Картотека по пальчиковой гимнастики
картотека на тему

Горина Мария Геннадьевна

Картотека  воспитателям и родителям для проведения пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_p._g.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека.

Тема «Пальчики играют».

1.«Мальчик-пальчик»

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Мальчик – пальчик, где ты был?                                                                                                    

                С    этим братцем в лес ходил.                                                                                                         С этим братцем щи варил.                                                                                                                                                    С этим братцем кашу ел.                                                                                                                

   С этим братцем песни пел.

2. «Знакомимся с пальчиками»

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

3. «Дружба»  (соединять одинаковые пальчики рук).

- Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в «замок»).                                            

  -  Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).                                              - Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев).                                                      - Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).                                                                                                                            - Дружат малые ежата, (касание указательных пальцев обеих рук).                                             - Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев).                                          

     - Вот как разыгрались,                                                                                                                           - По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями).

4.«На работу».

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

(широко расставить пальцы в стороны)

На работу им пора.

Тема «Угадай кто я»

1.«Жук» (мезинец и указательный палец развести в разные стороны, остальные прижать к ладони)

Жу-жу-жу-жу-жу,

На ветке сижу,

Букву «ж» не все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

2.«Белка» (Средний и указательный пальцы правой руки согните и направьте вверх, остальные прижмите к ладони)

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонек?

3. «Воробей» (скрестить большие пальцы и помахать кистями рук)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

4. «Ежик» (Ладони соединить, пальцы скрестить)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

5. «Собака» (ладонь на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх, остальные пальцы крепко сомкнуть, опускать и поднимать мизинец)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк.

Две медали не груди.

Лучше в дом не заходи.

6. «Кот»  (поджать подушечки пальцев к верхней части ладоней, промурлыкать : «Мур-мур-мяу», выпрямить и растопырить пальцы)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается.

7. «Слон» (большой палец и мизинец – задние ноги слона, указательный и безымянный – передние, средний палец – хобот, пройти по столу/коленям )

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

8. «Заяц» (указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты большим пальцем к ладони)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Тема «Птицы, насекомые».

1. «Шла кукушка»

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять мух!

2.  «Курочка и цыплятки»

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).

3. «Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

4. «Комарики»

Летом солнышко печёт

Очень-очень горячо.

(Кисти рук с разведенными пальцами над головой).

Отдохнуть бы от жары,

Да мешают комары.

(Пальцы сжаты в кулачок, средний палец выдвинут вперед и согнут – «хоботок»)

«З-з-з», - комарики звенят

И кусают всех подряд.

(«Хоботком» дотрагиваться до руки, головы, коленок).

Мы в ладоши – хлоп-хлоп-хлоп,

(хлопнуть в ладоши перед собой, вверху, внизу)

Мы комариков – шлеп-шлеп.

(хлопнуть в ладоши справа, слева)

По коленочкам – хлоп-хлоп

(Ладонями похлопать по коленкам)

И по плечикам – шлеп-шлеп.

(Ладонями похлопать по плечикам)

Сел комарик к нам на лоб – хлоп!

(Дотронуться до лба ладонью)

Тема «Растения».

1.«Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

(пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)

И в лукошко собираю.

(обе ладошки складываете перед собой чашечкой)

Будет полное лукошко.

(одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

(одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)

Легким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

2.«Цветы»

Наши красные цветочки

(прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки.

 (Потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, 

(затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет.

 (Кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки

Закрывают лепесточки, (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Они тихо засыпают,

И головками кивают.

(Качаем кистями-лодочками вперед-назад).

3. «Солим капусту»

Мы капусту рубим, рубим,

(на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней движения вверх-вниз)

Мы капусту режем, режем (ребрами ладоней движения вперед-назад)

Мы капусту солим, солим,

(обе руки сложены щепотью и «солят»)

Мы капусту мнем, мнем,

(сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем,

(трем правый сжатый кулачок о левый)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

(перемешиваем – в горизонтальной плоскости)

В бочки плотно набиваем

(ладонь на ладони, «уминаем» капусту)

И в подвалы составляем.

(в таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони)

Эх, вкусная капуста!

(выпрямляемся и гладим себя по животу).

4. «Кактус»

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль»из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сложить ладошки, пальцы скрестить )

Но не  даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

(Уколоть пальчиком ладошку)

Тема «Животные и рыбы».

1.«Ужи»

На болоте –  камыши.

(Руки поставить локтями на стол, пальцы расслаблены)

Там семьей живут ужи.

(Руки лежат на столе, пальцы сжаты щепоткой)

То назад, то вперед

Быстро каждый уж ползет.

(Движения рук, изображающие ползущих змей)

«Ш-ш», – ужики шипят,

(Большой палец отрывать от остальных – ужики открывают рты)

Всюду ищут лягушат.

(Повертеть кистями рук)

2.«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко".

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

1.«Идем в гости»

К Саше гости прибежали,

(Пальчики ребенка «бегут» по столу)

Все друг дружке руки жали.

(Ребенок делает несколько рукопожатий)

Здравствуй, Жора!

(Большие и указательные пальцы соединяются между собой подушечками, образуя колечко)

Здравствуй, Жанна!

(ребенок соединяет подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Сережа!

(ребенок соединяет в приветствии подушечки больших и безымянных пальцев)

Рад, Снежана!

(ребенок соединяет в приветствии подушечки больших пальцев и мизинчиков)

Не хотите ль пирожок?

(ребенок соединяет ладошки в виде пирожка)

Может, коржик?

(ребенок показывает раскрытые ладони)

Иль рожок?

(ребенок сжимает ладошки в кулачки)

Вот драже вам на дорожку,

(ребенок стучит пальчиками одной руки по другой, изображая сыплющееся драже)

Все берите понемножку!

(ребенок пощипывает свою ладошку, как бы собирая драже)

С ручек все стряхнули крошки

(ребенок энергично трясет кистями рук)

И захлопали в ладошки.

(ребенок хлопает в ладоши)

2.        «Ветер»

Ветер дует, задувает,

(локти стоят на столе, кисти соединены у основания, ладони смотрят в разные стороны, качать руками из стороны в сторону)

Пальму в стороны качает,

(ладони лежат на столе, пальчики согнуты)

А под пальмой краб сидит

(пошевелить пальчиками)

И клешнями шевелит.

(кисти перекрещены, помахать ими)

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

(ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения)

Под водой на глубине

(кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты)

Крокодил лежит на дне.

(открывать и закрывать «пасть крокодила»)

Тема: «Прогулка зимой»

1.(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

2.«Мои пальчики расскажут»

Мои пальчики расскажут,

(хлопают в ладоши с растопыренными пальцами)

Что умеют – все покажут.

(Одноименные пальцы обеих рук 4 соприкасаются друг с другом)

Их пять на каждой руке.

(показывают растопыренные пальцы)

Все сделать смогут,

всегда помогут.

(хлопают в ладоши)

Они на дудочке играют,

(здесь и далее движения соответствуют тексту, показывают пальцы обеих рук)

Мячик бросают,Белье стирают,

Пол подметают, Щиплют, ласкают –

Пять и пять моих ловких пальчиков.