10. Чей мяч выше подлетит.
  11. Поймай шарик (на удочку).
  12. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вдаль).
  13. Кто дальше бросит мяч.
  14. Бросание мяча через обруч.
  15. Поймай мяч. (Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят ребенка поймать двумя руками.

Усложнение:

1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками);

 2) мяч бросают справа, слева.

Игра с мячом  «ЛОВИ»

Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена сверстников.

Оборудование: мяч.

Речевой материал: Лови! Поймал! Имена детей.

Ход игры: дети сидят на ковре, образуя круг. Взрослый рассматривает с ними новый яркий мяч. Затем обращается к одному из детей:

«Федя, лови!» — и прокатывает к нему мяч. «Поймал! Ура! Молодец!». Ребенок, поймавший мяч, обращаясь к сверстнику: «Полина, лови», направляет мяч к нему в руки. Если ребенок не может назвать имя, с помощью взрослого он указывает на ребенка и прокатывает мяч к нему.

Варианты: игра может проводиться в кругу членов семьи. Ребенок сидит с мячом напротив всех участников, обращается к каждому из них (или указывает пальчиком), например: «Мама, лови!». Мама, поймав мяч, радуется: «Поймала!» и отправляет его обратно ребенку: «Дима, лови!» и т.д.

Если дети еще не могут произносить имена других детей и взрослых, они могут пользоваться указательным жестом.

При использовании мяча в игре со слабовидящими или слепыми детьми рекомендуется мяч подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слабовидящими и слепыми детьми, и они скорее овладевают игрой с ним.

Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"

Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...

Структура коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных учений у детей раннего возраста с нарушением зрения

- Лексическая тема занятия: «Фрукты»- Вид занятия: «Индивидуальное»- Тип занятия: «Игровое занятие «Формирование сенсорных эталонов»- Задачи:Формировать сенсо...

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения...

"Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения. Изготовление игр из бросового материал."

О развитии цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения изготавливая игры из бросового материал....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения....

Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей ранего возраста...

Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей ранего возраста...