НОД по развитию цветовосприятия у дошкольников подготовительного возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бойко Лилия Анатольевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 6-7 лет с функциональным нарушением зрения по развитию цветовосприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_raznotsvetnye_skazki.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию цветовосприятия

у детей подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения

Тема: «Разноцветные сказки».

Цель: Развитие цветовосприятия.

Задачи: 

Коррекционно-развивающие: 

1. Закрепление умения называть основные цвета и оттенки.

2. Закрепление умения находить геометрические фигуры, ориентируясь на форму и цвет.

3. Закрепление умения отличать оттенки цвета по насыщенности.

4. Развитие умения выстраивать сериационный ряд по светлоте из шести объектов фиолетового цвета.

5. Развитие восприятия зашумлённого изображения предмета.

6. Закрепление умения дифференцировать тёплые и холодные цвета, использовать данные понятия в активной речи.

7. Закрепление умения ориентироваться на микроплоскости, относительного собственного тела.

8. Развитие зрительной памяти.

9. Развитие концентрации внимания.

10. Развитие логического мышления.

11. Развитие мелкой моторики.

Лечебно-профилактические:

1. Развитие функции фиксации взора на удалённом предмете.

2. Развитие прослеживающей функции взгляда.

3. Развитие зрительно-двигательной функции глаза.

4. Расслабляющая, укрепляющая зрительная гимнастика.

Образовательные: 

1. Развитие речи, умения отвечать на поставленный вопрос.

2. Закрепление умения выделять, называть геометрические фигуры.

3. Использовать в активной речи понятия обозначающие пространственное расположение, обобщающие понятия «цвет», «оттенки», «геометрические фигуры», понятия «холодные», «тёплые» цвета.
Воспитательные:
1. Формирование эмоционального положительного отношения к образовательной деятельности.

2. Формирование умения внимательно слушать собеседника, активно участвовать в совместной деятельности.

Педагогические технологии:

- игровая технология;

- технология обучения на основе опорных сигналов;

- здоровьесберегающая технология; 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:

- словесные, наглядные, практические, игровые методы;

- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, вопросы, художественное слово;

Предварительная работа: Заучивание считалки. Знакомство со спектром цветов, геометрических фигур.

Оборудование: 

- презентация; интерактивная доска;

- индивидуальные фланелеграфы; карточки-схемы с изображением геометрических фигур; стаканчики с геометрическими фигурами;

- музыкальные записи;

- объёмные цветы, божьи коровки красного цвета, но разного оттенка;

- 7 колпаков фиолетового цвета, разные по насыщенности;

- конверты с предметным изображением внутри, мелки;

- изображения гномов, прищепки с «облачками» определённого цвета, оттенка;

- лазерная указка; зрительный тренажёр на стене;

- зрительный тренажёр «бабочки», созданный в программе Paint;

- аппликация «радуга»;

План – конспект НОД:

1.Организационный момент.

  • Приветствие гостей, коммуникативная игра «Назови свое имя!»

Цель: Развитие коммуникативной деятельности, формирование положительного настроя на игру.

  • Введение в тему занятия.

Цель: Знакомство детей с темой занятия. Введение детей в игровую деятельность.

2. Основная часть.

  • Задание 1. Игра со стаканчиками «Найди одинаковые фигуры».

Цель: Закрепление умения выделять, называть геометрические фигуры.

Педагог предлагает детям, двигаться по залу под музыку. Когда музыка затихает, дети должны выбрать стаканчик с геометрическими фигурами, такими же как на карточке-схеме и закрыть такие же фигуры на индивидуальных фланелеграфах.

В процессе игры дети закрепляют представления о геометрических фигурах, их названия. Развивают произвольное внимание, умение выделять глазами из множества необходимую фигуру, соотносить одинаковые фигуры. Развивают умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, ориентируясь на карточку-схему и музыку.

  • Задание 2. Игра «Угадай, что нарисовано».

Цель: Закрепление предметных представлений, умения узнавать зашумлённое изображение предмета.

