"Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения. Изготовление игр из бросового материал."
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

О развитии цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения изготавливая игры из бросового материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_tsvetovospriyatiyu.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Удивительное рядом!» развитие цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения посредством  пособий из бросового материала.

В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём.

Главным средством удовлетворения данной потребности является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением – это цвет.

Маленькие дети любят цвет, эмоционально реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь малышей и помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира. Цвет вызывает у детей живой познавательный интерес.

В силу возрастных особенностей, большинство детей, поступающих в детский сад, практически не имеют понятий о цвете.  

Сначала малыши учатся различать цвета по принципу «такой – не такой» в ходе сравнения. Затем, появляется навык зрительного соотнесения по цвету на расстоянии – дистантное восприятие цвета. Осуществляется выбор цвета по образцу. Позже, ранее полученные зрительные представления о цвете закрепляются в слове.

В ходе такого поэтапного знакомства с цветом, малыши постепенно научаются выделять и учитывать цвет; группировать в соответствии с образцом предметы по цвету; использовать в развивающейся речи общепринятые слова-названия цвета для обозначения цветовых свойств предметов (например, яблоки бывают красные, жёлтые и зелёные).

Однако в случае, если у ребёнка раннего возраста зрение нарушено, данный процесс осложняется и замедляется. По данным исследований, у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с функциональными расстройствами зрения нарушено восприятие цвета. Данные нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения. 

Снижение зрения ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребенок лишается возможности приобрести столь же полный сенсорно – перцептивный опыт, как нормально видящий.

Значительные «пробелы» в зрительном отражении, в свою очередь, вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют познавательный интерес детей к окружающей среде, так востребованный в раннем возрасте.

Это, в целом, сказывается на снижении познавательной, и, как следствие – двигательной активности, а также на точности, осмысленности, константности и избирательности восприятия малыша.

В то же время, по мнению Л. П. Григорьевой, необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является цветоразличение, так как, именно развитие восприятия цвета – это основа восстановления зрительных функций, оно способствует повышению остроты центрального зрения.  

Развитие зрительного восприятия с помощью цвета актуально. Оно обусловлено активным «включением» зрения в акт видения, рассматривания разнообразия цветовых свойств объектов окружающего мира, доступных в раннем возрасте.

С этой целью появляется необходимость проявления специальной коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию в области цвета.

Данная работа ставит перед собой следующие коррекционные задачи:

- формирование у детей раннего возраста с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов (основные цвета (хроматические): красный, жёлтый, зелёный, синий; дополнительные (ахроматические): чёрный, белый);

- обогащение опыта восприятия и формирование способов обследования цветовых свойств разных предметов и предметных изображений;

- преодоление существующей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией;

- формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т.д.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветовосприятия у детей раннего возраста тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическим этапом лечения в данный возрастной период.

Она также предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень психического развития каждого ребенка.

Педагог занимается с детьми индивидуально, так как, в данный возрастной период – это самая эффективная форма работы.

Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

 *Чтобы сформировать знания по формированию восприятия цвета посредством дидактических игр у детей раннего возраста в своей группе я использую следующие  технологии:

-Игровая технология, которая занимает основополагающее место в сенсорном развитии детей раннего возраста, поскольку именно в игре ребенок наиболее полноценно воспринимает окружающий мир и получает разносторонние сведения о его многообразии.

-Личностно-ориентированная технология, которая очень важна для получения положительного результата, т.к. позволяет учитывать и корректировать материал, предназначенный для усвоения, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 Во время проведения дидактических игр я использую следующие методы:

-Словесный метод.

-Наглядно-действенный метод.

-Практический метод.

Процесс знакомства с цветом и формирования восприятия цвета у детей раннего возраста проходит по следующим этапам или в следующей последовательности:

1)Знакомство с цветом - акцентирование внимания на цвете предметов с называнием цвета педагогом.

2)Выделение цвета – сравнение, сличение, сопоставление и отбор предметов прикладыванием к образцу по принципу «такой -не такой- такой же».

3)Выбор по цвету по речевой инструкции – сравнение и отбор предметов по слову-названию, соединение слов-названий с конкретным цветом, введение названий в пассивный словарь.

4)Сортировка по цвету - группировка и соотнесение предметов по цвету по принципу «все такие сюда».

5)Называние цвета - закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь, применение «опредмеченных» наименований цветов (морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д. ).

 Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний с помощью дидактических игр по восприятию цвета соблюдаю некоторые необходимые условия:

- подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

-лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т.д

-лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый; красный и синий, жёлтый и зелёный, чёрный и белый.

-дидактические игры, игрушки , пособия должны быть приятной фактуры, четкой формы и яркого насыщенного цвета.

-объяснение должно быть предельно кратко, т.к. лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

-эмоциональность проведения дидактических игр повышает их эффективность.

-необходимо соблюдать в обучении последовательность и постепенное усложнение материала.

-необходимо закреплять знания и умения, полученные в дидактической игре, в повседневной жизни.

Существуют традиционные дидактические игры (игры с предметами, настольно - печатные, словесные) т. е купленные в магазине; и нетрадиционные (игры - тренажёры), сделанные своими руками из бросового материала, а это: пробки от пластиковых бутылок; разного размера «петельки» от бутылок из под растительного масла; шнурки; ленты-липучки; атласные ленты; куски ткани, линолиума и. т. д.; предназначенные в первую очередь для развития мелкой моторики руки ребёнка. А также для знакомства с сенсорными эталонами: величина, форма, цвет.

Сегодня в ассортименте магазинов предоставлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей 2-3 лет, родители часто сталкиваются с рядом проблем: несоответствие данной игрушки возрасту ребёнка; направленности какой хотелось бы родителям, а также цены, как правило на такие игрушки часто доступны не всем родителям. А ведь одной игры для малыша мало, ему нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно сделать в домашних условиях серию простых, доступных и интересных развивающих игр своими руками, затратив на это совсем немного времени и средств. Сейчас семейные поделки стали редкостью, а раньше это было хорошим и полезным времяпрепровождением для многих семей.

Работа по формированию цветовосприятия осуществляется посредством специально подобранных упражнений.

Сегодня я хочу представить, как можно развить цветовосприятие у детей раннего возраста с нарушением зрения посредством  пособий из бросового материала.

Рассмотрим некоторые варианты игр на развитие чувства цвета, которые можно сделать родителям вместе со своими детьми, а потом обыграть их в повседневной жизни.

1. « Поставь машинку в свой гараж» или «Расставь машины в гаражи»

Цель: упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету, выделении и назывании цвета предмета.

Материал: картонные втулки, акриловые краски, детские машинки соответствующих цветов.

2. «Укрась картинку».

Цель: учить детей подбирать крышки на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: пластмассовые крышки, картон, картинки насекомых и т.д.

3. «Выложи по схеме».

Цель: закреплять основные цвета, учить распределять предметы в соответствии с цветом на схеме.

Материал: пластиковые стаканы, шарики основных цветов, картон, схемы.

4. «Сделай фигуры того же цвета, как на схеме» 

Цель: формировать цветовосприятие, учить различать и правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.

Материалы: картон, трафареты геометрических фигур из картона, схемы с разноцветными геометрическими фигурами.

5. «Разноцветные палочки» или  «Расставь палочки по домикам».

Цель: учить отбирать палочки определенного цвета, закреплять знание 4х цветов, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: картон, пластилин четырех основных цветов, палочки от мороженого покрашенные в основные цвета.

6. «Выложи по контуру рисунок».

Цель: учить детей выкладывать на картоне силуэты заданных рисунков из гороха, развивать логическое мышление, формировать умение составлять простейшие узоры.

Материалы: картон, пластилин, горох нут.

 

7. «Повтори за мной». 

Цель: развитие цветовосприятия, мелкой моторики рук, мышления, внимания, зрительно-моторной координации.

Материалы: картон, фигуры из цветной бумаги.

8. "Раскрась картинку"

Цель: закреплять основные цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; воспитывать интерес к процессу и результатам работы; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

Материалы: пластилин, изображение контура рисунка на картоне, рисунок для образца.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"

Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...

НОД по развитию цветовосприятия у дошкольников подготовительного возраста с нарушением зрения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 6-7 лет с функциональным нарушением зрения по развитию цветовосприятия....

"Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения"

Игры с мячом для развития детей раннего возраста с нарушением зрения...

Структура коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных учений у детей раннего возраста с нарушением зрения

- Лексическая тема занятия: «Фрукты»- Вид занятия: «Индивидуальное»- Тип занятия: «Игровое занятие «Формирование сенсорных эталонов»- Задачи:Формировать сенсо...

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения....

Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей ранего возраста...