"Старая сказка на новый лад"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

  Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей cтаршего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staraya_skazka_na_novyy_lad.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Старая сказка на новый лад

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: коммуникация.

Раздел: развитие речи.

Цель: Выявление знаний детей по развитию речи.

Программное содержание.

Задачи.

    Образовательная: Формировать навыки связной речи, закреплять умение пересказывать короткий текст с опорой на сюжетные картинки. Упражнять в практическом употреблении предлогов с, на, по, к; в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, в подборе слов – антонимов.

    Развивающая: Развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки звукового анализа. Развивать внимание, мышление, память. Развивать мелкую моторику.

    Воспитательная: Прививать интерес к образовательной деятельности, используя  сказкотерапию, воспитывать доброту.

Пособия.

Демонстрационный материал: макет дома с вырезанными окнами, игрушки би – ба – бо (заяц, волк, медведь, лиса), колобок из теста, грамзапись «Голоса птиц»,  картинки для пересказа.   Раздаточный материал: картинки для звукового анализа, камешки – фишки,  сосновые иголки.

Методы:

1. Словесный.

2. Наглядный.

3. Практический, игровой.

     Приемы:

  1. Беседа, договаривание отрывка из сказки, пересказ сказки.
  2. Использование картинок для пересказа.
  3. Д/игра "Назови ласково", д/и "Скажи наоборот».
  4. Выполнение звукового анализа с использованием камешков, превращение колобка в ежика.

Ход работы.

  1. Оргмомент. Отрывок из сказки «Колобок».

Куда мы с вами попали? В сказку «Колобок». Как начинается сказка?

  1. Развитие мелкой моторики.

Поможем бабе скатать колобка.  (Скатанного колобка надо положить в окошко).

  1. Психогимнастика.

 Пока баба  печет, мы изобразим толстощекого колобка. Покажите, как колобок улыбается, как удивляется.

  1. Практическое употребление предлогов.

Вот колобок и испекся (достаем из домика другого колобка, раскрашенного).

Спрыгнул колобок с окна, покатился по дорожке,  подкатился к елке, решил отдохнуть на полянке. Откуда спрыгнул колобок? Где покатился? Куда подкатился? Где решил отдохнуть?

      (Дети отвечают, голосом выделяя предлоги.)

  1. Образование слов с  уменьшительно – ласкательными суффиксами.

( Звучит грамзапись «Голоса птиц».)

Сядем на полянке вместе с колобком, отдохнем. Хорошо в лесу, солнышко светит,  поют птицы. Прислушался колобок к голосам птиц, решил их ласково назвать: кукушка – кукушечка,  воробей -, синица -, сова -, ворона -.  

  1. Звуковой анализ слов.

Вдруг из-за елки выскочил заяц. Что говорит заяц?  «Колобок, колобок, я тебя съем». Что отвечает колобок? «Не ешь меня, …». А заяц говорит: «Не надо мне твою песенку, помоги мне лучше с заданием справиться».  Дали зайцу в лесной школе задание: сделать звуковой анализ слов,  а он не знает, как это  выполнять. Давайте сделаем все вместе, быстрей получится.

      (Дети берут карточки, обращают внимание, что нет фишек.  В результате наводящих вопросов, приходят к выводу, что фишки можно заменить камешками.)

Звуковой анализ слов: КОТ, ДОМ, МАК, ЛУК, ЖУК, СОК. Сколько звуков в слове? Назовите гласный звук. Какой первый звук? Какой последний?

  1. Подбор антонимов.

Помог колобок зайцу и покатится  дольше. Катится, катится, а навстречу ему…волк. Что волк говорит? Что колобок  отвечает?  И запел (Дети пропевают песенку колобка). Не понравилась волку песенка. Почему? Он злой, сердитый, скучно ему. И решил колобок  сказать волку, каким надо быть, чтоб скучно не было. Надо быть не злым, а … Не хмурым , а …  Не вредным,  а … Не ссориться, а… Быть не врагом, а… И тогда тебе будет не скучно, а…

  1. Развитие связной речи. Пересказ сказки «Лиса и козел» с опорой на сюжетные картинки.

Поблагодарил волк колобка и колобок покатился дальше. Катится, катится, а навстречу ему…медведь. Говорит медведь: «Колобок, ...»,  а колобок отвечает: «Не ешь меня,…».  Не хочет медведь песенку слушать, не до песенок ему. А что же произошло с медведем? Садитесь и послушайте. Весной проснулись в берлоге у медведя маленькие медвежата и просят папу рассказать им сказку. Медведь уже все сказки рассказал, новых не знает. Придется ему помочь.

Логопед рассказывает сказку «Лиса и козел».

После эмоциональной паузы логопед спрашивает: какая лиса в сказке? Почему? Какой в сказке козел? Почему так думаете? Логопед обращается к медведю: «Запомнил,  медведь, сказку, сможешь рассказать медвежатам?»  Нет, медведь не запомнил.

 Беседа по содержанию. Как называется сказка? Что случилось с лисой? Почему она упала в колодец? Кто шел мимо? Что он спросил у лисы? Что ответила лиса? Поверил козел лисе? Что потом сделала лиса? Чем заканчивается сказка? Повторный рассказ логопедом с установкой на пересказ. (Выставляются картинки).

Рассказывание детьми (2 – 3 ребенка по частям и 1 ребенок целиком ).

  1. Развитие мелкой моторики.

Колобок покатился дальше. Катится, катится, а навстречу ему…лиса.  Говорит лиса: «Колобок, ...»,  а колобок отвечает: «Не ешь меня,…».  И запел: «Я колобок, колобок….». А лиса говорит: «Что – то я стала…». Понял колобок, что лиса его сейчас съест и скорей от нее. Что делать колобку? Давайте спасать колобка от лисы. Смотрите, тут ежики, а рядом -  иголки от сосны, возьмите по пять  иголок, воткните в спинку колобку. Сколько иголок надо взять? На кого стал колобок похож? Узнает теперь лиса колобка?

И стал с тех пор колобок в лесу жить, с ежиками дружить. А лиса к нему не подходит, боится уколоться. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.

  1. Итог работы.

Понравилась вам сказка? А что вам больше всего понравилось? Оставим наших друзей в сказке, а сами вернемся в детский сад.

Роденбергер Е. М., учитель – логопед

МАДОУ детский сад «Ромашка»

Г. Советский, ХМАО - Югра