Педагог предлагает детям выбрать себе конверты, расположить перед собой так, чтобы «метка» была в верхнем левом углу, выбрать мелок любого цвета, назвав его заштриховать конверт слева – направо. Затем рассмотреть проявившееся изображение предмета и назвать его.

В процессе игры у ребенка развивается целостность восприятия, мелкая моторики, ориентировка на плоскости относительно себя.

  • Задание 3. Зрительная гимнастика «Бабочки».

Цель: Развитие функции фиксации взгляда на удалённом предмете.

В процессе данной деятельности проводится профилактическая работа по снятию зрительного напряжения, развивается зрительная функция – фиксация на предмете.

  • Задание 4. Игра «Посади божью коровку на свой цветок»

Цель: Закрепление умения дифференцировать оттенки красного цвета, соотносить одинаковые предметы по оттенку.

Педагог предлагает детям пройти на цветочную поляну и каждую божью коровку посадить на цветок такого же оттенка. В конце игры дети подводят итог, что у каждого цвета есть множество оттенков.

В процессе игры формируется умение дифференцировать оттенки одного цвета по насыщенности. Развивается произвольное внимание, скорость реакции.

  • Задание 5. Работа с настенным зрительным тренажёром.

Цель: Развитие прослеживающей функции глаз.

Педагог предлагает детям встать на напольные метки, лицом к тренажёру. Педагог называет направление движения лазерной указки, один ребёнок показывает направление, все вместе дети называют маршрут.

В процессе данной игры дети закрепляют названия геометрических фигур, основных цветов, понятия обозначающие направления. У детей развивается прослеживающая функция глаз.

  • Задание 6. Игра «Помоги гному разложить колпаки от тёмного к светлому».

Цель: Закрепление умения выкладывать сериационный ряд от тёмного к светлому из шести предметов фиолетового цвета.

Педагог предлагает детям помочь гному разложить колпаки от тёмного к светлому и найти колпак, который не подходит по оттенку.

В процессе данной игры у детей развивается функция цветоразличения, умение выделять темные и светлые тона. Закрепляются представления о многообразии оттенков фиолетового цвета.

  • Задание 7. Игра «Подбери заплатки к костюму гнома».

Цель: Закрепление умения соотносить, называть, дифференцировать основные цвета по светлоте.

Педагог предлагает детям к изображению гнома подобрать «заплатку» на прищепках точно такого же цвета, оттенка.

В процессе данной игры развивается функция цветовосприятия - дети учатся выделять основные цвета, подбирать к ним оттенки, называть их; дифференцировать похожие цвета (синий-фиолетовый-голубой, желтый-красный-оранжевый, зелёный-салатовый, коричневый-черный, красный-малиновый-розовый, оранжевый-бежевый).

  • Задание 8. Игра «Разноцветная радуга».

Цель: Закрепление представлений о тёплых и холодных цветах.

Педагог предлагает детям на карте назвать цвета; полоской такого же цвета с помощью клея соединить одинаковые фигуры по цвету и оттенку.

В процессе этой игры дети закрепляют представления о холодных и тёплых цветах, учатся их выделять из множества, находить одинаковые по цвету и оттенку, дифференцировать близкие по насыщенности. У детей развивается прослеживающая функция глаз, концентрация внимания, мышление, мелкая моторика.

3. Итог занятия.

  • Задание 9. Рефлексия.

Цель: Подвести итоги занятия. Выяснить трудности и успехи детей. Их желание и отношение к предложенным играм.

Л.А. Бойко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, тема "Транспорт"

Презентация содержит материал по систематизации полученных знаний по теме "Транспорт"...

Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Выступление на методическом объединении психологов:«Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением зрения»....

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

"Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"

В статье говорится о важности подбора качественного изобразительного материала и необходимости применения тренировочных заданий в ходе предварительной работы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию у детей младшего дошкольного возраста c нарушением зрения Тема: «В гости к трем медведям».

АннотацияСоставитель: Кудрявцева Екатерина Олеговна – воспитатель.Район, ОУ : Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида...

"Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения. Изготовление игр из бросового материал."

О развитии цветовосприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения изготавливая игры из бросового материал....