"Старая сказка на новый лад"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей cтаршего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staraya_skazka_na_novyy_lad.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Старая сказка на новый лад
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: коммуникация.
Раздел: развитие речи.
Цель: Выявление знаний детей по развитию речи.
Программное содержание.
Задачи.
Образовательная: Формировать навыки связной речи, закреплять умение пересказывать короткий текст с опорой на сюжетные картинки. Упражнять в практическом употреблении предлогов с, на, по, к; в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, в подборе слов – антонимов.
Развивающая: Развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки звукового анализа. Развивать внимание, мышление, память. Развивать мелкую моторику.
Воспитательная: Прививать интерес к образовательной деятельности, используя сказкотерапию, воспитывать доброту.
Пособия.
Демонстрационный материал: макет дома с вырезанными окнами, игрушки би – ба – бо (заяц, волк, медведь, лиса), колобок из теста, грамзапись «Голоса птиц», картинки для пересказа. Раздаточный материал: картинки для звукового анализа, камешки – фишки, сосновые иголки.
Методы:
1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Практический, игровой.
Приемы:
- Беседа, договаривание отрывка из сказки, пересказ сказки.
- Использование картинок для пересказа.
- Д/игра "Назови ласково", д/и "Скажи наоборот».
- Выполнение звукового анализа с использованием камешков, превращение колобка в ежика.
Ход работы.
- Оргмомент. Отрывок из сказки «Колобок».
Куда мы с вами попали? В сказку «Колобок». Как начинается сказка?
- Развитие мелкой моторики.
Поможем бабе скатать колобка. (Скатанного колобка надо положить в окошко).
- Психогимнастика.
Пока баба печет, мы изобразим толстощекого колобка. Покажите, как колобок улыбается, как удивляется.
- Практическое употребление предлогов.
Вот колобок и испекся (достаем из домика другого колобка, раскрашенного).
Спрыгнул колобок с окна, покатился по дорожке, подкатился к елке, решил отдохнуть на полянке. Откуда спрыгнул колобок? Где покатился? Куда подкатился? Где решил отдохнуть?
(Дети отвечают, голосом выделяя предлоги.)
- Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
( Звучит грамзапись «Голоса птиц».)
Сядем на полянке вместе с колобком, отдохнем. Хорошо в лесу, солнышко светит, поют птицы. Прислушался колобок к голосам птиц, решил их ласково назвать: кукушка – кукушечка, воробей -, синица -, сова -, ворона -.
- Звуковой анализ слов.
Вдруг из-за елки выскочил заяц. Что говорит заяц? «Колобок, колобок, я тебя съем». Что отвечает колобок? «Не ешь меня, …». А заяц говорит: «Не надо мне твою песенку, помоги мне лучше с заданием справиться». Дали зайцу в лесной школе задание: сделать звуковой анализ слов, а он не знает, как это выполнять. Давайте сделаем все вместе, быстрей получится.
(Дети берут карточки, обращают внимание, что нет фишек. В результате наводящих вопросов, приходят к выводу, что фишки можно заменить камешками.)
Звуковой анализ слов: КОТ, ДОМ, МАК, ЛУК, ЖУК, СОК. Сколько звуков в слове? Назовите гласный звук. Какой первый звук? Какой последний?
- Подбор антонимов.
Помог колобок зайцу и покатится дольше. Катится, катится, а навстречу ему…волк. Что волк говорит? Что колобок отвечает? И запел (Дети пропевают песенку колобка). Не понравилась волку песенка. Почему? Он злой, сердитый, скучно ему. И решил колобок сказать волку, каким надо быть, чтоб скучно не было. Надо быть не злым, а … Не хмурым , а … Не вредным, а … Не ссориться, а… Быть не врагом, а… И тогда тебе будет не скучно, а…
- Развитие связной речи. Пересказ сказки «Лиса и козел» с опорой на сюжетные картинки.
Поблагодарил волк колобка и колобок покатился дальше. Катится, катится, а навстречу ему…медведь. Говорит медведь: «Колобок, ...», а колобок отвечает: «Не ешь меня,…». Не хочет медведь песенку слушать, не до песенок ему. А что же произошло с медведем? Садитесь и послушайте. Весной проснулись в берлоге у медведя маленькие медвежата и просят папу рассказать им сказку. Медведь уже все сказки рассказал, новых не знает. Придется ему помочь.
Логопед рассказывает сказку «Лиса и козел».
После эмоциональной паузы логопед спрашивает: какая лиса в сказке? Почему? Какой в сказке козел? Почему так думаете? Логопед обращается к медведю: «Запомнил, медведь, сказку, сможешь рассказать медвежатам?» Нет, медведь не запомнил.
Беседа по содержанию. Как называется сказка? Что случилось с лисой? Почему она упала в колодец? Кто шел мимо? Что он спросил у лисы? Что ответила лиса? Поверил козел лисе? Что потом сделала лиса? Чем заканчивается сказка? Повторный рассказ логопедом с установкой на пересказ. (Выставляются картинки).
Рассказывание детьми (2 – 3 ребенка по частям и 1 ребенок целиком ).
- Развитие мелкой моторики.
Колобок покатился дальше. Катится, катится, а навстречу ему…лиса. Говорит лиса: «Колобок, ...», а колобок отвечает: «Не ешь меня,…». И запел: «Я колобок, колобок….». А лиса говорит: «Что – то я стала…». Понял колобок, что лиса его сейчас съест и скорей от нее. Что делать колобку? Давайте спасать колобка от лисы. Смотрите, тут ежики, а рядом - иголки от сосны, возьмите по пять иголок, воткните в спинку колобку. Сколько иголок надо взять? На кого стал колобок похож? Узнает теперь лиса колобка?
И стал с тех пор колобок в лесу жить, с ежиками дружить. А лиса к нему не подходит, боится уколоться. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.
- Итог работы.
Понравилась вам сказка? А что вам больше всего понравилось? Оставим наших друзей в сказке, а сами вернемся в детский сад.
Роденбергер Е. М., учитель – логопед
МАДОУ детский сад «Ромашка»
Г. Советский, ХМАО - Югра